ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ О ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ И СКАЗКАХ НА НОЧЬ
У вас
особое отношение к книге. В школьные годы вы не делали уроки, а запоем до
позднего вечера читали в библиотеке. Любовь к печатному слову чувствуется и
сейчас. Ни одно ваше интервью не обходится без упоминания писателей. Причём
это серьёзные авторы: Марсель Пруст, Томас Манн, Джеймс Джойс… Как у вас
сформировался такой высокий литературный вкус?
Л. П.: Я не делала уроки, потому что было негде. У нас с мамой для жизни имелся один большой дубовый стол. Под ним мы спали, раскатывая на ночь матрас (еле умещались), наверху находились тарелки-кастрюльки-овощи-макароны-хлеб. Всё наше имущество хранилось в маленьком шкафу. Поэтому после школы я сидела в детской библиотеке.
При этом и правда была
маниакальной читательницей: книгами была одержима так, как сегодняшние дети ‒
компьютерными играми. Я тут подумала: а чем были увлечены дети в пору всеобщей
неграмотности? Ответ нашёлся только
один: фольклором. Бабушкины-нянькины сказки на ночь. То, на чём
выросли все русские писатели. Песни, частушки, загадки. То, чего сейчас нет.
Даже анекдоты исчезли. Мне кажется, это плохой знак.
Ваша бабушка по памяти пересказывала произведения Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого; мама серьёзно занималась литературой. Оказали ли они на вас влияние?
Л. П.:
Бабушка четыре года (с пяти до девяти моих лет) рассказывала мне истории. И
только потом я узнала, что это были произведения Толстого и Гоголя. Она
помнила их тексты наизусть. была образованным человеком с феноменальной
памятью. А в девять лет меня забрала в Москву мама, и ей было не до меня,
поскольку работать приходилось с утра до вечера. Она отбирала у меня книги,
которые я просто не выпускала из рук.
Даже тот, кто никогда не открывал ваши произведения, знаком с циклом лингвистических сказочек «Пуськи бятые». Их даже проходят в школе, ребята переводят тексты с несуществующего языка. А когда вы создавали их, не было опасений, что замысел будет понятен только лингвистам?
Л. П.:
Вообще-то я иногда и сама начинаю бояться, когда уже совсем страшные вещи
сочиняются. Но «Пуськи...» мне было смешно и интересно писать. Первую сказку я
придумала у кроватки моей полуторагодовалой дочери Наташи, чтобы она уснула, а
следующие ‒ для журнала «Не спать», который основал и вёл мой сын Фёдор
Павлов-Андреевич.
Кстати, вас нередко называют современным Андерсеном. Для вас это похвала или стать сказочницей вы совершенно не стремились?
Л. П.:
Не стремилась. И никогда не записывала сказки, которые каждый вечер придумывала
для детей.
Нередко творчество писателей и начинается как раз с того, что они рассказывают своим малышам истории собственного сочинения. Это не ваш случай?
Л. П.:
Нет. Я написала первый рассказ, «Такая девочка, совесть мира», когда мой
четырёхлетний сын заснул днём и у меня образовалось немного свободного
времени.
Из голодной босоногой девчушки вы превратились в маститую писательницу прижизненно признанного классика. Осуществили свою мечту петь. Какие качества, по вашему мнению, помогли преодолеть все препятствия, перешагнуть через ограничения, запреты и цензуру?
Л. П.:
Возможно, нежелание подчиняться общепринятым правилам и нормам, которые мне кажутся
неразумными. Я с детства непослушная. Поэтому одна умная редакторша, прочитав
мой рассказ, сказала: «Опубликуют посмертно». «Ну и ладно», ‒ подумала я. И в
принципе была готова к этому Писала ‒ и всё. Но дожила до пятидесяти, и начали
печатать: увидела свет книга рассказов, пьесы пошли в восьми театрах...
А
как вы представляете себе своего читателя? Ведь наверняка, когда книга ещё
пишется, вам понятно, кому она понравится, а кто скажет, что эта вещь чересчур
мрачная.
Л. П.: Вы уже заранее вынесли
мне приговор. Что называется, досудебно. Но! Я не думаю про читателя, когда
пишу Я говорю то, что мне необходимо сказать. Как в горах, где на любой крик
отзывается эхо. И если не откликается, ты кричишь громче.
(по материалам журнала "Библиотека")
Источник: Панина, А. «Если эхо не откликается, ты кричишь громче» [Текст] : Людмила Петрушевская о любви к чтению, сказках на ночь и жанровых экспериментах / А. Панина // Библиотека. - 2020. - №8. - С. 76-78.
Комментариев нет:
Отправить комментарий