Вчера мы познакомили своих читателей
с исследованием В.К.Чумаченко о жизни поэта Василия Мовы. Сегодня представляем
несколько иной взгляд на творчество нашего земляка. Его изложил в своём очерке
известный краевед и писатель Виталий Петрович Бардадым.
Поэт Василий
Мова
Две степные
реки — 200-верстные Челбасы («Ковш воды») и
поменьше Мигута — неторопливо несут свои воды
в лиман, назван — Сладким. Этот водоем,
площадью 21 квадратный километр, как гигантская голубая чаша сияет в блеске
дня, а ночью отражает звезды небесные. При половодье он переполняется, выходит из
берегов и сливается с другими восемью лиманами, которые длинной цепочкою
тянутся до самого Азовского моря. Любопытно, что некогда Сладкий Лиман
(потому и назван так казаками) имел сладкую воду, а ныне, несмотря на то, что
через свою котловину пропускает сток двух рек, его питающих, вода в нем
соленая. Однако название свое он не торопится менять.
Около этого Сладкого
Лимана, возле устья реки Мигута, был заложен хуторок, названный по имени
лимана, принадлежавший сотнику Черноморского казачьего войска Семену Ивановичу
Мове. Человек он грамотный; ум имел быстрый и сметливый, а в «исправности»
казачьей и в хозяйственных делах отличался усердием и рачительностью.
Новый год, 1842-й,
принес Семену Мове большую семейную радость — 1 января родился первенец,
названный по святцам — Василием — в честь Святого Василия Великого, одного из
отцов Восточной Церкви, выдающегося богослова и подвижника.
В тот же год Семен Мова, отдав военной службе 16 лет,
вышел в отставку и получил место смотрителя Челбасского и Бейсугского
гирла – должность весьма прибыльная: на столе всегда свежа осетрина, балы,
чёрная икра, вяленая шемая, истекающая жиром. Для горилки – гарная закуска. Ну
и, конечно, дом Мовы был полон друзей и гостей, кумовьёв и сватов.
Семён Мова,
не имея сам достаточного образования, так как негде было учиться в Черномории,
к учёбе относился с почтением («Ученье – свет, а неученье тьма», — говорил он) и решил хорошо выучить своих детей.
Василий и — на два года младше его — Николай после Войсковой Гимназии в
Екатеринодаре поступили в Императорский Харьковский университет. О третьем
сыне Анисиме у меня, к сожалению, нет сведений. Дочь Пелагея окончила в 1871
году Кубанское Мариинское училище. В дальнейшем братья, получившие блестящее
университетское образование, преподавали в этом училище русский язык и словесность,
а их сестра работала классной дамой. Так-то вот жилось при царе-батюшке. Но у
Василия Мовы под влиянием революционно-демократических идей, идущих с Запада,
еще со студенчества зрел романтический идеал «незалежной Украйны», вылившийся в
последствии в политическую доктрину — в самостийничество, которое, вопреки
историческим фактам, насильно разрывало на части единый Великий Русский Народ,
состоящий из трех кровных ветвей, и единую землю Российской Империи делило на
территориальные куски... Именно в этом и заключался весь революционно-демократический
дух украинофилов, начиная от их лидеров Т.Г. Шевченко, П.А. Кулиша, Н.И.
Костомарова и кончая И.Я.
Франко, М.М. Коцюбинским, М.С. Грушевским и К0. Лукаво служа России,
пользуясь ее благами и покровительством, они, проникнутые духом мазеповщины,
фактически предавали ее исконные интересы, ввергая весь Русский Народ (включая
украинцев) в кровавую смуту...
В.С.Мова был страстным поборником украинских националистических идей, их незваным апостолом. Именно этим определялся и замыкался весь круг его интеллектуальных интересов, в этом именно состоял пафос всего его литературного творчества.
После полного курса наук (учился на юридическом факультете) в
Императорском Харьковском университете 27-летний Василий Мова со cтепенью кандидата права возвращается в Екатеринодар и 4 года работает
преподавателем в Кубанском Мариинском женском училище с жалованьем 800 рублей в
год. Зато времени свободного вдоволь: можно читать книги, писать и сотрудничать
в изданиях.
«Почитываю-таки достаточно, — сообщал он
университетскому товарищу В.С. Гнилосырову,— но самостоятельные работы
продвигаются вяло, туго, и время потребное для них убивается большею частью на
развлечения мелочные и постыдные: то в карты режешься, то в клубе толчешься,
то возле баб околачиваешься. И все потому, — уточняет Мова, — что на душе
как-то дрянно — отсутствие людей, нравственно солидарных с тобою, полнейший
недостаток нравственной поддержки, а главное — безотрадное положение нашего национального дела — все это действует
в высшей степени угнетающим образом. Просто даже
руки опускаются». И далее провинциальный философ-обличитель, не стесняясь в
выражениях, говорит об окружающем его обществе, как о «разносортной,
беспринципной сволочи». «Коренное население почти все вытеснено
административным путем в станицы, — сетовал Мова, — а на его место водворилась
всякая наволочь (то есть мусор, куча отбросов, нечто наносное. — В.
Б.) из дальних губерний в качестве
мещан, подонки российского чиновничества — все, что было самого дрянного в
чиновничьем мире других концов империи, все, что не годилось в других местах,
привлечено сюда в качестве цивилизующего элемента. Это ташкентцы
в худшем смысле этого слова. То есть это такая мерзость, что, право, гнусно на
улицу выходить». Поистине, можно посочувствовать человеку, который добровольно
надел на себя «идейный колпак» и замкнулся в своем мрачном подполье от света
белого. В.С.Мова, видимо, принадлежал к тому сорту старинных, замкнутых и
самолюбивых людей, о которых столь ярко писала в своих воспоминаниях супруга
председателя Екатеринодарского окружного суда О.А.
Стратонова, когда она в 70-х годах с семьей приехала в Екатеринодар. «С
местным обществом, — говорит мемуарист, — к сожалению, трудно было сойтись, так
как кубанцы, за исключением очень немногих, смотрели на нас как на нежеланных
пришельцев». И она рассказывает об одном чудаке-полковнике Д. Недовольный
преобразованиями в Кубанской области и вторжением в их Палестины чуждых
людей, он решил никогда больше не выходить из своего дома, что неуклонно и исполнял.
А у этого полковника была, — продолжает повествовать Стратонова, —
хорошенькая, обворожительная дочь-институтка. Двое приезжих молодых кавалеров,
встречаясь с этой барышней в обществе, пожелали познакомиться с ее семейством
и родителем — полковником Д. Пришли к нему с визитом.
—
Что вам угодно, господа? — строго
спросил их в гостиной сам полковник Д.
Огорошенные приемом, сконфуженные визитеры поспешили откланяться, решив
на будущее время не делать подобных попыток», — пишет О. Стратонова.
Последующие строки из письма В. Мовы другу своему выдержаны в столь же
меланхолическо-нигилистическом тоне. Он пишет о своем глухом одиночестве, о
том, что у него нет единомышленников, а если кое-кто из его товарищей по
службе и относится сочувственно к украинофильству, но «ни на какое дело
непригодны». Единственный вполне сознательный и глубокий патриот во всей
Кубанской области, по его мнению, — это Шарап (батарейный командир). Да он, к
сожалению, редкий гость в Екатеринодаре, так как его батарея пребывает вне
пределов Черномории... Василия Семеновича утешает одно: в австрийской Галиции
верх берут украинофилы — «единственная русская партия», как он говорит, которую
поляки признают законной представительницей «русинов». Он рад, что партия москвофилов
не имеет силы, что против неё поляки, а это – поистине отрадное обстоятельство,
и надо ожидать более «благоприятного положения для национальной южнорусской
партии».
Цитированное письмо – единственно
«произведение» В.Мовы, написанное им на русском языке. Всё другое (стихи, поэмы, драматические сцены и прозаические наброски)
Василий Семенович писал на родной бабушкиной мове...
Все ему казалось
устроено плохо и все «дурно пахло». Оттого и его литературное творчество
пахло душевным тлением.
Вот образчик из
раннего творения В. Мовы —
поэмы «На балу», по мнению критиков, воплотившую его «морально-этические
принципы». Все произведение — это диалог кавалера с юной барышней. И о чем бы
вы думали ведет речь «лирический герой» с красавицей, дышащей очарованием
молодости? О жизни? О любви? О счастье? Отнюдь нет. На вопрос милой девушки: в
чем же он видит земное счастье? Рефлектирующее авторское «я» высокопарно
отвечает ей: в служении народу! В. Мова риторически вопрошает:
Хто
ж тi гарнi кавалери?
Чиновенство,
офiцери,
Фелтiфетнi гражданки,
Але
все то — мертвяки.
Гай-гай,
гай-гай, гай-гай!
Та
живоi ти людини
Помiж ними й сред долини
З лихтарями не шукай!..
Как видим, еще задолго
до эпохи социалистического реализма поэты заставляли своих лирических героев
вести разговоры не о любви, а об общественных проблемах, а затем (уже в наши
дни) о чугуне и пятилетнем плане.
В поэме Василий Мова
щедро «растекся мыслью» на сотни унылых, скучных строк. Его муза непомерно
«болтлива».
Мова заимствует темы у других поэтов. Никому,
разумеется, не запрещено брать одну и ту же тему или сходный сюжет. Читая
Баратынского и Толстого, наш самодеятельный автор, одержимый революционным духом, надо думать, был возмущён мелкотемьем и
сентиментальным тоном русских поэтов: в их произведениях царила земная юная
любовь, а самостийник-поэт, подражая А. Н. Майкову (его стихотворению «На
балу»— «Мне душно здесь! Ваш мир мне тесен!..»), решил по-своему осмыслить
«тему бала», начинив ее революционно-демократической окрошкой.
Столь же искусственны и другие произведения кубанского автора на
«социальные темы». Поэма «В степи» считается одним из лучших произведений
поэта и даже «украинской литературы» — это рассказ о горькой доле хлебороба-переселенца,
приехавшего на «Кубанщину», где он теряет своих детей. Сопереживаешь несчастному
герою поэмы. Но впечатление портит и смазывает нарочитая авторская концепция,
которая переносит вдруг внимание читателя в иной план – в
социально-политический. Становится очевидным, что стихотворная форма понадобилась
автору только для высказывания своих политических убеждений и амбиций.
А вот другое хрестоматийное произведение Василия Мовы, «Козачый кистяк»,
впервые опубликованное в 1876 году в журнале «Правда» за границей, в Галиции.
Хорошо задуманное и начатое, но оно опять-таки сведено до банальной и дешевой
морали. Обращаясь к молодому поколению (излюбленный мотив поэта!) он
проповедует:
Згодуй для Вкраины сынка-молодця.
И замисть козацьких рушниц та шаблюк,
Нехай вин береться мерший до наук.
Нехай вин доходыть умом молодым,
Чого и звидкиля так гнитом важкым
Гнитыть нас недоля? Нехай допыта —
Чого Украина кругом сырота?
Чого видреклыся вид ней паны,
Чого родовыщем гордуют воны?
Чого за панами пишлы и попы...
Этот «революционный выпад»
исходит от человека отнюдь не бедного. Василий Мова — крупный землевладелец:
при Сладком Лимане, в 17 верстах к северо-западу от станицы Стародеревянковской,
ему принадлежали 172 десятины земли (из них 152 удобной). В другом документе
указывается, что В.Мовой отдается в аренду 180 десятин «целиной земли
превосходного качества», за которую он ежегодно получал «круглую
сумму». Кроме того, его мать Меланья (вдова) имела в юрте той же станицы 239
десятин. Обладая таким богатством, Василий Семенович ропщет на «народную долю».
«Гражданская скорбь» и репутация «печальника народного» были приманчивы и
модны. Почётный ореол «борца за свободу» захватывал дух. Эта «борьба»
вдохновляла его на творчество, и все поэмы Мовы держались на «сих подпорках». Он
поднимался, как на дрожжах, эксплуатируя «освободительные идеи», которые
привели в начале XX века к кровавой катастрофе Русский Народ, к его чудовищному
рабству.
А Василий Мова, знай
себе, проповедует и призывает:
Гей,
друже мiй темный! Над сылу ума
Все
дужчои сылы й на свити нема:
И
треба нам, друже, у тямку те взять,
Що
вчена громада — могучая рать.
Як
стануть у лаву таки воякы,
То
бильш порятують, а ниж козакы.
Мова — богатый землевладелец — совершенно
равнодушен к судьбе кубанского казака-воина, казака-патриота, защитника
отеческих южных рубежей. Его не волнуют ни заботы, ни нужды казачьи. Если он
пишет об обездоленных, то только об украинских бедняках и батраках,
перебравшихся на Кубань в поисках лучшей доли, или о ткачихе, опустившейся на
дно. И, как правило, всюду следует дежурная мораль, ставшая поистине его idee fixe, завиральной и
больной: жизнь людей губит общественный самодержавный строй, то есть царизм с
его помещиками и духовенством — в них таится корень всех бед. Мова, сам казак,
остался глух и индифферентен к собственному сословию, хотя и пользовался его
преимуществами — землей, авторитетом, государственным почетом и проч.
Зашоренный, он видел в казачестве неодолимую государственную силу,
препятствующую осуществлению его завиральных (революционных) идей. Казачество,
верой и правдой служившее Царю и Отечеству — Императорской России, мешало его
националистическим устремлениям. Так, еще будучи в университете, Мова яро
ополчился против г. Рымова и его единомышленников,
справедливо критиковавших националистические заблуждения и выпады Тараса
Шевченко, вносившие раскол в Русское Единство и оскорбляющее достоинство
русского человека. Кобзарь, выкупленный из крепостной зависимости, воспитанный
и взлелеянный заботами русских просвещённых людей (поэт В.А.Жуковский, художник
К.П. Брюллов и др.), высокомерно отзывался о «черством кацапском слове», о
«москалях». И это благодарность?! Столь
же несправедливой оказалась и пародия, написанная Мовой в сценической форме по
поводу драмы «Байда, князь Вешневецкий» П. Кулиша, видного украинского
писателя и просветителя. Это его произведение до сего дня заушают самостийные
украиноведы. Украинских националистов задело за живое утверждение П.Кулиша, что
«казаки были только войско или общество, но государством не были и быть не
желали». Досталось Пантелеймону Александровичу и за его якобы идеализацию
Москвы и Российской Империи!..
Однако П.А.Кулиш «со своей казакофобской антипатией и цареславством, —
по верному замечанию литературоведа Ю. Шевелева (США),— не восхвалял ни
нагайку, ни Сибирь».
Байда, князь Вешневецкий, под талантливым пером П. Кулиша предстает перед
читателем большим русским патриотом. Вот его предсмертный монолог, достойный
хрестоматийного, школьного изучения и повторения:
Се не ворог, дика сила,
Що з давнiх-давен бiдну Русь давила.
Нехай смiеться... Я молитись мушу
За Украину, за народну душу...
Не вмре вона: воскресне в тiм народi,
Що гине ув усобицi й незгодi,
Забудеться iмья мое, а серце
В далекому потомстве одозветься...
Столь же несправедлив и неделикатен Василий Мова был в отношении жены П.
Кулиша, — Александры Михайловны (урожденной Белозерской), писательницы,
выступавшей под псевдонимом Ганна Барвинок, сделав ее смешным персонажем
своей неумной пародии. Безусловно, это произведение Мовы никакой художественной
ценности не представляет. И если оно ныне опубликовано в качестве
исторической странички давнего спора, возникшего в интеллектуальных недрах
Малороссии, то за эту публикацию можно благодарить только украинских ученых,
живущих за кордоном. Но искренне любящих Историю Русской Мысли и, в меру своих
возможностей, реанимирующих смертные остатки и гиперболические передержки
несостоятельных идей, безвозвратно канувших в Лету.
Но вернемся к личной жизни В.С. Мовы.
Он был старательным и хороши
преподавателем, что видно из аттестации, данной ему в одном из отчётов
Кубанского Мариинского женского училища. Когда Мова покидал его стены,
начальство сожалело о нём, как о сведущем и полезном педагоге: учащиеся на
экзаменах показали солидные познания в словесности.
Но как ни была
выгодна преподавательская работа В.Мовы, оставлявшая ему много свободного
времени и прямо связанная с его литературными интересами, он вынужден был
расстаться с ней по причине совсем прозаической: Василий Семенович женился,
рождались дети. И отец должен был серьезно подумать и позаботиться об
обеспечении растущей семьи. И Мова перешел на «каторжную службу», как он ее
характеризовал. Работал судебным следователем в Усть-Лабе, участковым судьей и
председателем съезда мировых судей в г. Ейске, а также директором Кубанского
областного попечительства о тюрьмах комитета (Ейского уезда). После же смерти
родного брата Николая переехал в Екатеринодар и занял его солидный
пост мирового судьи 4 участка Екатеринодарского мирового округа, имея уже чин
коллежского советника, что в военной службе соответствует чину полковника или
капитана 1-го ранга. Словом, жаловаться Василию Семеновичу на свою судьбу,
казалось бы, не было никаких оснований. Но Мова — по натуре бунтарь, а по
темпераменту меланхолик. Он чувствовал, что создан для большего, однако
обделенный судьбой, обречен прозябать в «кацапской» провинции и влачить
тяжкую чиновничью лямку, тогда как он — поэт... публицист... драматург... демократ-революционер...
Постепенно возникал
трагический разрыв между малороссом Мовой и Русским Обществом, русской
культурой. Он не находил вблизи себя единомышленников и друзей. Украинофильство
Мовы, переросшее в политическую доктрину, и стремление навязать «свою веру»
людям иного мировоззрения и другого склада души, лишь
усиливало его моральное одиночество. То, что он писал
и писал только на диалекте – по-украински – не могло быть опубликованным в
России: и содержание не то, дух не тот, да и художественный уровень
произведений, выходивших из-под его пера, не соответствовал высоким требованиям
столичных журналов, таких, как «Отечественные записки», «Вестник Европы» и др.
И Мове приходилось ловчить, посылать свои творения на малороссийском наречии за
границу, в Галичину, где свили себе уютное гнездо украинофилы — ненавистники
Русской Государственности. Там, за кордоном, кубанского автора ласково
привечали и охотно печатали, увидя в нем «своего человека». К стыду, этот
«стратегический ход» Василия Мовы являлся не чем иным, как предательством,
потому что он жил в России, находился на русской государственной службе,
хорошо оплачиваемой и почетной, и тут же предавал интересы России, интересы
Русского Народа...
В.Мова действовал конспиративно, не обнажая своего замаскированного
лица. Он не мог «открыть себя», обнародовать свое имя, так как печатался в
австрийской Галиции, и печатался под различными псевдонимами — В. Лиманский, В.
Мигученко, В. С. Мигуцкий, обыгрывая названия тех мест, где он родился: лимана
и речки Мигуты, Он действовал по иезуитскому принципу: «Все средства хороши».
Отсюда же проистекали его «смущения ума», его внутренние муки— «тление духа».
Утешали растущие два сына — Григорий и Павел, — его надежда, которых он отдал
учиться на казенный (!) счет в Кубанскую войсковую гимназию, затем
преобразованную в Александровское реальное училище. Генерал М. Н. Недба-
евский, разделявший взгляды самостийников и вольных казаков, вспоминал в своих
неопубликованных записках о посещении Василием Степановичем гимназии. «Помню,
— говорит он, — высокую статную фигуру мирового судьи Мовы, который
сотрудничал в галицийских украинских газетах и журналах, почему мы, гимназисты
и реалисты, питали к нему особое уважение».
Гордое противопоставление себя всему Русскому Обществу дорого стоило В.С.
Мове. Его чувствительная душа и незаурядная натура были в вечном
беспокойстве... Он начал похварывать. Однажды простудился, тяжело заболел и
1(13) июня 1891 года, будучи 49 лет от роду, скончался. Советские
литературоведы сплели красивую легенду о его смерти в духе революционной песни
«Замучен тяжелой неволей», будто сердце В. Мовы не выдержало «жизненного
гнета». Фактически он умер от пневмонии — «воспаления
легких», как записано в церковной книге Войскового Александро-Невского собора.
Как поэт, писавший тайно, он был известен очень узкому кругу своих приятелей. И
поэтому, естественно, никакого некролога в единственной местной газете «Кубанские
областные ведомости» о нём не было помещено. Лишь
спустя три недели в разделе «Объявления» появилось извещение по канцелярии
судебного ведомства о его смерти. Да еще газета «Северный Кавказ»,
издававшаяся в Ставрополе, 6 июня дала заметку о безвременной кончине В.С.
Мовы-литератора...
Стоит ли умалчивать о том, что В.С. Мова — писатель во многом подражательный: заимствуя
тему, он наполнял ее «своим содержанием», постоянно впадая в фальшивый тон,
так как насильно втискивал в хрупкую поэтическую форму навязчивые «гражданские
мотивы» («некрасовские»), чем напрочь губил свои вещи. Так, например, замысел
его обширной (13 актов на 250 страницах набора) пьесы «Старе гниздо та молоди
птахи», безусловно, навеян «Отцами и детьми» И.С. Тургенева. Прогрессивный
автор критиковал семейные устои — «домостроевщину», царящую в Чер- номории:
молодая поросль в лице действующих лиц — птах Ули, Кили, Герасима и проч. — восстают
против «отцов» — полковника Филиппа Загребы и его сестры Татьяны Диркалихи.
Младшая дочь, пренебрегая волей отца, выходит замуж за «полюбовника» и бежит
с ним из родной хаты. Другая же дочь полковника — Киля, воспитанная в
патриархальном духе, не пожелала выйти замуж за богатого вдовца и покончила с
собой. Украинская революционно-демократическая критика, закрывая глаза на
художественные просчеты, непомерно преувеличивала значение творчества В.С.
Мовы. Так, львовский письменниик Гнат Хотькевич
высокопарно говорил о данной пьесе и ее будто бы языковых достоинствах, что
«во всей нашей (украинской. — В. Б.) литературе, особенно драматургической, мало
найдется такого свежего, искристого, такого народного и
глубоко артистичного, жизненно правдивого языка». Но вот высказывание
современного «закордонного» критика С.А.Крыжановского о том, что В.С.Иова был
поэтом определённого «плана». То есть читай: «борцом» с государственным строем
Российской Империи, поэтом-националистом, предавшим интересы России, а вместе с
ними и интересы кубанского казачества...
Наиболее удачными в творчестве В.Мовы являются лирические стихотворения. Большая
же часть его «творческого наследия» — это призывы, обращения, проповеди и
заповеди. Вот одно из них — «Заповедь ссыльного»:
Вмер козак, юнак бездольний,
Кинув бiлый свiт,
То зоставив братам вольним
Щирий заповiт:
«Коли схочуть вас на муки
Вислать на чужину,
Не давайтесь живцем в руки,
Бийтесь до загину!»
Очевидно, В.Мове не по силам оказалась древняя истина, предупреждающая:
«Не одолевайся злобою, но одолевай благим злое».
Некоторые опубликованные стихи В. Мовы, как о том свидетельствуют знатоки,
пропитаны нетерпимостью к Русской
Державности и Гражданственности, неприязнью ко всему Русскому. К таким его
стихотворениям относятся «На прощанье с Украиной», «Русский псалом». Тем больше
изумляешься всякого рода восхвалениям некоторых литературоведов, называющих
его «казацким классиком». А по мнению одного незадачливого исследователя,
Мова — «художник-гигант», «блистательный и трагический талант», которому
незамедлительно надо воздвигнуть памятник из гранита в центре Екатеринодара!
Стойте, братцы, стойте! Погодите... Все это шито белыми нитками по черному.
Не спешите сетовать на департамент культуры краевой администрации и на
Кубанское казачье войско, которые якобы равнодушны к посмертной судьбе поэта.
Каждому воздается по заслугам. Наша оценка — и историческая, и эстетическая —
должна покоиться на прочном нравственном основании — на искренней, жертвенной
любви писателя к России, на творческих заслугах его перед Отечеством. Все иные
критерии — от лукавого. Мы должны постоянно держать в памяти великие слова:
«Мне отмщение, и Аз воздам...».
Источник: Бардадым В. Поэт Василий Мова // Литературный мир Кубани. –
Краснодар, 1999. – С. 117-122.
Комментариев нет:
Отправить комментарий