суббота, 2 апреля 2022 г.

КАК РУХНУЛ САМЫЙ БОЛЬШОЙ "ЗВОН"

 



«На фотографии, хранящейся в Каневском районном историко-краеведческом музее, запечатлено жуткое событие. За церковной оградой люди со знамёнами, флагами, транспарантами, портретами Сталина… А дальше – огромный человеческий «муравейник», беснующийся на руинах поверженного храма…», - так начинается письмо, которое прислала на конкурс  «АИФ-ЮГ» научный сотрудник Каневского районного историко-краеведческого музея Наталья Дуленко. Вот её рассказ о том, как строили и разрушали Духосошественскую церковь
«Била церква»
Более ста лет возвышалась на главной площади Каневской Духосошественская церковь – самое грандиозное сооружение станицы. Деньги на её строительство церкви собирали «всем миром», но большую часть пожертвовал бывший староста Роман Билый. Легенда гласит, что в сентябре 1816 он умер, не оформив свою волю.  Попрощаться с покойным пришли станичники и священник Василий Орда. Недоставало завещания, тогда Орда тут же написал его, что «раб Божий Роман Билый, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, заблагорассудил распорядиться всем своим имуществом так, чтобы всё обратить в деньги и на вырученные средства построить в родной станице Каневской кирпичную или каменную церковь». «Завещание» подписал сам покойник: ему в мёртвую руку всунули перо и водили, выводя имя и фамилию. Документ  предъявили властям, утвердили, и вскоре строительство храма в Каневской началось.
В 1829 состоялось освящение большого кирпичного храма. Открытие его
произошло на праздник Троицы, поэтому в народе храм носил название Свято-Троицкого. В документах Государственного архива Краснодарского края значится, что церковь Сошествия Святого Духа «каменная с  совместною колокольнею, оградою и часовнею… Здание кирпичное, с таковою же колокольнею о пяти главах, холодное, покрыта металлом, ограда вокруг церкви – деревянная с таковыми же столбами». Стены были оштукатурены и побелены, поэтому люди её называли «Била церква».
Колокол из Милана
Пятиглавый храм, по воспоминаниям старожилов, вмещал 1000 человек, и имел три престола. Колокольня была открытой, и имела уникальную архитектуру. Главный колокол отлили в Милане. Его пожертвовал известный в станице меценат Пимон  Джумайло в 90-е XIX века. Это колокол кораблём доставили в Ейск, оттуда на подводах в Каневскую. Колокол был басовым, весил 196 пудов, его удары даже в непогоду были слышны за сорок вёрст.
Внутри церкви прямо с восточной части находился алтарь, отделённый от зала резным деревянным иконостасом.  По словам коренного каневчанина Василия Стефановича Святного, иконостас  был сделан по заказу итальянскими мастерами.
Церковную территорию окружала деревянная ограда на высоком кирпичном фундаменте с кирпичными столбами. В 1910 году её заменили на металлическую, которую выковал известный в то время в станице кузнечных дел мастер Павел Павлович Колодько. В юго-восточной части площади, примерно там же, где ныне сохранились остатки бывшего летнего кинотеатра, в начале  XIX века внутри церковной ограды начало обустраиваться небольшое кладбище для жителей, прославившихся верным служением на благо станицы и снискавших славу за её пределами. На территории парка до сих пор покоится прах наших предков.
10 марта 1918 года в Каневской была установлена Советская власть. Последнего атамана Владимира Коваленко избрали первым председателем ревкома. В июле в Каневскую вошла Добровольческая армия. На Церковной площади генерал Покровский казнил 13 активистов и членов ревкома во главе с председателем. В 1922 году на площади перезахоронили останки погибших во время Гражданской войны. Была сооружена общая братская могила жертвам революции и Гражданской войны и установлен памятник погибшим..
В 1924 году станичная власть приняла решение видоизменить церковную площадь.  Начались работы по насаждению станичного парка. Вокруг храма комсомольцы заложили Летний сад имени 1 мая. Торжественно, с благодарственными молебнами, бесплатным обедом и раздачей сладостей для детей и отпраздновали столетие храма.
«Стояли, как на похоронах»
Тридцатые годы ХХ века можно смело назвать временем широкомасштабного атеистического наступления». К 1939 году вся церковная структура подверглась жесточайшему разгрому. В 1938 году было принято решение разрушить главный православный храм каневчан. Для этого создали специальные отряды из числа активистов. Осмелев после насильственной коллективизации и голодомора 1933 года, сломившего сопротивление людей, активисты сначала закрыли храм, превратив его в хранилище для ссыпки зерна, а затем и разрушили.
Раиса Хрисанфовна Швыдко свидетельствовала: «Мой дедушка Швыдко был в этой церкви ктитором (церковным старостой), а когда из неё сделали зернохранилище, то меня определи­ли сюда подгортать зерно, подметать. Это было где-то в 1934—1935 годах. Потом зерно вывезли и объявили, что церковь будут разбирать, чтоб она не мешала нам лучше жить и строить рай на земле. Так вот, тот день, когда, ломая карнизы, рухнул с двадцатиметровой высоты самый боль­шой «звон», я точно никогда не забуду. Колокол загудел и, накренясь, глубоко вошёл в землю, раз­бив каменные плиты у главного входа».
Самый большой колокол, который весил 196 пудов, при ударе о землю с 20-метровой вы­соты дал трещину, но не разбился, и в течение не­скольких дней на колокольню затаскивали двух­пудовые гири и бросали их вниз на колокол.
«Он был так огромен, — продолжает Е.П. Яскив — что, стоя на земле, нельзя было достать его верха. Малые колокола увезли сразу, а этот даже не могли вытащить и почти до на­чала войны он лежал у разрушенного храма».
Святной В.С. вспоминал: «Церковь не взрывали, а разбирали кирпичную кладку изнутри­, подставляя подпорки. Кладка легко разбира­лась, так как была на извести».

Моя прабабушка Пелагея Антоновна Мищан, 1901 года рождения, была очевидцем раз­рушения храма Сошествия Святого Духа. Моя мама — краевед Зоя Алексеевна Сизова, вспо­минает: «...Бабушка рассказывала, как раскрыли верх, сняли кресты, сбросили колокол, ломали и топтали утварь, иконы. Хотели сломать церковь билом (железный шар), но ничего не вышло. Вызвали сапёров, заложили взрывчатку — храм только дал трещину. Тогда нашли людей, которые в подвале разбирали несущие стены и ставили подпорки из деревянных столбов. Когда работу закончили, подпорки сожгли, и храм рухнул под собственной тяжестью, поднимая во­круг себя пыль  и мусор…».
Осенью 1938 года церковь была разрушена. 7 ноября у его развалин состоялся грандиозный многолюдный митинг в честь 21-й годовщины Великой Октябрьской социалистиче­ской революции. «Активисты проводили митинг, пели песни, — вспоминает 3.А. Сизова рассказы своей бабушки, — а простые люди стояли, как на похоронах».
В 1939 году на месте разрушенного храма установлен памятник В.И. Ленину, изготовленный из цемента в Новороссийске и установленный новороссийскими рабочими.
На месте алтаря Духосошественского храма в настоящее время стоит фонтан центрального парка культуры и отдыха имени 30-летия Победы в Великой Отечественной войне.
11 июня 2006 года, в православный праздник Святой Троицы, в станице Каневской шёл крестный ход от Свято-Покровского храма до парка имени 30-летия Победы. Здесь в торжественной обстановке настоятель храма отец Сергий отслужил молебен и освятил камень, установленный на месте, где некогда стоял храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Каневчане возложили цветы к новому памятнику.
25 апреля 2009 года в парке культуры и отдыха имени 30-летия Победы в Каневской, в день открытия 85-го летнего сезона парка, была открыта мраморная Книга Памяти, посвященную тем,  кто обустраивал бывшую Церковную площадь в центре станицы. Предприниматель Сергей Овчаренко решил отдать дань памяти четырнадцати заслуженным землякам, в своё время похороненным в ограде церкви. На его средства местный художник Андрей Шайморданов вытесал из мрамора скульптуру в виде раскрытой книги с именами каневчан.
Наталья Дуленко, ст. Каневская

Источник:

Дуленко Наталья Как рухнул самый большой «звон»: история разрушенного храма в станице Каневской / Н. Дуленко // Аргументы и факты - Юг. - 2022. - №13.- 30 марта-5 апреля. - С. 19.- Текст непосредственный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий