Хочется спросить у наших читателей: вы хорошо
помните своих бабушек и дедушек? А прабабушек и прадедов фото видели? А уж ещё
более дальних предков имена хотя бы вам знакомы? Оказывается, память человеческая ещё более хрупкая и
тонкая вещь, чем стекло, или бумага. Можно, конечно, как древние иудеи, помнить
всю свою родню до 40 колена. А нам, «загугленным» детям всеобщей цифровизации
бывает иногда трудно вспомнить день вчерашний. Чтобы вместить новый файловый
массив, постоянно нужно собственный диск форматировать! Но это всё, вроде, шутки, а ведь проблема-то
нешуточная! Уходит историческая память, а через 2-3 поколения люди
забывают свои родовые корни.
И нечего рассказать внукам о прадедах-героях, о бабушках-труженицах, вытаскивавших на своих, далеко не богатырских, плечах
все тяготы войн и горестей, о героизме 15-летних мальчишек в горнилах
кровопролитных войн XIX-XX веков. А
ведь наши предки-казаки именно воинской доблестью прославлены, и достойны
многовековой памяти!
Вот тогда на помощь и приходят историки, не
пожалевшие времени и перелопатившие массу архивных документов, встречавшихся и
беседующих со стариками, ещё не испорченных «Википедией», и помнящих «отого
Омэльченка, шо у його батько у турэццьку воював». И бережно хранили старики фотографии,
потёршиеся и пожелтевшие от времени; а у кого-то оставались и старинные фото,
тёмные, на плотном картоне, люди на которых словно застыли во времени. Историки
проделывают поистине титаническую, бесценную работу. И результатом становятся
книги, запечатлевшие моменты истории и людей, её творивших, на десятилетия, по
крайней мере.
Вот такой летописью времени стала вышедшая уже в
прошлом, 2021 году, книга В. Макухина «Генеалогия жителей хутора Большие
Челбассы. А также фрагментарно истории людей прилегающих хуторов: Средние
Челбасы, Мигуты, Бурсаки, Шевченко, Украинка».
Эту книгу надо держать дома у кровати, как
Библию, и снова и снова читать и рассматривать фотографии.
Этот монументальный труд – генеалогия семей, история которых исследуется
с XIX века, и по
сей день. Фокусной точкой повествования
стал Ф.А Щербина, у которого оставались друзья в Каневском районе. И вот с
генеалогии этих хуторян-старожилов и начала
разворачиваться перед нами длинная лента жития человеческого, полная
фактов, открытий и ставшая поистине ожерельем судеб людских, огранённых
историей.Даже трудно сказать, с чем можно сравнить труд В.
Макухина и его соавторов В. Моргуна и П. Капралова – с «Войной и миром» Л. Н.
Толстого? Там тоже была масса судеб в круговороте истории. Или с Библией? Хотя
временные рамки «Генеалогии …» сравнительно ограничены, но зато перед глазами
проходит столько имён и судеб, пусть даже в двух словах – Толстому впору обзавидоваться.
Жизнь любой страны не исчерпывается лишь столицами.
Главные, крупнейшие города – лишь фасад, за которым скрыта истинная, реальная,
не лакированная жизнь, с её бедами и
радостями, трудами и тревогами. Эти «маленькие», с точки зрения истории, люди –
они истинная соль земли, ибо они жили, не отделяя себя от Родины, ни большой,
ни малой.
Множество хуторов Каневского района вплетены в канву
– Челбассы, Мигуты, Бурсаки, другие, крупные и невеликие. И столько имён
проносится перед глазами! Кто-то оставил после лишь дату рождения и смерти, у
кого-то упомянуты дети и родня. О ком-то написано несколько скупых строчек, а
кому-то уделено несколько абзацев, за которыми скрыты годы и десятилетия жизни.
У кого-то даже имени не осталось, лишь сросшееся с человеком хуторское
прозвище, да память. И лишь некоторым уделено много места – тем, кто совершил
подвиг, военный, либо трудовой, да чьё имя навеки вписано яркими буквами в
книгу истории нашего района.
А какие фамилии! Словно вся история запорожского, а
потом черноморскогоказачества шагнула прямиком из времён Речи Посполитой! Захаржевские,
Конопацкие, Марчевские, Мужневские! И
типичные «щири козакы» – Дыкань,
Жердель, Моргун, Башмак, Сова, Притыка, Чертоляс, Курбала, Кривошапка, Гайдук и Буряк. И свидетельство времени и невольной
миграции народов – русские классические фамилии – Шевцовы, Сметанины, Кошелёвы,
Сорокины, Ивановы, Ткачёвы, Власовы, Кожуховы, Черновы, Макухины, Филатовы; и
другие – Ахмадов, Сагомонян, Шарифкулов, Ботоев, Экменчи, Вартанян, Флорескул, Бекк,
Багдасарян.
И бесконечная вереница фотографий. Вглядитесь в эти
глаза. Очень многих из них давно уж нет. И какие же они разные, непохожие меж
собой – люди XIX и XXI веков! Казаки на старых фото – застывшие, серьёзные
степенные казачки, даже дети подчинены торжественности момента. И в противовес
ним – улыбчивые девчонки-труженицы, весёлые колхозные бригады с вездесущим
гармонистом, испуганные невесты, в фате и цветах на свадебных фотографиях
середины ХХ века, сосредоточенные молодые парни, запечатлённые накануне войны,
(а многие канули в её горниле, оставив после себя лишь эти фото, с припорошенными грядущими трагедиями глазами). Вернувшиеся
с войны
мужчины-орденоносцы, постаревшие, опалённые огнём битв. Сухие измученные вдовы с внуками на руках, а
дети уже научились улыбаться – у них жизнь впереди. И год от года меняется и стиль, и фон фотографий
– больше открытых лиц и широких улыбок, больше молодёжи и детворы. И, словно
незаметно, меняются лица, уходит настороженность, натруженность из глаз, всё
дальше в прошлое отходит боль войны.
И ещё очень интересная деталь в этом калейдоскопе
лиц и улыбок. Видно, в насколько
огромной стране мы живём, насколько разнороден национальный состав
Кубани. Куда только не протянулись отростки старинных кубанских родов! Кто-то
оказался в Сирии, кто-то в Израиле, кто-то привёз жену из Коми, кто-то из
Греции, кто-то осел на просторах нашей необъятной страны, и за её пределами –
Астрахань, Волгоград, Москва, Воронеж, Ростов, Украина, Казахстан, Молдавия,
Чехия и Англия. А большая часть осталась в родном Каневском районе, лишь
поменяв хутор на станицу.
И открывая этот циклопический труд, эту поистине
«книгу живых», вновь и вновь находишь что-то интересное, пропущенное в прошлый
раз. Это наши земляки, они жили и живут
рядом с нами, кто-то прошел сегодня мимо вас, а кто-то поселился поблизости.
Они остались на старых фотографиях, часто чуть ли полуторавековой давности, но
за каждым есть своя история жизни, свой подвиг, неважно, военный ли, трудовой
или иной. И это бесценные фото! Мы, привыкшие к интернету, вседоступности
фотографий, «селфи», не можем понять старого отношения к ритуалу
фотографирования. Не можем понять застывших лиц и поз наших предков. Они
чувствовали торжественность момента, ведь эти изображения делались на века, для внуков и правнуков. Это память! Родовая, вечная, когда с «младых ногтей»
формируется гордость за предков, не пожалевших себя во имя Родины, и
прославившихся своим подвигом – ратным, трудовым, жизнью самой. Иногда сама
жизнь становится подвигом. Поэтому остановитесь от бесконечного бега жизни,
откройте и перелистайте эту летопись казачьих судеб – среди них, наверняка,
есть ваши родственники, хотя и в …надцатом колене. Просто всмотритесь в их
лица, вчитайтесь в краткие, сухие строки биографий – они жили не зря.
Радовались и горевали, воевали, любили и созидали, растили детей и внуков. Они
были! Они жили для нас! Низкий им поклон!
А ещё не забудьте поблагодарить авторов. Работу он
проделали просто невероятную. Даже за бабочками-однодневками приходится
наблюдать не одну неделю, а тут – летопись целых семей и родов нескольких
хуторов. Крупицы этого собирались, по логике, не один год. Их надо было найти,
сохранить, законсервировать на время, чтобы картина потом получилась
совершенной. И уговаривать скупых на слово или на память стариков рассказать о
былом, и поделиться теми самыми драгоценными монетами памяти – полустёртыми
квадратиками старых фото. У каждого
города, села, малюсенькой вески должен быть свой летописец, который однажды
сядет за стол и на чистом листе выведет: «Жили-были…». Когда-нибудь и о вашей
станице или посёлке, ауле или кишлаке кто-то должен написать летопись, чтобы
правнуки могли попросить: «Расскажи про дедулю!».
Источник:
Макухин В. Генеалогия жителей хутора Большие Челбассы. А также фрагментарно истории людей прилегающих хуторов: Средние Челбасы, Мигуты, Бурсаки, Шевченко, Украинка / В. Макухин, В. Моргун, П. Капралов.- Санкт-Петербург: СУПЕР Издательство, 2021.- 872 с.: ил. - Текст: непосредственный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий