суббота, 6 июня 2015 г.

Без русской литературы неуклонно падает культура всего общества

Сегодня – Пушкинский день в России. Пушкин навеки вошел в историю не только русской, но и общечеловеческой культуры, а праздник Пушкинской поэзии стал поистине Днем всех любителей поэзии, русской литературы, молодых и влюбленных, пожилых и мудрых. В этот день традиционно по всей Руси собираются любители поэзии, чтобы вместе вспомнить и ее родоначальников, и величайших литераторов. С 2011 года день 6 июня обрел еще один статус - День русского языка. Эта памятная дата была установлена в целях сохранения, развития и поддержки русского языка как общенационального достояния народов России, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации.
И вот сегодня  на первой полосе газеты «Вольная Кубань»  помещена статья корреспондента Александра Гикало  «И уму и сердцу», в которой автор с болью говорит о том, что вместе со снижением интереса к русской литературе неуклонно падает и культура всего нашего общества: культура поведения, культура власти и бизнеса. К мнению этого обозревателя стоит прислушаться, ведь Александр Гикало это смелый, умный, образованный, высококвалифицированный журналист, прекрасный аналитик, связующее звено между людьми и властью.

И УМУ И СЕРДЦУ
Это до какого состояния должно дойти преподавание литературы и русского языка в старших классах, чтобы вопрос был поднят до политическогоуровня! На российском литературном  собрании Владимир Путин, будем так считать, потребовал изменить программы преподавания этих предметов, чтобы разрешить проблемы «безграмотности и примитивизма» молодёжи.
Сегодня, в Пушкинский день в России и в День русского языка, самый раз посокрушаться по поводу того, что мир перестал интересоваться тем, что не имеет практического применения. Ну какой толк от литературы, если за знание десяти стихот­ворений Пушкина наизусть никто, никогда и ничего не заплатит, а на рынке труда ты со своим знанием наизусть – никто и звать тебя никак. «Как так- воскликнем мы. А внутри себя, а какой ты, а душа и сердце,  а язык, на котором ты  говоришь, - как же их сделать полноценными, если не чи­тать? И это останется гласом вопиющего в пустыне «безграмотности и примитивизма, как определил президент.
Где же оазис, за каким песчаным бар­ханом скрыт источник пожизненной люб­ви к Чехову или Пушкину, вообще к рус­скому слову, источник счастливого откры­тия удивительной фразы или рифмы, уме­ния мыслить и излагать в речи или на пись­ме сокровенное? Можно молча кивнуть на действительность с её приоритетами и этим успокоиться: не до того, мол. И потому мы назовём два обязательных пункта, через которые прокладывает путь караван жиз­ни. Это, как ни привычно звучит, семья и школа. Но если ставится политическая за­дача вернуть литературе и языку статус носителей духа нации, то семье можно лишь что-то рекомендовать, советовать, уговаривать, доказывать очевидное.
А вот школу стоит и обязать. Между тем многочисленные эксперименты в системе школьного образования выставили препо­давание литературы и языка из разряда главных дисциплин в разряд «ладно, пусть будет». Вот мы в крае так гордимся тем, что сумели в школьные программы втис­нуть третий урок физкультуры в неделю при министерско-стандартных двух. И это хорошо, пусть растут дети физически здо­ровыми. Но кто из вас слышал хотя бы намек на то, что  к родному русскому язы­ку или литературе проявлено то же вни­мание?
Между тем именно литература учит чи­тать, понимать, анализировать, побуждает думать, переживать глубокие чувства. Это тот предмет, который может ненавязчиво объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, то есть не только обучать, но и вос­питывать, растить человека в человеке. Но число уроков литературы в школе сокра­щается, нынешняя министерская стандар­тизация ставит учителя в жёсткие рамки перечня для обязательного изучения. Кто спорит, должна быть единая программа по литературе, она обеспечит единство куль­турного пространства.
Но и предел должен быть, иначе лич­ность преподавателя просто угаснет. И без того школьного учителя превратили в ре­петитора, главной целью которого являет­ся подготовка учеников к ЕГЭ, то есть за­дача сужается к наполнению мозгов све­дениями, которые могут пригодиться для заполнения «бланка ответов». Заполнил - сдал.
А что с собой? Из того, что даёт воз­можность осознавать себя частью своего народа, своей культуры и истории? Но ведь свято место пусто не бывает. И там, где органично должно быть вплетено в сознание великое из Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Булгакова – далее до бесконечности, укореняются правила далеко не хорошего тона. Страдает культура общения, культура поведения и – заметьте! – культура бизнеса вместе с культурой власти.
Впрочем, читайте Александра Сергеевича Пушкина. У него об этом всё написано!


Источник: Гикало, А.   И уму и сердцу [Текст] : сегодня - Пушкинский день в России и день русского языка / А. Гикало // Вольная Кубань. - 2015. - 6 июня. - С. 1.

Комментариев нет: