Сегодня
в нашей станице, как и во всей стране, праздник – дети пошли в школу после
длинных каникул, нарядные, взволнованные, особенно первоклассники и их
родители. Недалеко от нашего дома открыла свои двери начальная школа «Гармония»,
или как её ещё называют – прогимназия. Слышна громкая музыка, дети читают
стихи, микрофон усиливает их звучание на всю улицу. Рядом со школой – десятки красивых
машин, на которых деток привезли сюда учиться. А мне вспомнился щемящий рассказ
Степана Деревянко «Первое опоздание на урок» о
том, как шестьдесят лет назад маленький Стыпанко добирался до школы
вместе с отцом, раненым в годы войны. «Имя своей первой учительницы я, к
сожалению, забыл…, но своё первое опоздание, матузок на ноге отца, его слёзы,
ласковую руку первой учительницы на моей голове и синий карандашик с паутинкой
я помню и вряд ли когда забуду. Хотя бы потому, что каждый год в положенное
время наступает первое сентября».
ПЕРВОЕ ОПОЗДАНИЕ НА УРОК
(ДЕРЕВЯНКО С.П.)
Конец
августа и сентябрь 1958 года, когда я пошёл в первый класс, на Кубани выдались
дождливыми. Мокли копны соломы на скошенных полях, понуро бродила по балке
скотина, почернели от сырости камышовые крыши, и по листьям вишен, заглядывающих
в окна хат, ляпотел денно и нощно дождь. Гулять меня на улицу в эту пору мать
не выпускала, «шоб нэ тягнув в хату грязюку». В другое время я, конечно бы,
удрал, но перед первым сентября нельзя было ‒ мать шила мне штаны,
рубашку-косоворотку ко дню, которого я ждал, как небывалый праздник. Штаны мать
«сочинила» из своей немецкой юбки (она её привезла из Германии после войны), а
рубаху из сестриного платья. Мать не была ни швеёй, ни модисткой, и потому
кроила и шила, постоянно примеряя и наживляя на мне, при этом от непривычного
занятия часто укалывая. Я вопил, а мать посмеивалась, говоря:
‒
А як же ты хочишь, сынок. Зато будэ
обнова.
Обнова
действительно получилась праздничной, и я шлёпал в ней по мазаному полу хаты
(доливке), как гусь лапчатый, под смешки уже выросшей сестры. Не было к моей
обновке одного – обувачки. Но отцу его друг дядя Петя Сукно, возивший бедаркой
на хутор почту из Каневской, обещал привезти маленькие кирзачи ‒ сапожата по моей ноге. В ту послевоенную пору
многие бывшие фронтовики, как и мой отец, предпочитали одну всепогодную военную
обувь – кирзовые сапоги, и пределом наших пацанячьих мечтаний было ходить в
таких же, как отцы, сапогах. Мне повезло: чёботки дядя Петя купил, и
вечером перед первым сентября отец выложил их на стол из своей брезентовой
плотницкой сумки прямо рядом с хлебом.
‒
Ось, сынок, тоби настояща обувачка –
чёботы! – сказал он.
У
меня перехватило дух от радости. Чёботы отливали черным лаком и пахли дёгтем,
которым тогда мазали кожу сапог.
‒
Слава Богу, тэпэр можна и в школу, а то хочь отправляй дытыну босу, ‒ заметила довольная мать.
Весь
вечер я был на седьмом небе от счастья, «собирал и разбирал» черезплечную
школьную сумку, сшитую из остатков той самой юбки, при этом имущества моего
было всего какая-то детская книжка и пара тетрадок.
Отец
поужинал и сел парить ногу в отваре ивовой коры. В ноге у него с войны сидел
осколок, и в такую «кислую» погоду нога всегда «крутила», отнималась, и боли
были такие, что у отца аж закатывались глаза. Перед сном под шлепанье дождевых
капель по вишне, я услышал слова матери:
‒
Хоч бы ж, батько, у тэбэ нога завтра ны
закрутыла, а то як же ты довыдэш хлопця до школы.
‒
Та хоч бы ж, ‒ ответил отец.
Утром,
поев молока с хлебом, мы отправились с отцом с хутора Сухие Челбасы в совхоз
«Кубанская Степь», где отец работал, а мне предстояло учиться. Через ручей,
который потом запрудили, мимо кладбища и по лесопосадке. Километра четыре.
Дождь не кончился, но притих, и я семенил в своих чёботках, накрытый полой
отцовского брезентового плаща. Он вёл меня по траве, чтоб я «не забрёхался». На
середине пути отец остановился и скривился от боли.
‒
Нога, папка? – спросил я.
‒
Вона, сынок, ны хоче йты.
Мы
постояли несколько минут, перевели дух и двинулись дальше. Но шли недолго.
Нога у отца отнялась, и началось то, чего я ещё не знал. Отец достал из сумки
сыромятный матузок, привязал его к ноге и стал поднимать и переставлять ногу
рукой. И боль при этом была такая, что он шептал какие-то страшные слова.
Теперь мы не шли, а шкандыбали. Я тянул отца за руку и плакал:
‒
Папка, родненький, давай быстрей, мы в школу опоздаем!
Отец
тянул за матузок, нога с трудом вылезала из грязи, и на глазах пятидесятилетнего
отца блестели слезы. Так мы доплелись к школе к концу первого урока. Я уже был
по самую попу в грязи, но учительница, к которой меня подвела директор Евгения
Эдуардовна Терёхина, погладила меня по головёнке и сказала:
‒
Какой нарядный мальчик! Ну, скажи мне,
как тебя зовут?
От растерянности я проглотил язык и втянул голову в
плечи. Отец стоял рядом с матузком на руке, и только после его просьбы я обрел
дар речи:
‒
Стыпанко ...
‒
Вот и хорошо! У нас в классе нет мальчика
с таким именем, ‒ сказала учительница.
‒
Во всей школе нет! – добавила директор.
– И раз ты один с таким именем на всю школу, ты будешь хорошо учиться. Будешь?
‒
Буду..., ‒ выдавил я из себя второе слово.
‒
Ну, вот и славно, вот и славно, ‒ сказала учительница и повела меня в класс.
В
классе я окончательно потерял дар речи от взглядов, от показываний на меня
пальцем, да так и просидел букой до конца уроков. Почти ничего не слышал, и
только разглядывал тонкие белые паутинки на синем простом карандаше, который
мне с тетрадкой подарила учительница. Такого красивого карандаша у меня больше
в жизни не было!
Имя
своей первой учительницы я, к сожалению, забыл (о фотографиях тогда не
мечтали), и забыл, наверное, потому, что наша семья переехала через время на
другой хутор, и доучивался я в другой школе, но своё первое опоздание, матузок
на ноге отца, его слёзы, ласковую руку первой учительницы на моей голове и синий
карандашик с паутинкой я помню и вряд ли когда забуду. Хотя бы потому, что
каждый год в положенное время наступает первое сентября....
Источник: Деревянко С.П. Первое
опоздание на урок : рассказ // Просвети очи мои… : повесть, рассказы, новеллы,
очерк. – Каневская, 2017. – С. 255-258.
Комментариев нет:
Отправить комментарий