Как мы уже сообщали, в шестом номере
газеты «Кубанский писатель» появилась статья о встрече писателя Степана Деревянко
со своими читателями в Забойской сельской библиотеке. Но это ещё не всё. В этом
же номере помещены два его рассказа – «Зачёт» и «Посижу, соловья послушаю». Но если
первый мы уже помещали на страницах своего блога, то второй вы прочитаете
впервые. В нём автор рассказывает о своей бабушке, которая рассказывала ему в
детстве множество сказок, баек, и тогда
уже он «поймался, как прожорливый окунёк, на крючок прекрасного кубанского
слова». Запомнилась фраза из этой
новеллы: «Моё же дело, как внука, могилку поправить и помнить ту, кого обязан
помнить, пока живой». Как всегда, трогательно.
ПОСИЖУ, СОЛОВЬЯ ПОСЛУШАЮ
Перед Пасхой я поехал на родной хутор
поправить бабушкину могилку. Так получилось, что в старости родители решили
доживать свой век с младшим, и мы с братом перевезли их к нему. В станице
потом и похоронили. А на хуторском кладбище осталась лежать наша бабушка по
линии матери, Пелагея Фёдоровна, за могилкой которой мы следим.
Хуторское кладбище на бугре среди
пшеничного поля, чистое и тихое, всё в вишнях и сирени. За последние годы оно
запестрело красивыми дорогими памятниками - они на могилах
тех, кто уехал с хутора, чего-то добился в жизни, но пожелал покоиться здесь,
возле родных могил «посэрэд стэпу широкого». Могила бабы Палажки (так мы,
внуки, её звали) обычная, с земляным холмиком крестом из труб. На кресте
табличка из нержавейки с выбитой зубилом рукой брата фамилией, именем. Просто,
надёжно -
не выгорит от солнца, не смоется дождём. За год холмик зарос густо лилией,
побегами сирени и рассунулся. Кротики постарались. Почти час я вырезал поросль,
сапёрной лопаткой формировал холмик, поругивая слепых копателей, наделавших
бугорков по всему кладбищу. Справился с работой и присел отдохнуть на лавочку у
могилки. Чуток завечерело, удлинились тени, и в сиреневом гаю, в метрах десяти
от меня, в тишине загнул коленце соловей. Я аж вздрогнул. И тотчас из посадки
за пшеничной полосой, вторя ему, закиркотал фазан. И пошло-поехало. Соловейко
трель льёт, а петушок будто зёрнышки дробит: кирко да кирко. Красота! Сижу, слушаю, вспоминаю
бабушку.
...Так вышло, что на её похоронах я не
был, служил во флоте, и болтались мы тогда где-то в Атлантике на субмарине с
ядерным оружием - шла холодная война. А если б и не «болтались», на базе были,
всё равно б не отпустили хоронить бабушку - порядок,
дисциплина не позволяли. Это сейчас год служат и шляются по станице. Откупных
командирам платят рублей по пятьсот за день и гуляют Так что бабу Палажку свою
я видел последний раз перед службой. А была она человеком небезынтересным.
Смолоду красавицей слыла, дед мой Сергей в Первую мировую войну близ границы с
Австро-Венгрией за неё будущему тестю отвалил целых сто рублей, а потом, как
говорила мать, всю жизнь выбивал их из бабки - хозяйкой
красавица неважной оказалась. В голодовку тридцать третьего года бросила мужа и
детей, чтобы спастись самой. Дед бился, бился с голодом, сам сгинул, но
старшеньких, трёх дочек и сына, спас. Дед был грамотным, вирши слагал, писала
стихи и моя мать, и, наверное, оттуда, от того дедовского корня, пророс росток
во мне.
После голодовки баба Палажка вернулась
в хату к детям, «сто рублей» из неё уже некому было выколачивать, дети её
приняли, но до конца дней вспоминали бабе голодовку. Я по детству обиды матери
не понимал, а любил бабу за её сказки. Она их знала множество и сказывала
мастерски, даже, можно сказать, по-актёрски. Особенно, когда героями «казок»
были «жиды» из местечек украинского Полесья, где родилась и выросла бабушка.
Хохотал я тогда над бабиными не очень литературными изречениями и, видимо,
тогда, сам того не ведая, поймался я, как прожорливый окунёк, на крючок
прекрасного кубанского слова, балачкой теперь называемого. Сладкого, лиричного,
как соловьиная песня, и сытного, как пшеничный хлеб, слова. А бабушке своей,
бабе Палажке по-хуторскому, за её жизнь я не судья. Господь о нас всех, мёртвых
и живых, ведает и судит. Моё же дело, как внука, могилку поправить и помнить
ту, кого обязан помнить, пока живой.
Тени ещё удлинились, но нескоро вечер, и
соловей наяривает! Опьянел степной певец от сиреневого духа, от майского
тепла, от соловьихи своей - сидит же там, в гаю где-то, на веточке,
слушает! Гнёт коленца серенький солист, ничего не слышит. Даже не замолчал,
когда близко остановился тяжёлый мотоцикл с коляской, и прошёл к могилке с
тяпочкой большой седой человек. Вырубил несколько кустиков пырея у памятника,
протёр рукавом рубахи портрет женщины, посидел, опустив голову, а потом
повернулся ко мне. Двое нас, живых, сейчас на погосте. Сидим, друг на друга
смотрим Чувствую, знакомы, а вспомнить ни он, ни я не можем. Жизнь не
виделись. И, как по команде, встаём и идём навстречу.
-
Не могу вспомнить, - говорю.
-
И я, - отвечает он.
-
Обзовись.
-
Виктор.
-
А я Степан, штурвальным был у тебя на
комбайне после восьмого класса, - я его вспомнил первым.
-
Стёпка? Той, шо в газеты пышэ?
-
Той, той, - подтверждаю я.
Мы забыли про соловья, а он услышал нас
и замолчал. Виктор присаживается ко мне на лавочку, кряхтит, он на много старше,
спрашивает:
-
До кого ты прыйихав? Батькив твоих тут
нэма.
-
До бабушки, - киваю я на могильный
холмик.
- А... А я вот до своей Полюшкы. Свята була
женщина. С дитьмы бросыв, годив восим байдакував, а колы вэрнувсь, прыйняла и
ны спросыла, дэ був. Пивгоды пожилы, и помэрла. Надирвалась биз мужика
хозяйство тягты. Пырыд смэртью сказав, шо биз нии бильш ны жинюсь. И оцэ уже
пятнадцать годив сам. Диты ны бросають, ны так як я их колысь. А жизнь, Стёпка,
пройшла, як витыр повиялась, тилькы витэр може повырнуця в обратну сторону, а
жизнь ныколы ны повыртаеця.
Он вздохнул и замолчал. Теребил пальцами
белую нитку на штанине, где порыв был зашит грубым стежком, о чём-то думал.
Потом поднял голову, поглядел вдаль, опять вздохнул и сказал:
-
Ладно, земляк, бывай. Пийду я, мини ще
козу доить, а вона ж врэднюча…
И он, пожав мне руку, заводит свой
неубиваемый «Урал».
И только воцаряется тишина, прерывает
антракт соловей. Поёт, разливает трели пернатый песенник на кладбище, которое
называют ещё «божьей нивой», на пшеничное поле. И я у него один слушатель. А,
может, не один..?
Поёт соловей, заливается. Заслушаешься!
Поёт для всех. Соловей не знает, что жизнь «ныколы ны повыртаеця».
Источник: Деревянко, Степан. Посижу, соловья
послушаю [Текст] : новелла / Степан Деревянко // Кубанский писатель.
- 2014. - июнь (№6). - С. 6.
Комментариев нет:
Отправить комментарий