«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь»
Как вы думаете, насколько сильно
может зависеть грамотность от количества человека прочитанных книг? Не торопитесь с ответом. Научить распознавать
буквы и сложить из них слово удалось даже Шарикову, читающему вывески на
магазинах. Но станет ли книголюбом такой
индивид, или весь его читательский потенциал выльется в сплошной «абырвалг»? Несколько недель назад жители Кубани
изрядно повеселились на курьёзом, достойным призового места в книге главных мировых лингволяпов, существуй такая на свете. На одной из краснодарских улиц появилась
табличка на фасаде
пятиэтажки № 246, где было смело
начертано «улица им. Космонафта Гагарина». Подобное «написанное пером»
после многочисленных фотографий, разом замелькавших в соцсетях, тут же
поторопились «вырубить топором». Сняли, извинились, заменили.
Но осадок же
остался! Причём подобные галереи стали уже одной из примет
времени. То ли школьники стали настолько «ленивы и нелюбопытны», то ли учителя
и репетиторы, как адепты секты пришествия ЕГЭ, озабочены лишь вколачиванием в
умы учеников стройной тестовой сетки, и русский язык и литература занимают в
этом далеко не лидирующее положение. А, может быть, грамотность не входит в современный индустриальный
пейзаж, которым занимаются пресловутые несчастные гастарбайтеры из ближнего зарубежья,
проблемы фонетики русского для которых важны не больше, чем деление изотопов
урана. Но ведь мы живём в России, преемнице СССР, и звание
самой читающей страны не просто так было получено. Поколение школьников СССР ядом ЕГЭ и педагогическими вывертами Монтессори не травлено. Раньше в школе учили
«от сих до сих», и плохо знать родной язык было просто неприлично. И, конечно,
читали мы запоем. В студенческие годы лишний пирожок не купишь, копя деньги на
вожделенный томик, чтобы проглотить его за ночь.
А наши дети были уже поколением «кнопкотыков», научившимися
ходить в Сеть раньше, чем ногами. Слов
нет, нейросети, и прочие виртуальные прелести тоже важны и нужны, куда же
денешься от цивилизации. Изобретения сильно облегчают нам существование (а частенько и
кошелёк). Но мы научились получать всё на бегу, ведь зачастую изобретённое
утром, вечером оказывается уже устаревшим.
Наши родители, а иногда и мы с
трудом продираемся сквозь колючие заросли современных изобретений, чтобы не
отстать отлокомотива истории. Но не выплеснем ли мы с водой и ребёнка, стремясь в будущее? Нейросети
Chat GPT, боты, фейки, Генеративный
ИИ, блокчейн и биткоины – так ли это безопасно? И в небо сейчас смотрят не в поисках смысла и
не с философской точки зрения, а опасаясь
дронов (куда без них!).
Мы разучаемся читать
самостоятельно, мыслить, и, как говорили раньше – рефлексировать.
Навигатор
приведёт, Алиса растолкует, ПК посчитает, напечатает, всё для вашего удобства.
«Живи себе там, Горбушечка, да стишки пописывай». Да только вот уже не пишется – навык утрачен. И если раньше можно было наизусть читать «Евгения Онегина», то
сейчас многие школьники даже четверостишие учат с трудом.Память не та? И
словарный запас резко сузился, сильно будучи разбавлен терминами и
англицизмами. Или современные дети перестают воспринимать
печатное слово, заменяя принципом комикса? А потом что – писать разучатся?
Будут выводить непослушными пальцами корявые иероглифы на стенках пещер, не звездолётов?
Связь разума с мелкой моторикой никаким ИИ не заменишь. Да ведь ИИ не аннунаки
по световому лучу спускают. Всё новое изобретено именно человеком, и прежде чем что-то
придумать, надо об искомом прочесть, опять же. Без трудов Ломоносова,
Лобачевского, Эйнштейна, целого сонма других учёных, не выйдет даже подшипник
изобрести, не то, что чат-бот. Начинать надо с азов,
со сказок в детстве, тренируя память и накапливая словарный запас. Имысли и слова
должны дополнять друг друга, чтобы можно было свободно вести диалог, или читать
лекцию, и написать реферат по коммуникативным системам, если не «Преступление и
наказание». И если хочешь не только
слыть, но и быть образованным человеком, и надолго сохранить разум и интеллект,
читать нужно всё-таки русскую классику, и первым именно Пушкина, ибо
литературная многогранность Александра Сергеевича способна насытить самый лютый
книжный голод, и сформировать устойчивый художественный вкус
Будьте читателями, и
начните с Пушкина.
Игра и классики
Как
великий поэт попал в нейросети и надо ли заставлять детей читать книжки
Виталий Цепляев
По-прежнему ли
Пушкин – «наше всё»? И способен ли поэт века XIX, писавший гусиным пером,
вписаться в цифровой XXI век?
О том, можно ли сделать творчество классика
понятным и интересным современникам, «АиФ» рассказала филолог, учитель русского языка и литературы, призёр
Всероссийского конкурса «Учитель года», «Цифровой учитель-2020», научный сотрудник Института
образования НИУ ВШЭ Диана Минец.
Озорник «на удалёнке»
— Диана Владимировна, спрошу вас без
обиняков — не устарел ли Пушкин, при всем к нему
уважении? Может быть, мы
изучаем его творчество по инерции, а на самом деле оно нашим современникам, и
особенно детям, уже «не заходит»?
— Всё дело в том, как подавать Пушкина в школе. Можно относиться к нему как
к монументу, и тогда он действительно не будет интересен.
А можно разговаривать
о том, что всем близко, что актуально во все времена. Например, у всех есть
бабушки — у Александра Сергеевича в этой роли выступала няня Арина Родионовна: яркий, теплый, понятный всем
образ! У всех есть друзья — у Пушкина тоже были лицейские товарищи, с которыми
он порой ссорился и даже стрелялся клюквой из пистолетов. Мы часто ленимся в
школе — так ведь и Пушкин не был «ботаном»-отличником, учился так себе,
«чему-нибудь и как-нибудь». У нас были ковид и самоизоляция — Пушкин тоже
работал «на удаленке» в Болдине, пересиживая эпидемию холеры... Узнавая живого,
реального Пушкина, ребята понимают, что это не какой-то бронзовый памятник на площади,
а обычный человек, с понятными нам чувствами и слабостями.
Однажды мы с детьми разбирали, как изменились с веками
определения возлюбленного. И сравнивали, как Пушкин называл в своих
стихах Наталью Гончарову («мадонна»,
«чистейшей прелести чистейший образец») и какие слова используют авторы
современных песен («краши», «детки», «любимки» и т.п.). Размышляли над тем, как
меняется наше отношение к любимому человеку в зависимости от того, как мы его
называем, какие подарки мы готовы ему дарить и т.д. Вот через такие
человеческие аспекты Пушкин хорошо «заходит» в детской аудитории.
***
... можно попробовать превратить изучение литературы в игру,
отталкиваясь от интересов ребенка. Если он увлечен компьютерами, предложите ему
задание с привлечением нейросетей — допустим, нарисовать портрет классика на
основе его жизнеописания, произведений. Или сделать стикеры с образом
известного писателя, попытаться представить, как бы он выглядел и одевался
сегодня. Любишь прикольные мемы? Придумай мемы с тем же Пушкиным, с цитатами из
него. Увлекаешься комиксами? Нарисуй комикс по «Евгению Онегину»... Можно,
наконец, спрограммировать чат-бот, где поэт будет отвечать строчками из своих
стихотворений. Но для
этого ведь ребенку нужно будет эти стихотворения прочитать.
Сегодня мы заставляем детей писать формальные, шаблонные
сочинения, хотя пользы от этого никакой. Мыслить и рассуждать они не научат,
проверить знания тоже не помогут — в лучшем случае эти сочинения будут списаны
или написаны тем же чатом GPT. А когда ребята делают что-то свое, интересное, и
могут поделиться этим в своих соцсетях — другое дело. Потому что для них очень
важно получить одобрение со стороны своей аудитории. Сегодня же многие дети у
нас блогеры. И если им объяснить, что от их начитанности и насмотренности
вырастет качество контента в их блогах — это будет веский аргумент в пользу
чтения. Ребенок осознает: чем богаче будет его культурный багаж, тем успешнее
он будет в жизни.
Источник: Цепляев В.
Игра и классики: как великий поэт попал в нейросети и надо ли заставлять детей
читать книжки / В. Цепляев // Аргументы и факты - Кубань. - 2024. -
№ 23. - 5-11 июня. - С. 16. - Текст непосредственный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий