суббота, 4 августа 2018 г.

Воспитываем читателей (рекомендации писателя и многодетного отца)

В августовском номере православного журнала «Фома» прочитала прекрасную статью «Как сделать так, чтобы ребенку стало интересно читать?». Написал её Дмитрий Александрович Емец  — российский писатель-фантаст, автор серий книг про Таню Гроттер, Мефодия Буслаева и некоторых других фантастических персонажей. Он написал такие сказочные и фантастические повести для детей, как «Дракончик Пыхалка», «Приключения домовят», «Куклаваня и К°», «Властелин пыли», «В когтях каменного века», «Охотники за привидениями», «Город динозавров».  Писатель женат и воспитывает семерых детей. По вероисповеданию – православный христианин. Я думаю, даже такого короткого представления автора достаточно для того, чтобы прислушаться к его рекомендациям и начать им следовать.
КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ РЕБЕНКУ СТАЛО ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЬ?
Рекомендациями делится писатель и многодетный отец Дмитрий Емец
Чтение по очереди
Основной, базовый, работающий способ. Страницу читаете вы, страницу — ребенок. Книгу выбираете вместе. А еще лучше — пусть ее выбирает ребенок. Поначалу он будет выбирать иллюстрированные книги с минимумом текста, но уже через месяц, после пятой-шестой прочитанной книги, вы обнаружите, что начинает формироваться позитивная привычка. Старайтесь не пропускать ни одного дня.
Нахождение текста
Хорошая игра. Берете текст — целую страницу. Выделяете глазами в середине какую-нибудь оборванную фразу, например, «принялась Танюша землю вскапывать». И пусть ребенок ищет ее глазами. И так надо найти десять фраз. Очень хорошее упражнение на технику. Найти фразу не так уж и просто, но искать ее интересно. Можно устроить игру в холодно-горячо, если совсем тупик.
Чтение перевернутого текста
Переворачиваете книгу, показываете ребенку, что умеете читать текст перевернутым. А теперь пусть он читает. Удивительно, но будет получаться! Чтение инструкций игрушек, содержания продуктов, рекламных листовок, газет… Ну тут понятно, как это работает. Плюс там много сложных слов, которых нет в детских книгах. Это очень расширяет словарный запас и совершенствует чтение. Старайтесь использовать любую нестандартную ситуацию. Дети часто боятся занятий как таковых, особенно мальчики.
Написание собственных книг
Некоторым детям больше нравится писать книги, чем читать. Ну и отлично! Поощряйте! Помогите ребенку написать книгу о чем угодно — о роботах, кошках, пауках. Или устройте ребенку переписку с сыном троюродной сестры, которая живет в другом городе. Только не по электронной почте, а в конверте. Получать бумажные письма очень приятно, а писать их полезно. А кто пишет, одновременно и чтению стремительно обучается. Это похожие процессы.
Аудиокниги
Ваш ребенок может бесконечно слушать книгу, когда читаете ее вы, но сам не читает наотрез? Никакой хитростью не заставишь? Ну тогда ваш путь – это аудиокниги. Закачайте их побольше. На флешку в машине, на телефоны ‒ повсюду, пока не выработается устойчивая привычка. Для многих детей это сейчас практически единственный способ начать читать. Рано или поздно он все равно перейдет с аудиокниг на бумажные. Главное, чтобы чтение стало ценностью и потребностью.
Аудиокниги ‒ наш семейный секрет. Они творят чудеса. Я в детстве пластинки слушал сутками, потом кассеты, теперь аудиокниги. Они очень помогают! Попытайтесь! Примерно через полгода вы увидите, что у ребёнка вырос словарный запас, и речь стала художественной. Еще через год он сам начнет что-то писать или придумывать.
Слоговые таблицы
На самом деле человек, как ребенок, так и взрослый, не читает слова, а узнает их. Всякий раз, встречая незнакомое слово, вы замираете на несколько мгновений и стараетесь его угадать. Если слово новое и длинное, читаете его со скрипом и по складам. Для ребёнка же новых слов большинство. Поэтому читайте слоговые таблицы! Скачайте их и читайте минут по десять в день. Слоговые таблицы — это целые списки сложных слогов. Все эти скра, вздры, шкре, всми, скле, взви, пре, здра и т.д. Попробуйте глазами ребенка прочитать «средств» или «чувств». А потом вот это: на смаом длее чеолевк чтиеат не бвукы, а зпамониеат слвоа цлеиокм. Джае елси преесатвить все бкувы в солве, комре пверой и полсендей, чеелвок семжот читтаь, поомту что уезнат солво.

Источник: Емец, Дмитрий.    Как сделать так, чтобы ребёнку стало интересно читать? [Текст] : рекомендациями делится писатель и многодетный отец / Дмитрий Емец // Фома. - 2018. - №8. - С. 59.


Комментариев нет:

Отправить комментарий