среда, 15 мая 2024 г.

Господня кара (окончание)

                                                                                                                                            Лемиш Н.Ф.


Для расследования факта хищения 40 кг зерна прибыла целая группа: 2 командира из НКВД, 3 милиционера. Вроде были они людьми неглупыми, и непредвзятыми, и могли бы во всём разобраться, если бы не Велиора. Она разразилась пламенной обличительной речью, призвала командиров немедленно расстрелять грабителя-бригадира по законам военного времени, а заодно с ним и и вражьих пособников – колхозниц. И ей было наплевать, что у троих из них мужья погибли на войне, а сами «врагини»до предела истощены, заморены непосильным трудом. Даже видавшие виды офицеры НКВД только качали возмущённо головами. Один из них, наклонившись к милиционеру с лейтенантскими «кубарями» в петлицах, вполголоса сказал: «Глянь, как разоралась, скоро морда лопнет от гнева. Далеко пойдёт!». На что старлей ответил: «Сейчас война, время сложное, её все ненавидят. Ещё найдётся тот, кто дуру эту утихомирит. Может и навсегда». Даже вновь прибывшие ответработники в штатском не кинулись поддерживать Велиору. Комиссию смущало, что виновником был герой гражданской войны, инвалид с 4
детьми. И дети малолетние. Но активистку уже несло – берегов не видела. От политических речей она перешла к угрозам. По её воплям можно было сделать вывод, что  комиссия оказалась политически незрелой, слабохарактерной, и только она, Велиора, единственная, кто печётся о государственных делах в тяжёлое военное время.. Дело повернулось так, что приехавшим ничего не оставалось, кроме как арестовать бригадира. Как часто тогда случалось, следы его затерялись в северных лагерях.
Бывшая случайной свидетельницей, Степанида тогда с беспощадной очевидностью поняла, на что способна эта страшная карьеристка. Велиора превратилась в натурального демона, не жалела ни старого, ни малого. Её до глубины души потрясли жестокость и цинизм бывшей Агафьи. Снова и снова мелькали перед глазами картинки погубленного детства, сиротства и тяжёлых невзгод. Хотя благодаря  добрым  людям, спасшим  Стешу, у неё зарубцевались душевные раны, но навсегда осталась горечь от несправедливости и жестокости. Всему виной была Велиора. И неужели такие зверюки, как она, будут безнаказанно мордовать людей. Не в ту ли минуту пришло к Степаниде желание отомстить злодейке. Но нахлынули бригадирские заботы, тревога за мужа, от которого так и не было писем…
И не знала, не предполагала Степанида, что скоро сведёт её судьба с Велиорой. Случилось это в конце июля. Немцы яростно рвались на Кавказ. Где-то на вражьем пути могла оказаться и Каневская. 1942 год оказался годом несбывшихся надежд, когда после победы советских войск под Москвой пришла горечь поражения. Весь север Краснодарского края поднялся, и по степным дорогам шёл в неизвестность, впереди наступающих немцев. Где-то это было отступлением, где-то – эвакуацией.
Нестерпимая жара, скрип пыли на зубах. Выпиты все степные колодцы. По дорогам пешим порядком, редко на разбитых машинах движутся отступающие войска. Вдоль дорог – беженцы, вперемешку с гуртами скота, подводами и верховыми. В небе нагло барражируют вражеские самолёты. Всё смешалось в адскую карусель – вой авиабомб, крики людей, рёв скота, рокот тракторов. Всё вокруг горит. Обезумевшие животные бегут кто куда, и среди этого хаоса охрипшие, оглушённые, отчаявшиеся люди. От взрывов дорога ходит ходуном, кажется небо и земля поменялись местами. После второй бомбёжки Степанида оказалась рядом с девчатами из колхоза в группе гуртовщиков, возглавляемой Велиорой. Та, с присущим ей апломбом и энергией, принялась командовать. Уличала издёрганных, едва стоящих на ногах гуртовщиков в саботаже, орала и грозила расправой. Пожилой колхозник, лицо которого показалось Степаниде знакомым, наконец не выдержал: «Вгомонысь, раскомандувалась, бачиш, шо робыцця! Люды поморылысь, а тут ище и нимци бомблять. У мэнэ у гурту ужэ трое ранытых. А ты ны на собрании у райкоми. Крычиш, шо людэй трэба судыть та розстрилять. Ось, щас налытять самолёты, ось воны и прылиплять пичать на твий суд!»

среда, 8 мая 2024 г.

Он снова с нами, праздник главный...

 Этот День Победы...


Сколько бы ни минуло десятилетий, самым главным и значимым праздником для всего нашего народа останется День Победы. Слишком тяжёлой ценой далась всему советскому народу победа над фашистскими полчищами, дикой огненной волной прокатившимися по просторам нашей Родины. И нет в стране ни одной семьи, не пострадавшей от войны, не оплакавшей родных, оставшихся на полях сражений. Беспримерный героизм стал символом победы, и даже сейчас, спустя почти 80 лет, мы помним героев, воздаём почести их подвигам и мужеству. Память эта жива во всём
– и в величественных монументах, и в маленьких обелисках со звездой и полустёршейся старой фотографией,  в кадрах давней кинохроники, и в песнях и стихах, и, главное, в наших сердцах. Навеки останутся с нами главные слова: «Никто не забыт, и ничто не забыто!».
С Днём Победы вас, земляки, и пусть в ваших сердцах звучат проникновенные слова прекрасных каневских поэтов, приуроченные к великому празднику.

Осетров Валерий
Салют

Отпылала война, отгремели бои,
Мир как будто во власти покоя.
И уже не тревожат в садах соловьи
Тех солдат, не пришедших из боя.
 
Память, память, её только мысленно тронь,
Как она вновь уводит куда-то

К той холодной землянке, где пела гармонь
О любви негасимой солдатам.
 
Память, память 
 опять над войною кружит
Дым пожарищ, сгоревшие хаты.
А в бурьяне убитый  товарищ  лежит,
Своё тело прижав к автомату.
 
Не вставала страна, но вскипала волна,
На пути своём нечисть сметая,
И народной, священной была та война,
Была вера в Победу святая.
 
И не выдержал враг, и попятился враг,
Нашу мощную силу изведав.
А потом был Берлин, а потом был рейхстаг,
И Великая наша Победа!
 
А сегодня оркестры повсюду гремят,
В поднебесье салюты взмывают,
Хоть и слёзы в глазах, это праздник солдат,
Это праздник 9-е Мая!

четверг, 2 мая 2024 г.

Кантата поэзии Валентины Вервекиной

 

А песня тихо плывёт по поляне…
 
В этом, 2024 году,  природа сделала всем поистине царский подарок
весна, (а в наших кубанских широтах практически лето),  наступила в апреле. Солнечная благодать одарила всю природу пёстрым нарядом, а у людей оживила душу.
А каневчане получили весной ещё один чудесный яркий подарок каневская поэтесса Валентина Вервекина выпустила свой второй сборник  стихов
«Люблю». Эта книга как нельзя лучше подходит к весеннему дню
она яркая, добрая, мудрая, и, если так можно выразиться, душевная. Ведь на страницах этого сборника поэтесса раскрыла всю себя мысли, чаяния, воспоминания, тревоги, молитвы и добрые посвящения близким людям. Каждое слово стихотворения искренне. Валентина Фёдоровна не поучает своего читателя, не навязывает свою модель жития в нашем мятущемся мире. Она ведёт диалог, тёплой шерстяной нитью обволакивает душу читающего, учит сопереживать и любить мир во всём его многообразии.
Читатель этой книги словно  прикоснётся к клавишам пианино, и сотворит внутри разума и души чудесную мелодию.  У каждого  музыка будет своей.  Кто-то услышит тонкую балладу, кто-то  напевную, звончатую  народную песню-жалобу, у кого-то выйдет лиричная любовная песня с лёгким отзвуком грустинки.  А кому-то попадётся весёлый скомороший перестук, с острой ноткой сатиры.  Или горькая мелодия утраты, чёрным аккордом обжёгшая сердце.

среда, 1 мая 2024 г.

На улицах - цветущий Первомай!

 

В России немало праздников - и старинных, и относительно новых, не насчитывающих и сотни лет. Какие-то отмечаются в камерной обстановке, какие-то становятся всенародными, отмечаются с размахом, с шествиями и гуляниями. В нашей стране Первомай перешагнул свой вековой юбилей. но по-прежнему остаётся одним из самых любимых. Назывался он в разные времена по-разному. Это были и "маёвки", и "День Интернационала", и "День Международной солидарности трудящихся", а с 1992 г. 1 мая стали называть "Праздник весны и труда". Но у большинства наших соотечественников, особенно возрастных, 1 мая ассоциируется с массовыми демонстрациями, солнечной, особой детской радостью, ощущением настоящего великого праздника.  И пусть все мы стали взрослыми, и пусть праздник стал называться по-другому, но он остался ярким, светлым, радостным весенним праздником. Так что, с Первомаем всех нас,
товарищи! С праздником весны и труда!


Валентина Вервекина
Первомайские знамена

Первомайские знамена,
Развевайтесь на ветру!
Демонстрировать, чего нам,
Будем счастье поутру!

Как мы рады за богатых! -
Жизнь у них, поди, в раю...
Ну, а мы, хоть бедноваты,
Любим Родину свою!