Хорева Людмила, доцент КубГУ |
НАТАЛЬЯ ВОЗЖАЕВА – НОВОЕ ИМЯ В ПОЭЗИИ ЮГА РОССИИ
Открывать новые имена – очень приятное дело. Особенно если за именем стоит человек, живущий в твоём измерении, говорящий словами, которые ты и сам мог бы сказать о том, что переживаешь, что видишь, о чём думаешь, – но не сказал. Потому что пока не нашёл тех самых слов, а если и нашёл, и сложил, но ни с кем ими ещё не поделился, молчишь. Наталья Возжаева не молчит, три года назад она взялась за перо, вынесла на суд читателей свои стихи в интернете, участвует и побеждает в онлайн-конкурсах со своими произведениями, которые появляются на различных сайтах, растворяясь в пространстве гиперссылок. Сегодня её поэтические строки легли в авторский сборник «Струнность ливней», который вышел в краснодарском издательстве «Фёдор Филёв». Это книга с настоящими бумажными страницами и переплётом, которую читатели будут брать в тёплые руки, всматриваться в строки внимательным взглядом и впитывать их соль неравнодушным сердцем. На днях стихи Н. Возжаевой опубликованы на сайте журнала «Родная Кубань».
Да, это женская поэзия – поэзия всеобъемлющего женского мира, его переживаний и потрясений, это поэзия трепетной материнской души, это женский отклик на взаимную, разделённую любовь сердца, которому есть кого любить и ненавидеть. У этих стихов, скажем уверенно, нет лирического героя – есть лирическая героиня, это она поворачивает к нам жизнь той стороной, с какой мы её вроде и видели, но, оказывается, и не видели, а теперь, после прочтения, будем различать новые её краски и оттенки. Слово «поэзия» – неслучайное в характеристике стихов Натальи Возжаевой. Среди них нет «слепых», наскоро срифмованных строчек – всё ложится на тонкое, зоркое авторское восприятие разнообразных деталей и ассоциаций, образное ви́дение является основой изображаемого, что и должно быть главным в художественном произведении. Об этом говорит и сама поэтесса:
…Как мягко мир на все твои
вопросы
С улыбкой отвечает тишиной…
В зените золотая голова,
И ты, прислушавшись и замерев по-рысьи,
Услышишь истину и прикоснёшься к смыслу,
Когда в тебе закончатся слова.
(«Молчи»)
В картинке, которая рисуется словами, явственно чувствуется общая мысль, к которой автор ведёт нас; это создается цельностью образного ряда – от первой до последней строчки. Вот, кажется, беглый взгляд (на самом деле – внимательный) за осеннее окно из тёплой, уютной кухни:
Смотрела – бьётся веточка в
окно,
Но у стекла нет жалости к зовущей.
Кроила осень серое сукно,
Вскипала пена над кофейной гущей.
Вскипало небо, ветер щёки дул…
<…>
Пусть время заступило за межу,
Где ржа сменяет золото, – есть силы,
Ещё жива, немного покружу,
Пока дождём к асфальту не прибило.
(«Зелёный
лист»)
Наблюдательность и чуткость к слову передаются и близкому лирической героине окружению:
…Ты обернулся: «Знаешь,
Ты же стихи кропаешь.
Небо – оттенков брюшка
Тёплой морской ракушки.
(Шею укрой, застудишь.)
Ты запиши, забудешь…»
(«Ракушка»)
В целом это стихотворение о счастье, которое «сложно людям увидеть», а на самом деле автор говорит: «как же просто быть на земле счастливым!» – в словах слышатся те чистые ноты из музыки самых благодатных отношений.
У Натальи Возжаевой нет ни одного поучительно-сентенциозного стихотворения – каких сейчас много выходит из-под перьев графоманов, в которых они пишут обо всем и ни о чем, вечно жалуясь на страну, долю, безденежье… Для нее стихи – это всегда конкретная тема, вопрос, определенная ситуация, только то, что задевает ее лично, будоражит, дает посыл для размышления, проявления чувства, оценки.
Две темы, на которые откликается поэтесса с большой болью и которые выдают в ней настоящего патриота, радеющего за отчизну, за её «человеков»… Это темы Великой войны и потери малой родины. Первой теме у неё посвящено мало произведений («Соперница», «Подвешены и…»), однако это сильные стихи, впечатляющие своей изобразительностью и материалом, фактами, отталкиваясь от которых поэтессе удается выразить захватившие её чувства. И это не дань определенной дате, юбилею или событию – это движение милосердной души: чужая потеря или судьба переживается ею как своя.
«Подвешены и…» – страшный отголосок испытаний, выпавших на долю тех, кто положил свои жизнь, здоровье, будущее на алтарь Победы. Это то редкое у автора стихотворение, где звучит голос мужчины. Он одинокий человек, инвалид войны, их тех, кого в 1950-е годы свозили на остров в Карелии, в так называемые дома ветеранов, там они жили в страшных условиях и умирали сотнями. Инвалидов без рук и без ног называли «самоварами», летом их подвешивали в корзинках на деревья. Вот из этого положения и ведет свой монолог герой Натальи Возжаевой. Ситуация, прямо скажем, необычная и в литературе упоминаемая нечасто.
<…>
Тихо-тихо, милаай,
скуууушно...
Птица порскнет, пискнет мышь,
Да удушливый чубушник
Пахнет как... а ты висишь…
<…>
Вот и я. Не стал обузой,
Схоронился заживо́.
Ну-тко бабе с этим грузом
Да с малыми? Каково?
<…>
Грудь в медалях, флаги алы...
Как безногому форсить?
Побираться на вокзалах
Да у булочных просить.
Что калекам зимы-лето?
Неразгаданные сны...
Бережёт Страна Советов
Победителей войны.
<…>
Ты, милок, не плачь, не надо,
Да не лезь ты, не замай!
Самовар висит наградой
Сорок пятому. За май.
Всё. Иди. Глухое дело –
Пересчитывать гробы.
Тут корзины, как омелы.
Кто подвешен, тот забыт.
(«Подвешены и…»)
В этих строках читаются горькие мысли автора о судьбе человека, искалеченного на войне, защищавшего Родину, но не снискавшего лучшей участи. Каким человечным, примирившимся со всем, что происходит, философски рассуждающим показан герой! Однако нотки горечи, иронии звучат в его словах, но в них нет озлобленности против людей, против страны, против власти, скорее – достоинство, мужская твердость и мужество принять свою такую жизнь. Наталье Возжаевой удалось всё это передать.
Вторая тема – яркая страница собственной жизни автора, которая прошла через неё красной линией. Наталья – уроженка города Грозного, там прошло ее детство, там она поступила на филологический факультет университета. Но заканчивать вуз ей пришлось в другом городе России. Чеченская война сломала нормальное течение событий и разрушила привычный, благополучный мир. Тяжёлое время, взорвавшее тишину, отдающее теперь тоской, предательством, кровью, откликается в стихотворениях «Мне снится берег иногда…», «Ампутация», «Сволочи», «Рашид уходит снова на войну...», «Кап. Кап…», «Городкоторогонет», «Грозный город» и др.:
В детстве были свободные, словно
птицы.
Наше небо трассерами – на границы,
Да у каждого – разного цвета знамя,
А Господь отвлёкся на время, был занят...
(«Грозный
город»)
Через несколько нелегких лет, уже в мирные дни в памяти героини, в ее прекрасных снах возникают былые картины южного лета в окрестностях реки Сунжи, дом, виноградная беседка, запахи душистой сирени и черемши, но:
…Пресветлый сон стекает в
бред,
Где красное на белом.
Чужие люди во дворе
Снимают «изабеллу».
И дом не наш, и сад не наш,
Где дедовская вишня…
(«Мне снится берег
иногда…»)
Налетевший неожиданно июльский дождь, такой благодатный, озорной, дружный, «размашистый и хлесткий», вдруг напомнит о том, что в городе детства и юности остались друзья, остались навсегда. Дождь «в тандеме с памятью и запахом, и звуком… заходит и приносит имена»:
…Он обещал: всё будет хорошо.
Володька, Людка, Колька, Митя с Таней.
В другие грозы в Грозном вас не станет –
Господь не склонен спорить с калашом.
(«Кап.
Кап…»)
В стихотворении «Сволочи» звучат уже совсем не ностальгические воспоминания, не щемящая печаль, а настоящая ненависть и презрение к тем, кто терял человеческое лицо, забыв о милосердии и жалости
...Крошево от гусеничных
траков,
Небо нашпиговано свинцом.
У войны лицо моей собаки.
Нет, не морда. Именно лицо.
<…>
Я тогда ещё умела плакать.
После ссохлось всё, как солончак.
Места не хватило для собаки.
Крови было мало сволочам.
<…>
Жить, конечно, можно, только нечем.
Бог да совесть – тот ещё балласт.
Ты поймёшь, что мир бесчеловечен,
Предавая тех, кто не предаст.
(«Сволочи»)
Автор пишет о боли не одного человека – о страданиях тысяч людей, которые вынуждены были оторваться от родных мест, бросить свои дома, родные могилы, – бросить, чтобы уйти от унижений и смерти, от невозможности защититься и защитить. Это очень сильные, врезающиеся в мозг строки о фантомной связи времен, сказанные женщиной:
Посмотришь, мы здоровы с виду вроде
бы.
Но мы-то знаем, друг мой инвалид,
КОГДА нам ампутировали родину…
Вот нет её, а всё болит, болит...
(«Ампутация»)
У Натальи Возжаевой много сердечности, душевного тепла, искренности в стихах о самых близких, дорогих людях. Всё помнит автор, многое умеет живым словом передать читателю. Но особой теплотой, человечностью, чуткостью, необычностью раскрытия темы наполнены стихотворения «Эффект плацебо», «Свекровь», «Что у меня от него?», «Ей», «Мотыльки», «Бабушка» и др. Всё самое сокровенное вкладывает поэтесса в эти строки. Читатель в свою очередь не может остаться равнодушным, эти стихи – некий камертон, с которым мы можем сверить свои поступки и чувства, настроить их на нужную высоту и тональность.
«Мотыльки» – стихотворение, в котором угадывается ставшая в наше время очень распространенной ситуация. Наши родные с возрастом нуждаются подчас в заботе, требующей прежде всего понимания, большого терпения и любви:
Память к ней милосердна. Стирает,
что было недавно.
Нет там имени, адреса, боли, сегодня, вчера.
Память ей оставляет прошедшее, ставшее главным,
Тяжесть старых альбомов в такие вот вечера.
Кто пережил или переживает подобные обстоятельства, тот понимает, о чем идет речь. Пронзительно, до слез звучит последнее четверостишие:
…Я сведу её вниз, мы чуть-чуть
постоим у подъезда.
Тихо падает снег, и ещё далеко до утра.
Я держу её нежно, но крепко над мертвенной бездной,
Где нет имени, адреса, боли, сегодня, вчера.
(«Мотыльки»)
В унисон отзывается и стихотворение «Эффект плацебо», в котором доктор, выписывая рецепт безнадёжно больной, оптимистично сулит ей выздоровление с приходом лета. Но понятно, что в большей степени самочувствие бедной женщины зависит от внимания, участия и заботы родных. Как благо, как лучшее лекарство воспринимается произнесенная ложь:
Не понять в рецепте ни
бельмеса.
Мать врачу на кухне греет чай.
А она спросила: «Что за месяц?»
Был сентябрь. Но я сказала – май.
(«Эффект
плацебо»)
Добрая память хранится в стихах Н. Возжаевой об отце, умном, всё понимающем наставнике, по заветам и научениям которого строит свою жизнь героиня стихотворения «Что у меня от него?». Нет общих фраз – есть только точно обозначенные фрагменты, моменты, отметины, которыми шли они вместе и которые сейчас повзрослевшая дочь считает своими ориентирами. А самый главный:
Что у меня от него? Что любовь как
жизнь:
Дважды не выйдет, единожды – навсегда.
«Счастье не судят, нет для него суда.
Не торопись, ну а выбрала – так держи».
(«Что у меня от
него?»)
Она и держит:
…Декабрь – по ссылке «счастье-точка-ком».
Ты переходишь в тапках и пижаме
В счастливый возраст «мама мыла раму»
И ловишь там снежинки языком.
Но всё по новой: дом, работа, дом.
Усталость накопив, разбей копилку,
Периодически ходи по этой ссылке:
Какой-то-месяц-счастье-точка-ком.
(«Schastye.com»)
…Женская суть: не отнять ничего, не
прибавить.
И потому мне бывает так часто тревожно.
Губ моих тихо коснёшься своими губами.
Счастье, ответь, ты ведь счастливо? Счастливо тоже?
(«Счастье»)
Нельзя сомневаться, родной отец был и остался большим авторитетом для поэтессы, потому что та самая любовь, что «единожды – навсегда», и есть главное для счастья, о котором она пишет, – она лейтмотив ее поэзии, основная тема ее стихотворений. Думаю, что это и главная тема её жизни.
Что любовь? Вода в пригоршне –
Не споткнувшись донести.
Донесём ли, мой хороший,
До последнего «прости»?
Романтические бредни –
Ужин, свечи, лепестки –
То по юности не вредно,
А у нас белы виски.
<…>
Вечер, кухня, разговоры.
«Как ты?» – «Хорошо». – «А ты?»
Два сообщника, два вора
Глубины у немоты.
<…>
О любви с тобой ни слова.
Как её в слова вместить?
Жизнь, как день, да быт махровый
До последнего «прости».
(«До
последнего»)
…Заморозки первые легки,
Ржавый лист гремит на старом клёне.
Сохраню тепло твоей щеки
Вогнутостью ласковых ладоней.
В грустный час, когда не стало сил
Всё забыть и всё начать сначала,
Ты меня у бога отмолил,
Я тебя у боли отмолчала.
(«Двое»)
Невозможно в небольшой статье назвать все темы, на которые откликается в своём творчестве Наталья Возжаева. Оно разнообразно: это философские поэтические рассуждения о вечности, о нескончаемости движения, об оптимизме как источнике энергии для человека («Апостроф», «Хлип-хлип», «И, и, и чтоб…», «Когда иссякнет жизненный ресурс…», «Дырочка в левом боку», «Саган», «Лимон» и др.). Запечатлен и «незваный гость» – зрелый возраст, и жестокость юных, и детские судьбы, изуродованные родителями, и морские просторы, и… («Гость», «Настя и Мыш», «Над пропастью», «Молчи», «В приморском городе» и др.).
Творчество настоящего поэта не разложить досконально по полочкам, оно многогранно, несуетливо, в нем много тонов и оттенков. Но кисть художника точна, верна. Ему ведомы законы, он не сбивается с ритма, он свято верит в рифму и ее волшебное свойство держать строку, мысль и образ. Он убеждён, что поэзия – это труд, что это не случайное совпадение слов в цепочки предложений – это осознанный отбор нужного материала для отражения собственного видения мира. Трепетное, строгое отношение к слову лежит в основе поэтических изысканий Натальи Возжаевой и вызывает особое уважение.
Есть у неё мечта – написать о море: «Я когда-нибудь напишу о тебе, о нежном, тихом. О том, какое ты в гневе…» («О нём»). Поэтесса сейчас живёт на новороссийских берегах, и, конечно, море «плещется» в ёе стихах нередко («Балаклава», «В приморском городе» и др.). Но, по-видимому, она считает, что это только зарисовки, наброски, эскизы, а настоящее слово о море у неё впереди – как и множество других тем и мотивов, столь многогранно отражающихся в её творчестве. Настоящее море будет, и самые нужные слова, за которыми поэтесса всегда в поиске, еще будут найдены, накоплены и станут строчками:
О прозрачности, призрачности, донных
тайнах,
о дыхании ледяном – нордостовом, тёплом – бризном.
Господи, накопить бы слов о нём... время дай мне!
Так боюсь, что не хватит короткой жизни.
( По материалам журнала "Родная Кубань")
Источник: Хорева Л. Наталья Возжаева – новое имя в поэзии Юга России // Родная Кубань. – 2020. - №4. – С. 120-125.
Совсем недавно открыла для себя поэзию Натальи Возжаевой. Это как минимум интересно.
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за Ваш отзыв и интерес к нашему блогу! Постараемся и в будущем знакомить Вас с новыми авторами, и публиковать новые произведения авторов уже известных.
УдалитьСпасибо, что вы работаете на популяризацию наших кубанских имен. Я так рада, что Наталью Возжаеву знают теперь не только ее собратья по перу, но и обычные граждане, любящие чуткое, многогранное слово поэта. Наталья стала постоянным автором "Родной Кубани", мы всегда ждем ее стихов, они идут вслед за жизнью...
ОтветитьУдалитьДобрый день! Большое спасибо Вам за отклик! Мы будем стараться почаще знакомить наших читателей с чудесными стихами Возжаевой, ведь во многом благодаря "Родной Кубани", где её публикации постоянно радуют ценителей поэзии.
ОтветитьУдалить