Лемиш Н. Ф.
Впрочем,
всё по порядку. В 1970 году я работал и учился, и уже два года встречался со
своей будущей женой. На сей раз тётушка Анна Алексеевна выступила с инициативой
постройки небольшого домика в дедовском дворе для моей будущей семьи. Дядя
Гавриил, шедший «в фарватере» своей супруги, изъявил желание «помочь трудом».
Родственники тоже не оказались в стороне. Не успел я вернуться с учебной
сессии, как стройка уже кипела, хотя и пришлось разобрать пристройку к дедовскому
большому дому, в котором мы жили.
К тому времени дядя Гавриил был уже на пенсии, и ничто ему не мешало посвятить себя, как он шутил, комсомольской стройке. Все ёмкие работы делали «гуртом», а нам оставалась тонкая кропотливая работа. И поныне, по прошествии 40 лет, я утверждаю, что ничто так не сближает людей, как совместный труд. Все выходные дни и моё свободное от работы время мы проводили вместе. Дядя делал, я помогал и одновременно учился. Учился устанавливать стропила, настилать полы, подбивать потолки, навешивать ставни.
Я
был молод, полон энергии, и мне казалось, что дядя работает медленно. А
присмотревшись, поразился его глазомеру, точности. Он никогда не торопился и
не ошибался. У него всё точно сходилось и пригонялось. Он умел делать абсолютно
всё: от фундамента и крыши до печки. Умел делать рамы и двери, и даже мебель.
О, как мне потом пригодились в жизни его уроки!
Он, кроме всего, умел выращивать виноград, ухаживать за садом, делать вино, резать свиней и баранов и многое другое. В моём понятии, это был настоящий хозяин.
Как многие из моего раннего послевоенного поколения, я был помешан на военной романтике. Война на самом деле была чем-то иным, и отличалась от моих юношеских воззрений. Теперь я понимаю, что иногда был излишне назойлив. Гавриил Фёдорович был удивительно скромным и малоразговорчивым. Когда я сильно приставал с вопросами о войне, он просто отшучивался.
Обычно, закончив потемну работу, мы вместе ужинали. Моя мама накрывала на стол и наливала Фёдоровичу рюмочку водки, а то и вторую. Вот тут наступал мой звёздный час. Уже небо расцвечивалось звёздами, а мы всё сидели, ведя неспешный разговор. Склоняя уже седую свою голову перед памятью многих и многих ветеранов Отечественной, я возьму на себя смелость робко упрекнуть их в одном — в скромности. Почему мы, дети ваши, так мало о вас знаем, дорогие?! Когда Гавриил Фёдорович вспоминал о пережитом и выстраданном, я слушал и слушал. Жалею, что с годами часть забылось. Но всё же многое память хранит и поныне...
В 1941 году, по-моему, весною, призвали дядю Гавриила из запаса в сапёрно-строительную часть на Западную границу. Строили укрепления, капониры, другие военные сооружения. Бытовало мнение, что войны не будет, немец на нас не нападёт, а если что — воевать мы будем на вражеской территории. На самом деле, обстановка была тревожная. Немцы не раз нарушали границу, перелетали её и самолёты. Но офицеры и политруки успокаивали солдат.
Доходило до того, что в мае забрали часть пушек с укреплений в арсенал — как бы на доработку и обслуживание, заменяли старые снаряды на новые. Потом оказалось, что пушки, привезённые в канун войны, неисправны, а снаряды к ним не подходят (а ведь подобное я уже знал от директора вечерней школы Митрофана Ивановича Колесникова, проводившего у нас уроки истории. Он тоже встретил войну батальонным политруком под Брестом).
О первых днях войны Гавриил Фёдорович не мог рассказывать спокойно. Так много в его словахбыло горечи и разочарования! Он полагал, что в Особом Западном Белорусском военном округе были неприкрытое предательство и преступная халатность. Все приведённые им аргументы говорили об этом. Ведь чем объяснить описанные манипуляции с пушками и снарядами, а так же то, что офицеров перед началом войны стали массово отправлять в отпуска? Почему на аэродромах была ужасная скученность самолётов? В ночь на 22 июня 1941 года внезапно исчезла связь. Ну, телефонная — понятно, а как оказались повреждены полковые и дивизионные радиостанции? Собственно, многие жители могут сказать, что это уже давно известно, описано не один раз.
Но вы слышали бы боль, звучавшую в рассказе рядового страшной войны, испытавшего в полной мере ужас её первых дней, хаос и горечь отступления от Западной границы в июне 41-го, бесчинства немецкой авиации, танковых клиньев. Доставалось и сапёрным частям, которым приходилось на пути отступления советских войск, буквально под ногами у немцев, взрывать мосты и переправы.
Помню, как он рассказывал о неудачном взрыве моста через реку Березину. Там безрезультатно погибла сапёрная группа. Мост добивали тихоходные наши бомбардировщики, без прикрытия истребителей. Как говорил Гавриил Фёдорович, их погиб там десяток, а бомбы сбросил только один. Потом я увидел это побоище в кинофильме «Живые и мёртвые», снятом по роману К. Симонова.
С болью в голосе рассказывал старый солдат, как в Западной Белоруссии в глухих местах остались огромные склады с продовольствием, вещевым имуществом, кавалерийским снаряжением. Отступающие советские войска так и не успели их уничтожить (их подожгли, но сильный ливень потушил пожар). Скорее всего, склады достались немцам.
В 1982 году на профсоюзных курсах в Анапе я познакомился с офицером-фронтовиком из Новороссийска. Он рассказал, что в глухих лесах именно Западной Белоруссии их курсантская рота из десантного училища в глухом немецком тылу вынуждена была уничтожить огромные деревянные склады. Группа была сброшена на парашютах в конце ноября 1941 года. С болью в голосе фронтовик перечислял, сколько там было добротного офицерского обмундирования, тысячи хромовых сапог, шинелей. А солдатского обмундирования — без счёта. Там были галеты, сало, консервы. А ещё - тысячи кавалерийских сёдел и разного добра. Как и дядя Гавриил, мой новый знакомый Павел Егорович возмущался, что перед войной люди отказывали себе во многом, но чтобы армия была бы накормлена, обута и одета.
Хромовые сапоги были мечтой... Каждый склад был длиною за 100 метров, а внутри смело разъезжались две брички. И было их до двух десятков, складов. Задача была одна: уничтожить любыми методами. В складах ещё оставалась охрана. И две конные брички. Ездовых с продуктами и тёплой одеждой отправили с осторожностью на поиски деревни. Нашли одну. Жители, старики да женщины, были рады. Остальное всё сожгли и взорвали.
Помню рассказ дяди Гавриила, как немцы оперативно захватили заранее разведанные склады с вооружением. Последствия этой беды наши солдаты ощущали на себе, идя в бой с одной винтовкой на трёх бойцов.
Страшное, тяжёлое время. Наша страна только училась воевать. Дядя не раз подчёркивал, что перед войной к армии примазалось немало разных бесчестных людей в погоне за щедрым пайковым и денежным довольствием. Отсюда не только трусость, но и предательство. Но всё выносил на своих плечах советский солдат.
Особенно доставалось сапёрам. Ведь приходилось не только взрывать, но и восстанавливать мосты и переправы, оборудовать долговременные оборонительные точки, блиндажи. Им, безвестным труженикам войны, досталась работа в снег и дождь, порой по шею в ледяной воде, да ещё под вражеским обстрелом. Не раз приходилось идти в атаку с винтовкой в продуваемой ветрами шинелишке. Попадали сапёры и в окружение, и тогда голод надолго становился им спутником. Никогда не забуду, как Гавриил Фёдорович рассказывал, что во время атаки отогревал мёрзлый кочан капусты за пазухой — очень уж хотелось есть. А ещё доставала солдатская обувь 41-го и 42-го военных лет: ботинки с обмотками — не совсем удобная вещь в холод и распутицу. Но страна на пределе своих сил отдавала армии последнее, будучи голодной и раздетой.
На втором году войны попал сапёр Новиков в железнодорожные войска. В специальные воинские подразделения, задача которых - охрана железных дорог, а так же их ремонт и содержание. Но там было не легче, чем на переднем крае. Нередко к фронтовой полосе приходилось прокладывать железнодорожные пути. Сказать просто. А ведь это насыпь, шпалы, рельсы, железнодорожные стрелки и многое другое. И всё для того, чтобы к фронту шли непрерывно эшелоны со снарядами, пушками, танками, живой силой.
В первые годы — это изнурительный ручной труд. Рельсы рубили специальными ручными зубилами, а железнодорожный рельс — он ведь тяжёл неимоверно и под силу только десятку солдат. А строительство мостов — вообще из области нечеловеческих мук! Ведь деревянные сваи забивали тоже вручную, только к концу войны появилась кое-какая техника, облегчившая труд железнодорожников. Неимоверное страдание — стоять в ледяной воде, а сверху сыплется град осколков.
И не простывали... Это потом жестокий бог войны Молох, давший солдатам отсрочку, уже в мирное время стал собирать запоздалую дань в их рядах из-за неизлечимых ран и болезней.
Часто приходилось бросать работу и браться за оружие, отбиваясь от наседавших гитлеровцев. Особенно досаждали диверсанты. Среди них было немало всякого сброда из предателей. Вооружённые до зубов, они не останавливались ни перед чем. Их цель одна: взорвать, уничтожить. И без того не хватало рельсов. Их везли из Сибири, Дальнего Востока — через всю страну (там в 42-ом разбирали маловажные железнодорожные линии). Ну, а с пойманными диверсантами не церемонились, было не до гуманности.
Очень значимы были железные дороги, особенно в страшную распутицу. Какие астрономические массы военных грузов перевезли по ним! Исчислить невозможно. Иногда «железка» буквально становилась дорогой жизни. В конце 1942-го фронтовая судьба, сделав очередной зигзаг, забросила солдата железнодорожных войск на Ленинградский фронт в направлении будущего прорыва блокады. Где-то впереди страдал и умирал от голода Ленинград.
К тому времени тонкой полоской забрезжил просвет: в начале января 1943 года наши войска с Большой земли пробили узкую брешь через Шлиссельбург к осаждённому Ленинграду. На Большой земле тогда ещё не представляли в полной мере размера трагедии: голод унёс более 600 тысяч жизней горожан. Вот и было принято решение построить в чрезвычайных фронтовых условиях на отбитой у немцев узкой полосе железную дорогу, известную как Шлиссельбургская трасса.
Проходила она в 3-5 км от позиций немцев, удерживавших кольцо окружения. На некоторых участках та, отбитая полоска даже просматривалась немцами в бинокли. Но эта дорога была для голодного города надеждой на спасение. Ведь Ладожская ледяная дорога, функционировавшая только зимой, не могла обеспечить потребности в топливе и продовольствии. Железная дорога, пусть и такая, простреливаемая немцами, могла серьёзно разрешить, в первую очередь, продовольственную проблему. Её называли потом «железной дорогой жизни».
То, что пришлось испытать фронтовому сапёру, оставившему за плечами полтора года войны и чудом уцелевшему, можно назвать вторым рождением. Ведь строили днём и ночью под огнём немецких батарей, не считаясь с потерями, немыслимыми страданиями таких же, как и Новиков, измученных и тоже уцелевших в мясорубке войны, сапёров.
Особо трудно было по ночам, но зато безопаснее. Немцы палили, по сути, вслепую. Невероятно тяжело было строить бревенчатый мост через Неву. Его сооружали в три наката толстых брёвен. Сваи забивали в дно реки вручную, предварительно пробив полуметровый слой льда. Сапёрам помогали женщины — худые, истощённые и измождённые.
Мне недавно попался документальный фильм о событиях того времени с кадрами кинохроники, засвидетельствовавшими строительство той самой Шлиссельбургской дороги. Тяжёлые кадры, без содрогания смотреть невозможно. Ко всему ещё — зимние морозы. Они в ту пору под Ленинградом были лютыми. Однако ту железнодорожную ветку построили в небывалые сроки — за две недели. Одних только железных костылей забили тысячи...
7 февраля 1943 года пустили первый поезд, доставивший первую партию продовольствия. Этим же поездом вывозили детей, больных и раненых из пока ещё находившегося в блокаде города. И хотя поезда шли, в основном, ночью, это уже была живая пульсирующая ниточка, связавшая блокадный город со страной, готовой отдать Ленинграду всё, что возможно. Сразу был существенно увеличен блокадный паёк. В рационе блокадников появилось мясо — пусть немного, но это была жизнь. А детям привезли молоко и фрукты. Нельзя было без содрогания смотреть в не по-детски взрослые глаза. Им, страдальцам, пришлось вынести нечеловеческие муки наравне со взрослыми.
Конечно, до полного прорыва блокады был ещё год. Но всё равно, Ленинград сражался и вышел победителем. Немецкий сапог так и не протопал парадным шагом по его улицам и площадям
А впереди — 1943 год, переломный в истории Великой Отечественной. Под Сталинградом окружена и разбита 300-тысячная группировка немцев. Немецкий генерал фон Паулюс, ставший незадолго до этого фельдмаршалом, сдался в плен.
43-й
был трудным и сложным. Уже освобождена почти вся Кубань. Впереди — Курская битва, после
которой немцы так и не смогут оправиться. Это уже было начало конца Гитлера.
Фронт уходил всё дальше и дальше, а за ним уходили железнодорожные линии. За
линиями шли железнодорожники. Каждый день приближал победу.
Отступающие немцы взрывали железнодорожные пути, вокзалы, водокачки, оставляя после себявыжженную землю. Теперь приходилось восстанавливать разрушенное путевое хозяйство. Особые проблемы создавали взорванные железнодорожные мосты. И без того тяжёлый непрерывный труд вновь стал тягчайшим испытанием. Но фронту по-прежнему нужны были танки, пушки, снаряды, автомобили, горючее (именно его требуется всё больше и больше). Поэтому вновь, невзирая на холод, снег и дождь, строятся мосты, восстанавливаются, а где и строятся новые, железнодорожные пути.
По потоку эшелонов, шедших непрерывно, железнодорожники предполагали, что наверняка готовится наступление. Они, конечно, напрямую не ощущали накала фронтовых сражений, но, понимая важность своей работы, стремились, чтобы не было сбоев. Меж тем война откатывалась всё дальше и дальше. Большой радостью был выход наших войск на Государственную границу. Удручающая картина представала взору наших солдат на освобождённых территориях. Сгоревшие сёла, разбомбленные города, вздыбленные железнодорожные пути. И вновь за войсками идут восстановленные железные дороги. Немцы отчаянно сопротивляются, следовательно, нужны вновь и вновь танки, пушки, снаряды. Уже освобождены Украина, Белоруссия, часть Прибалтики. Приближение к европейским границам почувствовали, когда на подвижном составе стали менять колёсные пары. Ведь в Европе железнодорожная колея уже, чем в Советском Союзе.
Работа по замене колёс на локомотивах и вагонах - кропотливый и тяжёлый труд. Особой техники у железнодорожников не было, вся надежда - на железнодорожные домкраты. А сколько на длинном пути прифронтовых дорог было уложено новых железнодорожных шпал, башмаков, забито стальных костылей! Уже в 1944 году железнодорожное хозяйство страны функционировало без сбоев, поезда шли по расписанию. Даже литерные составы не нарушали общий порядок движения.
Война уходила всё дальше и дальше, к границам Польши, Венгрии, Германии... Сколько их, безвестных тружеников войны, как и солдат Новиков, приближали такую желанную, такую долгожданную Великую Победу?!
Одним из первых Гавриил Фёдорович получил особый нагрудный знак «Отличник железнодорожных войск». Наград у рядового Новикова немного: медали «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». А уже в мирное время грудь ветерана украсила медаль «За трудовую доблесть».
Встретил солдат свою победу в Германии. Ему было уже 40 лет, и по плану эта возрастная группа подлежала демобилизации. Его ждала мирная жизнь, в которой труд фронтового сапёра и железнодорожника тоже был востребован. Нужно было восстанавливать порушенное войной хозяйство.
Жаль, что я не в полной мере знаю боевой путь ветерана. А вот в мирной жизни некими вехами стали фотографии из семейного архива ветерана, доставшиеся мне от тёти. На одной из них — восстановление железнодорожного вокзала в городе Краснодаре. На другой, явно относящейся к середине 50-х, — подъём вышки краевого телерадиоцентра. Масса фотографий уже в станице Каневской, где Гавриил Фёдорович в группе молодых строителей. Сцены разные, но это — трудовая жизнь людей, создающих всё своими руками.
Размеренная
жизнь 50-х годов на фотографиях сменяется сценами из 60-х годов — достаточно бурных, когда строились новые дороги,
«хрущёвки», кинотеатры, клубы, Дворцы культуры.
Последние 10 лет Гавриил Фёдорович проработал в межколхозной строительной организации, воспитав целое поколение строителей. Так нужен был тогда молодым строителям опыт ветерана. До последнего Гавриил Фёдорович был бригадиром комплексной молодёжной бригады. Ушёл на пенсию в 1970 году, когда ему было 65 лет.
Дядя Гавриил не дожил до 40-летия Победы всего два года. За всё послевоенное время он неоднократно был награждён юбилейными медалями и ценными подарками. Не забывали его и в родной организации. Будучи на пенсии, он много делал добра людям, заражал их верой в хорошее будущее, оптимизмом. Сам никогда не унывал. А тётю, которая уже была серьёзно больна, поддерживал своим плечом, вселял надежду на выздоровление. И своего добился — тётя поднялась.
Скромно и честно прожил жизнь Великой войны рядовой. Умер он в 1983 году в возрасте 78 лет. Сказались фронтовые раны, лишения, тяжёлый труд. Он относился к тому поколению ветеранов, которые привыкли довольствоваться малым. Никогда ничего не просил, не требовал, не гордился достижениями.
На старом кладбище станицы Каневской есть скромная могила труженика Великой Отечественной войны, ветерана, провоевавшего с первого и до последнего её дня. Обуреваемый множеством чувств, стою у могилы солдата, чувствуя свою вину не только перед ним, но и многими ветеранами. Мне кажется, что по молодости, по сути дела, мы уделяли им мало внимания, не в полной мере отблагодарили их за безмерный подвиг.
Слёзы застилают глаза. И я, поклонившись, ухожу, чтобы прийти на могилу не только в праздники, но и когда тяжело на душе, чтобы услышать его бодрый голос: «Ничого, пырыжэвэм, на войни и ны такэ було».
Всё меньше и меньше остаётся людей, работавших с этим скромным тружеником. И всякий раз, встречаясь с памятью о Гаврииле Фёдоровиче Новикове и склоняя голову над его могилой, я отдаю дань памяти всем солдатам Великой Отечественной, не дожившим до 70-летия ВеликойПобеды.
Публикуется с личного разрешения автора.
К тому времени дядя Гавриил был уже на пенсии, и ничто ему не мешало посвятить себя, как он шутил, комсомольской стройке. Все ёмкие работы делали «гуртом», а нам оставалась тонкая кропотливая работа. И поныне, по прошествии 40 лет, я утверждаю, что ничто так не сближает людей, как совместный труд. Все выходные дни и моё свободное от работы время мы проводили вместе. Дядя делал, я помогал и одновременно учился. Учился устанавливать стропила, настилать полы, подбивать потолки, навешивать ставни.
Он, кроме всего, умел выращивать виноград, ухаживать за садом, делать вино, резать свиней и баранов и многое другое. В моём понятии, это был настоящий хозяин.
Как многие из моего раннего послевоенного поколения, я был помешан на военной романтике. Война на самом деле была чем-то иным, и отличалась от моих юношеских воззрений. Теперь я понимаю, что иногда был излишне назойлив. Гавриил Фёдорович был удивительно скромным и малоразговорчивым. Когда я сильно приставал с вопросами о войне, он просто отшучивался.
Обычно, закончив потемну работу, мы вместе ужинали. Моя мама накрывала на стол и наливала Фёдоровичу рюмочку водки, а то и вторую. Вот тут наступал мой звёздный час. Уже небо расцвечивалось звёздами, а мы всё сидели, ведя неспешный разговор. Склоняя уже седую свою голову перед памятью многих и многих ветеранов Отечественной, я возьму на себя смелость робко упрекнуть их в одном — в скромности. Почему мы, дети ваши, так мало о вас знаем, дорогие?! Когда Гавриил Фёдорович вспоминал о пережитом и выстраданном, я слушал и слушал. Жалею, что с годами часть забылось. Но всё же многое память хранит и поныне...
В 1941 году, по-моему, весною, призвали дядю Гавриила из запаса в сапёрно-строительную часть на Западную границу. Строили укрепления, капониры, другие военные сооружения. Бытовало мнение, что войны не будет, немец на нас не нападёт, а если что — воевать мы будем на вражеской территории. На самом деле, обстановка была тревожная. Немцы не раз нарушали границу, перелетали её и самолёты. Но офицеры и политруки успокаивали солдат.
Доходило до того, что в мае забрали часть пушек с укреплений в арсенал — как бы на доработку и обслуживание, заменяли старые снаряды на новые. Потом оказалось, что пушки, привезённые в канун войны, неисправны, а снаряды к ним не подходят (а ведь подобное я уже знал от директора вечерней школы Митрофана Ивановича Колесникова, проводившего у нас уроки истории. Он тоже встретил войну батальонным политруком под Брестом).
О первых днях войны Гавриил Фёдорович не мог рассказывать спокойно. Так много в его словахбыло горечи и разочарования! Он полагал, что в Особом Западном Белорусском военном округе были неприкрытое предательство и преступная халатность. Все приведённые им аргументы говорили об этом. Ведь чем объяснить описанные манипуляции с пушками и снарядами, а так же то, что офицеров перед началом войны стали массово отправлять в отпуска? Почему на аэродромах была ужасная скученность самолётов? В ночь на 22 июня 1941 года внезапно исчезла связь. Ну, телефонная — понятно, а как оказались повреждены полковые и дивизионные радиостанции? Собственно, многие жители могут сказать, что это уже давно известно, описано не один раз.
Но вы слышали бы боль, звучавшую в рассказе рядового страшной войны, испытавшего в полной мере ужас её первых дней, хаос и горечь отступления от Западной границы в июне 41-го, бесчинства немецкой авиации, танковых клиньев. Доставалось и сапёрным частям, которым приходилось на пути отступления советских войск, буквально под ногами у немцев, взрывать мосты и переправы.
Помню, как он рассказывал о неудачном взрыве моста через реку Березину. Там безрезультатно погибла сапёрная группа. Мост добивали тихоходные наши бомбардировщики, без прикрытия истребителей. Как говорил Гавриил Фёдорович, их погиб там десяток, а бомбы сбросил только один. Потом я увидел это побоище в кинофильме «Живые и мёртвые», снятом по роману К. Симонова.
С болью в голосе рассказывал старый солдат, как в Западной Белоруссии в глухих местах остались огромные склады с продовольствием, вещевым имуществом, кавалерийским снаряжением. Отступающие советские войска так и не успели их уничтожить (их подожгли, но сильный ливень потушил пожар). Скорее всего, склады достались немцам.
В 1982 году на профсоюзных курсах в Анапе я познакомился с офицером-фронтовиком из Новороссийска. Он рассказал, что в глухих лесах именно Западной Белоруссии их курсантская рота из десантного училища в глухом немецком тылу вынуждена была уничтожить огромные деревянные склады. Группа была сброшена на парашютах в конце ноября 1941 года. С болью в голосе фронтовик перечислял, сколько там было добротного офицерского обмундирования, тысячи хромовых сапог, шинелей. А солдатского обмундирования — без счёта. Там были галеты, сало, консервы. А ещё - тысячи кавалерийских сёдел и разного добра. Как и дядя Гавриил, мой новый знакомый Павел Егорович возмущался, что перед войной люди отказывали себе во многом, но чтобы армия была бы накормлена, обута и одета.
Хромовые сапоги были мечтой... Каждый склад был длиною за 100 метров, а внутри смело разъезжались две брички. И было их до двух десятков, складов. Задача была одна: уничтожить любыми методами. В складах ещё оставалась охрана. И две конные брички. Ездовых с продуктами и тёплой одеждой отправили с осторожностью на поиски деревни. Нашли одну. Жители, старики да женщины, были рады. Остальное всё сожгли и взорвали.
Помню рассказ дяди Гавриила, как немцы оперативно захватили заранее разведанные склады с вооружением. Последствия этой беды наши солдаты ощущали на себе, идя в бой с одной винтовкой на трёх бойцов.
Страшное, тяжёлое время. Наша страна только училась воевать. Дядя не раз подчёркивал, что перед войной к армии примазалось немало разных бесчестных людей в погоне за щедрым пайковым и денежным довольствием. Отсюда не только трусость, но и предательство. Но всё выносил на своих плечах советский солдат.
Особенно доставалось сапёрам. Ведь приходилось не только взрывать, но и восстанавливать мосты и переправы, оборудовать долговременные оборонительные точки, блиндажи. Им, безвестным труженикам войны, досталась работа в снег и дождь, порой по шею в ледяной воде, да ещё под вражеским обстрелом. Не раз приходилось идти в атаку с винтовкой в продуваемой ветрами шинелишке. Попадали сапёры и в окружение, и тогда голод надолго становился им спутником. Никогда не забуду, как Гавриил Фёдорович рассказывал, что во время атаки отогревал мёрзлый кочан капусты за пазухой — очень уж хотелось есть. А ещё доставала солдатская обувь 41-го и 42-го военных лет: ботинки с обмотками — не совсем удобная вещь в холод и распутицу. Но страна на пределе своих сил отдавала армии последнее, будучи голодной и раздетой.
На втором году войны попал сапёр Новиков в железнодорожные войска. В специальные воинские подразделения, задача которых - охрана железных дорог, а так же их ремонт и содержание. Но там было не легче, чем на переднем крае. Нередко к фронтовой полосе приходилось прокладывать железнодорожные пути. Сказать просто. А ведь это насыпь, шпалы, рельсы, железнодорожные стрелки и многое другое. И всё для того, чтобы к фронту шли непрерывно эшелоны со снарядами, пушками, танками, живой силой.
В первые годы — это изнурительный ручной труд. Рельсы рубили специальными ручными зубилами, а железнодорожный рельс — он ведь тяжёл неимоверно и под силу только десятку солдат. А строительство мостов — вообще из области нечеловеческих мук! Ведь деревянные сваи забивали тоже вручную, только к концу войны появилась кое-какая техника, облегчившая труд железнодорожников. Неимоверное страдание — стоять в ледяной воде, а сверху сыплется град осколков.
И не простывали... Это потом жестокий бог войны Молох, давший солдатам отсрочку, уже в мирное время стал собирать запоздалую дань в их рядах из-за неизлечимых ран и болезней.
Часто приходилось бросать работу и браться за оружие, отбиваясь от наседавших гитлеровцев. Особенно досаждали диверсанты. Среди них было немало всякого сброда из предателей. Вооружённые до зубов, они не останавливались ни перед чем. Их цель одна: взорвать, уничтожить. И без того не хватало рельсов. Их везли из Сибири, Дальнего Востока — через всю страну (там в 42-ом разбирали маловажные железнодорожные линии). Ну, а с пойманными диверсантами не церемонились, было не до гуманности.
Очень значимы были железные дороги, особенно в страшную распутицу. Какие астрономические массы военных грузов перевезли по ним! Исчислить невозможно. Иногда «железка» буквально становилась дорогой жизни. В конце 1942-го фронтовая судьба, сделав очередной зигзаг, забросила солдата железнодорожных войск на Ленинградский фронт в направлении будущего прорыва блокады. Где-то впереди страдал и умирал от голода Ленинград.
К тому времени тонкой полоской забрезжил просвет: в начале января 1943 года наши войска с Большой земли пробили узкую брешь через Шлиссельбург к осаждённому Ленинграду. На Большой земле тогда ещё не представляли в полной мере размера трагедии: голод унёс более 600 тысяч жизней горожан. Вот и было принято решение построить в чрезвычайных фронтовых условиях на отбитой у немцев узкой полосе железную дорогу, известную как Шлиссельбургская трасса.
Проходила она в 3-5 км от позиций немцев, удерживавших кольцо окружения. На некоторых участках та, отбитая полоска даже просматривалась немцами в бинокли. Но эта дорога была для голодного города надеждой на спасение. Ведь Ладожская ледяная дорога, функционировавшая только зимой, не могла обеспечить потребности в топливе и продовольствии. Железная дорога, пусть и такая, простреливаемая немцами, могла серьёзно разрешить, в первую очередь, продовольственную проблему. Её называли потом «железной дорогой жизни».
То, что пришлось испытать фронтовому сапёру, оставившему за плечами полтора года войны и чудом уцелевшему, можно назвать вторым рождением. Ведь строили днём и ночью под огнём немецких батарей, не считаясь с потерями, немыслимыми страданиями таких же, как и Новиков, измученных и тоже уцелевших в мясорубке войны, сапёров.
Особо трудно было по ночам, но зато безопаснее. Немцы палили, по сути, вслепую. Невероятно тяжело было строить бревенчатый мост через Неву. Его сооружали в три наката толстых брёвен. Сваи забивали в дно реки вручную, предварительно пробив полуметровый слой льда. Сапёрам помогали женщины — худые, истощённые и измождённые.
Мне недавно попался документальный фильм о событиях того времени с кадрами кинохроники, засвидетельствовавшими строительство той самой Шлиссельбургской дороги. Тяжёлые кадры, без содрогания смотреть невозможно. Ко всему ещё — зимние морозы. Они в ту пору под Ленинградом были лютыми. Однако ту железнодорожную ветку построили в небывалые сроки — за две недели. Одних только железных костылей забили тысячи...
7 февраля 1943 года пустили первый поезд, доставивший первую партию продовольствия. Этим же поездом вывозили детей, больных и раненых из пока ещё находившегося в блокаде города. И хотя поезда шли, в основном, ночью, это уже была живая пульсирующая ниточка, связавшая блокадный город со страной, готовой отдать Ленинграду всё, что возможно. Сразу был существенно увеличен блокадный паёк. В рационе блокадников появилось мясо — пусть немного, но это была жизнь. А детям привезли молоко и фрукты. Нельзя было без содрогания смотреть в не по-детски взрослые глаза. Им, страдальцам, пришлось вынести нечеловеческие муки наравне со взрослыми.
Конечно, до полного прорыва блокады был ещё год. Но всё равно, Ленинград сражался и вышел победителем. Немецкий сапог так и не протопал парадным шагом по его улицам и площадям
А впереди — 1943 год, переломный в истории Великой Отечественной. Под Сталинградом окружена и разбита 300-тысячная группировка немцев. Немецкий генерал фон Паулюс, ставший незадолго до этого фельдмаршалом, сдался в плен.
Отступающие немцы взрывали железнодорожные пути, вокзалы, водокачки, оставляя после себявыжженную землю. Теперь приходилось восстанавливать разрушенное путевое хозяйство. Особые проблемы создавали взорванные железнодорожные мосты. И без того тяжёлый непрерывный труд вновь стал тягчайшим испытанием. Но фронту по-прежнему нужны были танки, пушки, снаряды, автомобили, горючее (именно его требуется всё больше и больше). Поэтому вновь, невзирая на холод, снег и дождь, строятся мосты, восстанавливаются, а где и строятся новые, железнодорожные пути.
По потоку эшелонов, шедших непрерывно, железнодорожники предполагали, что наверняка готовится наступление. Они, конечно, напрямую не ощущали накала фронтовых сражений, но, понимая важность своей работы, стремились, чтобы не было сбоев. Меж тем война откатывалась всё дальше и дальше. Большой радостью был выход наших войск на Государственную границу. Удручающая картина представала взору наших солдат на освобождённых территориях. Сгоревшие сёла, разбомбленные города, вздыбленные железнодорожные пути. И вновь за войсками идут восстановленные железные дороги. Немцы отчаянно сопротивляются, следовательно, нужны вновь и вновь танки, пушки, снаряды. Уже освобождены Украина, Белоруссия, часть Прибалтики. Приближение к европейским границам почувствовали, когда на подвижном составе стали менять колёсные пары. Ведь в Европе железнодорожная колея уже, чем в Советском Союзе.
Работа по замене колёс на локомотивах и вагонах - кропотливый и тяжёлый труд. Особой техники у железнодорожников не было, вся надежда - на железнодорожные домкраты. А сколько на длинном пути прифронтовых дорог было уложено новых железнодорожных шпал, башмаков, забито стальных костылей! Уже в 1944 году железнодорожное хозяйство страны функционировало без сбоев, поезда шли по расписанию. Даже литерные составы не нарушали общий порядок движения.
Война уходила всё дальше и дальше, к границам Польши, Венгрии, Германии... Сколько их, безвестных тружеников войны, как и солдат Новиков, приближали такую желанную, такую долгожданную Великую Победу?!
Одним из первых Гавриил Фёдорович получил особый нагрудный знак «Отличник железнодорожных войск». Наград у рядового Новикова немного: медали «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». А уже в мирное время грудь ветерана украсила медаль «За трудовую доблесть».
Встретил солдат свою победу в Германии. Ему было уже 40 лет, и по плану эта возрастная группа подлежала демобилизации. Его ждала мирная жизнь, в которой труд фронтового сапёра и железнодорожника тоже был востребован. Нужно было восстанавливать порушенное войной хозяйство.
Жаль, что я не в полной мере знаю боевой путь ветерана. А вот в мирной жизни некими вехами стали фотографии из семейного архива ветерана, доставшиеся мне от тёти. На одной из них — восстановление железнодорожного вокзала в городе Краснодаре. На другой, явно относящейся к середине 50-х, — подъём вышки краевого телерадиоцентра. Масса фотографий уже в станице Каневской, где Гавриил Фёдорович в группе молодых строителей. Сцены разные, но это — трудовая жизнь людей, создающих всё своими руками.
Последние 10 лет Гавриил Фёдорович проработал в межколхозной строительной организации, воспитав целое поколение строителей. Так нужен был тогда молодым строителям опыт ветерана. До последнего Гавриил Фёдорович был бригадиром комплексной молодёжной бригады. Ушёл на пенсию в 1970 году, когда ему было 65 лет.
Дядя Гавриил не дожил до 40-летия Победы всего два года. За всё послевоенное время он неоднократно был награждён юбилейными медалями и ценными подарками. Не забывали его и в родной организации. Будучи на пенсии, он много делал добра людям, заражал их верой в хорошее будущее, оптимизмом. Сам никогда не унывал. А тётю, которая уже была серьёзно больна, поддерживал своим плечом, вселял надежду на выздоровление. И своего добился — тётя поднялась.
Скромно и честно прожил жизнь Великой войны рядовой. Умер он в 1983 году в возрасте 78 лет. Сказались фронтовые раны, лишения, тяжёлый труд. Он относился к тому поколению ветеранов, которые привыкли довольствоваться малым. Никогда ничего не просил, не требовал, не гордился достижениями.
На старом кладбище станицы Каневской есть скромная могила труженика Великой Отечественной войны, ветерана, провоевавшего с первого и до последнего её дня. Обуреваемый множеством чувств, стою у могилы солдата, чувствуя свою вину не только перед ним, но и многими ветеранами. Мне кажется, что по молодости, по сути дела, мы уделяли им мало внимания, не в полной мере отблагодарили их за безмерный подвиг.
Слёзы застилают глаза. И я, поклонившись, ухожу, чтобы прийти на могилу не только в праздники, но и когда тяжело на душе, чтобы услышать его бодрый голос: «Ничого, пырыжэвэм, на войни и ны такэ було».
Всё меньше и меньше остаётся людей, работавших с этим скромным тружеником. И всякий раз, встречаясь с памятью о Гаврииле Фёдоровиче Новикове и склоняя голову над его могилой, я отдаю дань памяти всем солдатам Великой Отечественной, не дожившим до 70-летия ВеликойПобеды.
Фото взяты из архива автора и открытых источников Интернета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий