пятница, 14 декабря 2018 г.

Лучшие книги года читайте в нашей библиотеке


Мы уже рассказывали о прекрасном навигаторе в мире книг, журнале «Читаем вместе», и вот в  предновогоднем празднично оформленном номере вновь знакомимся с множеством рецензий и литературных обзоров: «Какие книги читали знаменитости в этом году?», «Любимцы публики – топ-10», «Элитный отряд» (книги, отмеченные премиями), «Это не игрушки» (лучшие книги для тинейджеров), «Загадки, приключения и любовь» (лучшие детские книги). Они все заслуживают вашего внимания. Но познакомить своих читателей мы захотели с обзором книг «Горячие. Откровенные. Наши». Во-первых, потому что они действительно наши. Это пять новинок 2018 года, написанные российскими авторами и ставшие лидерами продаж. Во-вторых, из пяти предложенных книг четыре есть в фондах нашей библиотеки (Б.Акунин «Не прощаюсь», Г.Яхина «Дети мои», Т. Устинова «Призрак Канта», Пелевин В. «Тайные виды на гору  Фудзи»). А вот сборника любовных новелл и анекдотов А.Цыпкина «Дом до свиданий…», к сожалению нет, но мы обещаем исправиться. Мы ждём вас в нашей библиотеке и желаем уютного чтения в новогодние выходные!
ГОРЯЧИЕ. ОТКРОВЕННЫЕ. НАШИ
ПРОЩАНИЕ С ГЕРОЕМ
«Не прощаюсь» завершает «фандоринский» цикл Бо­риса Акунина. Всё начинается в поезде «Самара — Мо­сква»: на дворе 1918 год, японец Маса садится в вагон с огромной сумкой, в ней без сознания — раненый Эраст Петрович Фандорин. В романе «Чёрный город» пуля по­пала сыщику в голову, и с тех пор он пребывал в летарги­ческом сне, проспав Гражданскую войну и революцию. В компании случайных пассажиров Фандорин внезапно приходит в себя, и далее читатель вслед за героем но­сится по растерзанной России. Приключения Фандорина приходят к своему логическому завершению в новой стране — Советском Союзе — и в новом жанре — перед нами уже не детектив, а исторический роман. «Не прощаюсь» — главный бестселлер уходящего года и двойная эпитафия: прощание с героем и жанром. С момента выхода дебютного романа «Азазель» про­шло двадцать лет, и дореволюционный трагизм, похо­же, исчерпал себя. Успех финальной книги — дань но­стальгии, уважения Борису Акунину и его герою.

Новый роман Гузель Яхиной «Дети мои» повторяет успех её дебютной книги «Зулейха открывает глаза». Автор работает на стыке исторического романа и сказ­ки. Действие разворачивается на Волге в 20-30-е годы XX века: школьный учитель из поволжских немцев Якоб Бах скрывается от мира на уединённом хуторе вместе с единственной дочерью Анче. В степной глуши герои живут безмятежно и тихо. Бах пишет сказки, которым суждено сбыться, «и немой отшельник против воли ста­новится демиургом, способным изменить окружающую действительность силой воображения». Роман у Яхиной — конструкция мощная, глубокая и не­обозримая. История, закованная в жанровые рамки околоисторического романа о поволжских немцах, напоминает собор — сложный, гармоничный, массив­ный. Слог романа отличается прихотливой избыточно­стью и кинематографичностью. Яхиной удается словом рисовать крупные и общие планы, гипнотизировать запахами и вкусами. Она создает многомерную исто­рию, которая определенно стоит внимания читателя.
В случае с романами Татьяны Устиновой действует формула «Если вам понравились предыдущие детективы писательницы, то и «При­зрак Канта» придётся по вкусу». Устинова собирает в приморской гостинице героев, чтобы убить одного из них — в лучших традици­ях жанра. Главный герой инженер Василий Меркурьев приезжает в отель и встречает там самую настоящую ведьму — девушка резко выделяется среди отдыхающих. Василий не верит в мистику, од­нако цепь загадочных событий заставляет его всерьез задуматься о потусторонних силах: томик Канта «читает сам себя», в камине то и дело загорается огонь, а вот и труп — для полного антуража. Татьяна Устинова выводит на авансцену хичкоковскую бестию и лов­ко плетет романтико-детективную интригу. Получается литера­турный блокбастер, после которого не остается никаких сомнений в том, что автор —сценарист фантастической изобретательности.
Роман «Тайные виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина скроен по лекалам, знакомым читателю ещё со времен «Чапаева и Пустоты»: буддийские принципы, упакованные в современную «обёртку». Это история олигарха Фёдора и его друзей, которые вложились в стартап по продаже счастья и просветления. Проводником в мир тонких вибраций для них становится молодой предприниматель из Сколково. Все бы ничего, только нирвана оказывается непосильной ношей для олигархов, и они с усердием принимаются за антите­рапию — занимаются деструктивными практиками вроде насилия и употребления кокса и алкоголя. В стремительном хороводе пе­ред читателем проносятся монахи, феминистки и бизнесмены из девяностых. Маскулинному миру противостоит красавица Таня — одноклассница Фёдора, в прошлом содержанка, в недалёком буду­щем — феминистка, злоупотребляющая властью над мужчинами. Роман пронизывает великолепное высокомерие к современному нарративу и фейсбучным героям. Пелевин, искусный обличитель действительности, раздал оплеухи всем подряд — олигархам, феминисткам, стартаперам из Сколково и, конечно, критикам. Но сделал это так, что все готовы подставить вторую щёку.
БЕСПРИНЦЫПНО, И ТОЧКА!
«Дом до свиданий...» Александра Цыпкина — сборник любов­ных новелл и анекдотов. Сатирическая книга о «делах любовных» вместила в себя глубоко личные зарисовки и сюжеты, чей пафос поднимается до общественно-социального. В рассказах Цыпкина отчётливо слышится интонация Довлатова и Зощенко, только вме­сто коммунального новосоветского мира — мир либидо и глянца, быт и бытие современной российской женщины, обречённой на комические перипетии судьбы. Показывая абсурд и комизм повсе­дневности, Цыпкин не раздаёт диагнозы и рецепты, он (пиарщик по профессии) всего лишь рекламирует человеческие пороки и делает это так виртуозно, что «братья Кант и Ницше кажутся прямо щенками против его собственной мысли. Беспринцыпно, как и обещано в заглавии.

Источник: Семёшкина Я. Горячие. Откровенные. Наши : рецензия на пять книг-новинок 2018 года // Читаем вместе. – 2018. - №12.   – С. 10-11.

Комментариев нет:

Отправить комментарий