В самом начале года, в январе, в череде новогодних праздников особое место занимает Крещение Господне. Этот праздник завершал собой Святки, и считается одним из главных 12 христианских праздников.
Мужчины и женщины, стар и млад, представали в мерзком обличье, дабы своим
видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу. Но не только нечисть опасалась
личин страшных — считалось, что они оскверняют и людей, их надевавших. Поэтому
те, кто рядился на святочных неделях, должны были очиститься купанием в день
Крещения Иисуса Христа.
Праздник, который православные отмечали в ночь с 18 на 19 января,
посвящался крещению Иисуса Христа Иоанном
Крестителем в реке Иордан.
На Кубани в крещенскую полночь шли люди к реке, чтобы поглядеть, как вода
вспять потечет. Считалось промеж казаков, что только самым достойным
показывалась обратная вода: лишь праведники могли видеть, как в полночь
остановится вода в реке, замрет на мгновение, а потом в обратную сторону
потечет. Эта «обратная», или «полуночная», вода, по поверьям, обладала мощными
целительными свойствами.
На Кубани в этот день вставали раньше обычного, чтобы приготовиться к
обряду очищения. Еще до восхода солнца казаки во дворах разводили костры, на
которых сжигали «святочный мусор», то есть всю одежду и предметы, которые были
в ходу во время святочных обрядов и гаданий.
Казаки верили, что, увидев, как все это сгорает в очистительном огне,
нечисть испугается и уйдет обратно в свое царство. Потому пепел от костров
тщательно закапывался в землю, а место кострища выравнивалось и зачищалось —
«щоб мору ны було на скотыну» (по книге историка В. Ф. Никитина «Традиции
казачества»).
Бытовал по станицам еще один интересный обычай. Утром женщина не могла
войти в дом первой. Считалось, что под бабий подол может нечисть спрятаться и
вместе с бабой тайком в хату пройти. По утрам в станицах наблюдали примерно
такую картину: вышла рано утречком женщина «на двор по надобности», а обратно в
хату вернуться не может, стоит и ждет, пока какой-нибудь мужчина не войдет в
дом перед ней...
Когда прогорали очистительные костры, еще до рассвета солнца, жители станиц
и хуторов собирались в церкви, а затем шли на реку, к заранее вырубленной во
льду (если стояли морозы) проруби в виде креста. Причем прорубь, или «Иордань»,
могла быть как четырех-, так и восьмиконечной.
В больших станицах вырубали не одну прорубь, а пять, а еще окрашивали их в
цвета жизни: красный, зеленый, синий.
Изо льда, если стояла подходящая морозная погода, станичники делали большой
стол-престол, который по традиции накрывали свиткой.
Утром после молитвы в церкви все жители шли на реку, где совершалось
освящение воды путем опускания креста в воду. Ставили большую свечку. Все от
мала до велика окунались в проруби, омывая свои тела и очищая душу. Казаки
после купания стреляли из ружей, распугивая болезни и всякую нечисть. Выпускали
голубей, чтобы они разогнали всю недобрую силу.
Придя домой, казаки сбрызгивали крещенской водой все углы дома, чтобы не
спрятались там хвори и напасти. Крещенская вода считалась особо целительной, ее
прятали подальше от чужого глаза. По поверью, она не портится двадцать лет.
Крещенской водой лечили людей и «чистых» животных (коров). А собакам и свиньям
давать крещенскую воду грешно.
Канун праздника Крещения Господня считался днем строгого поста: пока
совершаются все крещенские молитвы и обряды, людям строго-настрого запрещено
было принимать пищу. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не ели до
первой звезды.
Вечер накануне Крещения звался Крещенским, или вторым, сочельником. Наряду с этим
названием на Кубани широко использовались и используются другие, связанные с
названием вечера накануне Крещения: канун Богоявления, голодна, голодная кутя, бедная кутя, кутья.
Последнее
название, к слову, вечер получил из-за того, что после появления на небе первой
звездочки начинать трапезу разрешалось только кутьей. Потому и сам вечер, и
кутья именовались «голодными».
Впрочем, голодная, или, по-другому, бедная кутья была такой только по
названию.
Крещенский стол по изобилию не уступал новогоднему. Обязательными же
блюдами на нем были кутья, узвар, приготовление и перенос которых в святой
угол, а затем на стол сопровождались теми же действиями, словами, что и на
Рождество: «Узвар на базар, а кутя — на покути!» Перед тем как поставить кутью
в святой угол, стлали там сено.
И к этой трапезе, как на Рождество и Старый Новый год, могли приглашать
Мороза. По окончании крещенской трапезы кутью, узвар, Мороза и все плохое,
нечистое выпроваживали со словами: «Кыш, кутя, с покутя, а узвар — на базар».
При этом казаки стреляли, били скалками, палками по заборам и воротам.
А сено, солому и хлеб с крещенского стола подкладывали в гнезда домашней
птице, скармливали «чистым» домашним животным — коровам. Остатки кутьи могли
отдавать птице: «Щоб було в огороди всэ, шоб птыця водылась» (по русскому
земледельческому календарю «Круглый год» А. Ф. Некрыловой).
С освященной в полночь на реке водой возвращались казаки домой и в первую
очередь окропляли подворье, дом, членов семьи, все хозяйство.
В некоторых станицах бытовал обычай в это же время снаружи дом обводить
сплошной меловой линией — чтобы хорош был, чтобы из дома ничего не пропадало,
чтобы куры хорошо неслись да скотинка плодилась.
Соблюдался в канун Богоявления и такой обычай, называющийся «свечками». Во
время вечерни женщины в храме ставили к сосуду, в котором освящается вода,
перевязанные нитками или лентами свечи, а по освящении воды забирали их домой и
хранили до особой надобности. Эти свечи зажигались перед иконами во время
родов, считалось, что они освещают младенцу путь на этот свет.
А еще пчеловоды ставили одну такую свечу к кресту и три — к сосуду с водой,
стараясь накапать побольше воска в воду, ставя свечи так, чтобы они отекали и
капли воску попадали в сосуд. По освящении воды пчеловоды старались прежде всех
зачерпнуть ее и поймать побольше воску, плавающего на поверхности. А когда
приносили освященную воду с каплями воска домой, кропили ею летки и оставляли
сосуд со святой водой рядом с ульями до выставки пчел на пасеку.
Две ночи на Святках официально посвящались гаданиям: первая — на Васильев
день (на встречу Старого Нового года с 13 на 14 января), вторая — на Крещение
(в ночь с 18 на 19 января).
Гадания были самыми разными — и по форме, и по содержанию. Однако при всеммногообразии форм суть гаданий сводилась к желанию узнать ответы на основные
вопросы, всегда волновавшие людей. На Крещение гадали о замужестве и жизни в
замужестве, о жизни и смерти как таковых, об урожае и недороде, голоде и
изобилии, войне и спокойной жизни. К слову, и святочные обряды тоже носили
сакральный — очистительный — характер. На Святках полагалось окуривание и
окропление водой домов и хозяйственных построек, выбрасывание мусора, церковное
освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы.
С Крещением казаки также связывали множество разнообразных поверий, примет,
обычаев. В Крещенский сочельник — последний и главный день святочных гаданий,
казаки и казачки, по древнему обычаю, рисовали на окнах и дверях домов кресты.
Кресты выводили мелком или копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава
семьи — отец, его сопровождал кто-нибудь из домочадцев. Все были без шапок, с
хлебом-солью в руках.
По традиции, накануне большого зимнего праздника жители хуторов и станиц
выполняли целый ряд действ, которые призваны были способствовать здоровью,
благополучию, будущему урожаю.
Накануне Крещения соблюдался строгий однодневный
пост, который заканчивался или с появлением вечерней звезды, или, в других
семьях, после первого освящения воды, которое происходило примерно в два часа
ночи в церкви. Второе водосвятие, Иордань / Ордань / Йордань, происходило на
реке на рассвете.
По станицам существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой
на реку. Старожилы поговаривали, что в эту пору вода в реках колышется.
Почерпнув речной воды, приносили ее домой и сохраняли: считалось, что эта вода
может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто
нечистый к ней не прикасался.
В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим
крестным поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями — пирогами,
кутьей, варениками. Крестные, попробовав угощение, одаривали своих крестников
подарками, угощениями, а иногда и деньгами.
Таинство водосвятия было кульминацией праздника: в крещенский вечер совершалось два
освящения воды: одно накануне Крещения, внутри храмов, другое в самый день
Крещения, на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах
называлось «крестным ходом на Иордань».
Перед освящением воды в реке, если стояли морозы,
изо льда вырубали крест или несколько крестов, делали престол. Кресты могли
окрашивать, в т.ч. свекольным красным квасом. Как правило, в момент опускания
священником креста в воду присутствующие выпускали голубей, производилась
стрельба, желающие, в некоторых станицах лишь больные, купались.
Крестный ход шел к тому месту, где во льду (если была морозная погода)
заранее прорубали крест. В центре фигуры делалось отверстие, куда забивался
чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и вода из отверстия под
давлением била фонтаном, окропляя собравшихся вокруг людей. Святой водой
умывались и наполняли принесенные с собой емкости, а некоторые — самые отважные
из собравшихся — даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто в трескучие
морозы на Крещение искупается в проруби, не только не заболеет после этого, но
и будет здоровым целый год. С освященной водой возвращались домой и в первую
очередь окропляли, закрещивали, ставя мелом крестики, подворье, дом, членов
семьи, всё хозяйство. В некоторых станицах в это же время снаружи дом обводили
сплошной меловой линией, - чтобы конопля высокая росла, чтобы из дома ничего не
разбегалось, чтобы куры хорошо неслись и другие приметы. Соблюдение этих правил,
считалось, принесёт удачу и благополучие в дом. И в наше время обряды
по-прежнему соблюдаются, правда в основном в сельской местности, на личных
подворьях.
Источник:
Как на Кубани Крещение Господне праздновали [Текст: электронный]:MK RU на Кубани /17.01.2018.- URL: //
Комментариев нет:
Отправить комментарий