ОТ ЧИТАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ ‒ К ЧИТАЮЩИМ ДЕТЯМ
«Чтение — только начало. Творчество жизни — вот Цель!» — говорил русский библиограф Н.А.Рубакин. Эта фраза особенно актуальна сегодня, когда человечество вступило в период беспрецедентного изменения и наши дети живут в мире возрастающей сложности и неопределенности. Искусственный интеллект, роботы в ближайшем будущем, дополненная или «расширенная реальность» — это «достройка» человека будущего. Для чего его достраивают? Для творчества, для генерации новых идей! И чтение в этом контексте — важнейший и сложнейший когнитивный процесс и в то же время — эффективный инструмент развития мозга, развития мышления.
Наша ассоциация разработала и активно внедряет в жизнь целый ряд проектов.Основным критерием качества
школьного образования сегодня являются результаты исследования PISA (международного тестирования на понимание
прочитанного текста). В одном из последних исследований 15-летние шанхайские
школьники заняли первое место. Они продвинулись до пятого уровня понимания
глубины смыслов предложенных текстов, а российские школьники смогли дойти
только до второго уровня. ВОТ ЭТИ
ПЯТЬ УРОВНЕЙ:
1.
Выполнение самых простых заданий:
нахождение в тексте простой информации, заданной в явном виде, определение
основной темы или идеи текста.
2.
Нахождение информации, сформулированной в явном виде, способность делать простой вывод на основе прочитанного, выявлять смысл основных частей текста, высказывать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста.
3. Обобщение
информации, соотнесение текста со
своим жизненным опытом, понимание информации, заданной в
неявном виде.
4.
Комплексные задания к текстам,
критический анализ.
5. Полное
понимание текста: нахождение информации; интерпретация и рефлексия на
содержание текста, его форму и их оценка.
Наши дети 3,4,5 уровни сложности не смогли освоить. А
как же они смогут справиться с усложняющимися учебными текстами? Особенно важно
об этом говорить в контексте скорого перехода на электронные учебники, которые
потребуют от наших школьников навыков нелинейного чтения или, как говорят
сейчас специалисты по чтению, навыков цифрового чтения. Нагрузка на мозг
ребенка при чтении гипертекста намного больше, чем при линейном чтении, а
возможность глубокого вдумчивого чтения заметно уменьшается. Поэтому многие
страны Юго-Востока, которые переходят на электронные учебники, например, Новая
Зеландия, утверждают: для того, чтобы ребенок вдумчиво и быстро читал с экрана,
ему нужно пройти хороший курс традиционного чтения — с книжного носителя. И
что же позволило шанхайским школьникам занять первое место в РISA? Это проект «Материнское чтение», который объединил и
школу, и семью, и социум, привлек внимание СМИ, представителей бизнеса и
власти. Во всех шанхайских школах были открыты комнаты для мам. Там работают
клубы читающих мам, проводятся занятия по психологии и педагогике детского
чтения. Каждую пятницу во всех школах Шанхая подготовленные мамы читают вслух
специально отобранные произведения из детской классики или современной детской
литературы, а дети определяют лучшую маму месяца. Телевидение с восторгом
приняло проект, и теперь проводятся ТВ-шоу, где лучшие читающие мамы и дети
демонстрируют свои достижения. Такой простой проект позволил Шанхаю стать
читающим регионом, а школьникам Шанхая — стать самыми читающими в мире.
Еще сто лет назад идею
обучающей практики материнского чтения реализовал известный педагог и главный
редактор журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение» Виктор Петрович
Острогорский (1840-1902). В конце XIX века Россия так же, как и сейчас,
переживала кризис детского чтения, и В.Острогорский взялся за организацию
материнских чтений. Через свои журналы он направлял матерям письма обучающего
характера, где объяснял, как в домашних условиях помогать детям в литературном
воспитании. Уже тогда было отмечено, что в треугольнике автор — произведение —
читатель на уроках литературы уделяется много внимания автору и разбору
произведения и очень мало обращают внимания на самого читателя, развитие его
творческого и образного мышления. И именно внимание к маленькому и взрослому
читателю легло в основу наших проектов «Читающая мама» и «Читающая школа». В
рамках проектов нами была выпущена книга «Добру откроем сердце», в которую
вошли специально отобранные короткие рассказы с методическими рекомендациями
для мам. Как отмечает Ирина Ивановна Тихомирова, главный разработчик программы
«Читающая мама», методическая система материнского чтения, разработанная
В.П.Острогорским, на опыте которого училась и духовно развивалась вся Россия,
сегодня нуждается в возрождении. Особое внимание в проекте обращено на молодых
матерей, детство которых прошло в 90-е годы XX столетия, когда в силу
социальных причин родители не смогли уделять детям должного внимания, и они
выросли без необходимой «книжной прививки». Отсутствие собственного опыта
общения с книгой в детские годы привело сегодня начинающих мам к непониманию
его истинной ценности, отрицательно сказалось на детях, создало дефицит теплоты
семейных отношений. Острота этой проблемы иллюстрируется исследованием
академика РАО Марьяны Безруких 60-ти тысяч детей 6-7 лет в 15-ти регионах
России. К началу обучения в школе от 40 до 60% детей имеют несформированную
речь — очень бедный словарный запас, используют не развернутые предложения, а
отдельные слова и междометия. Почему это происходит? Исследования показали, что
словарный запас их родителей составляет около 600 слов (вместо положенных
3500). Это для всех нас — маркер. Что мы предлагаем делать для решения этой
проблемы?
Для российских мам этот
проект позволит создать своеобразный хобби-клуб, клуб читающих мам, которые
хотят развиваться сами и развивать своих детей. По китайскому опыту мы решили
внедрить в наших школах и детских садах «комнаты читающих мам», где мамы могут
не только почитать интересную книгу своим детям и их одноклассникам, но и
получить профессиональную консультацию: что и как читать ребенку, как
организовать обсуждение прочитанного, познакомиться с методической
литературой, пообщаться с собственным ребенком в атмосфере, располагающей к
чтению. Но не только мамы должны приобщать детей к чтению. Конечно, и папы
тоже. А еще — учителя и школьные библиотекари. Необходимо отметить, что
особенность кризиса детского чтения в России — слабая читательская среда.
Ребенок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных
фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Сейчас появились
возможности читать книги онлайн, пользоваться электронными библиотеками.
Пандемия заставила школы обратить внимание на дистанционные методы обучения. Если
эта работа продолжится после того, как ученики вернутся за школьные парты, мы
сможем констатировать, что у наших детей появился еще один важный ресурс
получения знаний — онлайн платформы и электронные библиотеки. Во время
распространения по России пандемии короновируса мы запустили акцию «Обнимем
ребенка с книгой», призванную стать эликсиром, литературной прививкой для
детей, оказавшихся в условиях домашней изоляции. Именно поэтому акция с
удовольствием была подхвачена регионами. Первый пункт Декларации читающих мам
гласит: «Я знаю, что никакие электронные игры, компьютер и телевизор не обнимут
моего ребенка и не заменят ему радость общения с родным человеком, когда мы
сядем рядышком, обнимемся с ним и будем читать книгу вместе». Эта «читательская
акция любви» — хороший повод, прочитав в семейном кругу добрый рассказ или сказку,
поговорить с детьми о том, о чем с ними вообще говорят очень редко: о доброте и
сострадании, взаимопомощи, уважительном отношении друг к другу, любви — не
только к людям, но и «братьям нашим меньшим», верности, чести, достоинстве,
ответственности. Всё это — эмоции высокого класса, которые с рождения надо
воспитывать в малыше. Об акции и ее бесплатных ресурсах подробно рассказано на
портале РШБА. Сейчас у нас много всероссийских проектов, направленных на
работу с одаренными детьми. А как же остальные дети? Нам необходимы проекты,
которые направлены на всех детей России. И привлечь к этой теме необходимо и
общество, и власть, и бизнес, как это сделали наши зарубежные коллеги. Я рада,
что мы вместе с Союзом женщин России инициировали Движение «Мы — за читающую
Россию!» и разработали новый проект, понятный и полезный, который мы назвали
«Пять шагов к читающей школе: стратегия роста». Он предусматривает комплексный
подход и позволяет привлечь и внимание, и ресурсы всего общества. Я уверена,
что наши проекты будут поддержаны и в Москве, и во всех регионах России, и
наша общая работа станет вкладом в счастливое читающее, а значит творческое и
успешное будущее наших детей.
(По материалам журнала "Читаем вместе")
Источник: Жукова, Т. (президент ассоциации школьных библиотекарей). От читающих родителей - к читающим детям : китайский и российский опыт привлечения детей к чтению / Т. Жукова // Читаем вместе. - 2020. - №6-7. - С. 20-21.
Комментариев нет:
Отправить комментарий