Страницы

суббота, 30 сентября 2017 г.

История развития школьного образования в Каневском районе

В настоящее время в Каневском районе работают более тысячи педагогических работников, действуют 70 образовательных учреждений, в них обучается более 16 тысяч человек. В этом году появились еще два образовательных учреждения ˗ одиннадцатый детский сад и ЧОУ «Чудо-Чадо». А как было в прошлом, какова история школьного образования в Каневском районе? Об этом рассказывает Валентина Моторная в своей книге «Ступени», изданной  в 1998 году. Педагог по профессии, она работала учителем русского языка и литературы, была директором районного Дома пионеров, зав. отделом газеты «Заря коммунизма», главным редактором газеты «Каневская неделя». Она провела огромную краеведческую работу по исследованию истории нашего просвещения, начинавшегося с церковно-приходских школ. Одна из глав книги называется «К истории каневских школ». Здесь вы можете прочитать её полностью, наиболее интересные сведения из книги мы опубликуем позже.

К ИСТОРИИ КАНЕВСКИХ ШКОЛ

Надо отметить, что с 70-х годов прошлого века постановка народного образования на Кубани, как и в некоторых других губерниях России, несколько улучшилась. Жизнь менялась, после отмены крепостно­го права начался бурный рост промышленных предпри­ятий, что потребовало людей грамотных и образованных. В большем количестве начали строиться школы, углуб­лялись программы обучения, увеличивались сроки школьного курса.
Для подготовки и повышения квалификации учите­лей были открыты учительские семинарии (Кубанская учительская семинария - в 1871 году), затем и учитель­ские курсы, выпускники которых, чувствуя свой высо­кий долг «сеять разумное…» шли в самые отдаленные уголки нести свет разума. Стали проводиться учитель­ские съезды.
Выпускником такой учительской семинарии был и Митрофан Яковлевич Иванов, назначенный учителем в Новодеревянковское станичное начальное училище.
Упоминание в исторических документах о Новодеревянковской, Новоминской, даже Челбасской встречается довольно часто. А вот о нашей родной Каневской, объеди­нившей под своим началом все вышеназванные и другие станицы, почему-то встречается очень редко. Очевидно, в те времена Каневской курень не был таким известным и зажиточным, как нынешний Каневской район. Некото­рые из наших каневчан с сомнением говорят: «Не может быть! Наш район всегда был впереди». Мне тоже было обидно находить в документах Васюринскую или НовоКорсунскую, Полтавскую и Лебединскую, Ладожскую и Гривенскую, Брюховецкую и Пластуновскую… и не на­ходить упоминания о Каневской.
Но, очевидно, наши предки любовью к просвещению не отличались, были у них проблемы более, по их мне­нию, важные. В подтверждение этого в журнале «Шко­ла и жизнь», издававшемся на Кубани, находим-таки и Каневскую: «В станице Каневской весной 1907 года пред­полагалось приступить к постройке нового здания для двухклассного училища, но станичная администрация выдвигает на очередь вопрос о постройке новой церкви, а постройку школы предполагает отложить». Вот и прославились.
Дополняя эти скудные журнальные строки, расска­зывают, что в те времена в Каневской «атаманил» нечи­стый на руку атаман Кислый. В 1907 году из государ­ственной казны было выделено 100 тысяч рублей на стро­ительство второй в станице церкви - Покровской и двух­этажного пятиклассного, именуемого вышеначальным, училища по нынешней улице Вокзальной. Церковь была построена, а на училище, как утверждал атаман Кис­лый, денег не осталось.
Кислого сняли с должности, и вскоре он приобрел боль­шой участок земли под Канеловской, а училише, правда одноэтажное, все-таки построили, собрав дополнительно деньги с народа. Сейчас в этом здании находится гимназия.
А начало школьного дела в Каневской датируется 1875 годом, когда была открыта первая школа, бывшая, ко­нечно, церковно-приходской. Учителем был священник, и посещало школу 35 мальчиков. В то время в Каневс­кой проживало 5 000 человек, понятно, что потенциаль­ных учеников было гораздо больше.
В «Кубанском сборнике» 1883 года (т. 1 стр. 342) есть упоминание об имеющемся в станице Каневской мужском Александровскомо училише, как об одном из лучших. Известно, что заведующим в нем был И. Д. Бровченко.
В основном же школы в Каневской начали строиться в XX веке, в 1902-1912 годах, в то время как к 1 января 1879 года в Ейском уезде, куда входили и станицы нашего рай­она, было 26 мужских станичных училиш; (в том числе одно двухклассное) и одно женское. В них обучались 1 119 мальчиков и 114 девочек, в том числе казачьего сословия из нижнего звания - мальчиков 952 и девочек 62.
В окраинных станицах, входящих в рамки нынешне­го Каневского административного округа, просвещение зарождалось раньше. Вначале были «учебные команды», о которых писал Ф. А. Щербина. А потом начали появ­ляться и официальные, настоящие школы.
Так, первая школа в Новоминской, где всегда образо­ванию отводилась важная роль, была построена еще в середине девятнадцатого века. Была она одноклассной, деревянной и «дожила» до 1926 года, когда из-за ветхо­сти ее пришлось разобрать.
Позже для казачат была построена школа уже из кир­пича, трехклассная. Основателем ее и бессменным руко­водителем был Денис Иванович Каплий. До революции школа именовалось Алексеевской, здание ее, частично разрушенное немцами, в конце войны разобрали.
Забота об образовании в станице всегда чувствовалась - до революции здесь уже было семь училищ, или школ - Александровское двухклассное, четыре мужских - реаль­ное, Алексеевское, Николаевское (сгоревшее в 1946) и Чепегинское (нынешняя начальная школа № 39), мужс­кая церковно-приходская школа и одно женское учили­ще с филиалом для иногородних. Женское училище, Ольгинское, размещалось в здании нынешней школы №36, а через улицу находилась школа для иногород­них, где обучались дети приезжих, начиная с четвертого класса. Характерно, что до третьего класса обучение было совместным, а начиная с четвертого, казачата и иного­родние обучались раздельно.
Школы имели свои названия, номеров не было. Од­ним из лучших учебных заведений считалась Чепегинская школа. Вели обучение в этих школах 26 преподава­телей и обязательно законоучитель-священник.
Хорошо известна история развития просвещения в станице Новодеревянковской. Краевед-любитель, учи­тель, а затем директор новодеревянковской школы № 44 Александр Васильевич Дейневич собрал огромный мате­риал по истории школ станицы, настолько огромный, что явилась возможность открыть, пожалуй, единствен­ный в крае музей народного образования.
Название станицы, по сегодняшней мерке - станич­ки, упоминалось в исторических документах Кубани до­вольно часто, и это лишний раз подтверждает, что здесь жили люди творческие, просвещенные, отсюда вышли ученые, историки, специалисты высокого ранга; не ис­ключено, именно потому, что здесь всегда уделялось боль­шое внимание просвещению.
В 1876 году в тогдашнем административном центре станицы на улице Красной напротив деревянной церкви Рождества Богородицы было открыто станичное началь­ное училише, «устроенное на общественную сумму в 3 800 рублей». Это было первое здание, построенное обществом специально для использования под школу. Сло­жено оно было из местного строительного материала - самана и состояло из двух просторных классных ком­нат. Поскольку снаружи здание было выкрашено в крас­ный цвет, то в просторечии его называли «красная шко­ла». Строительство школьного здания дало возможность увеличить число желающих овладеть грамотой. Так, если в 1875 году в станице было 15 учеников, то уже к 1 января 1877 года - 46 учеников, а к 1 января 1878 года - 60 учеников.
Учебный год в казачьей школе, как правило, длился шесть месяцев (ноябрь - апрель). В период распутицы, когда станичные улицы превращались в сплошное меси­во, ученики часто пропускали занятия. Особенно тяже­ло приходилось детям бедняков, которые ходили иногда в школу за несколько километров.
Население станицы росло, увеличивалось и число де­тей школьного возраста. На станичном сборе 7 октября 1893 года было принято решение о строительстве нового здания для школы - в два этажа: верхний этаж для учительских квартир». Однако начавшееся в те годы строительство новой кирпичной церкви св. Николая Чудотворца не позволило в полной мере осуществить по­становление сбора. Новое здание Александровского учи­лища было закончено в 1897 году.
В связи с большим числом желающих учиться, инс­пектор училищ предложил станичному атаману учредить должность третьего учителя. Однако общество ответило отказом на это предложение. «Оце добре, що построили школу - говорили на сходке старики, - а третьего учи­теля не треба, а як що двоим учителям нельзя учить у трех классах, так тим, що ходылы уже два года, отка­зать, а же-ж нас колысь училы по одний тильке зими». Строительство нового училища обошлось станичному обществу в 11 тысяч рублей (для сравнения - на пост­ройку новой церкви израсходовано более полутораста тысяч рублей).
Структура тогдашнего образования предполагала нали­чие одноклассных училищ (школ) с трехлетним сроком обучения, двухклассных - с пятилетним, высшие началь­ные училища принимали ребят после двухклассных и обучали еще в течение трех лет.
В 1900 году Новодеревянковское Александровское одноклассное училище было преобразовано в двухклассное - с пятилетним курсом обучения, а в 1916 году - в высшее начальное училище-школу повышенного типа, которая давала образование в объеме первых четырех классов гим­назии. Срок обучения увеличивался, а за учебу в высшем начальном училище была введена плата – 10-15 рублей в год. По-прежнему изучался закон Божий, грамматика, арифметика. Появились новые предметы - история (древ­няя, средняя и новая), геометрия, география, военная гимнастика, французский язык и пение.
Занятия начинались с общей молитвы в большом зале, где висела огромная икона Пресвятой Богородицы. Но посещать старшие классы высшего начального училища могли только дети из обеспеченных семей. Многие жи­тели забирали своих детей из школы и отправляли пас­ти скот или на другие сельскохозяйственные работы. Это объяснялось отчасти нехваткой рабочих рук в семье, а отчасти традицией - считали, что «грамота хлебом кор­мить не будет».
Хуже обстояло дело среди иногородних (неказаков). Основная масса их могла получить низшее образование только в церковно-приходской школе. Кирилл Лаврен­тьевич Пешехонов вспоминал: «1 сентября поступил в церковно приходскую школу. Занятия проводили с нами поп Гусев и дьяк - пьяница, худой, костлявый. Так как в церковно-приходской школе ученики были только ино­городние, то поэтому учение состояло исключительно из церковных догм. С первых лет начинали отбирать в певчие, со второго и третьего года - читать в церкви часы, прислуживать на литургии».
В связи с большой растянутостью станицы на станич­ных сборах были приняты приговоры о строительстве школ на восточной и западной окраинах. В 1907 году было построено Восточное училище, в 1911 - Западное. В 1913 году купец С.Н. Тютюнов построил школу для обучения детей неказачьего сословия - Новодеревянковское иногороднее училише. По данным 1909 года в шко­лах станицы обучалось 510 мальчиков и 288 девочек при населении 10 235 человек.
После 1900 года началось развитие просвещения и в будущем райцентре, в Каневской. Школа всегда была центром общественной жизни, «очагом, к которому тя­нулись наиболее культурные, интеллигентные, образо­ванные люди. Может, поэтому здания школ строились обычно на просторном, свободном месте, рядом с площа­дями, чтобы дети не только сами были на виду, но и видели общественную жизнь, были в центре ее.
Умные, с широким кругозором люди стремились к образованию, старались учить своих детей и после «мест­ного» образования посылали их учиться в Новочеркасск, Ростов, Екатеринодар и даже Харьков. Именно там, в Харькове, получил образование окончивший Каневскую первую школу последний каневской атаман и первый председатель ревкома В. И. Коваленко, казненный бело­гвардейцами в годы гражданской войны.
В 1903 году (ориентировочно) там, где сейчас нахо­дится средняя школа № 1 была построена церковно-приходская школа, которая до 60-х годов служила филиа­лом первой школы, находившейся до этого же времени на улице Вокзальной в здании современной гимназии. К тому же времени относится и строительство так называ­емого начального мужского училиша (еше оно носило название Николаевское Первое одноклассное училище). Она «Шевченковская» начальная (в годы советской власти) школа просушествовала до 1971 года, когда на месте старой приземистой «хатки» гордо вознеслось ввысь современное типовое здание средней школы № 7, став­шей гордостью района.
По свидетельству бывшего ученика этой школы и большого знатока истории станицы М. Д. Бутко, в школе было три класса, в каждом из которых занималось 25 человек. Учителями в школе работали Г. П. Пугачев, П. В. Ольшанский, священник Яков Донецкий. Накану­не революции в школе работали А. Морозов, А. Ермола енко, П. Аверя, Е. Ольшанская. В основном в школе учи­лись дети казаков. На пересечении улиц Вокзальной и Горького, где ныне стоит кинотеатр «Космос» находи­лась еще одна школа - мужское начальное училище, построенное в 1902-1903 годах.
Кроме церковно-приходских и войсковых (по форме финансирования) школ существовали еше и школы, построенные меценатами и носившие их имена или име­на ведущих обучение преподавателей. Так, в 1906 году появилась «школа Чуйкова» - мужское начальное училище, находившееся в помещении нынешнего призыв­ного участка по улице Свердликова. Долгие годы при советской власти там работала и давала азы наук мно­гим детям начальная школа № 6.
Любопытна судьба училища для иногородних (школа Гринченко). Самые богатые люди в станице братья-куп­цы Кондрат и Максим Богомоловы решили построить в станице школу для детей иногородних, которых не при­нимали в казачьи школы (настолько сильны были со­словные амбиции). С этой целью Богомоловы выкупили у одной казачки плановое место на нынешней улице Горь­кого, где долгое время находился Дом учителя, а теперь - централизованная бухгалтерия РУО.
Богомоловы вложили немало средств и стараний, воз­ведя само школьное помещение, выстроив при нем квар­тиры для учителей и, как сейчас называют, хозпостройки. Теперь нужно было узаконить стройку, передать учи­лищу земельный участок и строения, закрепить которые без согласия станичного общества было невозможно.
Оказывается, парадоксы существуют во все времена. Станичный сбор братьям Богомоловым отказал, пото­му лишь, что они как иногородние должны были вно­сить в станичную кассу плату за землю. А преподнеся такой подарок станице, согласись она его принять, купцы переставали платить сбор за землю. Школа Гринченко тем не менее работала, принимая в свои стены ма­леньких «неказачат», а Богомоловы продолжали в бла­годарность за свое благодеяние пополнять станичную казну до самой революции.
В 1906 году в Каневской было построено и женское училище, находившееся в хорошо сохранившемся до наших времен здании по улице Ленина, в котором дол­гое время работала восьмилетняя школа № 8, слившая­ся в 1979 году со средней школой № 1. Впоследствии там был и Дом пионеров, и банк, и еще что-то, а теперь работает РИМЦ и Центр Детского Творчества «Радуга».
В 1910 году на казачьем сходе было принято решение построить на Северной площади (район бывшего парка АО «Колос») третью церковь, при которой строилась и школа. В течение двух лет закупали материал, обсадили все место застройки садом. Строительство шло с 1912 по 1914 год. В том же году школу освятили, провели тор­жественный молебен и открытие. Директором был на­значен окончивший Екатеринодарскую гимназию уро­женец станицы Батуринской г. Савченко, призванный на войну в 1915 году. После революции до самого 1931 года директором школы был Гавриил Поликарпович Иванен­ко. Здание этой школы, получившей при советской вла­сти №3 и имя Ленина, сейчас занимает учебно-производственный комбинат (МУПК).
Самым крупным было уже упоминавшееся выше на­чальное училище (нынешняя гимназия) по улице Вок­зальной. В нем работали одиннадцать учителей, в том числе пения и гимнастики. Таким образом, станица с двадцатитысячным населением к 1913 году имела 8 учи­лищ, но были они небольшими по наполняемости, не могли охватить всех желающих, к тому же сословные начала сильно затрудняли доступ к образованию детям приезжих.
В другие населенные пункты, вошедшие позже в гра­ницы Каневского района, просвещение входило посте­пенно, но целенаправленно.
Так, например, в станице Челбасской, годом основа­ния которой считается год 1885, через 21 год, в 1906 году, на средства богатых казаков была построена шко­ла № 11 имени Т. Г. Шевченко, которая до 1951 года была начальной, затем - семилетней, восьмилетней, сейчас это неполная средняя школа № 25, отметившая в мае 1996 года 90-летний юбилей.
Первая школа в станице Александровской открылась в 1892 году в доме Свирида Павловича Лещенко и рабо­тала до 1895 года. Поскольку дом Лещенко находился далеко от центра, что создавало неудобства для школя­ров, решили перенести ее поближе, и с 1896 года шко­лой стал служить дом Корсуна. Чуть позже была постро­ена церковно-приходская школа, а в 1910 году по реше­нию казачьего правления началось строительство новой школы, которая сейчас носит № 16. Строили ее на обще­ственные деньги из кирпича, производимого на кирпич­ном заводе местного богача Михаила Пасецкого. В зда­нии было два входа: один только для учителей, другой для школьников. Обучение до самого 1932 года велось на украинском языке.
В 1905 году появилась первая школа на хуторе Албаши. Строительство ее осуществлялось не только на госу­дарственные деньги, но и на добровольные пожертвова­ния местного казачества. Дети в классах были разного возраста: в первом классе от 8 до 10 лет, во втором - от 10 и выше - сказывалось отсутствие классов до 1905 года. Изучали грамоту, счет, церковно-славянское письмо, Закон Божий. Занятия вел священник.
В 1914 году в Челбасской было построено еще одно учи­лище, Гоголевское, ставшее впоследствии школой № 23.
Следует отметить, что после долгого застоя школьно­го дела в границах нашего района начало XX века, слов­но компенсируя прежнюю отсталость, дало толчок к бур­ному развитию просвещения, и уже к 1911 году оно было так представлено в станицах района:
Каневская
-            Двухклассное училише,
-            Два казачьих начальных мужских уч
-            Иногороднее начальное мужское училища
-            Начальное женское училише,
-            Мужская церковно-приходская школа основанная ванная в 1886 году,
-            Женская церковно-приходская школа основанная в 1896 году.
Стародеревянковская
-            Двухклассное училише,
-            Одноклассное мужское училише,
-            Одноклассное женское училище,
-            Мужская церковно-приходская школа основанная в 1888 году,
-            Женская церковно-приходская школа основанная в 1903 году.
Челбасская
-            Двухклассное смешанное училише,
-            Одноклассное смешанное училище,
-            Одноклассное женское училише,
-            Мужская церковно-приходская школа, основанная в 1888 году,
-            Женская церковно-приходская школа основанная в 1901 году,
-            Школа грамоты в х. Средние Чел басы
Новоминская
-           Александровское двухклассное училище
-            Четыре одноклассных училиша,
-            Мужская церковно-приходская школа
-            Женская церковно-приходская школа Привольная
Привольная
-            Двухклассное училише,
-            Церковно-приходская школа.
х. Придорожный
 - Начальное училище.
x. Абаши
-            Хуторское начальное училище, основанное в 1905 году.
Новодеревянковская
-            Высшее начальное училище, основанное в 1876 году,
-            Двухклассное восточное училище, основанное в 1907 году,
-            Одноклассное начальное женское училище, основанное в 1896 году,
-            Одноклассная начальная церковно-приходская школа, основанная в 1888 году,
-            Церковно-приходская школа грамоты,
-            Одноклассное начальное женское училище Щегловитой.
Несмотря на то, что накануне первой мировой войны просвещение в нашем районе двинулось вперед очень ин­тенсивно, сами помещения не выдерживали никакой кри­тики. В большинстве своем здания были маленькие, не предназначенные для целей просвещения, зачастую с зем­ляными полами; печи топились соломой, камышом, «кураем» и совершенно не держали тепла, чем в большин­стве случаев объяснялось уменьшение количества уча­щихся в зимние месяцы. В летние же многие дети, осо­бенно из бедных семей, вынуждены были помогать в сельхозработах родителям. Непостоянство в посещаемости не позволяло говорить о таком серьезном критерии оценки работы школы, как качество знаний.
Но несмотря ни на что школа развивалась.


Источник: Моторная В.Г. Ступени : [из истории школьного образования в Каневском районе]. – Черноголовка, 1998. – 192 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий