О пользе чтения
детям, в том числе сказок, написано уже немало. А как быть со страшными
сказками? Недавно начала читать своей внучке одну из сказок братьев Гримм и
ужаснулась уже с самых первых строчек. Родители голодали и, чтобы самим не
умереть с голоду, несколько раз отводили своих детей в лес, чтобы они там
пропали. Ну, а те упорно возвращались домой. Я не помню таких ужасных сказок в
своём детстве. Может быть, тогда редакторы адаптировали сказки специально для
детей. А может быть, просто мы не очень задумывались над прочитанным, считали,
раз Лиса съела Колобка, значит, так ему и надо. Не будет другой раз от Дедушки
и Бабушки убегать. А вот психолог Ю.Василькина раскрывает нам причину того,
почему дети не очень-то и боятся страшных сказок. А если боятся, она нам
советует, что нужно делать в таком случае. Но всё же решать должны сами
родители, предварительно прочитав сказку.
СТРАШНЫЕ СКАЗКИ: ВРЕДНЫ ЛИ ОНИ
ДЕТЯМ?
(Юлия Василькина, психолог, автор книг
для родителей)
Последняя
волна интереса к сказкам была вызвана событиями в Таганроге. Там уволили
воспитателя детского сада. На вопрос ребёнка, что означает «посадить на кол»,
она ответила, что кол проходил через тело человека, и тот потом умирал. Читали
они «Конька-Горбунка». Общественный дискурс поднял множество тем: под
пристальный взгляд попали «Тараканище», «Колобок», «Крошечка-Хаврошечка», и
другие популярные сказки. Нарушения сна, страхи – всё из-за этих сказок,
конечно. Так ли это на самом деле – разбираемся с помощью психолога.
Мы
видим,
а они нет?
Взрослые
и дети воспринимают одну и ту же сказку по-разному. Но как именно, сказать
точно невозможно. Остаётся ориентироваться только на внешнюю реакцию: спокоен
ли ребёнок, или встревожен, задает ли вопросы. Ребёнок, «не доросший» до
каких-то деталей, может просто их пропустить. В то время как взрослый, впервые
после детства перечитывающий сказку, будет находить в ней много неожиданных
жестокостей (и удивляться, что раньше этого не заметил). Дети не имеют того
опыта, который есть у взрослых. Им непонятно, как это — «отрезать руку», что вообще
за этим стоит? Многие кровожадные детали не насыщаются картинкой. А вот у
взрослых насыщаются. Поэтому они пугаются за ребёнка, а тот, возможно, заметит
это, только когда сам будет читать сказку своим детям.
Готов или нет?
Когда
ребёнок находится дома с родителями, именно они определяют, что и когда будут
ему читать. При этом стоит учитывать два параметра: «какой он?» и «в каком он
состоянии прямо сейчас?». На вопрос «какой он?» предлагаю начать отвечать,
ориентируясь на возраст ребёнка.
1-2 года: Малышу сложно удержать любой сюжет,
поэтому «литературой выбора» могут стать короткие детские стихи, книги с
крупными картинками, простейшими сюжетами и текстом «одно предложение на
страницу». Я знала родителей, которые в 6 месяцев читали ребёнку «Руслана и
Людмилу», но они вряд ли рассчитывали на понимание сюжета ‒ скорее, на красивую
убаюкивающую мелодику стиха.
2,5-4 года: Тут уже сюжеты несколько
усложняются, и могут появляться сказки, в том числе и со страшными сюжетами,
например «Колобок» или «Волк и семеро козлят».
3-4 года: Мне приходится встречаться с весьма
специфическим страхом лисы у детей. Думаю, что он проистекает из «Колобка».
Дети представляют лису огромной и опасной, боятся, что она придет в дом и
съест их. Только примерно в 5 лет или даже позже они готовы к тому, чтобы понять:
лиса по размеру как небольшая собака и опасна в основном для мелких птиц и
молодых зайцев, в городах она не водится. Причём действительно опасного для
человека медведя городские дети не боятся. Это говорит о влиянии, которое имеют
сказки: они воспринимаются как истина, как рассказ о настоящем мире. Ребенку в
таком возрасте нечем переработать условность сюжетов, он воспринимает их
прямолинейно: лиса съела Колобка, значит, она самая опасная из всех зверей.
Стоит ли ограждать ребенка от «Колобка»? С 2,5-3 лет стартует «возраст
страхов», и как раз тех, что связаны с животными. Возможно, лучше бояться лису
и гарантированно перебороть этот страх, чем выбрать в качестве мишени страха,
скажем, пауков, как мама. Но именно по причине прямолинейности восприятия я бы
рекомендовала ограничивать пугающие сюжеты для детей этого возраста. «Бармалей»,
«Тараканише», «Краденое солнце» можно успеть прочесть в следующем возрастном
периоде.
5-8 лет: Репертуар сказок для этого возраста
очень широк. Можно читать многое, учитывая рекомендации, которые я предложу
чуть позже. Тут уже сказки не только о животных, но и о людях. А также сказочные
повести, в сюжетах которых переплетается многое.
9-12 лет: Детей могут заинтересовать сказки
Афанасьева — первая адаптация народных сказок. Но их лучше не читать на ночь.
Сказки эти действительно страшные — что ни страница, так кого-то расчленяют,
причем ближайшие родственники. И самое время для «Гарри Поттера», конечно.
Выбирая,
что почитать ребёнку, нужно учесть его особенности. Если он тревожен, склонен к
страхам, не стоит заряжать его пугающими сюжетами. Но вот интересный момент из
практики: именно тревожные дети с большим количеством страхов просто обожают
страшные книги и фильмы! Причины этого могут быть разными. И тут можно присмотреться:
страшные сюжеты обостряют тревогу ребенка (он хуже спит, появляются навязчивые
движения и т. д.) или же они нейтральны и на него не влияют? В последнем случае
можно предположить, что такие истории полезны для переработки тревоги.
В каком он состоянии прямо сейчас?
Вопрос формулируется именно так. То есть в принципе этому ребёнку
можно читать пугающие истории, но в какой-то определённый момент — нет. Когда
не стоит читать страшные сказки?
‒ На ночь дошкольникам. Им лучше иметь время до сна, чтобы обдумать сюжет.
Иначе есть вероятность возникновения страхов, особенно ночных.
‒ После
очень напряжённого дня (дорога до места отдыха или обратно) поездка в
поликлинику на неприятные процедуры, день рождения в развлекательном центре).
‒ В
периоды сложной адаптации: переезд, сад, школа, болезнь, смерть близкого или
домашнего животного. В это время ресурс организма в принципе ниже и
переработать эмоцию страха сложнее. Рекомендуют, наоборот, облегчить ситуацию
вокруг ребенка: снизить сенсорную нагрузку, особенно вечером, обеспечить более
спокойную обстановку с минимумом
телевизора и электронных игр.
А в каком состоянии вы?
Взрослый
тоже может быть в состоянии, когда за истории с напряжённым сюжетом ему лучше
не браться. Когда из заботы о себе не стоит читать страшные сказки?
‒ Если
сюжет бередит ваши личные страхи. В этом случае вы (а не ребёнок)
ретравмируетесь о сказку, то есть запустите повторный процесс. Есть какая-то
рана, и туда попадает сюжет сказки. В этом случае вы будете ребёнку
транслировать свой страх, и он может начать бояться не из-за сюжета, а из-за
вашей реакции («мама боится, значит, ситуация опасна).
‒ Если вы «не в ресурсе»: устали, больны, переживаете из-за
чего-то. В этом случае есть вероятность, что вы не сможете помочь ребенку переработать
содержание сказки, «контейнировать» его. Также не стоит брать произведение с напряжённым
сюжетом (сказку или главу книги), если знаете, что вы должны прочесть ёе быстро
и времени на возможную беседу не будет. Выберите для этого случая хорошо
знакомый, любимый рассказ.
«Нечего на зеркало пенять»
Сказки
сейчас стали удобным оправданием для части родителей. «Что с ребеёком?» — «Это
он сказку услышал, в саду прочитали, теперь боится». Но ребёнок не живёт в
изолированном мире, где все было идеально, а потом − хлоп! − сказка, и все
стало рушиться. Нечего пенять на сказки, если дома не соблюдается элементарная
психогигиена.
‒ Когда целый день фоном включен телевизор, особенно на
новостных каналах и передачах про криминал и потустороннее. Вот это ‒ реальное
вторжение в мир ребёнка, так как он видит «видеоподтверждение», что мир опасен.
Но мир не такой, он разный.
‒ Когда родители смотрят ужастики,
триллеры, думая, что ребёнок ничего не понимает, он просто играет рядом на
ковре.
‒ Когда ребнок часть времени проводит с
сюжетами мультиков или игр, где есть кровь, повреждения, а может, и смерть. Если
он весь вечер играл в «стрелялку», а потом испугался сказки, дело вовсе не в
сказке. Просто это подходящий момент, чтобы выплеснуть накопившиеся
напряжение и страх.
‒ Если ребёнок перегружен и ему некогда
просто поиграть. Английский, карате, хор... в этом случае малыш не успевает
перерабатывать эмоциональные переживания (а они до 9-10 лет перерабатываются
в игре и обдумывании). Тогда сказка может стать «последней каплей». Но ‒ помним ‒ не единственной.
‒ Если взрослые ругаются, не щадя ребёнка.
Если бабушка или мама говорит: «В могилу меня загоните», «Уйду от вас и не
приду», то когда малыш встречает в сказке цепляющий за эти темы сюжет, дело
снова вовсе не в сказке, а в том, что происходит дома, рядом с ребёнком.
Итак...
Выбирайте,
что читать, исходя из своего состояния и состояния ребёнка. Иногда можно
прервать чтение книги, если дальше будут «страсти», а у кого-то из вас непростой
период. Вы вернётесь к ней позже. Но в книге, особенно незнакомой, можно
попасть в напряжённую ситуацию неожиданно. И уж если это произошло, надо дочитать
до того момента, когда герой справится со случившимся. Не обрывайте чтение на
ситуации опасности и страха, сам сюжет обычно помогает выйти на тему силы и преодоления.
Чем
разнообразнее мир, в котором живут дети, тем гармоничнее они развиваются. В
этом мире есть место самым разным эмоциям. И их проживание вместе с персонажами
мультфильмов, фильмов, книг является элементом «воспитания чувств». Вместе с
героями дети не только испытывают эмоции, но и получают стратегии преодоления
сложных ситуаций.
(По материалам журнала "Читаем вместе")
Источник: Василькина, Юлия
(психолог). Страшные сказки: вредны ли они детям? [Текст] :
психология детского чтения / Юлия Василькина // Читаем вместе. -
2020. - №3. - С. 14-15.
Комментариев нет:
Отправить комментарий