Страницы

среда, 31 июля 2019 г.

По дамбам и греблям станицы Каневской

Сегодня совершить экскурсию по Каневской, по её дамбам и греблям, нам помогут журналисты «Каневских зорь».  К сожалению, автор статьи «Три дороги, три реки» остался неизвестен, но мы благодарны ему за прекрасное путешествие в историю нашей станицы, в то время, когда были построены первые кладки, гребли, помогающие жителям передвигаться с одной улицы на другую.   Все мы знаем, что старожилы называют разные уголки Каневской Мыгрынка, Краинка, Бакай, Загребля, но не всегда понимают значение этих слов. Загребля, вероятно, это в переводе с кубанской балачки – то, что находится за греблей. А гребля – это плотина, запруда, то есть, выражаясь современным языком, гидротехническое сооружение. Вот о них и пойдёт речь в этой статье.
ТРИ ДОРОГИ, ТРИ РЕКИ
Рельеф местности в границах Каневской буквально изрезан руслами водоёмов, что находит отражение и на особенностях дорожной сети станицы.
О НАДВОДНЫХ ПЕРЕДВИЖЕНИЯХ
Как известно, первопоселенцы основали свой курень у слия­ния трёх рек с большим количе­ством балок, заводей и ручьёв в окрестностях. Земля, вволю на­питанная влагой, давала в пищу казакам дичь и рыбу, благопри­ятствовала развитию земледе­лия и скотоводства.
Торговые и почтовые свя­зи обеспечивали три пути, что вели в Ейск, Екатеринодар и в Москву. Дорожные «ответвле­ния» были обустроены по мере освоения окрестных земель. И этот процесс продолжается по сей день.

Условно наложив на карту дорог в границах современной станицы схему водных артерий, в стыковочных точках двух се­тей отмечаем места перехода и переезда с одного берега водо­ёма на другой.
Основной водный массив Ка­невской сконцентрирован в её северо-восточной части. Здесь же располагаются практически все гидротехнические сооруже­ния, обустроенные в станице каневчанами − дамбы. А на мест­ном диалекте − гребли, отсюда и название одного из станичных районов – Загребля.
Самая протяжённая − около 4-х километров − дамба соеди­няет Каневскую со Стародеревянковской, построена в XIX веке. Старожилы рассказыва­ют о старинной кладке, прохо­дившей параллельно дамбе и, возможно − гидротехническом «первенце» жителей обоих бе­регов реки Челбас.
Самой юной можно смело назвать дамбу, соединяющую Загреблю с юго-восточным рай­оном станицы − Мигринкой. Её обустроили во второй половине XX века. Народное название −Победянская гребля.
Загреблянская дамба изме­нила русло реки Средняя Челбаска. От соединяющего дамбу моста со старинным каменным основанием берут начало две главные станичные улицы: на запад уходит улица Ленина, на восток − Широкая.
Реконструкция историче­ского центра Каневской 1970-х годов дала основание для строительства второй дамбы с мостом на этом участке реки, соединив начала улиц Черно­морской и Широкой. Между дамбами образовалась заводь, поросшая вскоре камышом и ставшая излюбленным местом для рыбаков, рассказывают, некоторым из них попадалась даже рыба-вьюн. Дети здесь ловили раков и собирали ми­дий, которых тут же готовили на костре. Но вскоре это живо­писное место «затянулось бу­рой тиной».
В конце восьмого десятиле­тия прошлого века была про­изведена зачистка речного дна и прибрежной зоны на участке реки от акватории центрального пляжа до стародеревянковской дамбы. Отработанный земсна­рядом илистый грунт был ис­пользован на засыпку заводи между дамбами и обустройство основания треугольной площа­ди, где ныне размещена торгово-досуговая зона.
«Пращуры» современных ста­ничных мостов и мостиков − деревянные кладки, которыми соединяли берега рек и балок каневчане-первопоселенцы. В засуху из-под воды местами ещё «выходят» останки древес­ных свай.
О кладках в центре станицы известно, что две из них вели в Стародеревянковскую и на Загреблю, третья дала начало и название улице Кладковой. Ровесница последней была по­строена в северо-западной ча­сти станицы соединила начало улицы Больничной со Староде­ревянковской. Две − на юго-вос­точной окраине Каневской.
Технический прогресс «пере­одел» каневские надводные со­оружения в камень и металл.
Источник: Три дороги, три реки [Текст] : о греблях, кладках, мостах и кладках к 225-летию станицы Каневской // Каневские зори. - 2019. - 16 мая. - С. 8.

Комментариев нет:

Отправить комментарий