Деревянко С.П. |
В
жизни стародеревянковского писателя Степана Павловича Деревянко за лето
произошли приятные события, которые свидетельствуют о том, что его творчество
востребовано читателями не только в нашем районе, но и в других регионах
России, а также получило признание известного литературного критика из Твери Владимира Юдина. В своём отзыве,
опубликованном в газете «Кубань сегодня» (21 августа) этот доктор филологических наук отметил «художественную близость прозы Степана Деревянко к шукшинской
стилистике». В этой же газете сообщается о выходе в свет новой книги,
названной по одному из рассказов,
«Проблески». Нужно отметить, что почти вся газетная полоса номера на странице
13 посвящена Степану Павловичу и завершается его рассказом «Моя «крёстная» Светка». Предлагаем
вашему вниманию все материалы.
АВТОР НАШ ПОШЕЛ В ТИРАЖ
Кубанское
полиграфическое объединение
выпустило в свет книг «Проблески»
постоянного автора газеты «Кубань сегодня» Степана
Павловича Деревянко, живущего в станице
Стародеревянковской Каневского района. В
новом сборнике члена Союза
писателей России, лауреата
премии журнала «Москва» — рассказы,
новеллы, зарисовки. Все
произведения талантливого
литератора посвящены
родному краю, землякам, живущим рядом с Деревянко. На этой странице газета предлагает
читателям рецензию
профессора, известного
литературного критика Владимира Юдина, на новую книгу писателя-кубанца.
Он первым в Каневском районе был принят в
Союз писателей России. Его рассказы и новеллы
уже несколько лет выходят на страницах газет и журналов.
Слово яркого и самобытного автора находит отклик не только на его
малой родине, но и за ее
пределами. Он публикуется в
журнале «Москва».
Известное
выражение «Соль земли русской
— это простой ее народ-труженик»
как нельзя лучше характеризует героев Деревянко,
предельно
бесхитростных, незлобивых, нравственно чистых. По-детски
простодушные, не умеющие и не
желающие лукавить, они
зачастую попадают в
сети нелепых, коварных
обстоятельств нынешней жизни... и
проигрывают заносчивым и практичным оппонентам.
Но сиюминутная победа зла над добром согласно концепции писателя временна: в конце концов высокий
благородный дух народа непобедим.
Сталкиваясь
сегодня общественным злом во всех его невообразимых
формах и обличиях, наблюдая
всевозрастающую отчужденность
людей друг от друга, начинаешь
понимать глубинные нравственно-этические смыслы и
подлинно гуманистическую сущность прозы Степана Деревянко,
которая пронизана солнечным, светоносным оптимизмом, исключительной верой в
победу справедливости. Причем автор выступает
не сторонним созерцателем народных
бед и страданий, но активным
защитником всех и каждого, кто
трудится на родной земле, связан
с ней вековечными, нерушимыми корнями.
Малая проза Деревянко подлинно народна,
о жизни и для жизни. Прочитал
о ней как-то в Интернете
многочисленные отзывы читателей. Один
из них, по-моему, выражает самую суть
художественной самобытности писателя: «Из
рассказов Деревянко так и сыплется крупными горстями большая правда жизни, добро протягивает свои
руки людям!..»
«Крепкий писатель.
Давненько Кубань не давала стране добротных, от народного корня литераторов. Молодец,
Степан!» — восторженно воскликнул член
Союза писателей СССР — России
Владимир Нестеренко.
Рассказы
«Аккумулятор», «Спасибо», «Мешочек пятачков», «Часы»,
«Царапина», «День
рождения», «Посылка из
Сибири» (некоторые из них
печатались и в «Кубани сегодня») я прочитал залпом.
Автор
умело, тонко и
проникновенно воссоздает зримые жизненные
картины, живописные
характеры людей от сохи, реалии
и конфликты, отражающие самую суть
многотрудной крестьянской жизни.
Безусловно, в литературе всему
голова — язык, он —
что кисть для живописца. Художественная
близость прозы Степана Деревянко к шукшинской стилистике отнюдь не означает их
абсолютной тождественности, напротив,
в сравнении родственных творческих манер двух писателей ярче
выявляется их индивидуальная самобытность. Так, если рассказы Шукшина
зачастую трагичны и безысходны, то
Степан Деревянко разрешает острые конфликты с помощью жизнеутверждающего юмора и
светлой веры в счастливую звезду своих героев,
предпочитая вершить финалы своих новелл и рассказов, что называется, смехом сквозь слёзы…
Как
известно, далеко не каждому, пусть даже талантливому, журналисту
улыбается удача стать писателем, тем
более писателем хорошим
и нужным людям.
Думаю, Степану
Деревянко это в полной мере удалось.
Владимир ЮДИН, профессор,
доктор
филологических наук
МОЯ
«КРЁСТНАЯ» СВЕТКА
Светка
— моя партийная «крестная».
Когда я говорю так, она
усмехается и добавляет: «Несостоявшаяся». Этим она напоминает, что в партию я так и не
вступил. Имеется в виду, конечно,
КПСС — компартия
Советского Союза —
страны, откуда
мы все родом. А также то, что Светке мое невступление стоило неприятностей
от партийного начальства и
чуть не стоило руководящей
должности. Хотя про свою
должность — заведующей
колхозным детсадом Светка говорит определенно: «Была главной
воспитательницей детей колхозников». Но
она скромничает:
была она главной колхозной мамкой, чужих детей любила как
своих, из-за
чего не вышла замуж и не родила.
Теперь
постарела, и бредет-спотыкается
с двумя большими сумками с базара моя «крестная»… Сумки у нее в руках по
привычке: всю жизнь таскала в них то да сё в свой
садик.
—
Что
у тебя в них теперь, Светочка?
— недоумеваю я. — Ты
ж пенсионерка.
—
А, ну тебя,—
бурчит она. — Мог
бы и не заметить. Накупила
всякой всячины баба, до подруги зайду, племянницу
проведаю. Не с пустыми ж
руками идти.
—
Тяжело
ж.
—
Я
привычная. Чего эти рученьки
за жизнь только не переделали: и
свеклу пололи каждый год по несколько гектаров
в колхозе, и сено скирдовали, и на огороде трудились, а… И это помимо основной
работы.
—
Знаю. Давай хоть подвезу, «крестная»,— предлагаю.
— Не,
я пешком добегу. А
то машина может не завестись, поломаться. Пешком
надежнее.
—
Ты ж как моя
покойная теща: «Вроде так быстро бигла, так быстро,
а ны куда ны прыбигла».
Не
ответила, «побежала» семеня.
Ну так я ж про
партию. Был я тогда в колхозе после университета редактором
многотиражки. Сам всё делал: снимал,
писал, макетировал, и газета
людям нравилась. И стал парторг на меня давить: подавай заявление в кандидаты
КПСС да подавай. Терпел я, терпел и сдался — написал:
«Прошу принять меня, так
как я, являясь редактором газеты — партийного органа, беспартийный». А написать надо было: «…Хочу быть в передовых
рядах строителей коммунизма». Так все писали. Не смог я,
чувствительный к слову, написать про коммунизм, эту сказочную Жар-птицу.
Светка, будучи
в партии и помня нашу комсомольскую юность, дала
мне рекомендацию. И
вот правление колхоза
совместно с парткомом. Шестьдесят
человек в зале. Поднимаются на трибуну
соискатели «передовых рядов»
— механизаторы, свинарки,
доярки, все
без сучка и задоринки катят в коммунизм под возгласы зала:
—
Да
знаем мы его!
—
Да
она из многодетной семьи, родители всю жизнь в
колхозе!
И
тут мое заявление. Секретарь, худенький, прокуренный и пропитой
чуваш,
читает. Председатель
отрывает глаза от бумаг т требует:
—
А ну еще раз прочитай!
И
я вижу, как наливается
кровью его лицо.
—
Товарищи, так он в партию идет
ради карьеры! — уже стоя выкрикивает председатель. — Ты почему не хочешь
быть передовым строителем
коммунизма?
Зал
затих. Тут уж по закону: «Колы гавка здорова
собака, мали мовчать».
—
Ответь
людям, почему не хочешь
коммунизм строить? — настаивает
председатель.
По
натуре он напорист, нагл, беспрекословен. Что ответишь? В общем,
довел
меня до слез на той трибуне — вроде не плачу,
а слезы текут. И потом, набычась,
спрашивает секретаря:
—
Кто
его рекомендовал?
И я вижу с
высоты трибуны, как моя
рекомендательница с перепугу сползает
с кресла на пол. И мне ее, безвинную, так жаль стало, что я набрал побольше
воздуха и в возникшей паузе
выдал, проведя рукой по
первому ряду, где сидела
колхозная верхушка:
—
Так
это что, здесь сидят все
передовые строители
коммунизма?
Зал
грохнул смехом.
—
Вон! Вон из колхоза! — закричал председатель, чуть не брызнув кровью
пунцового лица.
И
меня выгнали без отработки, несмотря
на то, что перед собранием «моя» многотиражка заняла призовое место в
соревновании таких же газет. Так
Светка не стала моей партийной
крестной. Но зато стала
преданным читателем моих
новелл и рассказов.
И как-то
прошлой осенью иду по рынку, гляжу
— стоит Светка возле хлебного ларечка со своими
неподъемными сумками. В ларечке ее подруга работает.
И я попался на глаза Светке.
—
Иди
сюда! — кричит она.
Подхожу
— о!
— навеселе моя «крестная»
да в наряде праздничном и с прической.
—
Вчера
был юбилей, отмечали. До сих пор от
шампанского у бабы голова кружится,— докладывает
она, смеясь. — У меня от него всегда
голова кружится и спивать» хочется!
Книжки
твои еще есть?
Она
знает, что я в торговлю я их не сдаю и реализую сам.
—
Пока
есть,— отвечаю.
—
Неси, я куплю,
подруге подарю,— и
она показывает на ларек. — Пока
у меня
деньги есть. Я люблю твои книжки,
пусть подруга почитает-порадуется.
Я
засмущался, сходил к машине, принес.
Пока ходил, она
еще вспомнила по друзей, которым тоже надо
подарить — неси, потом про свою старую тетку —
она любит читать, и
ей как лекарство от старости — опять
сходил.
—
Только
не обижайся, что сгоняла тебя
лишний раз. Прости. Ну,
пьяна баба!
Ах,
душа моя Светка, Светлана
Кирилловна,
«крестная» моя, были бы все такими
читателями, как ты! И хоть немножко — людьми такими. Ведь ты опять напихала в
свои сумки всякой всячины, да
еще мои книжки наверх, и «побежишь» по станице проведать
друзей да родственников. Ну
не с пустыми ж руками идти, в самом деле!
Степан ДЕРЕВЯНКО
Комментариев нет:
Отправить комментарий