Страницы

пятница, 21 марта 2014 г.

О настоящей поэзии


Помещаем на нашем блоге статью краснодарского корреспондента Богданова Виктора Карповича «К Всемирному дню поэзии». В ней он говорит о необходимости поддерживать подлинную поэзию, украшающую нашу жизнь и делающую нас сильнее и духовно богаче. Автор статьи  вспоминает о том, как его поразили стихи Сергея Есенина, впервые услышанные от знакомого студента.  «И я пошёл пешком за десять километров в районную библиотеку, чтобы там почитать впервые вышедший после десятилетий молчания скромный двухтомник самого нежного, самого печального, самого откровенного, самого трепетного русского поэта». Здесь вы найдёте и интересную притчу о поэтах, и грустные раздумья о снижении интереса к чтению.
(По материалам газеты "Кубань сегодня")
Источник: Богданов, В.   К Всемирному дню поэзии [Текст] : о роли чтения и поэзии в жизни человека, о поддержке подлинных поэтов и кубанских журналов / В. Богданов // Кубань сегодня. - 2014. - 21 марта. - С. 4.

К ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ПОЭЗИИ
2014 год – Год культуры. При общем понимании, что уровень культуры за последние двадцать лет в нашем обществе страшно понизился, подобная инициатива более чем своевременна.
Почему так случилось, что мы практически перестали ходить в кино? Редко бываем в театре. Равнодушно проходим мимо книжных магазинов и библиотек. А ведь еще в недавнем прошлом мы часами выстаивали в очередях, чтобы подписаться на любимого классика. И были счастливы, когда нам это удавалось. А потом годами ходили за очередным томом. И страшно гордились собранной таким путем библиотекой. Дом без книжного шкафа или полок невозможно было представить.

Что же с нами всеми происходит? Или произошло? Давайте по порядку. В кино мы перестали ходить, потому что кинотеатр во многом заменил телевизор, а в последние годы — и Интернет. Куда как удобнее: не надо никуда ехать, да и выбор не шибко интересный. Тем более российское кино за редким исключением скучное и невыразительное.
Интересно: в советские годы многие режиссеры ссылались на гнет цензуры, которая якобы не давала талантливым сценаристам и режиссерам развернуться во всю мощь,— сегодня цензуры нет. Но нет и в подавляющем большинстве интересных талантливых картин. На экранах торжество серости. Та же ситуация и с книгами. Прошло больше двадцати лет с отмены цензуры, а по-настоящему талантливых авторов что- то не видно. Хотя премий развелось множество. И их с помпой присуждают авторам, которых никто не знает и знать не хочет. Потому что лауреаты — сплошь дутые величины, как и их псевдопроизведения. К тому же цены на книги стали просто фантастические. Десять раз подумаешь, купить книгу или нет. Так, недавно зашел в Дом книги. Увидел на книжной полке литераторов Кубани том одного из ветеранов поэтического цеха края по цене более пятисот пятидесяти рублей. Подержал в руках, полистал — и вернул на полку. Спрашиваю продавца: — Как расходится книжка? И в ответ услышал: — Кто же по такой цене ее купит?
Нужно ли говорить, что книга наверняка издана на собственные средства автора или с помощью спонсоров. Прошли времена государственной поддержки книгопечатания. Теперь спасение утопающих (авторов — писателей, поэтов) — дело самих утопающих. Где наши Сытины и другие издатели, заботившиеся о просвещении народа и издававшие копеечные книги карманного формата. Такие книжки расходились огромными тиражами. В советские годы нужно было годами ждать выхода новой книги. Поэтому книгочеи стремились прочитать новую вещь любимого писателя в толстом журнале, который намного сокращал путь произведения к читателю. Поэтому и толстые литературно-художественные журналы пользовались огромной популярностью. На Кубани выходят два литературно-художественных журнала: «Родная Кубань» и «Кубань». Журнал «Родная Кубань» под редакцией Виктора Лихоносова выполняет благородную миссию, сосредоточив свое внимание прежде всего на возвращении кубанцам исторической памяти.
«Кубань» под редакцией литературного критика, публициста, профессора филологии Виталия Канашкина проявляет поистине героические усилия, чтобы жить. Дело в том, что журнал находится на самофинансировании. И выход каждого номера непредсказуем. А между тем журнал был учрежден в победном 1945 году. Тогда у разоренной войной Кубани нашлось понимание в необходимости издания литературно-художественного альманаха, позднее ставшего журналом, где печатались произведения кубанских писателей, которые вдохновляли жителей края на скорейшее восстановление народного хозяйства. Формировали нравственный и духовный облик граждан, вынесших страшные тяготы войны. Об этом хорошо сказал поэт Михаил Луконин, обращаясь к солдатам, возвращающимся с великой войны: «Лучше прийти с пустым рукавом, чем с пустою душой». Но нравственное, духовное, патриотическое воспитание необходимо во все времена, в том числе и в наше время. Эту миссию всегда эффективнее всего выполняла литература. Поэзия. Так, может быть, краю все-таки можно изыскать небольшие деньги на издание журнала «Кубань», которые, убежден, сторицей окупятся, выполняя свою извечную роль учителя высоких нравственных чувств. За литературу это не сделает никто. Неслучайно лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов на вопрос о том, как заставить учеников лучше учить математику и физику, ответил: «Увеличить количество часов преподавания литературы». Великий физик не оговорился. Он понимает первостепенную роль литературы в формировании личности. Хорошо, чтобы это понимание было и у власти предержащей на Кубани.
Сегодня, благодаря революции в полиграфии, книги зачастую издаются быстрее журналов. Беда одна — в их непомерной цене. Когда-то мы наивно полагали, что рынок, конкуренция сделают книги, как и прочие товары, доступнее по цене. Ничего подобного в нашей стране не случилось. Духовный хлеб стоит дорого. Вот и возникает парадокс: в книжных магазинах сегодня можно купить практически любую книгу, да цены неподъёмные. Как результат в книжных магазинах затоваривание. Но хозяева магазинов, мечтая о сверхприбылях, не спешат снижать цены. Поскольку выигрывают на реализации коммерческой ходовой литературы. Точнее, макулатуры.
Вот и получается замкнутый круг, при котором художественная литература перестала выполнять свою главную общественную функцию: воспитывать хороший вкус, культуру у читателей, пробуждать высокие патриотические чувства. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, Как русский, — сильно, пламенно и нежно!» А чье трепетное сердце не вздрагивало, не щемило при чтении «Слова о полку Игореве»: «О русская земля! Уже за шеломянем еси». Или лермонтовского: «В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я…» или «Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить!». А кого могут оставить равнодушным бессмертные стихи «Валерик»: «Я думал: “Жалкий человек. Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?”» Стихи, написанные более полутора веков назад, продолжают быть актуальными и волновать нынешних читателей.
Неслучайно в годы Великой Отечественной войны среди личных вещей бойцов и офицеров нередко были томики любимых поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока. А стихи Твардовского, Симонова, Гудзенко, Ахматовой и многих других выучивались наизусть, печатались во фронтовых газетах и листовках. Они были духовным оружием наших солдат, звали на смертный бой с ненавистным врагом.
Почему прежде всего поэзия? Да потому что она — высшая форма искусства. Слово — универсально. Поэзия глубоко воздействует на человека, прежде всего на эмоциональном уровне. Красота слова, образность, ясность и глубина мысли, так свойственные настоящей поэзии, переживают века и доставляют эстетическое наслаждение читателям разных эпох, заставляют вновь и вновь переживать поэтические коллизии, запечатленные поэтом.
Достаточно вспомнить книгу книг — Библию, донёсшую до нас бессмертные любовные переживания лирического героя венка стихов Соломона «Песнь песней». А кто из нас в силах забыть сонеты Шекспира?!
Помню как меня поразили стихи Сергея Есенина, впервые услышаны от знакомого студента, и я пошел пешком за десять километров в районную библиотеку, чтобы там почитать впервые вышедший после десятилетий молчания скромный двухтомник самого нежного, самого печального, самого откровенного, самого трепетного русского поэта. И умолил библиотекаршу дать мне стихи домой, отпечатанные на плохой газетной бумаге под тонкой обложкой. Мне не было никакого дела до того, на чем и как они напечатаны. И всю обратную дорогу я на ходу глотал удивительные строки, не в силах дождаться, когда приду домой. «Отговорила роща золотая», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Вот оно, глупое счастье», «Дай, Джим, на счастье лапу мне». «Сорокоуст» — с потрясающей сценкой — соревнованием жеребенка с паровозом:
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Нужно ли говорить, что я перечитывал стихи Есенина бесконечно. Многие переписал, еще больше выучил наизусть. Мне кажется, поэт выразил в своих стихах всю гамму человеческих чувств и переживаний природы и щедро разбросал в наши души. Много позднее, когда меня приняли в Союз писателей СССР, я был рад, что это случилось в день рождения Сергея Есенина — 3 октября. В этом была какая-то мистика.
Но поэзия и есть мистика, удивительно преобразующая человеческие души и чувства. Больше тысячи лет назад халиф Гарун-аль-Рашид настолько любил поэзию, что месяцами не отпускал из дворца своих любимых поэтов. А Тимур, Железный Хромец, покоритель Центральной Азии, заботясь о процветании подлинной поэзии, а не поделок, обратил однажды внимание на то, что в его империи развелось слишком много поэтов. А хорошего, как известно, много не бывает. Тимур велел своим визирям собрать всех поэтов, ублажать все их желания, а через месяц проверить, кто из них продолжал писать стихи. Всех, кто бросил писать, а таких оказалось немало, наказали плетьми. А тех, кто продолжал писать, Тимур велел бросить в тюрьму, посадить на хлеб и воду. Через месяц проверили, кто из них продолжал писать, а кто нет. Пишущим оказался только один человек.
— Вот это и есть настоящий поэт, — сказал Железный Хромец. — Его не сломили ни роскошь, ни тюрьма. Всех остальных гоните плетьми из империи. Они лжецы. И приспособленцы.
В этой притче глубокий смысл. Надо поддерживать подлинную поэзию, украшающую нашу жизнь и делающую нас сильнее и духовно богаче, и всеми силами препятствовать распространению литературных поделок, которых сегодня развелось слишком много. Стоит ли после этого удивляться снижению общего культурного уровня российского общества, того самого, которое просвещенная Европа в XIX веке считала самым образованным и культурным на континенте.
Виктор БОГДАНОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий