Страницы

суббота, 25 августа 2018 г.

Земля каневская (история переселения казаков на Кубань и основание нашей станицы)

Близится праздник – очередной день станицы Каневской. А что мы знаем об истории своей станицы, кроме того, что была она основана в 1794 году? Оказывается, не так уж мало. В этом убеждаешься, внимательно читая исторические очерки Фёдора Сидоренко, объединённые в книгу «Земля каневская». Самый первый очерк называется «Земля и события», в котором автор рассказывает не только о переселении казаков на Кубань, но и о том, какие народы жили здесь до наших предков, о многочисленных тайнах, которые хранит наша земля. Кто выращивал сады, плодами которых спасались от голода переселенцы-казаки? Кто и зачем обустроил на одном из речных островов яму, выложенную булыжником? Многие вопросы так и остались без ответов. На другие ответить краеведу помогли труды Ф.Щербины, записки атамана Рашпиля, посетившего Каневскую в 1849 году. Пригодились и записи станичного атамана Гречаного, подробно описавшего количество домов, мельниц, коров и даже ульев, имевшихся в станице. Все эти факты добыты автором в краевом архиве, а мы можем здесь прочитать первый очерк из книги.
ЗЕМЛЯ И СОБЫТИЯ

30 июня 1792 года Черноморским казакам императрицей Екатериной II была вы­дана Жалованная грамота.
«Усердная и ревностная Войска Черноморского Нам служба, доказанная в течение благополучно оконченной с Портою Оттоманскую войны, храбрыми и мужественными на суше и водах подвигами... Мы потому, желая воздать заслугам Войска Черноморс­кого утверждением всегдашнего его благосостояния и доставлением способов к благо­получному пребыванию, всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение состоящей в области Таврической остров Финагорию со всей землей, лежащей на правой стороне Кубани, от устья ее к Усть-Лабинскому редуту так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли...».
Жалованная грамота явилась документом, на основе которого было проведено пере­селение в 1792-1793 годах основного состава Черноморского войска до 25 тысяч чело­век: на новых землях бывшие запорожцы основали 40 куреней (с 1842 г. станиц). В результате нескольких земельных размежеваний за Каневской станицей к 1890 году было закреплено земли: пахотной - 30 тыс. десятин, сенокосов - 4574 десятин, выпасов-толок - 3755 десятин, плавней - 1980 десятин, кустарников - 12 десятин. Всего 40620 десятин. К 1890 году почти вся земля была раскорчевана от терновников, орешника и других кустарников. Землепользование коренных жителей казаков через каждые три года перераспределялось согласно сложной процедуре установления паев. Земля вы­делялась только на мужчин, достигших 17-ти летнего возраста.
Первоначально казаки не любили хлебопашество за его тяжелый труд по распашке земли. Занимались, в основном, разведением крупного рогатого скота и овец. Пример­но с 1840 года в курене увеличилось число хуторов, семьи казаков стали возделывать пшеницу, рожь, просо. Получив надел земли, каждая семья часть земли отводила под распашку и посев, в основном, пшеницы. Затем отводилась земля под сенокос, толоку, для выпаса скота. Остальную землю оставляли под пар, который засевали осенью ози­мой пшеницей.
К 60-м годам Кубань полностью удовлетворяла свои потребности в хлебе, а с 70-х годов значительные излишки пшеницы продавались, в том числе и за границу. Полу­чая хороший доход от продажи пшеницы, казацкие семьи увеличивали ее посев.
Территория нашего района с древнейших времен была «проходным двором» коче­вых племен, сменивших друг друга. Первоначально прошли нашу степь народы, не оставившие своих имен, но создавшие многочисленные курганы. Первоначально это были киммерийцы, жившие в Причерноморье и Северном Кавказе в 8-10 веках до нашей эры, затем их вытеснили скифы, жившие в 7 веке до нашей эры и до 2 века нашей эры. Об истории скифов известно уже значительно больше из описания их жизни и быта греческими и арабскими историками. Большинство курганов на Северном Кавказе имеют скифское происхождение.
У нас на землях района по инвентаризации 1949-1951 годов насчитывалось 43 больших и малых курганов. Сейчас курганов сохранилось меньше, многие распаханы. Даже в станице Каневской было три кургана. Самый большой из них был около средней школы № 3. В 1961 году он был ликвидирован, а земля использована на дорожное строительство.
Известно, что в 1910 году учителем Оверя И.А. был раскопан курган «цегловая могыла», расположенный во 2-м отделении «Колос». Торговцы станицы собрали день­ги, на которые Оверя И.А. нанял бригаду землекопов, которая работала на трассе стро­ящейся железной дороги, и в течение двух недель крестообразно был раскопан курган. При раскопке кургана были обнаружены только небольшие каменные предметы: наконечники стрел, различные скребки и ножи. Все собранные предметы далекого про­шлого были переданы в краевой музей.
Путем завоеваний скифы распространили свою злость на Балканский полуостров и на Малую Азию. Персидский царь Дарий в 512 - 514 годах до новой эры, собрав 800 тысячную армию, начал войну против скифов. Ски­фы заманили армию Дария в глубь Причерноморских степей до реки Дона, где почти вся его армия погибла, а сам царь Дарий бежал в Персию. По побережью Азовского моря и на предгорьях Кавказских гор в 6 веке до новой эры и до 4 века новой эры жили оседлые племена меотов. Это название они получили от древнего названия Азовского моря - меотида. Меоты занимались рыболовством, скотоводством и торговлей с греческими колониями Тамани и Крыма. Меотами, как отважным воинственным народом, восхищались греческие писатели.
С остатками некогда могущественной Скифии и Меольтиды покончили новые завоеватели - кочевники готы.
В середине III века нашей эры готы распространили свои завоевания на весь Север­ный Кавказ, Причерноморье до Дуная.
В 410 году готы захватывают столицу западно-римской империи - город Рим и устанавливают свое господство на значительную территорию Западной Европы.
В 4 веке Северный Кавказ, Причерноморье и Восточно-европейские страны захва­тывают тюрско-язычные племена гуннов. Это время в истории называют «великим переселением народов». Главным занятием гунов была война. Будучи жестокими, они не только захватывали продукты труда покоренных народов, но и физически уничто­жали покоренные народы. «Гунны - выходцы из Центральной Азии, народ тюрского происхождения. Человеческая цивилизация не знает в своей истории более дикого, варварского народа. Гунны - наездники. Они не знали огня. Пищу употребляли в сыром виде. Каждый воин имел кожаные сумки у седла лошади с сырым мясом. Одежду носили из кожи, меха и холста. Лица, чтобы не росли бороды, во многих местах резали глубокими ранами. Внешний их вид вызывал ужас у других народов. Жили в кибитках, где были их жены и пленные женщины. Их меняли в зависимости от их способностей обслуживать мужчин».
Война для гуннов - это промысел, где они добывали продукты чужого труда. Жесто­кий, немилосердный народ, смерть для них - основное средство наказания.
Не встречая организованного сопротивления, гунны захватили Поволжье, Крым, при­черноморские степи юга Украины, Северный Кавказ и страны Восточной Европы. Ис­торики средневековья свидетельствуют, что гунны захватили Кубань зимой. Перейдя через Керченский пролив, захватили Крым. Встретили организованное сопротивление гунны от франков. Гунны задержали на несколько столетий экономическое и обще­ственное развитие покоренных народов Северного Кавказа и Восточной Европы.
Покоренные народы называли гуннов «бичом божиим».
В 8 веке Северный Кавказ и Волго-Донское междуречье захватывают тюрские пле­мена-хазары. Они образовывают свое государственное объединение - Хазарский Кага­нат. В 965 году киевский князь Святослав Игоревич разгромил войска Каганата и захватил его столицу - город Итиль на Волге.
В 10-13 веках важная экономическая роль на Северном Кавказе принадлежит госу­дарственному объединению ирано-языческих племен Алании (Осетии). Свое господ­ство они распространили почти на весь Северный Кавказ, поддерживали торговые отно­шения с Византией и Киевской Русью.
В 1239 году монгольский завоеватель Батый, сломив упорное сопротивление алан, большую их часть истребил, часть угнал в рабство. Только незначительной части ала­нов (осетин) удалось спастись высоко в горах Кавказа, а отдельные осетинские рода через горные перевалы проникли в Грузию и основали там свою осетинскую автоно­мию. Земли Кубани в это время стали принадлежать татаро-монгольским племенным союзам - Золотой Орде и Крымскому ханству. Начиная с 16 века на Северный Кавказ проникает русское влияние, устанавливаются договорные отношения с государствами Кабарды и Дагестана, происходит переселение русских людей на Терек и предгорья Кавказских гор.
Я описал подробно исторические события, которые свидетельствуют, что примерно 1800 лет Кубань была страной, в которой, сменяя друг друга, проживали десятки челове­ческих цивилизаций. Проживающие в Кубанском крае цивилизации оказывали пря­мое негативное влияние на изменение природы и экологии всего края. Богатые кубан­ские черноземы в течение многих тысячелетий были покрыты лесами. Здесь приволь­но росли: сосна, дуб, граб, береза, ясень, ольха, клен. Леса создавали прекрасные условия для развития животного мира. Здесь в большом количестве водились: медведи, дикие свиньи, олени, дикие козы. Разнообразен и богат был мир птиц: дрофы, фазаны, дикие утки, лыски, чирки, кулики.
В связи с тем, что Кубанская область стала «проходным двором», по которому в течение нескольких столетий перемещалась масса кочевников, стремившаяся уничто­жить друг друга, природе Кубанской области был нанесен непоправимый вред - погиб­ли леса. Бесконечные войны и завоевания вынуждали оборонявшихся обитателей под­жигать лес, как преграду для завоевателей, а самим за это время, когда горел лес, ук­рываться высоко в горах или других труднодоступных местах. Так продолжалось несколько столетий. И после гибели лесов началось развитие диких степей с непроходимыми зарослями орешника, терна, по берегам рек - зарослей ивы. Земля покрывалась травами: буркуном, лебедой, ковылем, полынью. Реки и низины заросли болотной растительностью: камышом, осокой, кугой. Изменился и животный мир: дикие лошади, свиньи, волки, лисы, зайцы. Завоеватели - кочевники не щадили степи. В период нашествия монгольских завоевателей кубанские степи горели так же, как раньше го­рел лес.
С 1774 года по миру с Турцией кубанские степи отошли к России. С этого времени на Кубани начинается русская история. У многих народов древнего Востока и Кавказа сложившийся обычай - привлекать женщин к участию в войнах. У древних меотов женщинам на войне отводилась важная роль - они были искусными мастерами метания арканов и лихими наездниками на лошадях. Во время битвы с противником женщины молниеносно бросали на противника арканы, валили его на землю, где его добивали мужчины-меоты. У аланов - осетин, кабардинцев и других народов Кавказа был обычай: отбирать 12-ти летних девочек в особые команды «безгрудых» женщин- воинов. Обычно такие девочки по торсу обматывались толстой кожей диких зверей и зашнуровывались на спине. Шкуры носили до 17-18 лет и девочки вырастали безгрудыми, похожими на юношей. Их все эти годы обучали джигитовке на лошадях, бросанию копья и дротиков, пользованием мечем и копьем. Такие женщины назывались амазонками. Еще Александр Македонский со своими воинами в 4 веке до новой эры столкнулся с персидскими женщинами-амазонками. Амазонок на войне применяли и скифы. В их командах было правило: амазонки могут вступить в брак с воином-героем, если в битве убьет трех врагов. В плен амазонки почти не попадали, только тяжелора­неными. Когда монголы в 1239 году разгромили войска аланов, ими было взято в плен несколько десятков амазонок. Их подвергли изуверской казни. Живыми посадили на острые колья.
На землях Кубани, которые с 1774 года отошли к России, кочевало три татарских орды: Едисанская орда около 20 тысяч кибиток - 120 тысяч человек, Джембойлукская орда - 11 тысяч кибиток - 70 тысяч человек и Буджакская орда, которая находилась год контролем Крымского ханства. Между ордами шли бесконечные противоречия, которые заканчивались кровопролитными войнами.
С 1778 года на Кубань, на должность командующего русским военным корпусом, прибыл А.В. Суворов, который укреплял границу строительством крепостей - редутов.
28 июня 1783 года в день вошествия Екатерины II на престол, Суворов решил обра­тить джембойлукскую орду в подданство России. Он устроил обед, на который было зарезано: 100 быков, 800 баранов, выпито 500 ведер водки. Татары пили за здравие русской императрицы, кричали «Ура!», «Алла!».
31 июня татары, отъехав от Ейского городка, где был обед, подняли восстание, напали на военный отряд русских войск подполковника Лошкевича. В результате битвы 1300 татар было убито, русские потеряли 20 человек убитыми. На другой день до 10 тысяч татар вновь напали на русский драгун. Благодаря своевременному подкреплению, применив пушки, русские одержали вновь победу. Было убито более 3 тысяч татар, потери русских - убито около 100 солдат. Преследуя убегающих татар, русские войска захватили более 20 тысяч лошадей и крупного рогатого скота (Щербина. История казачьего Кубанского войска, том. 1 стр. 390).
Только к 1792 году татары Джембойлукской и Едисанской орд, под давлением рус­ского оружия, откочевали на Восток в приуральские степи.
Каневской курень был основан в 1793-1794 годах. Сразу же после основания куре­ня на Тамани на Сукуревом лимане был основан Каневской рыболовецкий завод, на котором работали каневские казаки, доход от которого шел на содержание казаков, служивших на пограничных кордонах.
К 1 мая 1795 года краевой казачьей админист­рацией было учреждено 20 пограничных кордонов на расстоянии от 8 до 20 верст один от другого, в зависимости от сложности местности. В каждом кордоне служило от 50 до 100 казаков. Позднее работа кордонов совершенствовалась и на отдельных стратеги­чески важных кордонах, численность казаков увеличена до 200 пеших и конных каза­ков. Из-за недостатка рабочих рук в казацких семьях и большой потери мужского населения, в охране кордонов правительством России было принято постановление: разрешить крестьянам Черниговской и Полтавской губерний Украины переселяться на Кубань.
В 1809-1811 годах в Каневской курень переселилось 2724 человек, в том числе 1232 женщин.
В 1821-1825 годах в Каневской курень переселились из губерний Украины 188 семей. Большинство из прибывших мужчин вскоре было принято в казачье сословие. Прибывшие переселенцы глубокими корнями вросли в жизнь Каневского куреня.
Первое значительное бедствие произошло в 1821 году, когда в результате пожара выгорела третья часть куреня. Для расширения пастбищ было решено сжечь недалеко от куреня терновник, но сильный ветер перенес огонь в сторону куреня. В этом же году произошло другое стихийное бедствие - тучи саранчи не только уничтожили посевы пшеницы, но и сенокосы.
В 1822 году для атаманского правления было построено новое здание: дом в одном этаже с 4 комнатами, одной трубой и одной печью. В начале апреля 1825 года в старой деревянной церкви два дня шло богослужение по случаю смерти старшего сына атама­на - Бурсак Афанасия Федоровича, бывшего командира лейб-гвардии императорского конвоя, награжденного орденом Георгия Победоносца 4 степени. Это герой Отечествен­ной войны 1812 года.
В 1828 году была построена каменная церковь «Во имя сошествия святого духа» на средства умершего капитана Романа Белого. Церковь была построена благодаря энер­гии священника Орды, который ездил даже на прием в Петербург к императору Нико­лаю I за помощью в финансировании церкви и получил у него содействие. Весной 1828 года из краевой военной канцелярии пришло извещение, что при штурме турецкой крепости Анапа погибло три каневских казака.
Новый тяжелый удар стихии для жи­телей куреня произошел в 1833 году. Свирепый голод от неурожая болью ударил по каневчанам. От страшного солнцепека выгорели посевы хлебов, пожухли и засохли сенокосные травы. От зноя в реке задыхалась рыба. Люди с сумками ходили по низинам и щипали траву на корм скоту. Спасались от голода охотой на дичь, в осенненний период - ловлей в реке рыбы. Смертности от голода в курене не было.
На Кубани среди казаков существовало твердое правило: если крепостной или другой житель бежал на Кубань, то его не выдадут властям. Ему предложат изменить фамилию, имя и записаться в казаки. С новой фамилией он и его дети останутся навечно.
При переселении казаки Каневского куреня обнаружили, что у них есть соседи - кочующие татары около 40 семей (казанов), около 500 человек.
Предания не сохранили причины: почему эти семьи не ушли со своей ордой в Приуральские степи? Татары вели себя мирно, даже при необходимости оказывали казакам помощь. Казаки охотно за выкуп брали себе в жены татарских девушек. Только с 1820 года, когда шло новое подселение людьми куреня, то атаманское правление предложило татарам откочевать из пределов земель куреня, что теми и было выполнено. Более 10 мужчин татар было принято в казаки. Каневчане переняли у татар опыт круглогодичного содержания скота на пастбище.
Каневские казаки десятками лет, находясь на пограничных кордонах, только им известными путями привозили домой девушек-черкешенок. После обращения их в христианство выдавали замуж за казаков, как своих дочерей.
В курене из-за выбытия казаков на службу в семьях не хватало рабочих рук.
1820-1830 годы для казаков куреня были самыми тяжелыми. Некому было пахать и засевать землю. Казачьи семьи нищали. Через Каневской курень проходил почтовый шлях на Староминскую и Кущевскую, а чумаки (торговцы солью) проложили дорогу на Бриньковскую.
С 1890 года стала действовать дорога на станицу Привольную. 2 ноября 1849 года казачий атаман Рашпиль Г.А. посетил станицу Каневскую и написал: «Станица Ка­невская с 1966 мужчинами и 1538 женщинами, с 614 домами и 122 хуторами. Много­людная, хорошо устроенная, богатая, более или менее промышленная по положению на коммерческом и почтовом тракте станица, имеющая рынок». К приезду атамана Ка­невской станичный атаман Гречаный, станичные судьи: казаки Бабак и Панасенко, писарь-урядник Гвоздь составили справку, из которой мы узнали, что в станице: цер­ковь - одна, домов у духовных лиц - 9, офицерских - 7, казачьих - 598, лавок - 6, кузниц - 3, мельниц водяных - 2, ветряных - 12. Лошадей - 263, волов - 500, коров и прочего скота - 3762, овец - 12315, пасек - 12, в которых 287 ульев.
По преданиям и воспоминаниям при освоении земель станицы на одном из островов реки к западу от станицы, в зарослях камыша, была обнаружена яма до метра глубиной, выложенная крупным булыжником. На дне ямы перегной с золой. Кто? За­чем построил эту яму? Булыжники для ямы видимо доставлялись с гор. По предположениям эта яма - жертвенник языческих времен, когда в яме готовилась пища для языческих святых. Тогда вопрос? Зачем яму сделали на острове? С течением несколь­ких лет булыжники были вывезены на нужды казацких подворий.
В 20-х годах прошлого столетия чумаки, ездившие с возами соли через Каневскую, неоднократно рассказывали жителям куреня, что на границе земель Каневской и Бриньковской есть густые заросли садовых деревьев: алычи, дикой груши, яблони-кислицы. Имеются крупные садовые деревья, которые плодоносят. Они часто собирают эти дары природы, а осенью выкапывают саженцы этих деревьев и сажают дома. Побывавшие в указанном месте каневчане, действительно обнаружили эту поляну (в третьем отделе­нии ЗАО "Колос") с садовыми деревьями и их порослью.
Возникли вопросы: когда и кем были посажены эти садовые деревья? Кочевники никогда садовые деревья не сажали. Каневчане предположили: в этом месте давным- давно было славянское селение людей живших оседлой жизнью. Возможно, они у гор­цев взяли саженцы садовых деревьев и посадили их у себя. Кто они эти обитатели селения? Или были раскольниками и «бунтарями», искавшими правду, или укрывши­мися в диких степях Кубани, или переселенцами из горных народов Кавказа. Что с ними случилось? Мор или пленение? - нам не известно. Продолжительное время канев­чане ездили на эту поляну, копали для себя деревья, саженцы садовых деревьев. До этого саженцы таких садовых деревьев казаки куреня привозили от черкесов с погра­ничных кордонов.
Других тайн, что хранит Каневская земля, мне неизвестно. История Кубани с древ­нейших времен мало изучена не только по остаткам курганов, дольменов, городищ древних жителей, но и по письменным источникам древних историков Византии и Востока. Мало издается научной исторической литературы о жизни древних людей на Кубани. Взять изучение экологических изменений природной среды с древности по наши дни. Таких публикаций почти нет. Будем надеяться, что историческая наука Кубани восполнит эти пробелы.
6 мая 1907 года в Екатеринодаре на Атаманской площади (Крепостной) был открыт под залпы 21 орудия величественный памятник Екатерине II - работа академика Микешина. При установлении Советской власти в марте 1920 году памятник в ноября 1920 года был разрушен.

Источник: Сидоренко Фёдор.  Земля и события : исторический очерк // Сидоренко Фёдор. Земля каневская. Летопись станицы : в 2-х ч. : исторические очерки, воспоминания и предания казацкой старины. – Каневская, 2001. – С. 8-14.

Комментариев нет:

Отправить комментарий