четверг, 1 февраля 2018 г.

Они защитили Кубань от врага (оккупация и освобождение Каневского района)

Командир батальона
Колесников Ф.И.

75 лет назад советские воины прогнали фашистов с нашей каневской земли, освободили жителей от страха смерти, подарили надежду на полную победу над врагом. Сейчас в нашем районе живут только 59 участников Великой Отечественной войны. Но память о защитниках Родины живёт, во многом благодаря нашим краеведам, успевшим записать их воспоминания. Так, известный в нашем районе своим подвижническим трудом журналист Ноха Султханов написал более десятка книг, запечатлевших историю станицы Новоминской. Ноха Аллаудинович –  редактор местной газеты «Кировец», организатор музея станицы, автор книги «Земляки, пропахшие порохом». Второй номер своей газеты в этом году  журналист почти полностью посвятил  событиям военных лет. Это статьи «Освободитель», «Оккупанты» и «Голубая линия».
ОСВОБОДИТЕЛЬ

Первым в нашу станицу в тот памятный день освобождения вошел командир бата­льона 1159-го стрелкового полка 351-й стрелковой дивизии капитан Колесников Филипп Иванович.

Колесников Филипп Иванович
Родился он 21 октября 1905 года в со­седней станице Новодеревянковской, ко­торая с 1935 по 1953 годы входила в со­став Новоминского района. Окончил семь классов, батрачил. Отслужил срочную службу в Красной Армии, потом заведовал Домом культуры, а перед самой войной работал заведующим организационным отделом Новоминского райкома партии. С первых дней войны ему поручили зани­маться воинским всеобучем, готовить бой­цов для фронта. Затем он оканчивает кур­сы командиров и в июне 1942 года отбы­вает в действующую армию, в северную группу войск по обороне Кавказа. Его 351-я стрелковая дивизия являлась резервом Главного командования и направлялась различным армиям с целью разгрома ты­лов гитлеровцев.
С боями прошел от предгорий Северной Осетии через перевал большого Кавказс­кого хребта. Наши воины шли через лед­ники, засыпаемые метелью, срывались в пропасти и дышали разреженным бедным кислородом воздухом. Перевалив че­рез хребет, дивизия, как лавина с гор, обрушилась на тылы врага. Полгода солдаты дивизии отбивали яростные атаки немцев, но выстояли, сковав в этом районе значительные силы про­тивника. Разгром захватчиков под Ста­линградом позволил дивизии перейти в наступление и выйти из гор на степ­ные просторы Ставрополья. Оттуда путь лежал на Кубань. Ветеран вспоминал:
‒ 2 февраля 1943 года мой батальон вступил в станицу Крыловскую, 3-го февраля утром ‒ в Каневскую, а в се­редине дня я вместе с бойцами батальона шагал по Новоминской. Первый, кто из новоминчан мне встретился, была Надежда Ракова, жена секрета­ря райкома. И только к вечеру мы при­шли в Новодеревянковскую, где оста­вались все мои родные, которых я уви­дел после долгой разлуки. Кстати, во время боев за Пятигорск я встречал новоминчанина Рябко Кузьму Сергеевича, а в соседних подразделениях нашей диви­зии служило немало новоминчан. Хорошо запомнился мне Кострица Дмитрий Нико­лаевич, который отличился в боях на «Го­лубой линии». После Победы он работал агрономом в новоминском колхозе имени С.М.Кирова...
Уже 4 февраля стрелковому батальону Ф.И. Колесникова был дан приказ возвра­щаться побережьем на юг Тамани, где еще нужно было добивать засевшего за «Голу­бой линией» врага. После ликвидации Та­манской группировки противника его часть в составе 1-го Украинского фронта участво­вала в боях за освобождение Киева. 3 фев­раля 1944 года в сражении под Шепетовкой комбат был тяжело ранен. В госпитале врачи вытащили из его тела четыре пули и тринадцать осколков. Полгода лечился, потом служил в Ростове.
После демобилизации Филипп Иванович работал в Новоминском райисполкоме, на Новодеревянковской машинно-тракторной станции, руководил сельским потребитель­ским обществом и военно-учетным столом.
Родина по достоинству оценила подвиги знаменитого комбата. Он был награжден орденами Александра Невского, Боевого Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За боевые заслу­ги» и другими.
Вместе с супругой Верой Федоровной они вырастили и воспитали сына и дочь. И дети сегодня достойно продолжают дело своих родителей.
А бывший комбат успел дождаться вну­ков и порадоваться этому удивительному дедовскому чувству. Но счастье его было недолгим: Филипп Иванович умер 31 мая 1971 года.
Ему было всего 66 лет.
Источник: Султханов  Н. Освободитель : об участнике Великой Отечественной войны, освобождавшем Каневской район, Филиппе Ивановиче Колесникове // Кировец. – 2018. – 26 янв. (№2). – С. 2.

ОККУПАНТЫ
Стоял жаркий август 1942 года. Эхо войны достигло станицы Новоминской. Около станции Албаши немецкие самолеты разбомби­ли советский бронепоезд. Затем на глазах у колхозников три фа­шистских стервятника атаковали наш У-2, поднявшийся с Новомин­ского военного аэродрома. В те­чение десяти минут велась атака со стрельбой из пулеметов, но наш летчик сумел обмануть фа­шистов и посадил свою машину в степных зарослях, сделав вид, что он сбит. Немцы улетели, а колхозники побежали к нашему самолету. Летчик сидел на зем­ле около самолета, комбинезон на нем был мокрый от пота. Но он не был испуган ‒ а наоборот, даже шутил. Потом этот самолет колхозным трактором оттянули на аэродром.
В станице прекратили работу все районные учреждения. В одну ночь загорелся элеватор и многие его склады. Запылали здание станции Албаши и район­ная нефтебаза, расположенная неподалеку.
Жители станицы несколько дней приходили на элеватор и со скла­дов уносили и увозили на возках зерно к себе домой. Брали продук­цию на консервном заводе и дру­гих брошенных предприятиях.
В один из последующих дней со стороны ст. Староминской на дороге появились чужие кавале­ристы. Новоминчане насторо­женно ожидали их приближения. Обогнав всадников, подъехали три мотоцикла, и тогда мы впер­вые увидели немецких оккупан­тов. Они остановились около лю­дей, стоявших на обочине доро­ги около элеватора. Два немца слезли с мотоцикла, один из них стал говорить по-немецки, а дру­гой переводил на русский язык. Речь была такова: «Господа! Бе­рите пшеницу ‒ это ваше зерно». Потом расспрашивали, есть ли в станице русские войска?
Через время подъехали всад­ники на больших лошадях, как потом мы узнали, кони были бал­канской породы, а сами военные ‒ румынами. Они сразу по коман­де начали группами разъезжать­ся по дворам ближних домов. Уже через некоторое время окку­панты ходили по дворам, лови­ли кур, небольших поросят, а от хозяев требовали молоко, яйца и другие продукты питания. Так на­чалась оккупация нашей станицы Новоминской.
Все шесть месяцев оккупации я жил в степи, во 2-й полеводчес­кой бригаде колхоза «Урожай», где работал пастухом молодых лошадей, которых было около 30 голов. Там же жили и работали конюхами Черкашин Иван и Компаниец Петр, юноши, как и я, не­призывного возраста.
В конце января 1943 года по­лицейские и румынские солдаты стали обыскивать дома и ловить беженцев из числа лиц еврейс­кой национальности, которые после начала войны прибыли к нам из оккупированных районов Украины и западных областей страны. Перед своей злодейской акцией фашисты потребовали закрыть ставни на окнах на всем пути следования подвод и при­грозили расстрелом тем, кто бу­дет выглядывать на улицу. 21,22 и 23 января несчастных людей по улице Красной (ныне улица им. Ленина) начали увозить на под­водах в сторону южного кладби­ща. С утра до вечера оттуда слышны были выстрелы и стоны убиваемых людей. Еще раньше захватчики расстреляли в нашей станице и в станице Ленинград­ской 29 партизан новоминского партизанского отряда «Защита Родины, которые вели подполь­ную работу в нашем, тогда еще Новоминском, районе и были за­держаны немецкой контрразвед­кой. Одному из них, командиру партизанской разведки Шкареде Петру Гордеевичу фашистские изверги сначала отрубили две руки и ногу, а потом убили его выстрелом в голову.
За шесть месяцев оккупации немецкие палачи расстреляли 113 жителей нашего района.
3 февраля 1943 года ночью из Новоминской ушла, а точнее побежала фашистская воинская часть. Шел сильный снегопад, и дороги были практически не­проходимыми для машин. По­этому на утро жители станицы увидели брошенный прицепной транспорт. Ребята бежали к нему с криками: «Фрицы удрали, фри­цы удрали!»
Так началась новая светлая жизнь. Было много радости и на­дежды на скорую Победу, на дол­гожданную встречу с родными и близкими, находившимися на фронтах Великой Отечественной войны.
И. Недбайло, запись сделана при жизни фронтовика
Источник: Недбайло И. Оккупанты : воспоминания участника Великой Отечественной войны об оккупации ст. Новоминской // Кировец. – 2018. – 26 янв. (№2). – С. 2.

В конце августа 1943 года нашу 351-ю стрелковую дивизию сняли с обороны побережья Азовского моря, где мы вели бои на песчаной косе Вербной на Темрюкском направлении. Перебросили нас на один из участков так называемой «Голубой линии» в Крымском районе Краснодарского края. На рассвете 5 сентября 1943 года после ин­тенсивной артиллерийской подготовки мы пошли в атаку. Противник яростно сопротивлялся, его приходилось выбивать с каждой линии окопов. В одной из схваток получил контузию и выбыл из строя ко­мандир батальона капитан Зотов. Атака могла захлебнуться, но в самый критический момент в гуще замешкавшихся бойцов появился молодой среднего роста капитан, который с громким криком: «Впе­ред, за мной!» бросился вперед. Весь батальон побежал за ним. Так мы в пылу боя и познакомились со своим новым командиром бата­льона Колесниковым Филиппом Ивановичем. В течение всей войны мы не раз находились с ним в одном окопе, но я не знал, что мы с комбатом из одного района ‒ Новоминского, только он был из стани­цы Новодеревянковской. После ожесточенных сражений советским войскам удалось прорвать оборону противника, и «Голубая линия» пала. В последнем бою я был тяжело ранен и попал в госпиталь. А батальон и дивизия пошли дальше, освобождая Кубань и нашу зем­лю. Прошло несколько лет. В 1949 году в Новоминской проходило предуборочное совещание руководителей хозяйств, специалистов, механизаторов. В президиуме совещания я увидел убеленного седи­нами человека, который мне показался знакомым. Но припомнить, где я его видел, не мог. И только тогда, когда председательствующий на совещании первый секретарь Новоминского района партии Тара­канов объявил: «Слово предоставляется товарищу Колесникову ‒ заместителю директора по политчасти Новодеревянковской МТС», я сразу вспомнил своего комбата. Во время перерыва я подошел к сво­ему командиру и представился. Мы были оба рады этой неожидан­ной встрече и о многом поговорили. С тех пор наши встречи стали регулярными. Они проходили или в Новоминской, или в Новодере­вянковской, когда мы проверяли выполнение договора по социалис­тическому соревнованию. Командир много расспрашивал меня в жиз­ни, о войне, я ему рассказал, что после пятимесячного пребывания в госпитале вернулся на фронт. Участвовал в штурме Сапун-Горы под городом Севастополем и сильно укрепленной немецкой крепости Ке­нигсберг, где снова был легко ранен. Благодаря таким встречам я близко познакомился с легендарным комбатом Ф. И. Колесниковым, отряды которого в феврале 1943 года освободили от немецких окку­пантов нашу родную станицу Новоминскую.
Источник: Султханов Н. «Голубая линия» : воспоминания участника Великой Отечественной войны Тищенко Александра Пимоновича // Кировец. – 2018. – 26 янв. (№2). – С. 2.

Комментариев нет:

Отправить комментарий