Страницы

четверг, 23 ноября 2017 г.

Вкус к чтению (советы из семейного журнала "Виноград")

Сегодня в библиотеку пришёл очередной номер чудесного журнала для родителей, называется он «Виноград». Там море материалов  о воспитании, внутрисемейных отношениях. Читатели «Винограда» ‒ люди, для которых семейные ценности и культурные традиции являются основополагающими понятиями. Нас, конечно, больше всего заинтересовала статья преподавателя  педагогического колледжа г.Санкт-Петербург Марии Хабаровой «Вкус к чтению». В ней рассказывается о правильном выборе детской книги, пользе чтения вслух, совместном обсуждении с детьми прочитанного. Родители, как правило, заставляют детей читать, отрывая их от более увлекательных занятий. Так вот, автор утверждает, что так можно вызвать только негативные эмоции по отношению к чтению. Напротив, он советует использовать игровые приёмы, как метод привлечения к чтению. Так например, можно поиграть в почту, прислать своему ребёнку письмо от его любимого героя. Дальше всё зависит от фантазии мамы. Текст статьи приводим полностью.
 ВКУС К ЧТЕНИЮ
Наверное, нет в наше время взрослого человека, который бы ни разу не сказал с сожалением, раздражением или даже гневом: «Дети сейчас ничего не читают! Как заставить ребенка читать?»
Нужна мотивация
Скорректируем два момента. Первый: дети читают, но только не всегда то, что хотелось бы нам. Вот шестилетняя девочка отталкивает красочную книгу со сказками о Золушке, Белоснежке и Краснозорьке и просит почитать ей журнал об устройстве самолетов, которыми увлекается брат, а бабушка не соглашается и укоряет: «Да что ж, ты не девочка?» Второй момент: мы должны не «заставить читать», а воспитать любовь к чтению. Девятилетний мальчик на даче с восторгом расстреливает жестяную банку из вод­ного пистолета. Подходит мама, выбрасывает банку и с ворчанием уводит сына «делом заняться» – читать. В обоих случаях у детей с чтением связываются негативные эмоции. А сколько угроз: «Пока не прочитаешь два рассказа, гулять не пойдешь!» Станешь ли после такого самостоятельно браться за книгу? Вряд ли.

Многие родители стремятся как можно раньше обучить ребенка грамоте. Практически каждый нормально развивающийся ребенок к трем-четырем годам знает буквы. К пяти он умеет переводить буквенные значки в звуки, а многие слова и даже короткие предложения прочитывает сразу. Это, безусловно, достижение для маленького человека, но родители и воспитатели снова бьют тревогу: ребенок, овладев техникой чтения, не спешит садиться за книги. Его, как и прежде, привлекают мультики.
Изучением влияния на детей визуальных образов, которые теперь преобладают над буквенными, занимаются многие науки. Выводы, к которым приходят и психологи, и педагоги, однозначны: умение читать является необходимым, но не достаточным для чтения книг. У ребенка должен быть мотив к чтению – внутреннее желание, которое определяет успех любой человеческой деятельности. Чтобы научиться чему-то, необходимо хотеть это делать. Дошкольник будет хотеть что-то делать, если увидит, что этим занимаются родители: до определенного возраста семья является для него образцом поведения. 
У РЕБЕНКА ДОЛЖЕН БЫТЬ МОТИВ К ЧТЕНИЮ ‒ ВНУТРЕННЕЕ ЖЕЛАНИЕ, КОТОРОЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ УСПЕХ ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Поэтому, чтобы книга воспри­нималась как естественный эле­мент жизни, взрослые в семье должны читать, задавая тем са­мым модель читающего жиз­ненного стиля. В семьях, где у взрослых принято проводить сво­бодное время с книгой, ребенок тоже будет читать. По мнению писателя, журналиста, педагога, автора книг о воспитании Ма­рины Семеновны Аромштам, «чте­ние внутри такой семьи является столь же необходимым видом деятельности, как хождение и говорение».
Итак, задача родителей ˗ это, во-первых, насытить окружаю­щую среду не столько буквен­ными символами, как на кубиках, сколько интересными, востребо­ванными книгами. Что толку, на­пример, от собрания сочинений Диккенса, если оно годами пы­лится на полке! Во-вторых, не­обходимо постараться возвести чтение в статус эмоционально окрашенного общения членов се­мьи, где есть общая тема ˗  книга, и есть читающий ˗  посредник между автором и слушателями. То есть, вне зависимости от воз­раста детей нужно продолжать регулярно читать им вслух, на­пример, уделять чтению полчаса перед сном.
Значение чтения вслух трудно переоценить. Может показаться невероятным, но именно роди­тельское чтение подталкивает детей к освоению этого умения. Помимо того, что ребенок увле­чен сюжетом, он пополняет свой словарный запас, знакомится с литературной нормой языка и ин­тонационными образцами, расши­ряет кругозор; совершенствуются навыки восприятия речи на слух. Даже малышам до года рекомен­дуется читать. Рано или поздно, он заинтересуется процессом пе­релистывания страниц и картин­ками. Следует постараться как можно дольше сохранять эту тра­дицию, даже когда ребенок под­растёт. Между прочим, семейное чтение было замечательной тра­дицией интеллигентных семей в нашей стране в ХIХ-ХХ веках.
Следует добавить, что об­становка, располагающая к чте­нию, очень важна. Хорошо, если в семье будет свой читательский уголок с удобным местом для сидения или лежания, грамотно подобранным освещением и минимумом о отвлекающих факторов, таких как телевизор, музыка, до­машние питомцы. Членам семьи необходимо с уважением отно­ситься к читающему ребенку и не прерывать его во время процесса.
При выборе книг необходимо учитывать два важных момента: уровень овладения навыками чтения и интересы ребенка. Совре­менные издательства маркируют детские книги на обложке («для самостоятельного чтения», «для чтения взрослыми с детьми»), а на сайтах для родителей публикуются списки рекомендованных для определенного возраста книг, с тем чтобы взрослым было проще ориентироваться в бескрайнем море изданий. Книги для детей разных уровней разнятся по языковому наполнению и синтак­сической сложности предложений, по организации текстового пространства, размеру шрифта наличию иллюстраций. Для не­которых детей книга объёмом больше десяти страниц является слишком длинной. Для других не­важен объем, если текст разбит на смысловые отрезки и доста­точное количество картинок. Самостоятельное чтение не должно быть трудоемким! Закрывая книгу, малыш должен испытывать чув­ство достижения («Я смог!»), а не усталость и досаду. Со сложными или длинными произведениями ребенка знакомит взрослый.
Интересы детей лучше всего известны родителям. Книга из ин­тересной художественной или справочно-информационной се­рии, издание любимого автора в хорошем, твердом переплете мо­жет стать замечательным подар­ком. И здесь неуместны слова «должен» и «все уже прочитали, кроме нас»: книги вне увлече­ний ребенка не вызовут радости и, скорее всего, будут отложены. Если действительно «должен прочитать», то это можно сде­лать и позже, когда возникнет необходимость.
Когда ребёнок будет способен читать самостоятельно, нужно подарить ему небольшой толко­вый словарь, ориентированный на детский возраст. Теперь вопросы о том, что значит то или иное слово, будут решаться по-новому: ребенок ищет его в словаре, чи­тает определение, а затем обсуж­дает со взрослым, что он понял. Можно вместе придумать контек­сты употребления нового слова. Даже простое перелистывание словаря поддерживает интерес ребенка к слову и расширяет его лексический запас.
Идём в библиотеку как на праздник
Библиотеки перестали быть обычными книгохранилищами, превратившись в современные медиапространства, объединен­ные в единую сеть. Ежегодно в библиотеках Петербурга прохо­дит свыше тридцати тысяч ме­роприятий. Организуются курсы иностранных языков, действуют клубы, проводятся мастер-классы, где помогут подготовиться к пополнению в семье, научат 3D-моделированию, расскажут, как собрать робота, и т. д. Чита­тели могут получить аудиокниги, взять домой настольные игры», ‒ рассказывает главный библиоте­карь Петербурга Зоя Чалова.
Конкурсы, праздники, дет­ские летние программы, экскур­сии, возможность пообщаться с писателями, актерами, веду­щими экспертами самых разных направлений ‒ всё это лишь ма­лая часть того, что теперь предла­гают библиотеки. Создан единый читательский билет, который от­крывает доступ ко всем услугам и информации городской би­блиотечной сети. Пользование большинством библиотечных ре­сурсов бесплатно.
Как только ребёнок подрастет, родителям следует познакомить его с библиотекой. Не нужно спе­шить и подгонять малыша: пусть осмотрится в новом помещении. Сотрудник библиотеки покажет детский отдел, сориентирует, где находятся интересующие ребенка издания, познакомит с работой электронного каталога. Можно завести традицию ходить в би­блиотеку раз в неделю - просто обновлять книги или посещать мероприятия.
 Обсуждаем прочитанное
Хорошо, когда родители в до­ступной форме обсуждают с ре­бенком как книги, прочитанные совместно, так и те, что прочи­тали сами. Полезно соотносить события со страниц книги с жиз­ненным опытом ребенка, с ситу­ациями, происходившими в семье, в школе, в кругу знакомых. Инте­ресно также, прочитав книгу, по­смотреть ее экранизацию или спектакль. Подчеркнем, что про­смотр фильма или мультфильма - это тоже совместное меропри­ятие. После этого нужно срав­нить и сопоставить разные версии произведения, найти отличия, удачные и неудачные моменты. Таким образом, постепенно фор­мируется критическое мышле­ние, привычка анализировать информацию.
Дошкольники воспринимают окружающий мир, учатся, разви­ваются через игру. Существует много игровых приемов, позво­ляющих воспитывать любовь к чтению. Ресурсы Интернета по­могут современным родителям найти подходящий материал, увлекательные задания для детей: лабиринты, кроссворды, загадки. Стоит обратить внимание на электронные развивающие ресурсы «Умняша», «Клепа», «Свирелька», «Веселые картинки». Некоторые авторы детских произведений на своих официальных сайтах, помимо краткого обзора книг, предлагают игровые упражнения.
В весёлую игру превратится совместное приготовление пищи ‒ лёгкого перекуса, вкусного сюрприза для папы или целого обеда с использованием кулинарной книги для детей.
Не следует забывать про так называемые «словоигры», которых существует великое множество: кроссворды, эрудит, загадки, ребусы, «Города», «Поле чудес», «Запретные слова», «Небылицы». Многие из них требуют минимального реквизита (ручка и бумага) или не требуют его совсем. Дома ребенок может придумывать слова и записывать их, созда­вая свой словарь и иллюстрируя его. Можно поиграть в Незнайку и Знайку, где ребенок, конечно, Знайка, который объясняет, учит, воспитывает Незнайку. Исследования показывают, что инфор­мация усваивается лучше, если человек делится ею с другими: в процессе интерпретации проис­ходит переосмысление знаний, они качественнее структури­руются, запоминается больше деталей.
ПОЛЕЗНО СООТНОСИТЬ СОБЫТИЯ СО СТРАНИЦ КНИГИ С ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ РЕБЕНКА, С СИТУАЦИЯМИ, ПРОИСХОДИВШИМИ В СЕМЬЕ, В ШКОЛЕ, В КРУГУ ЗНАКОМЫХ.
Игра в почту с большой веро­ятностью увлечет малыша. Нужно сделать почтовый ящик или вы­брать особое, тайное место, от­куда будут доставаться письма. Письмо должно быть написано крупными печатными буквами и положено в запечатанный конверт. Оно может быть от кого угодно, даже от того, кто не умеет писать, например –  от улитки. И чтение письма –  всегда увлекательное действие, поначалу сложное, тре­бующее усилий, но захватываю­щее. Письмо нельзя оставлять без ответа, пусть малыш напишет что-нибудь печатными буквами. Не рекомендуется обращать здесь внимание на ошибки, ребенок бу­дет бороться с ними при других обстоятельствах.
(По материалам журнала "Виноград")
Источник: Хабарова М. Как развить его у ребёнка? : преподаватель Педагогического колледжа №4 Санкт-Петербурга – о том, как привлечь ребёнка к чтению // Виноград. – 2017. - №6. – С. 22.






Комментариев нет:

Отправить комментарий