Страницы

среда, 7 февраля 2024 г.

Книгу надо подержать и полистать (по материалам газеты "Аргументы и факты")

 Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую это в земле, ощущаю в воздухе… Многое из того, что было — ушло. И не осталось тех, кто помнит об этом.
Дж. Р. Р. Толкиен

   

Когда-то давно, вроде бы в незапамятные времена, а на самом деле всего-то чуть более 100 лет назад появилось кино, потом телевидение.  Интернет в нашей жизни обосновался и того позже (в СССР
 с 1990 года). А до этого времени люди читали книги, которые писали другие люди.  И никто не жаловался на недостаток  развлечений, ведь книга вмещала в себя целый мир, полный фантазий, мысленных путешествий, мудрых сентенций и советов. Те, кто умел запечатлеть мысли и чувства в печатном слове, становился властителем дум. Философ создавал трактат, дающий пищу для размышлений, историк позволял всем проникнуть силою мысли в глубину веков, географ-землеописатель позволял «виртуально» отправиться  в земли, куда сложно, невозможно, а порой и страшно попасть простому обывателю. Но всегда чтение давало возможность мыслить человеку, овладевшему грамотой, ставило его на более высокую ступень и в развитии, и в социальной иерархии. Во все времена были «простецы», и были мудрецы, и вторые всегда управляли первыми. А привилегию эту им давала возможность манипулирования печатным словом, сосредоточенным в книгах.
      Но границы сознания человеческого постоянно расширяются, и 
рамки становятся тесны. Сначала было изобретено киноискусство, появилось телевидение, и люди смогли воплотить мысли в картинках, создав видеомир во всем его многообразии, потом научились форматировать и шифровать все без исключения носители информации, передавая их на какие угодно расстояния, сделав связь всеобъемлющей. Грань интеллектуальная стала размываться и нивелироваться   сначала каждый стал «сам себе режиссёр», а потом видеоблогерство и клипмейкерство стало постепенно «убивать» старую добрую книгу, приводя кучу аргументов в свою защиту:
зачем читать, когда можно прослушать аудиовариант
спаси дерево, используй электронный вариант
зачем читать, можно посмотреть фильм, ролик, буктрейлер, послушать подкаст
книгу читать слишком долго, можно прочесть синопсис, а ещё лучше аннотацию
    В конечном итоге можно докатиться до полной мыслительной деградации, когда за отсутствием восприятия словесной информации путём замены её визуальной мы скатимся до уровня пещерного человека, только и умеющего тыкать пальцем. А с портретов в школе на нас грустно будут взирать классики, жизнь свою положившие на алтарь образования, пытавшиеся сделать человека умнее и лучше. Эх, вы, потомки….


   И всё-таки, нужна ли книга, или лучше «читать «Дюймовочку» в комиксах»? (случай из жизни). Подумайте над этим, не рубите с плеча.

Книгу надо подержать и полистать
 Лариса Новосельская о том, что даёт нам чтение

Фатима  Шеуджен
     
Когда-то мы были самой читающей страной в мире. За подписными изданиями выстраивались очереди, достать дефицитную книгу считалось большой удачей. Сегодня старшее поколение жалуется, что молодёжь совсем не любит читать, что у неё клиповое мышление.
А что даёт чтение? Так ли это на самом деле важно, наш сегодняшний разговор с писателем, лауреатом премии «Золотое перо Кубани», главой Представительства Союза российских писателей в Краснодарском крае Ларисой Новосельской.
 
Оживляли быт и праздные умы
 
Лариса Ивановна, в советское время роль книги в жизни человека была достаточно большой. Говорили:  «Книга лучший подарок», «Книга друг человека» и т. д. Как вы думаете  – это была идеология или, может быть, действительно роль книги настолько высока?
…. Люди … читали книги, погружаясь в новый, дивный мир героев Диккенса и Свифта, находя отражение своей жизни, чувств и дум в романах Трифонова, рассказах Нагибина
доступных советских писателей. А доступны они были и популярны из-за тиражей. Иной раз смотришь на те выходные данные, и глазам своим не веришь: от 100000 до 1000000 экземпляров печатали типографии! И расходились эти книги по библиотекам, по домам, на подарки друзьям и детям.
О подписных изданиях и говорить не стоит: краснодарский магазин с таким названием на углу Чапаева и Красной был местом паломничества городской и сельской интеллегенции.
А ты получил третий том Есенина?
 – А «всемирку» уже дают?
Такие разговоры шли в любом коллективе.
 
По обложке встречают
 
 В советское время писатели были обласканы властью. Во всяком случае те,
которые пришлись ко двору. Им создавались различные блага
Дома творчества, например, давали премии, награды. Причём писателям, известным не только на весь Союз, но и местным авторам. Как вы думаете, писателю нужна поддержка власти, или ещё кого-то?
Писателю нужен талант. Это прежде всего. Но, конечно, и предпринимателю и писателю нужны государственная поддержка и оценка. К сожалению, начальство это тот же обыватель. Оно клюёт на рекламу, не разбираясь в сути произведения. То есть не всегда даёт себе труд прочесть новое произведение, выдвинутое знатоками на премию.
……
Получается замкнутый круг. Во-первых, книга не телевизор, она тонкая штучка и не терпит поверхностных суждений. «По обложке встречают, по содержанию провожают». Но чтобы узнать содержание, недостаточно ознакомиться только с оглавлением.
……
Учебники жизни
 
 Лариса Ивановна, а надо ли читать книги? Как привить любовь к чтению?
 Если хочешь пройти по жизни не как по узкому мосту над пропастью, а по широкой, безопасной дороге,  читай книги. В практическом, утилитарном смысле они учебники жизни. А если хочешь прожить не одну, а несколько жизней в разных веках, в разных странах и обличьях тем более. Книги учат, наставляют, утешают… Что ещё? Каждому своё. В чём ты нуждаешься, то и получишь.
Я знаю людей, не читающих книг, но не могу представить свою жизнь без книги.

Полностью интервью Фатимы Шеуджен с Ларисой Новосельской вы сможете
прочесть в газете «Аргументы и факты» №5 (31 января-6 февраля) 2024 г. («Аргументы и факты - Юг»)

Источник:  Шеуджен Ф. Книгу надо подержать и полистать. Лариса Новосельская о том, что даёт нам чтение / Ф. Шеуджен // Аргументы и факты - Юг. - 2024. - №5.- 31 января - 6 февраля. - С. 3. - Текст непосредственный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий