пятница, 17 мая 2024 г.

Бесценное сокровище. Чтение (по материалам журнала «Славянка»)

Вспомните, как давно вы держали в руках книгу? Белую, бумажную,  скрывающую в себе целые миры. Миры мыслей, чувств, фантазий и мечтаний человеческих. Ведь современные приспособления записи и шифровки информации появились с точки зрения истории очень недавно, и двух веков не прошло. А до этого властителями дум были мудрецы с пером (стилусом, писалом, иным приспособлением письма). И не было ни интернета, ни телевидения, ни смартфонов в руках. А были библиотеки, да разум человеческий.
Но слишком быстро рванулся прогресс, ракетной скоростью унося прежнюю неспешность восприятия.  Некогда сейчас рефлексировать, надо быстрее раскладывать файлы по папкам, и записывать массив информации на жёсткий диск мозга. Бегом!!! 
И уходит наслаждение словом, уходит духовность классической русской литературы, которая, кажется, не очень то укладывается в файловый формат. Недаром кто-то сказал, что слова – это бог, а дьявол  цифра.
И всё же не поленитесь, возьмите старенькую книгу, к примеру мудрых пушкинских стихов, или рассказов Тургенева, Толстого, Чехова  неважно. И в вечерней тишине, отключив себя от «сети», прочтите строки классиков, ставшие эталоном русской словесности. Пусть от умственного напряжения заскрипит мозг, но зато оживёт сердце, ведь в слове  свет, духовность,  благодать. И делайте это почаще, ибо «вначале было слово».

 
Книжная премудрость в России всегда была объ­ектом почитания, восхищения и веры. Мы генети­ческие книгочеи. Книга лежит в фундаменте нашей цивилизации. Как же можно без нее? Россия страна Слова и Книги, а русская классическая литература  восьмое чудо света. Любовь к чтению у русских особенная. Не случайно сложилась пословица, отра­зившая приоритеты народных характеров: «Русак до читанья, козак до спеванья, поляк до сказанья». Книгу ценили, предпочитая ее покупку прочим приобрете­ниям. Мои родители рассказывали, как по выходным они ездили в большой букинистический в проезде Художественного театра в надежде купить что-то для домашней библиотеки (это в пятидесятые годы). Становились в очередь, чтобы получить подписку на собрание сочинений. И на моей памяти книги «доста­вали» через знакомых, у перекупщиков, выменива­ли. Тиражи были огромные. Нередко миллионные. Было такое популярное издание «Роман-газета». На газетной бумаге в журнальном формате выпу­скали особенно востребованные у населения книги. Недавно попали мне в руки две журнальные тетради «Роман-
газеты» с историческим романом-эссе Влади­мира Чивилихина «Память». Помню, как трудно было его достать, давали друг другу на несколько дней почитать, и только по большой дружбе. А ведь это не беллетристика, а очень серьезная историческая вешь. Со многими историческими персонажами, географи­ческими названиями. Да еще не раз на протяжении романа сменяющими свои имена, прозвища и топони­мы в зависимости от исторической эпохи и различных источников информации. Такая литература не всяко­му по плечу и требует внимательного умелого читате­ля. А тираж романа, как следует из выходных данных, был 2 540 000 экземпляров. И это кроме предвари­тельной публикации в журнале, с почти миллионным тиражом! И не хватало. Тиражами сверх миллиона издавались не только современные, так сказать, мод­ные вещи, но и классика. Например, «Анна Каренина» в бумажном переплете, «Господа Головлёвы», «Герой нашего времени», «Детские годы Багрова-внука» и многие другие произведения. Читали всё и все!
Сегодня тиражи в десять-пятнадцать тысяч уже считаются существенными. Армия читателей значи­тельно сократилась. Скажете, что печатные книги уходят в прошлое, что пришло время электрон­ных носителей и интернета? Что читатели просто перешли из традиционной библиотеки в цифровую?
В какой-то степени так. Но очень большая их часть или просто потерялась по дороге, или пропала еще до цифровой эпохи, в годы колоссального социального слома, когда образование и все, что с ним связано, в том числе и чтение, стало невостребованным и лиш­ним. Отношение к книгам тогда сильно изменилось. Главное было заработать. «Зачитаешься, в кармане не досчитаешься». А с переходом на цифру в школе книги вообще попали под опалу. Знаю случаи, когда в школе читающие ученики становились жертвой своих одноклассников. Их дразнили, всячески травили и даже поколачивали. Чтение книг вызывало у школь­ного общества какую-то неосознанную неприязнь, если не ненависть. Да и взрослой общностью сегод­ня приверженность книгам порой воспринимается как некая странность, бзик, чудачество. Людям это стало, как сейчас говорят, не нужно по жизни. И это сразу же отразилось на обыденной речи. Словарь за последние десятилетия до крайности обеднел. Да и само слово теряет свое значение. Люди переста­ли выражать себя словами, все больше эмоциями. «Здорово», «классно», «супер», «крышу сносит», «вау», «потрясно», «зашло». Это о том, что понравилось, что заинтересовало. Без объяснений, рассуждений, без анализа своих переживаний, на это слов уже не хватает. А если что-то не понравилось, не «зашло», то слышим: «отстой», «зашквар», «жесть», «кринж», «треш», «фейл». Последние три «слова» вообще из чужого языка. Зачем? И даже для самых возвышен­ных сердечных переживаний только «супер».
Язык общения в интернете это особая статья. Там все чаще просто значки. Различные смайлики и прочее. А теперь еще и анимационный формат. Нет, чтобы написать, выразить свою мысль или мнение словами. Обосновать позицию, представить свое видение, свой взгляд. Своими словами не пишут даже поздравления с праздниками или семейными событиями, а просто кликают на попавший под руку шаблон или электронную открытку, тексты и кар­тинки, которых большей частью пусты и вульгарны. Зато не надо самому думать. Какое-то повсемест­ное одичание, неудержимое стремление упростить словесное общение, свести его на уровень древних наскальных рисунков-символов. И все же книги издаются, хоть и небольшими тиражами. Они востребованы и почитаются, пусть и не всеми подряд, а некой особо счастливой, на мой взгляд, частью общества умелыми читателями. 
*****

В мае мы вновь будем вспоминать нашу Победу. Вспоминать воинов, их ратный
труд и подвиги. Вспоминать тех, кто в тылу трудился для Победы. Кто переносил в те годы тяготы лишений и сиротства. Будем снова восхищаться их единодушию, их единомыслию и общей вере в Победу. И вспомним тогда что объединяла их, в том числе, и общая культура, И религиозная культура, и культура светская. В предвоенные и военные годы именно к русской культуре особенно были обращены кинематограф и книгопечатание: выпускались сборники стихов. Классику ставили в театрах, она звучала по радио. И это помогало человеку осознавать себя не мелким винтиком в жизни страны, а значимой частицей своего народа, верить в свои возможности и понимать свой долг. Культура тоже была оружием. Еще долго после войны сохранялась эта традиция наполнять радиоэфир отечественной классикой
театральной, музыкальной и литературной. Сейчас очень редко можно услышать те записи литературных чтений или «театр у микрофона». Обращенные к простому человеку, неискушенному слушателю, с явным уважением к нему, они и сегодня ложатся на душу. А тогда каждый, слушая эти передачи, ощущал себя адресатом великой культуры. И это тоже помогало людям чувствовать свою принадлежность к единому народу. И не просто народу, а великому народу. Народу-победителю.
Почти 80 лет прошло с того дня, когда наши воины водрузили над рейхстагом знамя Победы. Но это не значит, что Отечество наше перестало нуждаться в защите. Оно нуждается в ней всегда, особенно сегодня. И сегодня культура может быть оружием.
Родная литература ярко и образно показывает нам жизнь России во всем ее многообразии. Знакомит с разнообразием народных характеров,
«роднит» с ними, дает почувствовать: это свое. Она, как писал Пушкин, пробуждает «чувства добрые» в людях, и 
любовь к своему и своим, укрепляет чувство долга и ответственности. И что важно, правильные хорошие книги объединяют читателей, но не в какие-то организации и сообщества, а по духу, и это противостоит прогрессирующей в мире разобщенности, атомизации общества. Значит, они очень нужны нам. Чтение доступно каждому грамотному человеку, и те, кто любит его, кто привык к нему, и кто понуждает себя к чтению, и кто с трудом побеждает ради книги свою сонную лень, имеют у себя бесценное сокровище.


 
 Источник: Николаев С., протоиерей. Бесценное сокровище. Чтение : слово пастыря // Славянка. – 2024. - №3. – С. 6-13.

Комментариев нет:

Отправить комментарий