Страницы

суббота, 15 августа 2020 г.

Шанхайские дети - самые читающие в мире. А наши?

Отношение к чтению у наших школьников весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга — органическая часть их жизни. Кто смотрит телевизионную передачу «Умники и умницы», тот наверняка убедился в феноменальной начитанности этих подростков — будущей элиты нашего общества. В них видны интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, кто «не тычет в книжку пальчик». Тревожит, что таких «мальчиков» с каждым годом становится все больше. Для них чтение — тяжкая повинность. Между тем известны факты, когда наши юноши, призванные в армию, не умеют читать, грамотно излагать свою мысль, полноценно общаться. Не случайно применительно к детскому чтению все чаще мы слышим слово «кризис», а иногда и «катастрофа». Вот что ответили на вопрос «Чтение ребенка сегодня — это…» родители школьников из Архангельска: «чтение сегодня — это чтение из под палки», «написание реферата», «программная обязаловка», «это наша родительская мука» и т.п.  Татьяна Жукова, президент ассоциации школьных библио­текарей, главный редактор журналов «Школьная библиотека», «Читайка» призывает: давайте сначала привлечём к чтению мам, а потом мамы помогут детям стать книгочеями. Как этого добиться, рассказывает сама Татьяна Дмитриевна  на страницах журнала «Читаем вместе».

ОТ ЧИТАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ ‒ К ЧИТАЮЩИМ ДЕТЯМ

«Чтение — только начало. Творчество жизни — вот Цель!» — говорил русский библиограф Н.А.Рубакин. Эта фраза особенно актуальна сегодня, когда человечество вступило в период бес­прецедентного изменения и наши дети живут в мире возрастающей слож­ности и неопределенности. Искусственный интеллект, роботы в бли­жайшем будущем, дополненная или «расширенная реальность» — это «достройка» человека будущего. Для чего его достраивают? Для творчес­тва, для генерации новых идей! И чтение в этом контексте — важнейший и сложнейший когнитивный процесс и в то же время — эффективный инструмент развития мозга, развития мышления.

Наша ассоциация раз­работала и активно внедряет в жизнь целый ряд проектов.

КИТАЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ВПЕРЕДИ

Основным критерием качества школьного образования сегодня явля­ются результаты исследования PISA (международного тестирования на понимание прочитанного текста). В одном из последних исследований 15-летние шанхайские школьники заняли первое место. Они продвину­лись до пятого уровня понимания глубины смыслов предложенных текс­тов, а российские школьники смогли дойти только до второго уровня. ВОТ ЭТИ ПЯТЬ УРОВНЕЙ:

1. Выполнение самых простых заданий: нахождение в тексте простой информации, заданной в явном виде, определение основной темы или идеи текста.

2. Нахождение информации, сформулиро­ванной в явном виде, способность делать простой вывод на основе прочитанного, вы­являть смысл основных частей текста, вы­сказывать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста.

3. Обобщение информации, соотнесение текста со своим жизненным опытом, по­нимание информации, заданной в неявном виде.

4. Комплексные задания  к текстам, крити­ческий анализ.

5. Полное понимание текста: нахождение информации; интерпретация и рефлексия на содержание текста, его форму и их оценка.

Наши дети 3,4,5 уровни сложности не смог­ли освоить. А как же они смогут справиться с усложняющимися учебными текстами? Особенно важно об этом говорить в кон­тексте скорого перехода на электронные учебники, которые потребуют от наших школьников навыков нелинейного чтения или, как говорят сейчас специалисты по чте­нию, навыков цифрового чтения. Нагруз­ка на мозг ребенка при чтении гипертекста намного больше, чем при линейном чтении, а возможность глубокого вдумчивого чте­ния заметно уменьшается. Поэтому многие страны Юго-Востока, которые переходят на электронные учебники, например, Но­вая Зеландия, утверждают: для того, чтобы ребенок вдумчиво и быстро читал с экрана, ему нужно пройти хороший курс традици­онного чтения — с книжного носителя. И что же позволило шанхайским школьни­кам занять первое место в РISA? Это проект «Материнское чтение», который объединил и школу, и семью, и социум, привлек внима­ние СМИ, представителей бизнеса и власти. Во всех шанхайских школах были открыты комнаты для мам. Там работают клубы чита­ющих мам, проводятся занятия по психоло­гии и педагогике детского чтения. Каждую пятницу во всех школах Шанхая подго­товленные мамы читают вслух специально отобранные произведения из детской клас­сики или современной детской литературы, а дети определяют лучшую маму месяца. Телевидение с восторгом приняло проект, и теперь проводятся ТВ-шоу, где лучшие чи­тающие мамы и дети демонстрируют свои достижения. Такой простой проект позво­лил Шанхаю стать читающим регионом, а школьникам Шанхая — стать самыми чи­тающими в мире.

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Еще сто лет назад идею обучающей практики материнс­кого чтения реализовал известный педагог и главный редактор журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обу­чение» Виктор Петрович Острогорский (1840-1902). В кон­це XIX века Россия так же, как и сейчас, переживала кризис детского чтения, и В.Острогорский взялся за организацию материнских чтений. Через свои журналы он направлял матерям письма обучающего характера, где объяснял, как в домашних условиях помогать детям в литературном воспи­тании. Уже тогда было отмечено, что в треугольнике автор — произведение — читатель на уроках литературы уделяется много внимания автору и разбору произведения и очень мало обращают внимания на самого читателя, развитие его творческого и образного мышления. И именно внимание к маленькому и взрослому читателю легло в основу наших проектов «Читающая мама» и «Читающая школа». В рамках проектов нами была выпущена книга «Добру откроем сердце», в которую вошли специально отобранные короткие рассказы с методическими рекомендациями для мам. Как отмечает Ирина Ива­новна Тихомирова, главный разработчик программы «Читающая мама», методическая система материнского чтения, разработанная В.П.Острогорским, на опыте которого училась и духовно развивалась вся Россия, сегодня нуждается в возрождении. Особое внимание в проекте обращено на молодых матерей, детство которых прошло в 90-е годы XX столетия, когда в силу социальных причин родители не смогли уделять детям долж­ного внимания, и они выросли без необходимой «книжной прививки». Отсутствие собственного опыта общения с книгой в детские годы при­вело сегодня начинающих мам к непониманию его истинной ценности, отрицательно сказалось на детях, создало дефицит теплоты семейных отношений. Острота этой проблемы иллюстрируется исследованием академика РАО Марьяны Безруких 60-ти тысяч детей 6-7 лет в 15-ти ре­гионах России. К началу обучения в школе от 40 до 60% детей имеют несформированную речь — очень бедный словарный запас, используют не развернутые предложения, а отдельные слова и междометия. Почему это происходит? Исследования показали, что словарный запас их родителей составляет около 600 слов (вместо положенных 3500). Это для всех нас — маркер. Что мы предлагаем делать для решения этой проблемы?

КОМНАТЫ ЧИТАЮЩИХ МАМ

Для российских мам этот проект позволит создать своеобразный хоб­би-клуб, клуб читающих мам, которые хотят развиваться сами и раз­вивать своих детей. По китайскому опыту мы решили внедрить в наших школах и детских садах «комнаты читающих мам», где мамы могут не только почитать интересную книгу своим детям и их одноклассникам, но и получить профессиональную консультацию: что и как читать ребенку, как организовать обсуждение прочитанного, познакомиться с методи­ческой литературой, пообщаться с собственным ребенком в атмосфере, располагающей к чтению. Но не только мамы должны приобщать детей к чтению. Конечно, и папы тоже. А еще — учителя и школьные библио­текари. Необходимо отметить, что особенность кризиса детского чтения в России — слабая читательская среда. Ребенок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской лите­ратуры в домашних и школьных библиотеках. Сейчас появились возмож­ности читать книги онлайн, пользоваться электронными библиотеками. Пандемия заставила школы обратить внимание на дистанционные методы обучения. Если эта рабо­та продолжится после того, как ученики вернутся за школьные парты, мы сможем констатиро­вать, что у наших детей появился еще один важный ресурс получе­ния знаний — онлайн платфор­мы и электронные библиотеки. Во время распространения по России пандемии короновируса мы запустили акцию «Обнимем ребенка с книгой», призванную стать эликсиром, литературной прививкой для детей, оказавшихся в усло­виях домашней изоляции. Именно поэтому акция с удовольствием была подхвачена регионами. Первый пункт Декларации чи­тающих мам гласит: «Я знаю, что никакие электронные игры, компьютер и телевизор не обнимут моего ребенка и не заменят ему радость общения с родным человеком, когда мы сядем рядышком, обнимемся с ним и бу­дем читать книгу вместе». Эта «читательская акция любви» — хороший повод, прочитав в семейном кругу добрый рассказ или сказ­ку, поговорить с детьми о том, о чем с ними вообще говорят очень редко: о доброте и со­страдании, взаимопомощи, уважительном отношении друг к другу, любви — не только к людям, но и «братьям нашим меньшим», верности, чести, достоинстве, ответствен­ности. Всё это — эмоции высокого класса, которые с рождения надо воспитывать в ма­лыше. Об акции и ее бесплатных ресурсах подробно рассказано на портале РШБА. Сейчас у нас много всероссийских проек­тов, направленных на работу с одаренными детьми. А как же остальные дети? Нам не­обходимы проекты, которые направлены на всех детей России. И привлечь к этой теме необходимо и общество, и власть, и бизнес, как это сделали наши зарубежные колле­ги. Я рада, что мы вместе с Союзом женщин России инициировали Движение «Мы — за читающую Россию!» и разработали новый проект, понятный и полезный, который мы назвали «Пять шагов к читающей шко­ле: стратегия роста». Он предусматривает комплексный подход и позволяет привлечь и внимание, и ресурсы всего общества. Я уверена, что наши проекты будут подде­ржаны и в Москве, и во всех регионах Рос­сии, и наша общая работа станет вкладом в счастливое читающее, а значит творческое и успешное будущее наших детей.

(По материалам журнала "Читаем вместе")

 Источник: Жукова, Т. (президент ассоциации школьных библиотекарей).   От читающих родителей - к читающим детям : китайский и российский опыт привлечения детей к чтению / Т. Жукова // Читаем вместе. - 2020. - №6-7. - С. 20-21. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий