Все только что поздравили друг друга с
наступлением Нового 2014 года, ещё мерцают огни ёлочных шаров и гирлянд, а уже
приближается Рождество. Это, пожалуй, самый любимый всеми праздник на Кубани, здесь ещё живы народные традиции и обычаи его
празднования. Авторы журнала «Каневчане» тоже внесли свой вклад в воспитание
нынешнего поколения на лучших традициях наших предков. В первом номере в 1996 году была
помещена статья Елены Марченко «Рождество
Христово в народных обычаях на Кубани», за её основу был взят текст из
книги Александра Пивня
«Торба смеха и мешок хохота». Помещаем её здесь полностью.
Рождество Христово в народных обычаях на Кубани
Знакомясь с народными обычаями,
иногда предо мною встают картины бывшего тогда праздничного веселья. Когда я
представляю до мельчайших подробностей всю обстановку праздничных дней
Рождества Христова и Нового года, я горжусь старым временем, я удивляюсь
мудрости неграмотного народа, который мог создать такую красоту народных
обычаев, вполне соответствующих праздничному времени и духу христианской
религии.
Вне всякого сомнения, наш
народ ясно представлял себе, что рождение Христа- Спасителя есть величайшее в
жизни людей мировое событие и, что родившийся «Отроча Младо-Предвечный Бог»
должен, поэтому, услышать в этот праздник наибольшую хвалу из чистых сердец и
уст детей, и поэтому народ создал такие праздничные обычаи, в которых главную
роль исполняли дети и своими звонкими голосами беспрестанно восхваляли и
славословили Божественного Младенца.
«Богата вечеря» начиналась
рано, еще до сумерек, с появлением на небе первой звезды. Вокруг большого стола, стоявшего
здесь же, возле «покути», торжественно усаживалась
вся семья, со всеми детьми и домочадцами, и «вечеряла» чинно и спокойно,
строго сохраняя молчание. Был старинный обычай, что если во время этой
«вечери» кто чихнет, то глава семьи объявлял такому счастливцу в подарок первого
телка или жеребенка, рождение которого ожидалось.
После «богатой вечери» все
малые дети, в возрасте отроков (до 7 лет), разносили
«вечерю»
своему крестному отцу и матери, в сопровождении взрослых, и вся станица, уже
в сумерки, наполнялась детьми, снующими по улицам, и почти в каждый дом
приходил малый ребенок и, после приветствия, поцеловав отцу или матери руку,
чистым детским голоском объявлял, что «батько и мати прислали вам вечерю
– иште на здоровья».
Следует отметить, что кроме
указанного обычая — разносить вечерю, канун праздника проходил всегда особенно
тихо, в торжественном спокойствии, которое никем не нарушалось. Каждая семья
находилась дома в полном составе и после вечери сейчас же укладывалась спать,
т. к. большинство членов ее на первый день праздника старалось побывать в
церкви. Никакого пения колядок, шумного веселья молодежи и всякого дурачества
в этот святой вечер нигде в станицах не бывало, православный народ и не мог
допустить в канун великого праздника ничего подобного.
В самый день праздника, рано
утром, еще до рассвета, на улицах станицы всюду появлялись кучки
детей-подростков, которые усердно перебегали со двора во двор и «славили
Христа», а вечером молодые парни
носили по станице «звезду», заходя с нею в каждую хату, где пели церковные
песни, В это же время, еще до наступления сумерек, по улицам начинали ходить и
«дивчата», составившие отдельные от хлопцев группы, подходили к окнам хат, и
всюду слышалось громкое: «благословить
калядувать», а из хаты ответное «бог благословить», после чего в звонком морозном
воздухе раздавалось пение колядки:
«Та
спородила Иисуса Христа
Дива Мария.
Алелуя,
алелуя,
Дива
Мария»...
Ношение звезды и пение
колядок продолжалось три вечера, а иногда и больше, но наряду с этим обычаем
религиозного свойства, часто можно было услышать и колядки шуточные,
исполняемые подростками-детьми для праздничного веселья, вроде следующей:
«Коляд-коляд,
колядныця,
Добра з
маком паляныця,
А писня нэ така —
Дай, дядьку, пьятака,
А не дасы пьятака,
Визьму вола за рога,
Хоч нэ вола, так тэлыцю,
Та й повэду у крамныцю».
Если поющим ничего за такую
колядку не давали, что случалось довольно редко, то далее слышалось и такое
пение:
«А в
дядька-дядька
Дядыня гладка:
Нэ хочэ
встаты
Ковбасы
датэ».
Накануне Нового года, в день «Миланки», дивчата ходили под окнами
хат «щэд- рувать», т. е. петь песни в честь новолетия, которые назывались
«щэдривками». Вечер «Миланки» считался по народному обычаю исключительно
девичьим вечером, и потому молодые парни на улицы в этот вечер не допускались,
Чувствуя себя вполне свободными, девушки занимались в этот вечер ворожбой или
подслушивали под окнами хат разговоры и по обрывочным словам и фразам
старались истолковать свою судьбу. Но больше всего ходили небольшими группами
для пения щедривок, И снова слышались всюду по станице возгласы: «Благословить
щедрувать!» — «Бог благословить!» — После чего хор девушек пел щедривку хотя
бы такого содержания:
«А в Ерасулимэ рано
задзвонилы.
Щедрый вэчир, добрый вэчир,
Добрым людям на здоровья!
Там Дива-Мария по раю
ходыла.
Щэдрый вэчир, добрый вэчир,
Д
обрым людям на здоровья!»...
Ходили также щедровать под
окнами и подростки, и малые дети, но у них щедровки были чисто детского,
большей частью практического содержания, как например:
«Щэдрык-вэдрик,
Дайте варэнык,
Грудочку кашкы,
Кильцэ ковбаскы!
Щэ й того мало:
Дайтэ кусок сала,
А як дастэ порося,
То й щэдрывка буде вся!»
Рано утром в день Нового
года, еще в сумерки, все улицы станицы буквально заполнялись малыми детьми, в
возрасте до 10 лет, которые настойчиво стучались во всякую хату, так как были
убеждены, согласно народному верованию и обычаю, что они несут с собой счастье
и что всюду их пустят. Каждый ребенок имел с собой сумку или «торбу»,
наполненную зерном пшеницы, ячменя, проса, гороха и прочее, которую ему еще с
вечера приготовила мать или бабка, а отец, вручая ему утром, эту торбу,
наказывал: «Иды, сынок, посыпай, щоб Бог послав урожай». Войдя в каждую хату
с самым серьезным и деловым, видом, этот маленький вестник народного
благополучия без разговоров запускал руку в торбу и рассыпал зерна по комнате,
приговаривая:
«На щастя!
На здоровья!
Роды, Божэ,
жыто, пшэныцю
И всяку
пашныцю!
З праздником! З Новым годом!
З новым щастям! З Васылием!»
Этих «посыпальников» было
так много и они с таким усердием выполняли свое дело, что в каждой хате чистая
для гостей комната за какой-нибудь час была вся густо усыпана зернами. С
наступлением дня эти зерна старательно подметались и собирались, как особая
драгоценность, а затем половину их отдавали домашним животным и птице,
приговаривая: «на добрэ вам здоровья та на вэлыкый плыд», а другую половину
разбирали по сортам и примешивали к посевному зерну, со словами: «пошлы, Божэ,
урожай на всих людэй, на увэсь край».
Вечером на Новый год ходили
ряженые и пели всякие веселые песни, но чаще всего молодые парни водили по
станице «козу», которая танцевала и отгадывала всякие загадки. Козою был
какой-нибудь ловкий и вертлявый парень, в вывороченном «кожухе», но весь наружный вид ее был так искусно устроен,
и она делала такие, уловки, натуральные телодвижения, а также танцевала,
кланялась, прыгала и топала? ногами, что получалось полное впечатление, что
это живая коза.
Сам
замысел, для чего ее водили по хатам на Новый год:
когда она танцевала, то
вожатые припевали:
«Дэ коза
ходэ,
Там жыто
родэ,
Дэ коза
туп-туп,
Там жыта
симь куп»...
Много еще и других
праздничных обычаев, какими наш казачий народ украшал Рождественские и
Новогодние праздничные дни, но если вспомнить все и описать более подробно, то
получится большой этнографический очерк.
Так проводили эти праздники у нас на Кубани в доброе старое время.
Источник: Марченко Е. Рождество Христово в
народных обычаях на Кубани // Каневчане. – 1996. – № 1-2. – С. 49-50.
Комментариев нет:
Отправить комментарий