Страницы

суббота, 10 февраля 2024 г.

Пушкин с тобой и со мной!

 

Когда-то, во времена, с точки зрения истории вовсе ничтожные, — где-то лет 200-300  назад, человеку сложно было добраться не то, что в другую страну — в соседний город попасть было долго, трудно, да и накладно. Люди были сильнее обособлены, и «путешествие из Петербурга в Москву» мог позволить себе далеко не всякий. Но времена меняются, всё более и более доступный транспорт во всей его красе сильно облегчил возможность связей между людьми как внутри стран, так и вовне. А люди публичные стали «доступнее» — то есть их чаще можно повстречать в суете повседневности. ХХ, а затем и XXI век очень сильно изменили нашу реальность, сделав её ближе, выпуклее. И люди стали гораздо ближе друг к другу — на расстояние вытянутой руки, или камеры смартфона.
   В ХХ веке возникла одна любопытная теория, которая не так уж и нереальна —
«теория шести рукопожатий». Сентенция о шести рукопожатиях была выдвинута в 1969 году американскими психологами Стэнли Милгрэмом и Джеффри Трэверсом.
Эта интересная гипотеза предполагает, что каждый из живущих на Земле так или иначе знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых, в среднем состоящую из 5 человек. Это значит, что, заведя всего несколько полезных контактов, вы можете по цепочке либо получить нужную информацию,  либо связаться с нужным, искомым человеком. Изначально данная  сентенция классически относилась к  карьере (с американской точки зрения), но она также может быть применена ко всем сторонам нашего бытия.
Помните логическую цепь связей:
 А это старушка, седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
И применить теорию можно к каждому гражданину нашей страны, дойдя в конечном итоге до Наполеона, Нельсона Манделы, Ярослава Мудрого, Мао Цзэдуна, или Сократа, даже Чингисхана.
А можно дойти до Александра Сергеевича Пушкина (день памяти которого мы отмечаем 10 февраля), как это сделала наша землячка, молодая, но уже именитая писательница из Адыгеи Славяна Бушнева.
Внимательно изучив свою генеалогию, проследив все корни, тянущиеся в глубину веков, Бушнева выдвинула вероятную (очень!) версию о предполагаемом родстве с поэтом. Одна из бабушек Славяны Бушневой происходила из семьи бывших крепостных помещиков Сергея и Василия Пушкиных — отца и дяди поэта.

Как рассказывала в одном из интервью сама писательница:
 Ценные сведения, которые помогли наполнить историю моей семьи новыми красками, стали известны благодаря энтузиастам и людям, знающим историю болдинских мест, — знакомым моей бабушки, мамы и нашим ближайшим родственникам, которые остались проживать в Большом Болдино. И, конечно же, за «ожившие» имена моих предков благодарна Центральному архиву Нижегородской области, сотрудники которого подтвердили документально даты и место рождения предков в конце XIX века.
После путешествий вглубь веков  у Бушневой вышла книга «От Пушкина до меня». И почти сразу после публикации стала предметом моментально возникшей всеобщей акции, которую, к слову, запустила сама писательница. Читатели из разных мест, читавших книгу,  фотографируются с ней на фоне памятников и портретов поэту —  в разных городах страны. Фото шлют автору, выкладывают в социальных сетях с пометкой #отпушкинадоменя. География участников невероятно широка: это читатели из Нижнего Новгорода и  Туапсе, Калининграда и Темрюка, Краснодара и Санкт-Петербурга, села Большое Болдино и Анапы,  Москвы,  Керчи, и даже Камчатки.
  
Имя Пушкина у каждого русского поклонника литературы всегда свято. А у писательницы, видимо, всё же сильны исторические корни. Оттого-то Александр Сергеевич, как путеводная звезда, всегда освещает жизнь Бушневой
 и в литературном, и в обыденном ключе.  Новый проект Славяны Бушневой  — книга «Мы все по Пушкину родня», в которой читателю предлагается представить, каким великий поэт видел себя (внешне и внутренне) и как видят его наши современники. Бушнева расскажет об образах, нашедших воплощение в памятниках Пушкину по всей России, проанализирует и представит на суд зрителя самые уникальные из них. В книгу также войдут фотографии участников пушкинской акции. Книга должна появиться в 2024 году к 225-му дню рождения поэта.

«От Пушкина до меня»
Светлана Мамина
Молодая писательница написала книгу о «причастности» к роду поэта.

Как все дети, Славяна любила сказки. Бабушка читала внучке сказки Пушкина, а
ещё рассказывала о чудесных местах, гдк они были написаны. Так девочка узнала, что в селе Большое Болдино жили её предки. Взрослой она постаралась узнать больше о своих корнях. Так родилась книга «От Пушкина до меня». В ней наша землячка, писательница Славяна Бушнева, упоминает о вероятном родстве с поэтом. Семья её прапрапрапрабабушки и прапрапрапрадедушки по линии мамы были крепостными у отца и дяди Пушкина.
Что рассказали архивы
Как известно, поэт неоднократно приезжал в Болдинское имение. Там он написал почти половину своих лучших произведений, ознаменовав новое определение в русской литературе «Болдинская осень».
Проникшись историями бабушки, я исследовала ветвь родословной, которая касалась Болдинских мест времён Пушкина, — рассказала Славяна Бушнева, — Мои предки были крепостными в Болдинском имении. Много поколений семьи жили там.
В семейном архиве много старинных фотографий и документов. Ценные сведения я получила благодаря энтузиастам-пушкинистам, родственникам, которые до сих пор живут в Большом Болдино. «Оживить» многие имена помогли сотрудники Центрального архива Нижегородской области, документально подтвердившие даты и место рождения моих предков.
История рода Пушкиных изучена досконально. Дед поэта, Лев Александрович Пушкин, умер в 1790 году. Землю и  крепостных унаследовали сыновья. Василию Львовичу досталась северо-западная часть Болдино; Сергей Львович, отец поэта, получил юго-восточную половину.
….
Примерно в 1868 году в Дмитриевке, в семье болдинских переселенцев, носивших фамилию Чивкуновы, родился мальчик Иван. Его женой впоследствии стала сирота Анна Ксенофонтова, смуглая и кучерявая. По рассказам, девочкой она также была привезена в Дмитриевку из Болдино, но из имения Сергея Львовича. А именно там гости и творил гениальный сын барина, — объясняет писательница,  —  После свадьбы Анна и Иван вернулись в Болдино. В браке у них родились шестеро детей. Евдокия (1094 г.р.) — предпоследняя. Это моя прабабушка,  с которой я нахожу внешнее сходство.

Полностью интервью вы сможете прочесть в газете «Моя околица», №6, за 8 февраля 2024 года.

 
А как вы думаете, существует ли вероятность генетического родства писательницы Славяны Бушневой с великим поэтом? Во всяком случае, литературное родство имеется! И у каждого (стоит только признаться себе) хоть раз появлялась мысль вот бы моим предком был, к примеру, Чингисхан! Вот бы я гордился! Да только подумайте, если у вас в роду был выдающийся человек, достойны ли вы памяти своего предка? Не позорите лы вы своими поступками память пращура  героя или учёного? Вот то-то же!
А Славяна Николаевна Бушнева достойна памяти Александра Сергеевича
Пушкина, даже если между ними и не найдётся кровного родства. Она потомок поэта по перу, а ещё низкий поклон Славяне, сумевшей пробудить у молодёжи искренний интерес к великому поэту.
 
Источник:  Мамина С. "От Пушкина до меня" / С. Мамина // Моя околица. - 2024. - №6. -  8 февраля. - С. 10. - Текст непосредственный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий