КАК ВЫРАСТИТЬ ЧУТКОГО РЕБЁНКА
Редкий родитель усомнится в пользе чтения, и она подтверждена
многочисленными исследованиями. Те, кто много читает, лучше учатся в школе и
успешнее сдают экзамены. Эти достижения — вклад в будущее: поступление в
хороший колледж, получение стипендии и более высокооплачиваемой работы. Родители
знают, что чтение способствует академической успеваемости, но недавно
полученные данные подтвердили, что дети становятся не только умнее, но и
добрее! В исследовании участвовали более 17000 человек — от рождения и до 50
лет. Степень начитанности в семилетнем возрасте оказалась важным
прогностическим фактором социально-экономического статуса в будущем. В другом
исследовании обнаружили, что чтение ради удовольствия в 15 лет является основным
фактором успеха во взрослом возрасте. Чтение, особенно если оно приносит
удовольствие, положительно сказывается на всех аспектах жизни детей, нынешних
и будущих.
ПОЧЕМУ ТАК ТРУДНО УВЛЕЧЬ РЕБЕНКА
ЧТЕНИЕМ?
Вроде бы все просто: дети читают и растут успешными и эмпатичными. Но нынешняя цифровая культура и быстрый темп жизни не располагают к приобретению привычки читать. Детей цифровой эпохи непросто усадить за книгу. Самый сложный этап ‒ вложить книгу в руки ребенка! Судя по результатам опроса детей от 8 до 16 лет, сегодня эта возрастная аудитория читает меньше. Давление сверстников представляет дополнительную проблему: пятая часть опрошенных призналась, что стесняется показываться на глаза друзьям с книгой! Удручающая новость для сторонников чтения. Интерес к чтению не снижается с возрастом, он резко упал за последние 30 лет. Среди семнадцатилетних 45% признались, что по собственной воле берутся за книгу один-два раза в год. Более того, мы сами меньше читаем детям. В 1999 году детям от 2 до 7 лет читали в среднем 45 минут в день, а в 2013-м — всего чуть более получаса. Больше половины детей сказали, что предпочитают книгам телевизор. (Сейчас все смотрят телепрограммы на мобильных устройствах.) Видео на «Ютьюбе», мобильные игры и приложения, переписка — самые популярные занятия после просмотра телепрограмм. Выбор цифровых развлечений растет, и интерес к чтению продолжит снижаться, если мы сами не начнем больше читать детям и не установим рамки пользования мобильными устройствами.
Родители
сетуют, что дети не интересуются книгами, но мы сами сейчас читаем им реже, чем
это делали предыдущие поколения. Хорошая традиция читать ребёнку перед сном
забывается. Сейчас ей следуют всего 64% нынешних родителей (хотя им читал 91%
мам и пап). Согласно недавнему исследованию, в 28% семей дети ложатся спать с
мобильными устройствами и не знают любимых нами сказок. Взрослые оправдывают
этот печальный факт нехваткой времени. Книжки-картинки покупают реже, и
продажи печатных изданий падают. Похоже, родители сразу переходят на «взрослые»
книги без картинок, стремясь повысить грамотность ребенка. Но это необоснованно: в книжках-картинках более эмоциональное
содержание, и в первые годы жизни они необходимы для развития эмпатии. Экраны
гаджетов снижают удовольствие от
чтения. Дети предпочитают читать на электронных устройствах. «Но это же
замечательно! — скажете вы. — Читают же!». Однако всё не так однозначно.
Исследования показали: дети, которые читали книги на мобильных устройствах, в
три раза реже получали удовольствие, у трети не было любимой книги, и в целом
они не очень любили читать. Электронные книги удобные и модные, но не
способствуют любви к чтению, которую мы хотим привить детям. Единые
образовательные требования повлияли на то, что читают наши дети. Сейчас в почёте
научно-популярная литература, особенно для старших классов, поскольку
считается, что она улучшает навыки письменной речи. Возможно, так и есть, но
именно художественная литература развивает эмпатию, умение поставить себя на
чужое место и толерантность к «непохожести» других людей. Все это — препятствия
привычке к чтению, но они преодолимы. Недавние открытия о влиянии чтения на развитие
ребёнка удивили даже учёных.
ЧТО ГОВОРИТ НАУКА: ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ
У каждого есть любимая книга из детства, тронувшая до
глубины души. Как можно забыть историю выживания семьи Джоудов во время Великой
депрессии из книги Джона Стейнбека «Гроздья гнева»? Книги вдохновляют и
рассказывают о реальной жизни. Книга Мориса Сендака «Там, где живут чудовища»
помогла моему младшему сыну побороть страх темноты. Зак командовал темным
углам «Замри!», как главный герой Макс — монстрам, и это сработало. Макс
исцелил Зака от страха! Книги — словно порталы в другие миры. Из них дети
узнают, что все люди разные и у каждого своя точка зрения. Всегда считалось,
что хорошее произведение душевно обогащает, но сейчас это доказано
экспериментально. Канадские исследователи из Университета Йорка и Университета
Торонто поразились собственным открытиям: тот, кто читает художественную
литературу, лучше понимает окружающих, он более эмпатичен и охотнее
воспринимает чужую точку зрения, чем те, кто предпочитает научно-популярные
книги. Более того, чем меньше люди читают, тем менее они способны на сочувствие.
В других исследованиях обнаружено, что книги влияют и на маленьких детей.
Реймонд Мар, психолог из Университета Йорка, выяснил, что чтение ребёнку вслух
повышает его способность представлять, что думают и чувствуют другие люди.
Аналогичный эффект даёт и просмотр фильмов, но не телепрограмм.
Ученые
из нью-йоркской Новой школы социальных исследований решили узнать, какое
чтение эффективнее развивает эмпатию. Участников разделили на группы и давали
им читать выдержки из текстов разных жанров: из романов, удостоенных премий
(авторства Луизы Эрдрич, Элис Манро и Уэнделла Берри), из бестселлеров
(«Исчезнувшая» Гиллиан Флинн, «Грехи матери» Даниэлы Стил и произведения
Роберта Хайнлайна) и научно-популярной литературы (статьи о людях из журнала Smithsonian). Одна группа ничего не читала. Затем участники
заполняли анкету для измерения эмпатии и переходили в другую группу.
Результаты получились интересными: те, кто читал научно-популярную литературу
и бестселлеры, а также контрольная группа без чтения не продемонстрировали
никаких изменений, а у группы художественной литературы значительно улучшилась
способность понимать чужие чувства и мысли. И это несмотря на то, что читали
участники всего три-пять минут и не все любили художественную литературу!
Чтение, даже недолгое, стимулирует эмпатию. Доказательства тому получены не
только в опросах, но и на снимках мозга!
ЧТО МОЗГ ГОВОРИТ О
КНИГАХ
Бывает, от книги или фильма так захватывает дух, что несколько
секунд не можешь пошевелиться. Теперь известно, что причина не только в
чувствах. Согласно данным, когда мы распознаем эмоцию у кого-то, наш мозг
продуцирует аналогичную. Мы, можно сказать, «симулируем эмоциональное состояние
другого человека». Нейронные реакции видны на магнитной томограмме мозга, и
они могут влиять на его химический обмен у ребёнка! Нейроучёные из
Вашингтонского университета изучали изображения, полученные на фМРТ
(функциональной магнитно-резонансной томографии) добровольцев, пока те читали
слова из предложенного текста. Их мозг проявлял такую же активность, какая требуется
для совершения действий, о которых они узнавали из текста! Когда персонаж
«тянул тонкий шнур», у добровольцев активировались области, отвечающие за
хватательные движения кистей рук. Если персонаж менял местоположение («Прошёл
через входную дверь в кухню»), включались области, отвечающие за ориентацию в
пространстве. Читая художественную литературу, мы не только сопереживаем
героям, но и делаем все вместе с ними: наш мозг повторяет их действия! В другом
исследовании Университета штата Мичиган следили за активностью мозга во время
чтения романов Джейн Остен. Когда читатели обдумывали ключевые фразы, к мозгу
приливала кровь. Хорошо написанный пассаж не только заставляет задуматься, но и
переносит в другой мир, помогает понять чувства героев и в буквальном смысле
освещает мозг!
(По материалам журнала "Читаем вместе")
Источник: Как
вырастить чуткого ребёнка : отрывок из книги Мишель Борба «Чуткие дети» о роли
чтения в эмоциональном воспитании детей // Читаем вместе. - 2021. -
№3. - С. 18-19.
Комментариев нет:
Отправить комментарий