Совсем скоро мы будем праздновать Новый Год, в потом и Рождество. Эти дни всегда были особенными, чудесными: завершение годового и природного цикла, и общее обновление мироздания в космическом понятии, и, своего рода, символическое рождение мира заново в библейском плане. Окончание старого и рождение нового года в человеческом обществе «от сотворения мира» имело множество народных и календарных обрядов, примет и условностей, соблюдаемых неукоснительно для должного перехода из старого года (мира) в новый. На Кубани, как и во всей России, тоже существовали обряды - русские, но с налётом обычаев разных других народов, так как на Кубани причудливо смешались между собой многие народности нашей великой страны.
С давних времён кубанские казаки, как и все христиане, большее значениепридавали Рождеству, а не Новому году. В ХХ веке Новый Год, как праздник, стал доминировать над Рождеством, но по-прежнему Рождество отмечается, и народные обычаи не забыты.
Издавна празднование Рождества длилось два дня – шестое (так называемая Вечеря) и седьмое (само Рождество) января. Вечеря – это последний день зимнего (Филипповского поста), и все законы поста соблюдались до самого вечера. Точкой отсчёта Рождества и, самого праздника было появление первых звёзд, то есть библейской «Вечерней Звезды» поздним вечером шестого января. В предрождественские дни любая работа (кроме ежедневного ухода за скотом и птицей, была по церковным канонам запрещена). По народным обычаям запрещено было выметать мусор за порог. Сметённый в угол сор не убирали до Крещения. В эти ночи его сжигали в саду, в промежутке между полночью и восходом солнца.
На Рождество и Новый год разрешалось есть мясо, и тогда готовились самые праздничные блюда. К Рождеству резали скотину, птицу. Из свинины, баранины, домашней птицы (гусей, индюшек, кур) готовили колбасы, холодцы, пироги и пирожки с мясной и фруктовой начинкой. В ряде станиц к этому празднику пекли особый рождественский хлеб: конвертообразный «сгибушек спасителя», сакрестия (булочки, украшенные крестом), кореженки (похожие на улиток булки с глазами-семечками и кукурузой), и множество других праздничных блюд. На рождественский стол готовили много разнообразных блюд, чтобы показать свой достаток. Он был символом благополучия, богатства, изобилия.
Но на Вэчерю, «святый вэчир», «багату вэчэрю», «кутю», перед Рождеством (6 января) на стол ставили постные блюда. Основным блюдом в этот вечер была «кутя» (кутья), которую варили из пшеницы или ячменя, иногда - риса, а в станицах Карачаево-Черкесии – и из кукурузы, и узвар (озвар, взвар) - компот из сухофруктов.
Праздничную кутью всегда готовила мать, хозяйка - сама, или вместе с дочерью,обучая ту кулинарным премудростям. Причём такая готовка носила ритуальный характер, ведь кутья, по большому счёту, считалась блюдом практически сакральным, «пищей богоявления». По канонам во время варки кутьи первой ложку брала дочь и мешала кутью на печке. Потом с этой ложкой она выходила на «святую гору» – крыльцо или внешнюю сторону «святого угла» и слушала – с какой стороны запоет петух, туда и замуж. После приготовления кутью переносили с печи на «покуть» - в красный (святой) угол, где и ставили на приготовленное, заботливо расстеленное сено. Процесс переноса чаще всего сопровождался «квоканьем»: «Узвар на базар, а кутя на покути! Ко-ко-ко… Шоб наши куры неслись». В кутью втыкали небольшой крестик, чаще всего из сена (или церковный восковой крест, или из освященной вербы) - «шоб квочкы сидалы и чубати булы».
К числу основных рождественских обрядово-ритуальных действий относятсявэчэря (приглашение к вечере Мороза); потом вэчерю (кутю) носят по домам, гадают на жизнь-смерть, замужество; проходит «рожыствування» (рождествование), и колядование. Во время вечери, ужина накануне Рождества Христова, с появлением первой вечерней звезды перед всеми праздничными блюдами главным была кутья. Был ещё такой обычай в станицах - дети прятались под стол и подражали крикам домашних животных: квохтали и кукарекали, подражали козам, овцам, коровам и другим животным. Вечеря была семейным ужином, и в родительский дом приглашали на ужин женатых сыновей с детьми. А иногда в гости приглашали одиноких соседей.
Перед началом ужина глава семьи читал молитву «Отче наш». Все блюда окропляли водой. Интересным был обычай «приглашение Мороза». Вся семья собиралась за столом, и дети напоминали отцу или деду: «Диду, вы, ще Мороза не прыглашалы». Тогда все начинали звать Мороза. Ложку кутьи подбрасывали вверх, или открывали окно, или вовсе выходили на крыльцо с приглашением: «Мороз, Мороз! Иды до нас кутю йисты! Та ны морозь наших ны тыляток, ны курчаток, ны поросяток, ны нас. А не идэш кути йисты, так и ны морозь».
В некоторых станицах приглашали на вечерю не только Мороза, но и хозяина (домового), чтобы «беды не делал». А ещё вечеря была поминовением предков и умерших членов семьи. Им ставили «лишний прибор», небольшую мисочку с кутьей, иногда хлеб или рюмку водки, «шоб родители наши йилы».
Самым главным ритуалом в Рождество было ношение вечери. Вечерю носилидети, мальчики и девочки (но, мальчики, по приметам, приносили удачу), молодые семейные пары вечером, накануне Рождества. Иногда вечерю носили только родственникам - дедушкам, бабушкам, родителям, в том числе крестным; а иногда почти всем жителям на своём краю. Было такое, что кутью носили и представители другой веры, к примеру, мусульмане (карачаевцы). Важным условие было то, что попробовав принесенную кутью, хозяева взамен добавляли свою. Это было обязательным в каждой семье, и это давало возможность обновления, упрочения социальных связей, когда происходило совместное вкушение сакральной пищи. Когда ходящие с «вэчерею» приходили к хозяевам, то стучали в дверь и говорили: «Здравствуйтэ, с празныком! Мы прыныслы вам вэчэрю!» – А хозяева отвечали: «Спасиба! Сидайтэ за стил».
Хождения продолжались допоздна, но праздник не заканчивался, а продолжался с утра. Седьмого января, в день Рождества, с рассветом мальчики и мужчины (чаще компаниями) ходили по домам «славить Христа» - «рожыствувать». Обряд мог быть простым, с песнями и стихами, либо театрализованным, с представлениями по библейским сюжетам о рождении Иисуса Христа. Самым главным атрибутом была «звезда», в виде настоящей звезды, или других форм: ветки-тройчатки, ряженки, гильца, иногда креста, ящика с прорезью для свечи. Самыми известными сюжетами были «Рождество твоё, Христе Боже наш…» и «Многая лета». Первый из них является основным и в наши дни во всех станицах без исключения: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!». Рождествовальщиков щедро одаривали разными домашними лакомствами: колбасами, хлебом, сладостями, мелкими деньгами, взрослых угощали вином или водкой. Не принять рождествовальщиков было большим грехом, тем более, что уже закончился пост.
Вечером 7 января совершалось колядование. Вначале шли дети, потом включались взрослые, чаще девушки и «молодычкы» (молодые замужние женщины). А бывало и так, что в колядовании принимали участие и мужчины, вообще чуть ли не все желающие. Но всегда было четкое деление на детские и взрослые колядки. Дети колядовали по светлому времени, взрослые - как стемнеет. Сами тексты колядок звучали так:
Коляд, колыд, колядын,
Я у батька одын,
На плечи мишочок,
Дайте пирожочок,
А ще й мало, кусок сала,
А як шо - ковбасу,
Я и ту донысу
Влез на стаканчик,
А стаканчик – хруп,
Дай баба руб.
Дид на бабу погляда,
А ты, баба, нэ дивуй,
Визьмы дида поцелуй
Добра з мэдом паляныця!
А бэз мэда ны така,
Дайтэ, тётка, пьятака!
А вы, дядько, гроши.
Колядкы хароши!
У взрослых колядки были более разнообразными, иногда более смелыми, но в основном за счет песенных вариаций, разного отражения одних и тех же сюжетов из жизни Христа и разности концовок. В целом они связаны с земным периодом в жизни Спасителя – от его чудесного рождения до распятия и воскрешения:
А дева Мария,
Иисуса Христа спородыла,
В ясли положыла,
Звизда ясная воссияла,
Трем царям путь сказала,
Три царя приходылы,
Богу дары приносылы
Также время святок – это и время узаконенных шалостей молодёжи, иногда небезопасных. Часто вслед за колядовщиками, девушками и женщинами шли парни, которые по окончанию колядования занимались «бесчинствами»: снимали калитки, ворота, уносили на другой край станицы. Чаще всего так могли поступить с семьей, где жила «гулящая» девка, или же, наоборот, очень строгая, не желавшая подчиняться тем правилам, что считались нормой в молодежной среде.
Колядки были привычной для Кубани традицией, хотя с небольшими расхождениями. В некоторых станицах колядки проходили не на Рождество, а накануне, 6 января. Также не во всех станицах существовало чёткое разделение колядок и щедровок.
У Нового Года были свои традиции и обряды, иногда схожие с рождественскими,но и отличные от них. Идея обновления и изобилия проявлялась как в христианской рождественской, так и в «нехристианской» новогодней обрядности. Иногда вечер накануне Нового года называли «вечер на Меланки».
Особенно это проявлялось в убранстве новогоднего стола. Он должен был быть обильным и разнообразным, чтобы «год полным был». Стол ломился от блюд. Обязательно пекли специальную новогоднюю «хлибыну». В некоторых семьях старались так заставить стол едой, высоким хлебом, чтобы хозяина не было видно. Или же хозяин специально садился на низкую скамеечку, пригибался. Под скатерть в ряде станиц стелили солому или сено из-под рождественской кутьи, – «чтобы богато жили». К новогодней трапезе, как и на Рождество, могли приглашать и Мороза.
Всегда учитывалось, что в новогоднюю ночь старый год встречается с новым, и в эту ночь совершались ритуалы, связанные с идеей окончания, проводов старого и нарождения нового. Провожая старый год, стреляли, жгли костры, гадали. Причём речь идёт не только о молодёжных, девичьих гаданиях (о женитьбе, замужестве), но и приметах о жизни-смерти, урожае, погоде. Например, если под Новый год на ветках появлялся иней, считалось, что год будет урожайный. Существовали и оригинальные кубанские особенности гадания: например, чтобы узнать, будет или нет наступающий год холодным, на улице «считали дедов». Насчитать нужно было двенадцать стариков – если двенадцатый оказывался лысым, то мороз пройдёт «на лысинке лопнет».
Был в станицах и такой обычай - в семьях под Новый год хозяйка могла «кочергой скребти курей с сидала», – чтобы они начинали нестись. В новогоднюю ночь могли «пугать» топором неплодоносящие фруктовые деревья. В большинстве станиц именно накануне нового года совершались обряды щедрования, «хождения с Мыланкой» (или Мыланкой и Васылём), «вождение Козы». Щедровки, так же как и колядки, делятся на детские - их исполняли как девочки, так и мальчики. А были и взрослые «щидривкы», предназначавшиеся для исполнения девушками и женщинами.
Щидривочка щидрувала,
До виконця прыпадала
Що ты, тётко, напыкла -
Нысы нам до викна!
Обряд «Мыланки», по стилю и песням был, скорее, женским. А «ВождениемКозы» традиционно всегда занимались мужчины. И для «Мыланки», и для «Вождения» были свои, особые песни, причём на Кубани они имели несколько различных, даже несхожих между собой вариантов. «Мыланка» на Кубани была больше распространена в «черноморских», и в «линейных» станицах. «Козу водили» чаще в черноморских станицах.
Мыланка ходыла,
Василька просыла:
– Василько мий батько,
Пусты мэнэ в хатку,
Я жито ны жала,
Золотой хрэсст дыржала,
Золоту кадильныцу.
Кадитеся люды,
До вас Христо будэ!
А вы свички ставтэ
А нам калач дайтэ
Иногда текст «Мыланка ходыла» смешивался с песней «Щедрый вечер, добрый вечер». А «Вождение Козы» было более разнообразным в песенном ключе, многовариантным. Но самым известным, классическим был зачин: «Мы ны сами йдэм, мы козу вэдэм».
Когда наступало утро Нового Года, все старались исполнить ещё один старинный ритуал - встреча первого посетителя в новом году. Это включало и один из главных ритуалов первого дня наступившего года – посевание (посыпание). Хождение посевальщиков (а это были только лица мужского пола - мальчики, юноши, мужчины), всегда начиналось ранним утром. Они всегда должны быть первыми посетителями в чужих домах. По традициям первым в чужой дом в наступившем году должен был прийти только мужчина. Это, по приметам, гарантировало хозяевам благополучие, здоровье, всяческие блага и удачу. Чаще всего посеванию предшествовали ритуалы «дёргания за чуб» посевальщика, «сажание на порог на шубу», «сидения посевальщиков на кровати», «квохтания», чтобы куры были чубатыми, чтобы неслись, чтобы всё водилось в хозяйстве и чтобы сваты приходили в дом. Посевали практически всегда в святой угол, а ещё нужно было разбрасывать зерно по комнате, чтобы попало на убранство хаты, на хозяев. Для «посевания» брали зёрна местных зерновых и бобовых культур: пшеницы, кукурузы, гороха, других. Тексты посеванок, детских, и взрослых, всегда были очень разными, но общим для них всегда был мотив большого и удачного урожая.
Сею, вею, посеваю,
З новым годом поздравляю!
На щастья, на здоровья,
Роды, Божа, жыто, пшаныцю.,
Всякую пашныцю!
Будьтэ здорови!
З Новым годом,
С празнычком!
На святки обряды включали «ряжения» в разнообразных зооморфных (медведь, журавль, коза, лиса, собака), и антропоморфных персонажей (цыгане, купцы, солдаты, священники, музыканты). Могли также быть сказочные персонажи, наподобие черта или Бабы Яги. Иногда использовались элементы театрального представления о «Царе Максимилиане», популярном в некоторых станицах – сам Максимилиан, его сын Адольф, Исполинский рыцарь, старуха-смерть и так далее.
Но проводимые обряды не ограничивалось классическими новогодними и рождественскими ритуалами. Во многих станицах края были свои варианты, связанные с местностью, старинными обычаями мест, откуда мигрировали предки переселенцев, влиянием соседей - горских народов, либо соседних областей. После революции многое изменилось, и, к сожалению народная обрядность кубанской культуры сегодня практически ушла в прошлое, оставшись лишь в этнографических записях. Но некоторые обычаи и обряды остались, и до сих пор используются в праздниках.
З новым годом поздравляю!
На щастья, на здоровья,
Роды, Божа, жыто, пшаныцю.,
Всякую пашныцю!
Будьтэ здорови!
З Новым годом,
С празнычком!
На святки обряды включали «ряжения» в разнообразных зооморфных (медведь, журавль, коза, лиса, собака), и антропоморфных персонажей (цыгане, купцы, солдаты, священники, музыканты). Могли также быть сказочные персонажи, наподобие черта или Бабы Яги. Иногда использовались элементы театрального представления о «Царе Максимилиане», популярном в некоторых станицах – сам Максимилиан, его сын Адольф, Исполинский рыцарь, старуха-смерть и так далее.
Но проводимые обряды не ограничивалось классическими новогодними и рождественскими ритуалами. Во многих станицах края были свои варианты, связанные с местностью, старинными обычаями мест, откуда мигрировали предки переселенцев, влиянием соседей - горских народов, либо соседних областей. После революции многое изменилось, и, к сожалению народная обрядность кубанской культуры сегодня практически ушла в прошлое, оставшись лишь в этнографических записях. Но некоторые обычаи и обряды остались, и до сих пор используются в праздниках.
Но снова настаёт Новый Год, и Рождество тоже не за горами, и в наших кубанских станицах обязательно найдутся ревнители старых обычаев, понесут "вэчерю" детвора своим крёстным и дедушкам с бабушками, и заголосят мальчишки и девчонки с призывом "посевать", колядовать и щедровать. Обычаи живы, пока о них помнит хотя бы один человек.
(По материалам книги Н.И. Бондаря «Календарные праздники и обряды кубанского казачества»)
Источник:
(По материалам книги Н.И. Бондаря «Календарные праздники и обряды кубанского казачества»)
Культура:"Шоб квочки сидали и чубати були" [Текст: электронный]: //Новая газета Кубани/28.12.2021.- URL:
Комментариев нет:
Отправить комментарий