Отрадно отметить, что выход в свет очередного номера журнала «Родная Кубань» не остаётся незамеченным краевой прессой. Вот и на этот раз в газете «Кубань сегодня» опубликована обзорная статья материалов четвёртого номера за 2012 год. Чтобы как можно больше расширить её читательский круг, мы публикуем копию этой статьи в своём блоге без сокращения.
Источник: Богданов Виктор. В романе слышен ветер истории: наследие; обзор нового номера журнала «Родная Кубань» (2012, №4) // Кубань сегодня. – 2013. – 26 марта. – С. 8.
Вышел четвёртый номер литературно-исторического журнала «Родная Кубань» за 2012 год, в котором опубликованы «Слово святейшего патриарха Кирилла в храме архангела Михаила в Крымске»; отрывок из повести Александра Мартыновского «Вечерняя рапсодия»; историческая драма Я.Г.Кухаренко «Черноморское житьё-бытьё на Кубани» с предисловием В.К.Чумаченко.
К 80-летию Василия Белова напечатаны его статьи и зарисовки и «Величальное слово» о юбиляре Владимира Крупина. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что центральным произведением номера стала публикация заключительных глав романа Федора Кубанского (Горба) «Орлы земли родной». Как о художественном произведении о нем можно говорить чисто условно. Но вот другая сторона – документальная, историческая – заслуживает особенного разговора. Автор – житель станицы Староминской, участник Первой мировой и Гражданской войн, революционных событий на Кубани, находится внутри событий, является их активным участником.
Сегодняшнее поколение читателей имеют весьма смутное представление о той уже достаточно отдаленной эпохе. При том, что о событиях тех лет рассказывают многие художественные фильмы, романы и повести. А читателям особенно дороги объективные воспоминания участников тех событий. Федор Кубанский как раз и является таким автором.
Автор показывает разложение нравов в армии, вызванное усталостью от войны, ее вечными спутниками – голодом и холодом. Активной пропагандой революционеров всех мастей кончать войну и скинуть царя. И как под влиянием этих факторов солдаты начинают убивать офицеров, в лице которых видели виновников своих окопных страданий. Не остаются в стороне от этих событий и казаки. Они тоже бросают фронт и едут домой. Правда, в отличие от других армейских частей в большинстве своем возвращаются организованно и при оружии в свои станицы и сразу сталкиваются с агрессивными действиями новой власти.
Автор показывает, как на железнодорожной станции Стародеревянковская подъехал паровоз с одним вагоном, из него выскочил десяток красноармейцев, они схватили и расстреляли начальника станции, обвинив его в том, что он якобы саботировал подачу вагонов для перевозки солдат. Свидетели этой дикой сцены были потрясены. А красноармейцы, немало не смущенные своим диким варварством, расстреляв начальника станции, вскочили в вагон вместе со своим комиссаром и помчались в сторону станицы Каневской. Видимо, с той же целью: установить новый порядок с помощью устрашения и карательных мер – расстрелов без суда и следствия.
Федор Кубанский заканчивает свой роман этой сценой. Но читателю становится ясно, какой ценой новая власть утверждала свои порядки.
Естественным продолжением свидетельств утверждения новых порядков новой власти стала публикация в этом же номере «Родной Кубани» статьи «Живые фотографии» краеведа, недавнего работника Староминского музея Э. А. Широкобородова, много лет отдавшего собиранию и апробации архивных документов, их систематизации и сбережению.
Становится поистине страшно, когда он описывает, опираясь на документы, как через два месяца после установления в Староминской новой власти были расстреляны 80 станичников. За двести лет своего существования станица не видела ничего подобного. Это делалось, видимо, для устрашения населения. Автор приводит и страшные факты коллективизации на Кубани.
Казакам, если они не вступят в колхоз, вдвое урезали землю и в несколько раз увеличивали налоги. Но и этого показалось мало. Казакам пригрозили вообще не нарезать землю тем из них, кто уклоняется от вступления в коллективное хозяйство. Как результат – в 1933 году на Кубани разразился чудовищный голод.
На фронтах Великой Отечественной войны погибло шесть тысяч староминчан. А во время только одного 1933 года от голода умерло более десяти тысяч станичников!
24 января 1933 года секретарь Северо-Кавказского крайкома ВКП (б) Б. П. Шеболдаев телеграфировал в ЦК ВКП (б) о том, что начиная с ноября 1932 года, за два месяца и двадцать дней хлебозаготовок в крае было арестовано около 100 тысяч человек. Из них 26 тысяч было вывезено за пределы края. 70 тысяч заточено в тюрьмы и лагеря.
Голод был такой страшный, что люди перестали быть людьми. Превратились в людоедов. Матери ели своих детей. Автор из чувства сострадания не стал называть такие фамилии. Хотя он их знает.
Только весной 1933 года, в начале марта, стали выдавать детям по миске мамалыги – кукурузной каши, сваренной на воде. Станица выглядела страшно. Многие дома были разрушены, без крыш, зияли пустыми глазницами окон. Рамы пошли зимой на отопление. Огороды заросли бурьянами. Их некому было обрабатывать. Вдвое разрослось станичное кладбище.
А рядом с этими бесчеловечными фактами помещена дореволюционная фотография счастливой многодетной семьи казаков, на чьих лицах можно прочитать о прочности уклада и быта, домовитости кубанцев. Увы, последующие события, голод тридцать третьего года подчистую уничтожил этот многодетный и старинный род Романа Иващенко. Можно только представить, как он разросся бы до нашего времени, останься они живы!
Как тут не вспомнить пушкинские слова из статьи 1836 года о Радищеве: «Нет истины, где нет любви».
Завет гениального поэта на все времена. Увы, далеко не многие из нас его усвоили.
Журнал «Родная Кубань» делает благое дело: знакомит нас с историей казачества, тревожит нашу память трагедией двадцатых и тридцатых годов в назидание нам, живущим сегодня, не повторить ошибок прошлого.
В заключение не могу не привести слова наказного атамана генерал-лейтенанта Бабыча из новогоднего поздравления Кубанскому казачьему войску за 1909 год; также опубликованного в журнале, которые актуальны и сегодня: «Да ниспошлет Всевышний свое святое благословение на ваши труды и заботы и дарует: пахарю – плодородие земли, воину и служащему – свято блюсти свой долг и присягу на верность Царю и благо ближним, родителям и воспитателям – возрасти в своих питомцах полезных граждан и почтительных к старшим детей, а детям – доброго успеха в их учении, дабы стать впоследствии на смену нам, старикам, верными сынами и полезными работниками своей великой Родины».
Татьяна Ивановна, здорово! Какие замечательные пожелания атамана. И тысячу раз прав Пушкин: "Нет истины, где нет любви!"
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Александровна, за внимательное прочтение! Мне тоже понравилось новогоднее поздравление атамана, оно помещено прямо на обратной стороне журнала, на обложке. Я думаю, газету "Кубань сегодня" мало кто прочитает, а текст достойный внимания, поэтому решила разместить.
ОтветитьУдалить