Страницы

среда, 22 апреля 2020 г.

Хутор Трудовая Армения на карте края

Странички с историей станиц и хуторов Каневского района пользуются особой популярностью на нашем блоге. Стихи о родном хуторе Шевченко, история создания и заселения хутора Бурсаки ‒ всё это интересует наших читателей. Больше, к сожалению, найти ничего не удавалось. И вот в «10-м канале» (№10, 2020 год) появилась хорошая статья к 90-летию образования хутора Трудовая Армения Джона Суреновича Акопова. Написана со знанием дела, а главное ‒ с душой, так как детство и юношеские годы Джона Суреновича прошли в Трудовой Армении, на лиманных просторах долины речки Мигута. Джон Суре­нович является действительным членом Международной академии литератур­ной документалистики. А совсем недавно он был принят в Союз писателей России. Читайте, изучайте историю края, а если вам известны какие-либо факты из истории родного места, присылайте к нам, можно на электронную почту МЦБ mcb@bibkan.ru
ТРУДОВАЯ АРМЕНИЯ
К 90-летию хутора
Армянский колхоз
В 1927 году состоялся XV съезд ВКП(б), принявший решение о пере­воде сельского хозяйства на индуст­риальную основу ‒ создании колхозов. В 1929-м и в Каневском районе нача­лась коллективизация. В 1930 году в Кубанский окружной комитет ВКП(б) почти от ста армянских семей, бежав­ших от турецкого геноцида к своим союзникам в Россию и проживавших в Краснодаре, поступило заявление с просьбой разрешить им создать свой колхоз. Такой колхоз решено бы­ло основать в Каневском районе.
3 марта 1930 года на железнодорож­ную станцию «Каневская» пассажирский поезд доставил 96 армянских семей. Их по-братски, хлебом-солью встречали представители райкома пар­тии, райисполкома, казачества, деле­гации из колхозов и простые жители. Тут же на вокзале состоялся большой митинг. Армяне и русские говорили о братстве двух народов, о светлой и радостной жизни, которая открывает­ся перед сельскими тружениками.
После митинга армянские семьи по­грузились на подводы (их было более 80) и отбыли на хутор Сладкий Лиман, ря­дом с которым райисполком выделил земельный надел для нового колхоза.

Приехали армяне на голое место. И, не будь рядом русских братьев, вряд ли бы они смогли так быстро обжиться, построить новый колхоз. Армянские семьи приняли в свои дома здешние колхозники, выделили на питание хлеб, молоко, овощи, другие продукты.
Власти района, трудящиеся оказали новому колхозу большую помощь. Для строительства коровников, свинарни­ка, овчарни, кузницы и других хозяйст­венных помещений ему выделили 14 вагонов леса, одну тонну гвоздей, кро­вельное железо, стекло, краски, скобя­ные изделия ‒ всё, что было необходимо. Колхозы района безвозмездно передали 50 лошадей, 65 коров, 10 свиней, 250 овец, 10 плугов, 10 конных сеялок, 12 культиваторов, 25 борон, 4 лобогрей­ки, 3 жатки, молотилку и 10 катков. Плюс значительная помощь продуктами.
3 марта 1930 года можно считать днём рождения и хутора, и колхоза «Трудо­вая Армения». До Великой Отечест­венной войны в разные годы председателями колхоза были М.С. Улоян, С.Торосян и другие, секретарём партячейки ‒ С.С. Акопов.
Становление колхоза шло тяжело. С трудом велись посевные работы в 1930-1931 годах. Колхозам пере­брасывались трактора. Ставилась за­дача сломать в посевной кампании сопротивление кулаков и их пособни­ков, бороться с попытками разложить трудовую дисциплину. В колхозе шла борьба с уравниловкой. Директива о ликвидации учёта по часам за палоч­ки претворялась в жизнь тяжело. Свер­ху требовали быстрее вводить сдель­щину на основе трудодней.
Особенно тяжёлыми для жителей хутора Трудовая Армения, района и страны в целом были 1932-1933 го­ды. Небывалая засуха, помноженная на саботаж тех, кто противился пере­менам на селе, привели к страшному голоду, эпидемиям. Не успевали хо­ронить умерших.
Со временем жизнь людей улуч­шалась, росла их политическая и тру­довая активность.
В 30-е годы шло активное переселе­ние на Кубань семей из средней полосы России. На хуторе Трудовая Армения поселились и дружно рядом с армян­скими семьями жили Мацко, Гаркуши, Супрун, Солодовниковы, Мирновы, Богомаз и другие. Многие из них неплохо говорили на армянском язы­ке, уважительно относились к армян­ским традициям. Армяне же уважали традиции русских, учились у них языку. В труде и быту армяне и русские помогали друг другу.
До войны на хуторе была своя нацио­нальная школа, свой любительский театр.
Хороший урожай хлеба был собран в предвоенные годы. Особенно урожай­ными были 1937 и 1940 годы. На трудо­день колхозникам выдали по 3 кг зерна.
В начале 40-х годов небольшой ху­тор жил, как и вся страна, в ожидании войны. И она пришла в каждый дом воскресным утром 1941-го. На второй день после начала войны 167 мужчин Сладколиманского сельсовета были призваны Каневским РВК на защиту Родины. С хутора Трудовая Армения ушли Сергей Саакян, Владимир Бабагулов, Сурен Акопов, Николай и Любовь Масуренко, Тумас Киракосян, Саркис Улоян, Иван Солодовников, Агасик Ас­ланян и другие.
Шесть месяцев хозяйничали немцы в Каневском районе. После их изгнания в феврале 1943 года началось восстанов­ление разрушенного хозяйства. Пред­седателем колхоза «Трудовая Армения» избрали М.С. Улояна, возвратившегося из Краснодара с семьёй, его не призвали на фронт из-за хромоты. Возобновил работу и Сладколиманский сельсовет.
Восстановление колхоза шло слабо. Райком партии делал серьёзные предупреждения председателям отстающих хозяйств, в том числе и товарищу Улояну. Хуторяне же сутками работали на полях, фермах, приближая своим само­отверженным трудом долгожданную победу над врагом.
Возрождение из пепла
9 мая 1945 года мир облетела ра­достная весть: фашистская Германия капитулировала.
Стране, лежащей в руинах, нужен был хлеб. Новым председателем «Трудовой Армении» стал товарищ Огурцов. Для восстановления колхоза необходимы были время и усилия. Усугубляла всё тяжелейшая засуха 1945- 1947 годов. Люди испытывали невыносимый голод. Спасая от голодной смерти себя и детей, они разрывали скотомогильники, заби­рали оттуда погибший скот и готовили из него пищу. Спасали река и степь.
Но не повезло хуторянам с предсе­дателем колхоза. В первой половине 1946 года колхозники освободили его от занимаемой должности, а райком ВКП(б) исключил из партии. Новым ру­ководителем был избран Андрей Лукич Кулагин. С его приходом «Трудовая Ар­мения» улучшила все показатели своей деятельности.
С 1947 по 1954 год председателем Сладколиманского сельского совета был опытный политработник фронто­вик Сурен Суренович Акопов.
После войны на хуторе всё больше стали поселяться русские семьи. В то же время начинается отток армянских семей в станицы, города края, в Армян­скую ССР. Но по-прежнему все хуторяне называют себя армянами.
Шёл медленный, но уверенный рост жизненного уровня колхозников. Денежная реформа 1947 года, отмена карточек на товары, ежегодные весен­ние снижения розничных цен давали положительные результаты.
С началом укрупнения колхозов в феврале 1951 года «Трудовая Арме­ния», «Красный путиловец» и «Борец труда» объединились в один ‒ «Путь к коммунизму». Так завершилась ис­тория колхоза «Трудовая Армения», но продолжалась история одноимён­ного хутора.
50-е годы ‒ время заметного улуч­шения жизни тружеников села. Строятся новые хаты. У хуторян появляют­ся в большом количестве велосипеды, мотоциклы, радиоприёмники «Искра». Улучшается техническое оснащение села. Замечательная страница откры­лась с избранием Григория Василье­вича Лобаса председателем колхоза имени Маленкова, позже переимено­ванного в «Кубань». В 1955 году хутор Трудовая Армения электрифицируют.
Но негативно сказалось на жизни хуторян очередное волюнтаристское решение Н.С. Хрущёва по закупке коров у населения. На практике всех просто заставили сдать коров в колхоз. Под предлогом улучшения поголовья их пустили под нож, оставив колхозников без молочных продуктов.
60-е, 70-е ‒ новые положительные из­менения в жизни хуторян. Расширялось поливное земледелие, увеличивались надои молока на фермах, росли урожаи зерновых культур, свёклы и так далее. В колхозе «Кубань» трудились и жители Трудовой Армении.
Труд колхозников поощрялся хоро­шей оплатой и премиями. Лучшие кол­хозники были удостоены правительст­венных наград. Среди них доярки Надежда Лупоок и Мария Акопова, телят­ницы Сара и Людмила Киракосян, ме­ханизатор Иван Третьяков, строитель Яков Сергиенко и другие.
На хуторе жили небогато, но стабиль­но и безбедно. Затем наступило время перестройки. Верилось, что она очистит страну от всего плохого, закрепит по­беды и всё достигнутое трудом отцов и дедов. Но... Развалилась великая Родина ‒ СССР. Развалились экономи­ка, армия, сельское хозяйство... Люди, особенно в сельской местности, стано­вились нищими.
Со временем жизнь на хуторе стала налаживаться. Каждый новый год при­носил и новые положительные резуль­таты. Однако многие добрые перемены последних лет коснулись не всех. Если на соседнем хуторе Сладкий Ли­ман действуют школа, клуб, медпункт, магазин, детские ясли, а в дома сельчан пришёл газ, то у Трудовой Арме­нии ничего этого нет. И многие жители покидают родные места. У оставшихся всё более крепнет убеждение ненуж­ности хутора для властей всех уровней. А жаль. Если бы здесь провели газ, то в короткое время он полностью изме­нил бы свой облик. И остался бы надол­го на карте Кубани, России, в истории и памяти людей добрым напоминани­ем о той многовековой дружбе, кото­рая и в совместном труде, и в борьбе с общими врагами сплотила на века два народа.
Джон АКОПОВ
Джон Акопов, уроженец хутора Трудовая Армения, теме дружбы армянского и русского народов посвятил несколько книг. Одна из них ‒ «Преступление без покаяния» (на русском и английском языках) ‒ скоро выйдет в издательстве Ев­ропейской академии безопасности и конфликтологии в городе Братиславе Она об истории геноцида армянских детей в Османской Турции, первой круп­ной международной акции, в том числе и России, по их спасению. Джон Суре­нович является действительным членом Международной академии литератур­ной документалистики. А совсем недавно он принят в Союз писателей России.

1 комментарий:

  1. Саркис ковров В связи с крушением летательного аппарата,впервые узнал обо всём,что сейчас прочитал.огромное спасибо Джону Суреновичу Акопову.

    ОтветитьУдалить