среда, 27 марта 2013 г.

Обзор четвёртого номера журнала "Родная Кубань"


Отрадно отметить, что выход в свет очередного номера журнала «Родная Кубань» не остаётся незамеченным краевой прессой. Вот и на этот раз в газете «Кубань сегодня» опубликована обзорная статья материалов четвёртого номера за 2012 год. Чтобы как можно больше расширить её читательский круг, мы публикуем копию этой статьи в своём блоге без сокращения.

 Источник: Богданов Виктор. В романе слышен ветер истории: наследие; обзор нового номера журнала «Родная Кубань» (2012, №4) // Кубань сегодня. – 2013. – 26 марта. – С. 8. 

Вышел четвёртый номер литературно-исторического журнала «Родная Кубань» за 2012 год, в котором опубликованы «Слово святейшего патриарха Кирилла в храме архангела Михаила в Крымске»; отрывок из повести Александра Мартыновского «Вечерняя рапсодия»; историческая драма Я.Г.Кухаренко «Черноморское житьё-бытьё на Кубани» с предисловием В.К.Чумаченко.
К 80-летию Василия Белова напечатаны его статьи и зари­совки и «Величальное слово» о юбиляре Владимира Крупина. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что центральным произве­дением номера стала публикация заключительных глав романа Федора Кубанского (Горба) «Орлы земли родной». Как о художе­ственном произведении о нем можно говорить чисто условно. Но вот другая сторона – документальная, историческая – за­служивает особенного разговора. Автор – житель станицы Ста­роминской, участник Первой мировой и Гражданской войн, ре­волюционных событий на Кубани, находится внутри событий, является их активным участником.
Сегодняшнее поколение читателей имеют весьма смутное представление о той уже достаточно отдаленной эпохе. При том, что о событиях тех лет рассказывают многие художественные фильмы, романы и повести. А читателям особенно дороги объ­ективные воспоминания участников тех событий. Федор Кубан­ский как раз и является таким автором.

Его роман – живое свидетельство эпохи. И потому драгоценно.
Автор показывает разложение нравов в армии, вызванное усталостью от войны, ее вечными спутниками – голодом и хо­лодом. Активной пропагандой революционеров всех мастей кончать войну и скинуть царя. И как под влиянием этих факто­ров солдаты начинают убивать офицеров, в лице которых ви­дели виновников своих окопных страданий. Не остаются в сто­роне от этих событий и казаки. Они тоже бросают фронт и едут домой. Правда, в отличие от других армейских частей в боль­шинстве своем возвращаются организованно и при оружии в свои станицы и сразу сталкиваются с агрессивными действи­ями новой власти.
Автор показывает, как на железнодорожной станции Стародеревянковская подъехал паровоз с одним вагоном, из него выскочил десяток красноармейцев, они схватили и расстреля­ли начальника станции, обвинив его в том, что он якобы сабо­тировал подачу вагонов для перевозки солдат. Свидетели этой дикой сцены были потрясены. А красноармейцы, немало не смущенные своим диким варварством, расстреляв начальни­ка станции, вскочили в вагон вместе со своим комиссаром и помчались в сторону станицы Каневской. Видимо, с той же це­лью: установить новый порядок с помощью устрашения и ка­рательных мер – расстрелов без суда и следствия.
Федор Кубанский заканчивает свой роман этой сценой. Но читателю становится ясно, какой ценой новая власть утверж­дала свои порядки.
Естественным продолжением свидетельств утверждения но­вых порядков новой власти стала публикация в этом же номере «Родной Кубани» статьи «Живые фотографии» краеведа, недав­него работника Староминского музея Э. А. Широкобородова, много лет отдавшего собиранию и апробации архивных доку­ментов, их систематизации и сбережению.
Становится поистине страшно, когда он описывает, опираясь на документы, как через два месяца после установления в Ста­роминской новой власти были расстреляны 80 станичников. За двести лет своего существования станица не видела ничего по­добного. Это делалось, видимо, для устрашения населения. Ав­тор приводит и страшные факты коллективизации на Кубани.
Казакам, если они не вступят в колхоз, вдвое урезали зем­лю и в несколько раз увеличивали налоги. Но и этого показа­лось мало. Казакам пригрозили вообще не нарезать землю тем из них, кто уклоняется от вступления в коллективное хозяй­ство. Как результат – в 1933 году на Кубани разразился чудо­вищный голод.
На фронтах Великой Отечественной войны погибло шесть ты­сяч староминчан. А во время только одного 1933 года от голо­да умерло более десяти тысяч станичников!
24 января 1933 года секретарь Северо-Кавказского край­кома ВКП (б) Б. П. Шеболдаев телеграфировал в ЦК ВКП (б) о том, что начиная с ноября 1932 года, за два месяца и двад­цать дней хлебозаготовок в крае было арестовано около 100 ты­сяч человек. Из них 26 тысяч было вывезено за пределы края. 70 тысяч заточено в тюрьмы и лагеря.
Голод был такой страшный, что люди перестали быть людь­ми. Превратились в людоедов. Матери ели своих детей. Автор из чувства сострадания не стал называть такие фамилии. Хотя он их знает.
Только весной 1933 года, в начале марта, стали выдавать детям по миске мамалыги – кукурузной каши, сваренной на воде. Станица выглядела страшно. Многие дома были разру­шены, без крыш, зияли пустыми глазницами окон. Рамы пош­ли зимой на отопление. Огороды заросли бурьянами. Их неко­му было обрабатывать. Вдвое разрослось станичное кладбище.
А рядом с этими бесчеловечными фактами помещена доре­волюционная фотография счастливой многодетной семьи каза­ков, на чьих лицах можно прочитать о прочности уклада и быта, домовитости кубанцев. Увы, последующие события, голод трид­цать третьего года подчистую уничтожил этот многодетный и старинный род Романа Иващенко. Можно только представить, как он разросся бы до нашего времени, останься они живы!
Как тут не вспомнить пушкинские слова из статьи 1836 года о Радищеве: «Нет истины, где нет любви».
Завет гениального поэта на все времена. Увы, далеко не мно­гие из нас его усвоили.
Журнал «Родная Кубань» делает благое дело: знакомит нас с историей казачества, тревожит нашу память трагедией двадца­тых и тридцатых годов в назидание нам, живущим сегодня, не повторить ошибок прошлого.
В заключение не могу не привести слова наказного атамана генерал-лейтенанта Бабыча из новогоднего поздравления Ку­банскому казачьему войску за 1909 год; также опубликован­ного в журнале, которые актуальны и сегодня: «Да ниспошлет Всевышний свое святое благословение на ваши труды и забо­ты и дарует: пахарю – плодородие земли, воину и служащему – свято блюсти свой долг и присягу на верность Царю и благо ближним, родителям и воспитателям – возрасти в своих питом­цах полезных граждан и почтительных к старшим детей, а де­тям – доброго успеха в их учении, дабы стать впоследствии на смену нам, старикам, верными сынами и полезными работни­ками своей великой Родины».

2 комментария:

  1. Татьяна Ивановна, здорово! Какие замечательные пожелания атамана. И тысячу раз прав Пушкин: "Нет истины, где нет любви!"

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Елена Александровна, за внимательное прочтение! Мне тоже понравилось новогоднее поздравление атамана, оно помещено прямо на обратной стороне журнала, на обложке. Я думаю, газету "Кубань сегодня" мало кто прочитает, а текст достойный внимания, поэтому решила разместить.

    ОтветитьУдалить