Книги – они разные бывают. И великую терапию литературы не
спрячешь никуда, она буквально «разлита» везде. Иной рассказ, не говоря о
романе, глыбой ледяного гранита ляжет на душу, давя и гнетя её. А, бывает, стихотворение
поднимет ввысь, к небесам, воздушной волной экстаза очищая ум и облагораживая
читателя. Или же, к примеру, малая литературная «чепуховинка» веселит,
успокаивая и выводя из мрачных лабиринтов раздумий, а другая, вроде простая,
повесть, заставляет крепко задуматься, да и полностью пересмотреть жизнь свою
забубенную.
Вот она, лежит
передо мною. Игорь Погорелов «Станичные рассказы». Автор – каневской художник (и художник не
абы какой – космист). А ещё
журналист, галерист и вообще человек необыкновенно деятельный. Но талант – птица непростая, не павлин даже,
а Жар-птица. Горит в руках безумным
костром разноцветья, освещая всё кругом. И художник не может написать безликий,
шаблонный рассказ. Просто не может!
Льётся со сторок
сиреневая дымка ностальгии (« Время-труба», «В старом парке музыка звучала», «А
я иду, шагаю по Бродвею Каневской», «Космос», как предчувствие», «Стела на
окраине Каневской»), яркими краснобокими яблоками по зелени сочной травы
катятся очерки-зарисовки нашей станичной
жизни, смешливые, мудрые, с терпкой кислинкой народного юмора. Да ещё и на балачке! («За сало», «Котик», «Дэ
лыча, там и жэрдэля», «За раков», «Определитель овощей и фруктов на Кубани»).
И неправ тот,
кто скажет, что нельзя в миниатюре вместить целый мир. Можно даже в четырёх
словах, как это сделал Хемингуэй, рассказать истинную человеческую трагедию*. У
Погорелова вышло, да ещё как! Получились добрые, пушистые, как цыплята,
рассказы-крохотки, так и брызжущие солнцем и добром, и к тому же поистине
философские, как библейские притчи («Молодой человек», «Вкусненькое»,
«Нормальная вечная жизнь», «Воскресное утро»).
Слегка наособицу
стоят рассказы-воспоминания из нашего далёкого советского детства, «когда трава
была зеленее, а небо голубее». Но они совсем не так просты, как кажутся на
первый взгляд. Это своего рода китайская шкатулка, и надо постараться, чтобы дойти до сути. Школьника- «загрэблянця» сейчас
назвали бы «пранкером», хотя и невольно («Штат Загребля»). А как же трагикомична история потери и обретения злополучного сланца, который стоил мальчишке
вожделенного фильма на фоне родительского внушения за пацанячью забывчивость
(«Летние фильмы»)!
Но есть в
сборнике несколько рассказов, немного других, взрослых, что ли? Если в
остальных видна такая юношеская лихость и лёгкость, то в очерках «Иваныч»,
«Лягушачьи лапки», и, особенно, «Крабовые палочки» появились нотки житейской
мудрости, а лёгкий летний ветерок превратился в морской бриз, бросивший в лицо
горсть солёных брызг. И всё же, как добры эти истории, пусть даже лягушки
разбежались («Лягушачьи лапки»), клумба помята («Иваныч»), но «Адам всё же вернулся
к Еве» («Крабовые палочки»).
И за этой
разноцветной круговертью молчаливо просматривается фигура автора. Здесь он не
художник, он – режиссер,
демиург. Писатель вдохновенно, пишет-вырисовывает – где мелкими мазками, а где широкими штрихами небо,
солнце, дорогу, деревья и здания, реку, зверей и людей в их истинной
разноцветной сути, с искоркой света внутри. Его герои, взятые из жизни нашей – простой, станичной, – живут, не держа кинжала за пазухой, ходят по
тем же улицам, что и 40 лет назад, «рвуть жэрдэли, йидять сало и ловлять
ракив». И сколько же искреннего сопереживания и любви у автора к этим людям, и
этим просторам!
«А Эверест всё
так же смотрит с заоблачной высоты.
Амазонка
размеренно несёт свои воды на восток. Леса под Ригой таят утреннюю прохладу.
Через просторы Кубани прокладывает свой
путь восточный суховей. А в тропиках
острова Флорес на цветок села бабочка…»
*«Продаются
детские ботиночки. Неношеные».
Источник:
Погорелов И. В. Станичные рассказы: сборник
рассказов/ И. В. Погорелов.- Каневская: Редакция газеты «Каневские зори»,
2023.- 52 с. :
ил. - Текст: непосредственный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий