Страницы

воскресенье, 5 января 2014 г.

Праздник Рождества на Кубани

Все только что поздравили друг друга с наступлением Нового 2014 года, ещё мерцают огни ёлочных шаров и гирлянд, а уже приближается Рождество. Это, пожалуй, самый любимый всеми праздник на Кубани,  здесь ещё живы народные традиции и обычаи его празднования. Авторы журнала «Каневчане» тоже внесли свой вклад в воспитание нынешнего поколения на лучших традициях наших предков. В первом номере в 1996 году была помещена статья  Елены Марченко «Рождество Христово в народных обычаях на Кубани», за её основу  был взят текст из книги Александра Пивня «Торба смеха и мешок хохота». Помещаем её здесь полностью. 
Рождество Христово в народных обычаях на Кубани
Знакомясь с народными обычаями, ино­гда предо мною встают картины бывшего тогда праздничного веселья. Когда я пред­ставляю до мельчайших подробностей всю обстановку праздничных дней Рождества Христова и Нового года, я горжусь старым временем, я удивляюсь мудрости негра­мотного народа, который мог создать та­кую красоту народных обычаев, вполне со­ответствующих праздничному времени и духу христианской религии.
Вне всякого сомнения, наш народ ясно представлял себе, что рождение Христа- Спасителя есть величайшее в жизни лю­дей мировое событие и, что родившийся «Отроча Младо-Предвечный Бог» должен, поэтому, услышать в этот праздник наи­большую хвалу из чистых сердец и уст де­тей, и поэтому народ создал такие празд­ничные обычаи, в которых главную роль исполняли дети и своими звонкими голоса­ми беспрестанно восхваляли и славослови­ли Божественного Младенца.
Еще накануне праздника, на «богату кутю», детям поручают набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена, со всякими зелеными листиками, цветами и «разнотравием», которые дети укладывали «на покути», под образами. Это место должно было напоминать собою вертеп и ясли, в которых родился Христос-младенец. На это сено затем торжественно пе­реносили, при участии детей, кутю и узвартрадиционное кушанье, установленное православным обычаем.
«Богата вечеря» начиналась рано, еще до сумерек, с появлением на небе первой звезды. Вокруг большого стола, стоявшего здесь же, возле «покути», торжественно усаживалась вся семья, со всеми детьми и домочадцами, и «вечеряла» чинно и спо­койно, строго сохраняя молчание. Был ста­ринный обычай, что если во время этой «вечери» кто чихнет, то глава семьи объ­являл такому счастливцу в подарок пер­вого телка или жеребенка, рождение ко­торого ожидалось.
После «богатой вечери» все малые дети, в возрасте отроков (до 7 лет), разносили  «вечерю» своему крестному отцу и мате­ри, в сопровождении взрослых, и вся ста­ница, уже в сумерки, наполнялась детьми, снующими по улицам, и почти в каждый дом приходил малый ребенок и, после приветствия, поцеловав отцу или матери руку, чистым детским голоском объявлял, что «батько и мати прислали вам вечерюиште на здоровья».
Следует отметить, что кроме указанного обычая — разносить вечерю, канун празд­ника проходил всегда особенно тихо, в торжественном спокойствии, которое ни­кем не нарушалось. Каждая семья находи­лась дома в полном составе и после вече­ри сейчас же укладывалась спать, т. к. бо­льшинство членов ее на первый день праздника старалось побывать в церкви. Ника­кого пения колядок, шумного веселья мо­лодежи и всякого дурачества в этот святой вечер нигде в станицах не бывало, право­славный народ и не мог допустить в ка­нун великого праздника ничего подобного.
В самый день праздника, рано утром, еще до рассвета, на улицах станицы всюду появлялись кучки детей-подростков, кото­рые усердно перебегали со двора во двор и «славили Христа», а вечером молодые парни носили по станице «звезду», заходя с нею в каждую хату, где пели церковные песни, В это же время, еще до наступле­ния сумерек, по улицам начинали ходить и «дивчата», составившие отдельные от хлопцев группы, подходили к окнам хат, и всюду слышалось громкое:            «благосло­вить калядувать», а из хаты ответное «бог благословить», после чего в звонком мо­розном воздухе раздавалось пение коляд­ки:
«Та спородила Иисуса Христа
Дива Мария.
Алелуя, алелуя,
Дива Мария»...
Ношение звезды и пение колядок про­должалось три вечера, а иногда и боль­ше, но наряду с этим обычаем религиозно­го свойства, часто можно было услышать и колядки шуточные, исполняемые подростками-детьми для праздничного веселья, вроде следующей:
«Коляд-коляд, колядныця,
Добра з маком паляныця,


А писня нэ така —
Дай, дядьку, пьятака,
А не дасы пьятака,
Визьму вола за рога,
Хоч нэ вола, так тэлыцю,
Та й повэду у крамныцю».
Если поющим ничего за такую колядку не давали, что случалось довольно редко, то далее слышалось и такое пение:
«А в дядька-дядька
Дядыня гладка:
Нэ хочэ встаты
Ковбасы датэ».
Накануне Нового года, в день «Миланки», дивчата ходили под окнами хат «щэд- рувать», т. е. петь песни в честь новолетия, которые назывались «щэдривками». Вечер «Миланки» считался по народному обычаю исключительно девичьим вечером, и пото­му молодые парни на улицы в этот вечер не допускались, Чувствуя себя вполне сво­бодными, девушки занимались в этот ве­чер ворожбой или подслушивали под ок­нами хат разговоры и по обрывочным сло­вам и фразам старались истолковать свою судьбу. Но больше всего ходили неболь­шими группами для пения щедривок, И снова слышались всюду по станице воз­гласы: «Благословить щедрувать!» — «Бог благословить!» — После чего хор деву­шек пел щедривку хотя бы такого содер­жания:
«А в Ерасулимэ рано задзвонилы.
Щедрый вэчир, добрый вэчир,
Добрым людям на здоровья!
Там Дива-Мария по раю ходыла.
Щэдрый вэчир, добрый вэчир, Д
обрым людям на здоровья!»...
Ходили также щедровать под окнами и подростки, и малые дети, но у них щедровки были чисто детского, большей ча­стью практического содержания, как на­пример:
«Щэдрык-вэдрик,
Дайте варэнык,
Грудочку кашкы,
Кильцэ ковбаскы!
Щэ й того мало:
Дайтэ кусок сала,
А як дастэ порося,
То й щэдрывка буде вся!»
Рано утром в день Нового года, еще в сумерки, все улицы станицы буквально за­полнялись малыми детьми, в возрасте до 10 лет, которые настойчиво стучались во всякую хату, так как были убеждены, сог­ласно народному верованию и обычаю, что они несут с собой счастье и что всюду их пустят. Каждый ребенок имел с собой сумку или «торбу», наполненную зерном пшеницы, ячменя, проса, гороха и прочее, которую ему еще с вечера приготовила мать или бабка, а отец, вручая ему утром, эту торбу, наказывал: «Иды, сынок, посы­пай, щоб Бог послав урожай». Войдя в ка­ждую хату с самым серьезным и деловым, видом, этот маленький вестник народного благополучия без разговоров запускал ру­ку в торбу и рассыпал зерна по комнате, приговаривая:
«На щастя! На здоровья!
Роды, Божэ, жыто, пшэныцю
И всяку пашныцю!
З праздником! З Новым годом!
З новым щастям! З Васылием!»
Этих «посыпальников» было так много и они с таким усердием выполняли свое дело, что в каждой хате чистая для гостей комната за какой-нибудь час была вся гу­сто усыпана зернами. С наступлением дня эти зерна старательно подметались и со­бирались, как особая драгоценность, а за­тем половину их отдавали домашним жи­вотным и птице, приговаривая: «на добрэ вам здоровья та на вэлыкый плыд», а дру­гую половину разбирали по сортам и при­мешивали к посевному зерну, со словами: «пошлы, Божэ, урожай на всих людэй, на увэсь край».
Вечером на Новый год ходили ряженые и пели всякие веселые песни, но чаще все­го молодые парни водили по станице «ко­зу», которая танцевала и отгадывала вся­кие загадки. Козою был какой-нибудь лов­кий и вертлявый парень, в вывороченном «кожухе», но весь наружный вид ее был так искусно устроен, и она делала такие, уловки, натуральные телодвижения, а так­же танцевала, кланялась, прыгала и топала? ногами, что получалось полное впечатле­ние, что это живая коза.
Сам замысел, для чего ее водили по ха­там на Новый год: когда она танцевала, то вожатые припевали:
«Дэ коза ходэ,
Там жыто родэ,
Дэ коза туп-туп,
Там жыта симь куп»...
Много еще и других праздничных обы­чаев, какими наш казачий народ украшал Рождественские и Новогодние празднич­ные дни, но если вспомнить все и описать более подробно, то получится большой этнографический очерк.
Так проводили эти праздники у нас на Кубани в доброе старое время.
Источник: Марченко Е. Рождество Христово в народных обычаях на Кубани // Каневчане. – 1996. – № 1-2. – С. 49-50.

Комментариев нет:

Отправить комментарий