вторник, 18 января 2022 г.

Крещение Господне на Кубани

 

В самом начале года, в январе, в череде новогодних праздников особое место занимает Крещение Господне. Этот праздник завершал собой Святки, и считается одним из главных 12 христианских праздников.
В древние, дохристианские времена, существовало поверье: на Святках нечистая сила выходит из своих убежищ. Черти и ведьмы бродят по улицам, пугают прохожих. Оттого бытовала в народе языческая традиция рядиться в шкуры животных, напяливать маски и костюмы колдунов и ведьм.
Мужчины и женщины, стар и млад, представали в мерзком обличье, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу. Но не только нечисть опасалась личин страшных — считалось, что они оскверняют и людей, их надевавших. Поэтому те, кто рядился на святочных неделях, должны были очиститься купанием в день Крещения Иисуса Христа.
Праздник, который православные отмечали в ночь с 18 на 19 января, посвящался крещению Иисуса Христа  Иоанном Крестителем в реке Иордан.
На Кубани в крещенскую полночь шли люди к реке, чтобы поглядеть, как вода вспять потечет. Считалось промеж казаков, что только самым достойным показывалась обратная вода: лишь праведники могли видеть, как в полночь остановится вода в реке, замрет на мгновение, а потом в обратную сторону потечет. Эта «обратная», или «полуночная», вода, по поверьям, обладала мощными целительными свойствами.
На Кубани в этот день вставали раньше обычного, чтобы приготовиться к обряду очищения. Еще до восхода солнца казаки во дворах разводили костры, на которых сжигали «святочный мусор», то есть всю одежду и предметы, которые были в ходу во время святочных обрядов и гаданий.
Казаки верили, что, увидев, как все это сгорает в очистительном огне, нечисть испугается и уйдет обратно в свое царство. Потому пепел от костров тщательно закапывался в землю, а место кострища выравнивалось и зачищалось — «щоб мору ны було на скотыну» (по книге историка В. Ф. Никитина «Традиции казачества»).
Бытовал по станицам еще один интересный обычай. Утром женщина не могла войти в дом первой. Считалось, что под бабий подол может нечисть спрятаться и вместе с бабой тайком в хату пройти. По утрам в станицах наблюдали примерно такую картину: вышла рано утречком женщина «на двор по надобности», а обратно в хату вернуться не может, стоит и ждет, пока какой-нибудь мужчина не войдет в дом перед ней...
Когда прогорали очистительные костры, еще до рассвета солнца, жители станиц и хуторов собирались в церкви, а затем шли на реку, к заранее вырубленной во льду (если стояли морозы) проруби в виде креста. Причем прорубь, или «Иордань», могла быть как четырех-, так и восьмиконечной.
В больших станицах вырубали не одну прорубь, а пять, а еще окрашивали их в цвета жизни: красный, зеленый, синий.
Изо льда, если стояла подходящая морозная погода, станичники делали большой стол-престол, который по традиции накрывали свиткой.
Утром после молитвы в церкви все жители шли на реку, где совершалось освящение воды путем опускания креста в воду. Ставили большую свечку. Все от мала до велика окунались в проруби, омывая свои тела и очищая душу. Казаки после купания стреляли из ружей, распугивая болезни и всякую нечисть. Выпускали голубей, чтобы они разогнали всю недобрую силу.
Придя домой, казаки сбрызгивали крещенской водой все углы дома, чтобы не спрятались там хвори и напасти. Крещенская вода считалась особо целительной, ее прятали подальше от чужого глаза. По поверью, она не портится двадцать лет. Крещенской водой лечили людей и «чистых» животных (коров). А собакам и свиньям давать крещенскую воду грешно.
Канун праздника Крещения Господня считался днем строгого поста: пока совершаются все крещенские молитвы и обряды, людям строго-настрого запрещено было принимать пищу. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не ели до первой звезды.
Вечер накануне Крещения звался Крещенским, или вторым, сочельником. Наряду с этим названием на Кубани широко использовались и используются другие, связанные с названием вечера накануне Крещения: канун Богоявления, голодна, голодная кутя, бедная кутя, кутья. Последнее название, к слову, вечер получил из-за того, что после появления на небе первой звездочки начинать трапезу разрешалось только кутьей. Потому и сам вечер, и кутья именовались «голодными».
Впрочем, голодная, или, по-другому, бедная кутья была такой только по названию.
Крещенский стол по изобилию не уступал новогоднему. Обязательными же блюдами на нем были кутья, узвар, приготовление и перенос которых в святой угол, а затем на стол сопровождались теми же действиями, словами, что и на Рождество: «Узвар на базар, а кутя — на покути!» Перед тем как поставить кутью в святой угол, стлали там сено.
И к этой трапезе, как на Рождество и Старый Новый год, могли приглашать Мороза. По окончании крещенской трапезы кутью, узвар, Мороза и все плохое, нечистое выпроваживали со словами: «Кыш, кутя, с покутя, а узвар — на базар». При этом казаки стреляли, били скалками, палками по заборам и воротам.
А сено, солому и хлеб с крещенского стола подкладывали в гнезда домашней птице, скармливали «чистым» домашним животным — коровам. Остатки кутьи могли отдавать птице: «Щоб було в огороди всэ, шоб птыця водылась» (по русскому земледельческому календарю «Круглый год» А. Ф. Некрыловой).
С освященной в полночь на реке водой возвращались казаки домой и в первую очередь окропляли подворье, дом, членов семьи, все хозяйство.
В некоторых станицах бытовал обычай в это же время снаружи дом обводить сплошной меловой линией — чтобы хорош был, чтобы из дома ничего не пропадало, чтобы куры хорошо неслись да скотинка плодилась.
Соблюдался в канун Богоявления и такой обычай, называющийся «свечками». Во время вечерни женщины в храме ставили к сосуду, в котором освящается вода, перевязанные нитками или лентами свечи, а по освящении воды забирали их домой и хранили до особой надобности. Эти свечи зажигались перед иконами во время родов, считалось, что они освещают младенцу путь на этот свет.
А еще пчеловоды ставили одну такую свечу к кресту и три — к сосуду с водой, стараясь накапать побольше воска в воду, ставя свечи так, чтобы они отекали и капли воску попадали в сосуд. По освящении воды пчеловоды старались прежде всех зачерпнуть ее и поймать побольше воску, плавающего на поверхности. А когда приносили освященную воду с каплями воска домой, кропили ею летки и оставляли сосуд со святой водой рядом с ульями до выставки пчел на пасеку.
Две ночи на Святках официально посвящались гаданиям: первая — на Васильев день (на встречу Старого Нового года с 13 на 14 января), вторая — на Крещение (в ночь с 18 на 19 января).
Гадания были самыми разными — и по форме, и по содержанию. Однако при всем
многообразии форм суть гаданий сводилась к желанию узнать ответы на основные вопросы, всегда волновавшие людей. На Крещение гадали о замужестве и жизни в замужестве, о жизни и смерти как таковых, об урожае и недороде, голоде и изобилии, войне и спокойной жизни. К слову, и святочные обряды тоже носили сакральный — очистительный — характер. На Святках полагалось окуривание и окропление водой домов и хозяйственных построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы.
С Крещением казаки также связывали множество разнообразных поверий, примет, обычаев. В Крещенский сочельник — последний и главный день святочных гаданий, казаки и казачки, по древнему обычаю, рисовали на окнах и дверях домов кресты. Кресты выводили мелком или копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава семьи — отец, его сопровождал кто-нибудь из домочадцев. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках.
По традиции, накануне большого зимнего праздника жители хуторов и станиц выполняли целый ряд действ, которые призваны были способствовать здоровью, благополучию, будущему урожаю.
Накануне Крещения соблюдался строгий однодневный пост, который заканчивался или с появлением вечерней звезды, или, в других семьях, после первого освящения воды, которое происходило примерно в два часа ночи в церкви. Второе водосвятие, Иордань / Ордань / Йордань, происходило на реке на рассвете.
По станицам существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Старожилы поговаривали, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув речной воды, приносили ее домой и сохраняли: считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался.
В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим крестным поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями — пирогами, кутьей, варениками. Крестные, попробовав угощение, одаривали своих крестников подарками, угощениями, а иногда и деньгами.
Таинство водосвятия было кульминацией праздника: в крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения, внутри храмов, другое в самый день Крещения, на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иордань».
Перед освящением воды в реке, если стояли морозы, изо льда вырубали крест или несколько крестов, делали престол. Кресты могли окрашивать, в т.ч. свекольным красным квасом. Как правило, в момент опускания священником креста в воду присутствующие выпускали голубей, производилась стрельба, желающие, в некоторых станицах лишь больные, купались.
Крестный ход шел к тому месту, где во льду (если была морозная погода) заранее прорубали крест. В центре фигуры делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и вода из отверстия под давлением била фонтаном, окропляя собравшихся вокруг людей. Святой водой умывались и наполняли принесенные с собой емкости, а некоторые — самые отважные из собравшихся — даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби, не только не заболеет после этого, но и будет здоровым целый год. С освященной водой возвращались домой и в первую очередь окропляли, закрещивали, ставя мелом крестики, подворье, дом, членов семьи, всё хозяйство. В некоторых станицах в это же время снаружи дом обводили сплошной меловой линией, - чтобы конопля высокая росла, чтобы из дома ничего не разбегалось, чтобы куры хорошо неслись и другие приметы. Соблюдение этих правил, считалось, принесёт удачу и благополучие в дом. И в наше время обряды по-прежнему соблюдаются, правда в основном в сельской местности, на личных подворьях.
Так что отмечайте чудесный праздник Крещения Господня, и вспоминайте, как это делали ваши предки 200 (и даже больше) лет назад. И пусть зимнее волшебство этого светлого праздника будет с вами всегда.



Источник: 

Как на Кубани Крещение Господне праздновали [Текст: электронный]:MK RU на Кубани /17.01.2018.-  URL: kuban.mk.ru//Краснодар…-na-kubani-kreshhenie…


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий