Страницы

четверг, 11 марта 2021 г.

Хорошая книга в буквальном смысле освещает мозг

Роль чтения в эмоциональном воспитании ребёнка – одна из основных тем книги «Чуткие дети», которую написала Мишель Борба, педагог-психолог с мировым именем, автор программы развития детской эмпатии. Эмпати́я ‒ это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию  другого человека. Этой книги пока нет в фондах нашей библиотеки, поэтому предлагаем отрывок из неё, опубликованный в третьем номере журнала «Читаем вместе».

КАК ВЫРАСТИТЬ ЧУТКОГО РЕБЁНКА

Редкий родитель усомнится в пользе чтения, и она под­тверждена многочисленны­ми исследованиями. Те, кто мно­го читает, лучше учатся в школе и успешнее сдают экзамены. Эти достижения — вклад в будущее: поступление в хороший колледж, получение стипендии и более высокооплачиваемой работы. Родите­ли знают, что чтение способствует академической успеваемости, но недавно полученные данные под­твердили, что дети становятся не только умнее, но и добрее! В исследовании участвовали более 17000 человек — от рождения и до 50 лет. Степень начитанности в се­милетнем возрасте оказалась важ­ным прогностическим фактором социально-экономического статуса в будущем. В другом исследовании обнаружили, что чтение ради удо­вольствия в 15 лет является основ­ным фактором успеха во взрослом возрасте. Чтение, особенно если оно приносит удовольствие, по­ложительно сказывается на всех аспектах жизни детей, нынешних и будущих.

ПОЧЕМУ ТАК ТРУДНО УВЛЕЧЬ РЕБЕНКА ЧТЕНИЕМ?

Вроде бы все просто: дети чита­ют и растут успешными и эмпатичными. Но нынешняя цифровая культура и быстрый темп жизни не располагают к приобретению привычки читать. Детей циф­ровой эпохи непросто усадить за книгу. Самый сложный этап ‒ вложить книгу в руки ребенка! Судя по результатам опроса детей от 8 до 16 лет, сегодня эта возрастная ау­дитория читает меньше. Давление сверстни­ков представляет дополнительную проблему: пятая часть опрошенных призналась, что стес­няется показываться на глаза друзьям с кни­гой! Удручающая новость для сторонников чтения. Интерес к чтению не снижается с воз­растом, он резко упал за последние 30 лет. Сре­ди семнадцатилетних 45% признались, что по собственной воле берутся за книгу один-два раза в год. Более того, мы сами меньше чита­ем детям. В 1999 году детям от 2 до 7 лет читали в среднем 45 минут в день, а в 2013-м — всего чуть более получаса. Больше половины детей сказали, что предпочитают книгам телеви­зор. (Сейчас все смотрят телепрограммы на мобильных устройствах.) Видео на «Ютьюбе», мобильные игры и приложения, переписка — самые популярные занятия после просмотра телепрограмм. Выбор цифровых развлечений растет, и интерес к чтению продолжит сни­жаться, если мы сами не начнем больше читать детям и не установим рамки пользования мо­бильными устройствами.

Родители сетуют, что дети не интересуются книгами, но мы сами сейчас читаем им реже, чем это делали предыдущие поколения. Хо­рошая традиция читать ребёнку перед сном забывается. Сейчас ей следуют всего 64% нынешних родителей (хотя им читал 91% мам и пап). Согласно недавнему исследованию, в 28% семей дети ложатся спать с мобильны­ми устройствами и не знают любимых нами сказок. Взрослые оправдывают этот печаль­ный факт нехваткой времени. Книжки-кар­тинки покупают реже, и продажи печатных изданий падают. Похоже, родители сразу переходят на «взрослые» книги без карти­нок, стремясь повысить грамотность ребенка. Но это необосно­ванно: в книжках-картинках более эмоциональное содержание, и в первые годы жизни они необходимы для развития эмпатии. Экраны гаджетов снижают удовольствие от чтения. Дети предпочитают читать на электронных устройствах. «Но это же замечательно! — скажете вы. — Читают же!». Однако всё не так однозначно. Исследования по­казали: дети, которые читали книги на мобильных устройствах, в три раза реже получали удовольствие, у трети не было любимой книги, и в целом они не очень любили читать. Электронные книги удобные и мод­ные, но не способствуют любви к чтению, которую мы хотим при­вить детям. Единые образователь­ные требования повлияли на то, что читают наши дети. Сейчас в почёте научно-популярная литература, особенно для старших классов, по­скольку считается, что она улуч­шает навыки письменной речи. Возможно, так и есть, но именно ху­дожественная литература развива­ет эмпатию, умение поставить себя на чужое место и толерантность к «непохожести» других людей. Все это — препятствия привычке к чтению, но они преодолимы. Не­давние открытия о влиянии чтения на развитие ребёнка удивили даже учёных.

ЧТО ГОВОРИТ НАУКА: ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ

У каждого есть любимая кни­га из детства, тронувшая до глубины души. Как можно забыть историю выживания семьи Джоудов во время Великой депрес­сии из книги Джона Стейнбека «Гроздья гнева»? Книги вдохновля­ют и рассказывают о реальной жиз­ни. Книга Мориса Сендака «Там, где живут чудовища» помогла мо­ему младшему сыну побороть страх темноты. Зак командовал темным углам «Замри!», как главный герой Макс — монстрам, и это сработало. Макс исцелил Зака от страха! Книги — словно порталы в другие миры. Из них дети узнают, что все люди разные и у каждого своя точка зрения. Всегда считалось, что хорошее произведение душевно обогащает, но сейчас это доказано экспериментально. Канадские исследователи из Университета Йорка и Университета То­ронто поразились собственным открытиям: тот, кто читает художественную литерату­ру, лучше понимает окружающих, он более эмпатичен и охотнее воспринимает чужую точку зрения, чем те, кто предпочитает науч­но-популярные книги. Более того, чем меньше люди читают, тем менее они способны на сочувствие. В других исследованиях обнаружено, что книги влияют и на маленьких де­тей. Реймонд Мар, психолог из Университета Йорка, выяснил, что чтение ребёнку вслух повышает его способность представлять, что думают и чувствуют другие люди. Аналогич­ный эффект даёт и просмотр фильмов, но не телепрограмм.

Ученые из нью-йоркской Новой школы соци­альных исследований решили узнать, какое чтение эффективнее развивает эмпатию. Участников разделили на группы и давали им читать выдержки из текстов разных жанров: из романов, удостоенных премий (авторства Луизы Эрдрич, Элис Манро и Уэнделла Берри), из бестселлеров («Исчезнувшая» Гил­лиан Флинн, «Грехи матери» Даниэлы Стил и произведения Роберта Хайнлайна) и научно-популярной литературы (статьи о людях из журнала Smithsonian). Одна группа ничего не читала. Затем участники заполняли анкету для измерения эмпатии и переходили в дру­гую группу. Результаты получились интерес­ными: те, кто читал научно-популярную лите­ратуру и бестселлеры, а также контрольная группа без чтения не продемонстрировали никаких изменений, а у группы художествен­ной литературы значительно улучшилась способность понимать чужие чувства и мыс­ли. И это несмотря на то, что читали участники всего три-пять минут и не все любили художественную литературу! Чтение, даже недолгое, стимулирует эмпатию. Доказатель­ства тому получены не только в опросах, но и на снимках мозга!

ЧТО МОЗГ ГОВОРИТ О КНИГАХ

Бывает, от книги или фильма так захватывает дух, что не­сколько секунд не можешь пошевелиться. Теперь известно, что причина не только в чувствах. Согласно данным, когда мы рас­познаем эмоцию у кого-то, наш мозг продуцирует аналогичную. Мы, можно сказать, «симулируем эмоциональное состояние другого человека». Нейронные реакции вид­ны на магнитной томограмме мозга, и они могут влиять на его химиче­ский обмен у ребёнка! Нейроучёные из Вашингтонского университета изучали изображения, получен­ные на фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томогра­фии) добровольцев, пока те чита­ли слова из предложенного текста. Их мозг проявлял такую же актив­ность, какая требуется для соверше­ния действий, о которых они узнава­ли из текста! Когда персонаж «тянул тонкий шнур», у добровольцев ак­тивировались области, отвечающие за хватательные движения кистей рук. Если персонаж менял местопо­ложение («Прошёл через входную дверь в кухню»), включались об­ласти, отвечающие за ориентацию в пространстве. Читая художествен­ную литературу, мы не только сопереживаем героям, но и делаем все вместе с ними: наш мозг повторяет их действия! В другом исследовании Университета штата Мичиган сле­дили за активностью мозга во вре­мя чтения романов Джейн Остен. Когда читатели обдумывали клю­чевые фразы, к мозгу приливала кровь. Хорошо написанный пассаж не только заставляет задуматься, но и переносит в другой мир, помогает понять чувства героев и в букваль­ном смысле освещает мозг!

(По материалам журнала "Читаем вместе")

 

    Источник:   Как вырастить чуткого ребёнка : отрывок из книги Мишель Борба «Чуткие дети» о роли чтения в эмоциональном воспитании детей // Читаем вместе. - 2021. - №3. - С. 18-19.

Комментариев нет:

Отправить комментарий