Страницы

среда, 6 июня 2018 г.

Русская классика - лучший учебник жизни

В Год литературы мы начали публиковать статьи из периодических изданий, выписываемых нашей библиотекой, в которых говорится о роли художественной литературы в становлении человека как личности, в формировании мировоззрения молодёжи. В одном из номеров газеты «Кубань сегодня» была опубликована статья Сергей Килина «Лучший учебник жизни». В то время автор был начальником управления по делам молодёжи администрации Краснодара, сейчас он – заместитель министра образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края. Внимательно читая статью,  а также его многочисленные посты на собственном сайте и страничке «В Контакте», убеждаешься, что руководит молодёжной политикой на Кубани умный, интересный, широко мыслящий человек. Цитирует классиков, читает Гегеля и Достоевского, слушает Высоцкого и Цоя, любит путешествовать, наслаждается природой. Сергей Килин делится со своими подписчиками мнением о прочитанных книгах, причём рецензии очень похожи на профессиональные, хотя среди его трёх высших образований нет ни одного литературного. В людях ценит умение дружить, желание творить доброе, стремление к познанию мира. Нравственность ставит выше ума. О воспитании патриотизма говорит фразой Антона Павловича Чехова: «Не спрашивай, что дала тебе Родина. Скажи лучше, что ты сделал для нее». В статье Сергей Владимирович Килин отвечает на вопрос,  что конкретно может дать человеку классическая литература.
ЛУЧШИЙ УЧЕБНИК ЖИЗНИ
​​Всем известно влияние литературы на наше сознание. Формируя мировоззрение, она непосредственно участвует в становлении личности. Имея совершенно разное содержание, художественная литература привносит в нее те либо иные характерные качества, меняет личность человека. Содержание художественных произведений всегда в нас, поэтому и наше сознание непосредственно зависит от литературы. С самого детства нас сопровождают книги. Сначала сказки ‒ они рассказывают о жизни, о природе, о людях, знакомят с элементами проявления добра и зла. Не случайно в народе возникла поговорка: «Сказка ‒ ложь, да в ней намек ‒ добрым молодцам урок!». Потом мы начинаем читать другие книги ‒ о реальной жизни, здесь определяющей для нас становится русская литература.

Русская классическая литература ‒ это признанные поколениями текстовые произведения, являющиеся образцовыми для определённой эпохи и отображающие дух русского народа этой эпохи. ​Ценности ‒ социальные характеристики объектов, выявляющие их положительное или отрицательное значения для человека и общества (добро и зло, прекрасное и безобразное и т.д.). Ценности служат основными регуляторами поведения людей и всегда носят конкретно-исторический характер. Ценностные ориентации выделяют значимое, существенное для данного человека, отдаляя их от незначительного, несущественного. В ценностях заложена мотивация личности, убеждения человека, его привязанности и нравственные принципы. Ценности могут быть материальные и духовные, общественные, народные, индивидуальные, классовые. По типу потребностей субъекта различают ценности моральные, экономические, политические, религиозные и другие.
Определим связь этих понятий с молодёжной политикой. Говоря о системе воспитания, чем, по сути, и является молодёжная политика, мы говорим об общественных ценностях, которые хотим привить подрастающему поколению. Важность воспитательного процесса ‒ это отдельная тема, в контексте этой статьи достаточно привести лишь слова британского педагога и философа Джона Локка: «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть ‒ добрыми или злыми, полезными или нет ‒ благодаря воспитанию». Вот здесь и возникает основной вопрос. Каким образом молодой человек сможет узнать, понять, а потом принять эти ценности? Ведь не всем дано родиться мудрыми, да и любые способности без развития не раскроются сами по себе, не распутают бесконечно сложные общественные отношения.
Важное значение в социальном познании имеет процедура понимания. Обыденность понимания, коим, к сожалению, обладает общественное большинство, не дает смыслового содержания познаваемого объекта, более того, создает иллюзию всезнайства, тем самым вводя человека в заблуждение. Современный образовательный процесс, основанный на изучении частных наук, также отдаляет сознание от философского размышления, здесь уместны слова Конфуция: «Учиться и не размышлять ‒ напрасно терять время; размышлять не учась ‒ опасно».
Нам нужно учиться понимать друг друга. Все начинается с языка. Он задает исходные схемы человеческой ориентации в мире, он же участвует в образовании понятий. «В языковом оформлении человеческого опыта мира…обретает голос само сущее…» (Мартин Хайдеггер). Проще говоря, мы мыслим словами, которые дал нам язык.
Человек ведёт диалог не только с другими, но и с самим собой, заглядывая в глубины своей психики, меняясь при этом и опосредованно меняя других. Понимание ‒ это всегда диалог личностей, текстов, мыслей, культур. В диалоге раскрывается субъективное, логика диалога ‒ как эксперимент в естественных науках. Любой художественный текст ‒ источник множества его пониманий, и понимание его автором ‒ одно из них. С возрастом мы иначе воспринимаем разные произведения, находим в них новое, которое не могло появиться без приобретённого в жизни опыта. Кроме этого, каждая эпоха открывает в великих произведения что-то свое, новое понимание «снимает» старый смысл, переоценивает его.
Разумеется, речь идет о гуманитарных текстах, а не о естественнонаучных работах. Художественные произведения ‒ лучшие учебники жизни во всей полноте её проявлений. Такая полнота недоступна образованию, принявшему излишне специализированную, прагматичную форму, и это не только сужает возможность образования, но и является серьёзной причиной падения нравов. Вследствие этого ‒ снижение общей культуры, проявление обывательской психологии, серости и эгоизма.
Что же конкретно может дать человеку литература?
Первое ‒ это познание мира другого человека, иначе, восприятие чужой субъективности. Читая, мы сможем уберечь себя от эгоцентризма, окрасим реальность цветными красками. Только художественные произведения позволяют с высокой долей эффективности увидеть мир другими глазами.
​Второе. Мы начинаем изучать социальные связи. Мир, в котором мы живем, в определённой мере, особенно с возрастом, начинает для нас носить бытовой характер, то есть мы не выходим за установленные ближайшим окружением рамки, таким образом, не можем прочувствовать многогранные общественные взаимосвязи. Сюжет произведения ‒ первый помощник в этом деле.
 ​Третье. Размышляя над действиями и поведением героев произведений, мы начинаем оценивать и понимать их мотивацию, ценностные ориентиры, человеческие качества.
​Четвёртое. С учётом поступков героев произведений мы начинаем критически относиться к поступкам собственным. Критика ‒ это способ духовной деятельности, основная задача которого ‒ целостная оценка явления с выявлением его противоречий, сильных и слабых сторон и т.д.
 Наконец, пятое. В логике и методологии своего мышления за сотни лет человек практически не изменился. Сегодня труды античных философов также актуальны, как и в далёком прошлом. Так и русская классическая литература, которая в нашем понимании охватывает период с 17 века по настоящее время, включила в себя все жизненные случаи, ситуации, причины и следствия, с которыми мы встречаемся сегодня и с которыми встретимся завтра. В художественных произведениях мы можем найти ответы на все личные вопросы, возникающие в нашем сознании ежеминутно, опираясь при этом на нравственные ценности, близкие нам по духу.
​На этом моменте мы переходим к особо важному моменту ‒ влиянию на наше сознание русской классической литературы. Для более полного раскрытия темы, следует выявить основные отличия русской классической литературы от зарубежной.
Изначально русская литература возникала с ориентацией на очень узкий круг грамотных людей, оставляя огромному слою не допущенных к образованию людей лишь фольклор. Слой грамотных людей был представлен деятелями церкви и государства, поэтому русской литературе была свойственна духовность и государственность. В дальнейшем духовность в ходе усиления светского начала в русской культуре преобразовалась в «душевность». Отсюда ‒ особая задушевность произведений русской классики, заставившая иностранцев говорить о «загадочной русской душе». Мы можем с уверенностью сказать о православном начале русской классической литературы. Именно христианские традиции определяют её глубину и значимость. К наиболее важным традициям русской литературы можно отнести: внимание к духовным проблемам, нравственности, совести, поиск жизненной правды, истины;   учительство, восприятие писателей как духовных наставников;  отражение идеи соборности.
Для европейских стран того времени уже было характерно развитие форм массовой, развлекательной культуры, ориентированной на средние и нижние социальные слои. С учетом развивающегося социализма внимание основной массы людей, не обремененных духовным развитием, было направлено на приключения, мелодрамы, детективы ‒ все те жанры, которые привлекательны с точки зрения времяпрепровождения для очень широкого круга читателей.
Русская классическая литература раскрывает те человеческие качества, которые позволяют нам с успехом сосуществовать в обществе. У каждого народа есть своя национальная система воспитания. Так вот российская ‒ это русская классическая литература, которая передаёт нам традиции и нравственные ориентиры. Здесь уместен популярный сегодня вопрос ‒ неужели мы не проживём с чужими ценностями? Неужели мир развлекательных технологий не обеспечит нам весёлое и непринуждённое существование?
Отрадно, что всё больше в нашем обществе людей образованных, инициативных и энергичных. Однако, односторонне, узкопрофессионально и прагматично настроенные люди иногда бывают гораздо опаснее необразованных.
«Не ум главное, а то, что направляет его, ‒ натура, сердце, благородные свойства, развитие». К сожалению, «в народе началось какое-то неслыханное извращение идей с повсеместным поклонением материализму… началось обожание дармовой наживы, наслаждения без труда». Эти слова Фёдора Михайловича Достоевского, сказанные еще в 19 веке, нужно знать каждому молодому человеку. В них простым и понятным языком сказано о нарождающемся потребительском менталитете, изменяющем ценность жизни, её цель.
 Современное общество ставит человека перед дилеммой: «Иметь или быть?». «Иметь» обозначает потребительское отношение ко всему ‒ к людям, деньгам, образованию, культуре ‒ это когда всё продается и покупается. При этом человек, заблуждаясь, думает, что получает определённую свободу, на самом деле становится зависимым от денег. «Быть» же означает ‒ быть личностью, саморазвиваться, творить добро, не требуя при этом благодарности.
​Обладая богатейшими традициями и огромным позитивным потенциалом, культура нашей страны может отсеивать все, что ей чуждо, непродуктивно, отбирая и усваивая ценное. Русская классическая литература ‒ это бесценный, собранный и накопленный человечеством разумный материал, который несёт в мир любовь и сострадание, а «сострадание ‒ как сказал Достоевский ‒ есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».
Молодёжная политика, как современный инструментарий воспитания молодёжи, должна уверенно опираться на русскую литературу. Однако констатировать необходимость недостаточно, нужны действенные способы просвещения молодёжи, не императивные, а такие, благодаря которым, молодой человек сам бы принял решение искать истину в книгах.
В современном информационном пространстве сделать это не просто, но вполне возможно. Разумеется, дело не только в развитии системы библиотек. Будем откровенны, отчёты о многочисленных посетителях классических библиотек явно преувеличены. Но важно здесь другое, в погоне за цифрами ответственные работники и их руководители безвозвратно теряют время ‒ ведь молодёжь уже не пойдёт в библиотеки только из-за их наличия. Информационная среда позволяет без труда найти любой источник в сети. Тем же, кто привык к традиционному бумажному формату книги, уровень благосостояния и развитый книжный рынок позволяют приобрести всё, что душе угодно. Возникает резонный вопрос ‒ неужели библиотеки, служившие тысячелетиями бесценным кладезем знаний, накопленных человечеством и передаваемых из поколения в поколения, уходят в небытие? Ответ не утешает, ведь если вывести из рассмотрения научные библиотеки и те, которые призваны хранить наследие в виде оригиналов произведений, то все остальные, публичные, известные нам в том виде, в котором они существуют на сегодняшний день, к сожалению, уже не несут своей определяющей роли.
Конечно, данный факт не стоит расценивать как умозаключение к сокращению библиотечной системы. Здесь важно понять, что библиотека сегодня должна быть не только книжным архивом, клонирование которого не делает наш народ более читаемым, библиотека должна изменить свои задачи и от материального накопления перейти к действиям по духовному сближению молодого человека с книгой: к популяризации книги, к учительству, как следствие, формированию народного мировоззрения. Задача эта не только библиотекарей, здесь нужна единая государственная стратегия, охватывающая максимальное число причастных к этому органов власти. 
Что касается структур молодёжной политики, то в их деятельности можно использовать несколько практических приёмов ориентации сознания молодого человека в направлении русской классической литературы.
Мы не сможем приблизить общество к художественной литературе без непосредственного участия в её развитии. Создание творческих площадок ‒ один из первых шагов по приобщению молодых людей к книге. Например, действующая в Краснодаре городская поэтическая площадка «Свободный микрофон» даёт возможность молодым поэтам и чтецам открыть себя для других. Желание публичного выступления подталкивает человека к систематической творческой работе, к постоянному совершенствованию, к поиску новых методов поэтического мастерства. Такие площадки объединяют не только людей, имеющих способности к выражению своих мыслей в поэзии, они не только выявляют таланты, они собирают поклонников этого литературного жанра, их знакомых и просто ищущих себя. Возвышенный слог, риторика в повествовании, владение публикой ‒ эти учения всегда привлекали к себе сердца людей. Создание и поддержка таких площадок ‒ необходимое условие накопления творческого потенциала в обществе. 
Театрализованные постановки, организация «Театров юного зрителя», молодежных театров ‒ это весомый сегмент творческих площадок, развивающих художественное восприятие как актёров, так и зрителей, посредственно сближающихся с русской классической литературой. Очень вероятно, что зрители, увидевшие театрализованное представление, из разряда «наблюдателей», перейдут в разряд читателей.
Развитие и выявление творческих талантов, стимулирование литературной увлечённостью невозможно без всякого рода литературных конкурсов. Направлены они должны быть не только на создание художественных произведений, на познание истории русской классической литературы или жизни великих писателей, но и на поиск методов популяризации книги и приобщения к чтению. Идеи, возникшие в сердцах молодых людей, могут быть более приемлемы в современном мире, нежели наработки людей зрелых, субъективный мир которых не так плотно соприкасается с новой реальностью.
Далеко не всегда в качестве приза должно быть материальное вознаграждение. Чтобы не получить обратный эффект, в случае стимулирования творчества на потребительском отношении, нам нужно рассматривать и призы нематериальные. Одним из бесспорно полезных вознаграждений, более того, необходимых, должно стать почитание автора. Это будет приятно не только самому автору и его окружению, но и станет стимулом для других. Это может быть помощь в изготовлении авторских книг, государственная поддержка социальной рекламы молодых авторов: на баннерных поверхностях, на телевидении и в печатных изданиях, выступление в радиоэфире ‒ все эти затраты будут приумножены всплеском творческой активности. 
Кроме этого, признанным молодым поэтам, но в большей мере уже состоявшимся, людям, имеющим определённый литературный опыт и зрелое мышление, нужно давать возможность, а в случаях, и необходимость работать с молодёжью. Различного рода авторские литературные вечера, патриотические беседы, общественные дискуссии, когда тему ведёт человек с глубоким знанием истории и классического художественного творчества, значительно повышают уровень подобных мероприятий.
Настоящий поэт, литератор, лучше других чувствует и понимает душу человека, её взлеты и падения. Такие люди более ясно видят дела добрые и не очень, они более справедливы в суждениях, они искренне радеют за будущее человека.
Владея искусством убеждения, силой слова поэт, как никто другой, может донести до общества нравственные ориентиры и любовь к художественному творчеству. Без участия таких людей в воспитательной работе мы многого не достигнем. Поэтому публичные выступления, встречи с молодёжью на слётах и сменах в различного рода лагерях (например, молодежный центр «Дубрава», в котором ни один слёт не проходит без приглашения известного поэта либо литератора) ‒ также необходимое условие приобщения общества к культуре.
Тема русской классической литературы должна прослеживаться во всех молодёжных мероприятиях, будь то КВН, либо акция за здоровый образ жизни. Везде уместен будет афоризм, связь с литературным героем. Такая ненавязчивая форма подачи всегда будет восприниматься легко и непринуждённо.
Более того, нам необходимо популяризировать не только классических авторов и их произведения, но и героев этих произведений. Нужно научиться видеть в герое прошлых лет лицо современного человека, понимать несколько иной его взгляд на окружающую действительность, различать систему ценностей.
Художественные артефакты, арт-объекты, памятники и символы ‒ также необходимая часть художественного наследия. Они должны быть всегда в поле нашего зрения, мы должны жить в мире художественных героев.
Как вариант, современные виды искусства ‒ например, граффити, привлекающее не только яркостью восприятия, но и идеей, несущей в себе художественную тему. Последние работы уличных художников в краснодарском проекте «КраснодАрт» являют пример стимулирования чтения, погружая наблюдателя в мир фантазий человека, увлечённого книгой. К этому можно добавить модную одежду с именами и изображениями литературных авторов, их цитаты. 
Социальная реклама, активно развивающаяся в последнее время, должна быть ориентирована на непреходящие ценности, должна нести в себе начало доброе, не уклоняться (разумно рассматривать) в сторону сомнительных модных течений. Любое социальное направление можно охарактеризовать словами художественных книг. Таким образом, в проекты современной социальной рекламы целесообразно интегрировать литературное наследие.
Одним из самых эффективных способов мотивации к чтению являются специализированные массовые мероприятия. В частности, можно, подавая в современной, более привычной молодому человеку форме содержание классических произведений, заинтересовать его узнать больше об этих произведениях.
Пример празднования молодежного Дня города «Литературный Краснодар» показал особое внимание к героям и авторам художественных произведений. Многотысячное театрализованное шествие, десятки тематических авторских площадок, объединённых темой русской классической литературы и центральное действие на главной сцене, также посвящённое любви к книгам ‒ всё это, бесспорно, имело положительный эффект, оказав воздействие на участников и организаторов мероприятия. Благодаря этому мероприятию, к теме русской классической литературы в тот день прикоснулось более 100 000 человек!
Подытоживая вышеперечисленный перечень необходимых действий, стоит отметить одно условие, при котором возможно достижение цели. Таковым является вера и любовь к художественной литературе тех людей, которые отвечают за данное направление. Без их любви к чтению, без их искреннего признания её важности, постоянного самосовершенствования, невозможно в полной мере передать как само увлечение чтением, так и любовь к книгам. В этом процессе, кроме технической стороны, есть эмоциональная, чувственная, которая и является проводником этой любви, без неё любое чтение может превратиться либо в действие утилитарное, либо насильственное. Здесь же важна свобода, как сознательный выбор мира классической литературы, постигая который мы меняем не только себя, но и мир вокруг нас.
В заключении стоит сказать, что русская художественная литература является для нас не только ориентиром нравственности и духовного богатства, она направляет нас по пути добра и справедливости, любви и сострадания. Следуя высоким целям, будучи предостороженными пророческими произведениями от великих опасностей, от порочных действий, мы сможем сделать человека сильней, избежать при этом больших народных трагедий и изменить мир к лучшему.
Сергей Килин, начальник управления по делам молодёжи администрации Краснодара
(По материалам газеты "Кубань сегодня")
Источник:     Килин, С. (начальник управления по делам молодёжи администрации Краснодара).     Лучший учебник жизни [Текст] : о влиянии литературы на наше сознание / С. Килин // Кубань сегодня. - 2014. - 25 ноября. - С. 14-15.

Комментариев нет:

Отправить комментарий