Страницы

вторник, 11 июля 2017 г.

Книга не предаст и не обидит

Очень понравилась статья из «Вестника ЗОЖ». Называется она просто –  «Книга в моей жизни». Вернее, это даже не статья, а просто письмо, написанное в любимую газету. Оду книге пропела жительница г. Петушки Остапенко Галина Владимировна, человек, умудрённый жизненным опытом, прошедший через испытания тяжёлой болезнью. Книга для неё – всё, в том числе средство познания мира добра и зла, успокоительный препарат от боли. «Книга не предаст, не обидит и не оскорбит», ‒ пишет автор.  И ему веришь больше, чем профессионалу психологу или педагогу. Ведь осознание ценности печатного слова пришло к ней не из учебника, любовь к книге привила мама, а потом и сама жизнь.
КНИГА В МОЕЙ ЖИЗНИ
На днях у нас зашел разговор о книге.
-Бабуля, зачем тебе целая библиотека дома? - спросил внук. - Ведь половину из этих книг можно уместить на электронный носитель.
-   Да, - поддержала его дочь.- Для кого это все? Этот пылесборник нужно убрать.
«Для кого это все?», - повторяю я про себя и погружаюсь в воспоминания.
Самая первая книжка, которую я помню, называ­лась «Радуга – дуга». Мама читала нам ее вечерами. Сказки, стихи, загадки. До сих пор помню сказку про Крошечку-Хаврошечку, которую я очень боялась, потому что у девочки было три глаза. И когда два из них спали, третьим она все видела. А еще мне за­помнилась сказка о том, как принц искал себе жену. Он ходил по се­лениям и менял мусор на сливы. В одной деревне к нему вышла девушка, у которой мусора было со­всем мало. Его хватило обменять только на одну сливу. Вот ее-то принц и взял в жены - как самую чистоплотную.
Мы росли на сказках, на хороших стихах. В на­шей семье читали запоем. Когда у мамы было сво­бодное время, она уса­живала нас, троих детей, и читала. Особенно нас поразила книга «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу. Мы плакали над унижением рабов, их тя­желой жизнью. С возрас­том мы с братьями увле­клись фантастикой. Этот жанр стал для меня от­крытием. Открытием но­вого пространства, новых миров, неизведанных пла­нет и космических исто­рий. Берешь в руки кни­гу - и тебя уже нет здесь. Ты там - далеко, далеко. Исследуешь глубины мо­рей с диковинными суще­ствами или путешеству­ешь в огромном космосе.
Заодно знакомишься и запоминаешь новые сло­ва, пополняя словарный запас. Как точно сказал английский философ Ф. Бэкон: «Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и береж­но несущие свой драго­ценный груз от поколения к поколению». Точнее не скажешь.
Зачитываясь допоздна, мы забывали о времени, а во сне нам снились исто­рии, о которых мы чита­ли. Сколько раз я будила своим криком домашних, когда не могла убежать от страшных монстров или спрятаться от жутких чудовищ! Но днем опять брала в руки книгу и опять погружалась в новые при­ключения.
Книга для меня  - все. Это мир, в котором я живу. Это мои герои, с которых я беру пример. Это зага­дочная жизнь неоткрытых миров. Это надежда на лучшее будущее.
Но главное, книга - это отвлекающее средство. Средство от боли. Когда в 7-м классе произошло обострение хроническо­го заболевания и меня парализовало, книга ока­залась единственным лекарством, способным хоть как-то помочь. Жили мы тогда в Сибири, на се­вере Иркутской области. Страшные боли в позво­ночнике, опоясывающие по окружности мое тело, были невыносимы. В об­ластной больнице меня спасали наркотиками. Но они помогали ненадолго. А когда их действие закан­чивалось, страдания вновь возвращались. Постоянно и бесконечно существо­вать на этих препаратах нельзя. А анальгетики не помогали. Врачи говори­ли: надо терпеть. Но как, если боль чувствовали даже волосы на голове? Ноги отекали так, что я думала, что кожа лопнет. Боль пронизывала каж­дую клеточку моего тела, не давая ни о чем думать. Диагноз: компрессионное сдавление спинного моз­га в результате активного процесса туберкулеза по­звоночника. От позвоноч­ника очаги перешли в та­зобедренный и коленный суставы. Это многократно усиливало боль. Пропал аппетит. Боль не давала спать. В какое-то мгно­вение пришла мысль, что так жить больше невы­носимо. Нужно уйти и ос­вободиться от мучений. «Там» не будет боли, не будет страданий. Но как это сделать?
Кто-то из соседей по па­лате дал мне книгу: «Аме­риканская трагедия» Теодора Драйзера. Открыла, попробовала читать, но мозг мой отказывался от восприятия какой бы то ни было информации. Что читала - не понимала. На­чинала снова и снова, с той же строчки. Прошло довольно много времени, прежде чем я стала улав­ливать общий смысл про­исходящего. Переключая внимание от себя на кни­гу, я исподволь училась уводить боль в сторону.
А потом мама добилась моего перевода в Москву.
В Московском институте туберкулеза меня осмо­трел профессор и тут же направил в детский ту­беркулезный санаторий «Кирицы» в Рязанской об­ласти.
В «Кирицах» я провела 3,5 года. Загипсованная от подмышек до пальцев ног, я в этой толстой «бро­не» лечилась и училась, как все школьники, только на больничной койке.
В санатории была хоро­шая библиотека. Здесь я познакомилась с произве­дениями братьев Стругац­ких. Читала Александра Беляева, Ивана Ефремо­ва, Станислава Лема, Гер­берта Уэллса, Рэя Брэд­бери, Алексея Толстого и других фантастов. Осо­бенно меня по­разила книга Александра Казанцева «Гости из кос­моса». Фантастика рас­ширила мой кругозор до границ Вселенной, заста­вила увлечься темой кос­моса. Когда в библиотеку поступала новая книга на любимую тему, мальчишки из нашего класса бежали, чтобы забрать ее первы­ми. Но, зная, что я един­ственная из девочек, кого интересует фантастика, приносили книгу мне как лежачей.
Конечно, я читала и дру­гие книги. Подростков ин­тересует многое. Очень нравилась героическая тематика. Сейчас вряд ли кто-то из детей знает, кто такие Павка Корчагин, Алексей Маресьев, моло­догвардейцы, Зоя Космо­демьянская и другие наши герои. А мы учились на их подвигах.
Книга для нас была единственным развле­чением, средством по­знания мира добра и зла. Она учила нас правильно мыслить, правильно жить, правильно общаться. И каждый раз не хотелось, чтобы хорошая книга за­канчивалась. Все, что происходило в ней, про­исходило со мной: хоро­шее и плохое, восторги, печали и сожаления. За­крывая последнюю стра­ницу, я как бы закрывала какой-то отрезок своей жизни. Часто было груст­но до слез. Сразу пере­ходить к новой книге не хотелось. Это ощущение книжной реальности со­хранилось до сих пор. Заканчивая книгу, я не могу сразу же перейти к другой. Мысленно я еще там, в той жизни. И пока не улягутся в голове про­читанные страсти и пере­живания, за другую книгу взяться не могу.
Да, в 9-м классе мне сделали операцию на по­звоночнике. Через год я стала ходить. До сих пор продолжается моя боль­ная жизнь, но это уже дру­гая история.
Сейчас, как и раньше, самым близким другом для меня остается книга. Книга не предаст, не оби­дит, не оскорбит. В труд­ную минуту она успокоит, что уже немало.
Я не представляю себя без этого чуда - книги. Старая, зачитанная «до дыр», она продолжает служить людям. Такую я стараюсь подлечить: под­клеиваю, разгибаю уголки загнутых листочков (хотя дома у нас все пользуют­ся закладками), ластиком стираю грязные места. А новая пахнет типограф­ской краской. Она еще хранит свою тайну. Новую всегда открываю с каким- то трепетом. Что там? В какие неизведанные дали меня может занести?
Особенно много читает­ся в больнице: чтобы от­влечься от своих болячек, чтобы не утонуть в раз­говорах о них, чтобы по­мочь себе выкарабкаться и побыстрее вернуться домой. Правда, в больни­це приходится чаще всего читать то, что попадет под руку. Берешь в руки книгу и чувствуешь живое тепло. Это бывшее дерево пере­дает его тебе. Иногда и заснешь вместе с ней. И снятся истории, о которых только что прочитала.
А что электронная кни­га? Она не живая, она холодная. Понимаю, век электроники не остано­вить. Вот уже и школьное образование переходит на компьютеры. С практи­ческой точки зрения это, может быть, хорошо.
Но так бездушен монитор
С клавиатурою совместно.
И я считаю данный спор
Пустым и просто неуместным.
Дочь утверждает, что традиционная книга из­живает себя, что скоро за­кроются библиотеки за их ненадобностью. Не могу представить себе этого. Перефразируя известное выражение, хочу сказать: человек без книги  как птица без крыльев.
Адрес: Остапенко Га­лине Владимировне, 601144 Владимирская обл., г. Петушки, ул. Строителей, д. 4, кв. 66.
(По материалам газеты "Вестник ЗОЖ")


Источник: Остапенко, Галина.  Книга в моей жизни [Текст] : читатель газеты рассказывает, как книга помогала в её жизни, отвлекала от боли физической и душевной / Галина Остапенко // Вестник ЗОЖ. - 2017. - №13. - С. 16-17.

Комментариев нет:

Отправить комментарий