Приближается юбилей станицы Каневской, история которой неразрывно
связана с православием. Мы уже писали о сборнике «Покров над кубанской станицей»
(составитель Елена Бутенко). Два очерка из этой книги рассказывают о самой
известной святыне и природной диковине Каневского района – Кринице станицы
Стародеревянковской. Это родник, названный
во имя святой мученицы Параскевы Пятницы.
О Кринице сохранились предания, бережно передаваемые из поколения в поколение, и
все они сходятся в одном: это не простой ключ родниковой воды, а источник,
у которого многие получили помощь в своих нуждах. Верующие помолившись у
колодца, умывшись и испив святой воды исцелялись, а просившие защиту от
пожаров, засухи и других житейских проблем ‒
получали её. Вот об этом и рассказывают
Е.Мужиченко и Е.Бутенко, основываясь на воспоминаниях старожилов.
ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТЫНИ
Елена Мужиченко
В
1939 году бабушка моя Мария Петровна Мозговая с четырьмя детьми переехала из
Воронежской области на Кубань. После того, как дедушке присудили десять лет
заключения за «антисоветскую пропаганду»: Григорий Васильевич не сразу
согласился отдать своё «кулацкое» имущество в колхоз.
Бабушка поселилась в
Стародеревянковской, у родственников. В станице ещё действовала церковь и особо
почиталась станичная святыня − источник Параскевы Пятницы (или, как его в
народе называют − Криница). Старые люди
рассказывали, что святой источник появился на месте, где обнаружили
казаки-станичники икону Параскевы Пятницы. После чего икона пребывала в местном
храме, а на Криницу шли верующие с молитвенными просьбами к святой заступнице.
Станичники свидетельствовали чудеса разные. Одним Параскевушка в семейных
делах помогла, другим − в хозяйственных. А иные на Криницу шли за исцелением от
тяжелых душевных и телесных недугов.
Так было до тех пор, пока не разрушили
стародеревянковский храм. Сегодня практически не осталось очевидцев этого
страшного события, а было время, когда на такую тему лучше было промолчать. Но,
помню, слышала в детстве рассказ, как
тетка моя, будучи совсем юной девчушкой,
пыталась остановить разрушителей. Дочка политзаключенного кричала и хватала за
ногу карабкающегося на звонницу дядьку. Но не сумела она воспрепятствовать:
колокол сбросили, церковь разрушили.
Иконы прихожане успели снять и снести в
церковную сторожку, где они долго стояли вдоль стен. Шла Великая Отечественная
война. Станичники молили Бога о победе у стоящих на полу икон. Говорили, в дни
оккупации станицы и немецкие солдаты заходили туда, дабы приложиться к ликам
святых и вознести свою молитву.
После войны дедушку досрочно освободили,
и он вернулся к семье. Добротное здание церковной сторожки понадобилось для
станичных нужд, иконы же решено было сжечь за ненадобностью. Григорий Васильевич
выпросил на одну ночь у председателя колхоза лошадь с телегой и вывез иконы.
Одни раздал знакомым и родственникам, остальные (сколько поместилось в телеге)
доставил в каневской храм Покрова Пресвятой Богородицы. Среди других нашедших
там убежище святынь была и икона святой мученицы Параскевы, нареченной
Пятницей.
А бывшую церковную сторожку долгие годы
стародеревянковцы использовали «под магазин», сначала в ней торговали
продуктами, потом — хозтоварами. До тех пор, пока не была восстановлена
историческая справедливость — возвращение станичникам Дома Божиего.
В начале 90-х прошлого века это было.
Церковь новую отстроили на прежнем месте, иконы на своё место станичники
возвращать стали. Каждую из них приход принимал торжественно, икона же святой
мученицы Параскевы Пятницы возвращалась по-особенному, возглавляя крестный ход
от каневского храма Покрова Пресвятой Богородицы до церкви Вознесения Господня
в Стародеревянковской.
Елена
Бутенко
Источник во имя святой мученицы
Параскевы Пятницы (Криница) станицы Стародеревянковской известен далеко за
пределами Каневского района. В реестре краевых памятников он имеет двойное значение:
достопримечательность религиозного значения и природная диковина.
Неоспоримость уникальности Криницы
находит подтверждение во многих
свидетельствах болящих, исцеленных святой водой, страждущих, получивших помощь
святой мученицы Параскевы Пятницы в своих нуждах. Из поколения в поколение
передают станичники предания о чудодейственных свойствах святого источника,
некоторые из них относятся к XIX веку.
Явление иконы мученицы Параскевы Пятницы
в роднике станичные предания относят к началу XX века. Записанные местными краеведами
воспоминания старожилов, гласят, что «в 1901 году пастухи на лугу около родника
пасли овец, подошедши к нему, увидели в нем лик Параскевы Пятницы. Они
поспешили в станицу и рассказали всё священнику Свято-Вознесенского храма. С
обретенной в десятую пятницу по Пасхе... иконы мученицы Параскевы стараниями
некоторых благочестивых станичников был заказан и написан список, который до
сегодняшнего дня хранится в Свято-Вознесенском храме станицы. На обратной
стороне иконы сохранилась надпись: «1904 год − жертва от граждан...» и «Обещаем носить
ежегодно до Криницы». Со списком иконы верующие ежегодно, в десятую пятницу по
Пасхе, шли Крестным ходом к Кринице − святому источнику, где совершались богослужение
и водоосвящение. Этот светлый день стал праздничным для станицы и всей округи −
многочисленные паломники стекались к святому
роднику, и так продолжалось до 1930 года».
Последующие
годы богоборчества буквально стёрли с лица земли колодец с чудодейственной
водой. Но верующие сумели сохранить память о Кринице, об обете, данном
предками святому лику.
В начале 90-х гг. XX в. начались работы
по возрождению некогда почитаемого источника. Эта благостная миссия легла на
плечи протоиерея Андрея Дашевского (в те годы − благочинный Каневского округа
церквей, настоятель каневского Свято-Покровского храма) и протоиерея Сергия
Брижана (окормлявшего Приход стародеревянковского Свято-Вознесенского храма).
Конечно, не в одночасье вновь забила чистая родниковая вода из источника, а над
ним возросла часовня. Трудов понести пришлось немало, но с Божьей помощью
справились.
7 июля 2000 года возродилась старинная
традиция, и впервые после семидесятилетнего её забвения верующие совершили
крестный ход на Криницу. Возглавила его старинная икона Параскевы Пятницы, хранившаяся
до тех пор в каневском Свято-Покровском храме. В Крестном ходе участвовало 24
священника, 6 диаконов и несколько тысяч верующих. «Крестный ход прошёл по
улицам Каневской с образами, звучавшим церковным пением, к нему присоединилось
много встретившихся людей. От центра Каневской до Стародеревянковской 10
километров. Их проехали на автобусах, а затем, вновь помолившись в храме этой
станицы, два километра прошли Крестным ходом до источника, где архиепископ
Краснодарский и Новороссийский Исидор, освящает воды источника и молится Богу
о даровании его воде целебных свойств, о благоденствии людей».
С тех пор в Стародеревянковской каждую
десятую пятницу по Пасхе совершается крестный ход от Свято-Вознесенского храма
к святому источнику. И это уже не сугубо церковное мероприятие, а общественно
значимое в деле возрождения исторической справедливости, привнесения в жизнь
современников исконно православных правил. Каждый крестный ход на Криницу
освещается на приходском сайте, в православных и светских средствах массовой
информации.
В 2014 году по благословению правящего
архиерея Ейской епархии Преосвященнейшего Германа, епископа Ейского и
Тимашевского, крестный ход к святому источнику Параскевы Пятницы приобрел статус
межъепархиального. К сотням верующих каневчан присоединяются паломники из
соседних благочиний Ейской епархии, прибывают гости и из других епархий Кубани,
Ростовской митрополии и других регионов России православной.
Источник:
Мужиченко Елена. Возвращение святыни // Покров над кубанской
станицей : историко-краеведческий сборник. -
Каневская, 2017. – С. 165 – 166.
Бутенко Елена. Криница
// Покров над кубанской станицей : историко-краеведческий сборник. - Каневская, 2017. – С. 167 – 169.
Комментариев нет:
Отправить комментарий