суббота, 8 июня 2019 г.

Криница - святыня и природная диковина Каневского района

Приближается  юбилей станицы Каневской, история которой неразрывно связана с православием. Мы уже писали о сборнике «Покров над кубанской станицей» (составитель Елена Бутенко). Два очерка из этой книги рассказывают о самой известной святыне и природной диковине Каневского района – Кринице станицы Стародеревянковской. Это родник, названный во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. О Кринице сохранились предания, бережно передаваемые из поколения в поколение, и все они сходятся в одном: это не простой ключ родниковой воды, а источник, у которого многие получили помощь в своих нуждах. Верующие помолившись у колодца, умывшись и испив святой воды исцелялись, а просившие защиту от пожаров, засухи и других житейских проблем ‒ получали её. Вот об этом и рассказывают Е.Мужиченко и Е.Бутенко, основываясь на воспоминаниях старожилов.
ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТЫНИ
Елена Мужиченко
В 1939 году бабушка моя Мария Петровна Мозговая с четырьмя детьми переехала из Воронежской области на Кубань. После того, как дедушке присудили десять лет заключения за «анти­советскую пропаганду»: Григорий Васильевич не сразу согласил­ся отдать своё «кулацкое» имущество в колхоз.
Бабушка поселилась в Стародеревянковской, у родственников. В станице ещё действовала церковь и особо почиталась станичная свя­тыня − источник Параскевы Пятницы (или, как его в народе называ­ют − Криница). Старые люди рассказывали, что святой источник поя­вился на месте, где обнаружили казаки-станичники икону Параскевы Пятницы. После чего икона пребывала в местном храме, а на Криницу шли верующие с молитвенными просьбами к святой заступнице. Ста­ничники свидетельствовали чудеса разные. Одним Параскевушка в се­мейных делах помогла, другим − в хозяйственных. А иные на Криницу шли за исцелением от тяжелых душевных и телесных недугов.

Так было до тех пор, пока не разрушили стародеревянковский храм. Сегодня практически не осталось очевидцев этого страшного события, а было время, когда на такую тему лучше было промолчать. Но, помню, слышала в детстве рассказ, как тетка моя, будучи совсем юной девчуш­кой, пыталась остановить разрушителей. Дочка политзаключенного кричала и хватала за ногу карабкающегося на звонницу дядьку. Но не сумела она воспрепятствовать: колокол сбросили, церковь разрушили.
Иконы прихожане успели снять и снести в церковную сторожку, где они долго стояли вдоль стен. Шла Великая Отечественная война. Станичники молили Бога о победе у стоящих на полу икон. Говорили, в дни оккупации станицы и немецкие солдаты заходили туда, дабы при­ложиться к ликам святых и вознести свою молитву.
После войны дедушку досрочно освободили, и он вернулся к семье. Добротное здание церковной сторожки понадобилось для станич­ных нужд, иконы же решено было сжечь за ненадобностью. Григорий Васильевич выпросил на одну ночь у председателя колхоза лошадь с телегой и вывез иконы. Одни раздал знакомым и родственникам, остальные (сколько поместилось в телеге) доставил в каневской храм Покрова Пресвятой Богородицы. Среди других нашедших там убежище святынь была и икона святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей.
А бывшую церковную сторожку долгие годы стародеревянковцы использовали «под магазин», сначала в ней торговали продуктами, потом — хозтоварами. До тех пор, пока не была восстановлена историческая справедливость — возвращение станичникам Дома Божиего.
В начале 90-х прошлого века это было. Церковь новую отстроили на прежнем месте, иконы на своё место станичники возвращать стали. Каждую из них приход принимал торжественно, икона же святой му­ченицы Параскевы Пятницы возвращалась по-особенному, возглавляя крестный ход от каневского храма Покрова Пресвятой Богородицы до церкви Вознесения Господня в Стародеревянковской.

КРИНИЦА
Елена Бутенко

Источник во имя святой мученицы Параскевы Пятницы (Криница) станицы Стародеревянковской известен далеко за пределами Каневского района. В реестре краевых памятников он имеет двойное значение: достопримечательность религиозного значения и природная диковина.
Неоспоримость уникальности Криницы находит подтверждение во многих свидетельствах болящих, исцеленных святой водой, страждущих, получивших помощь святой мученицы Параскевы Пятницы в своих нуждах. Из поколения в поколение передают станичники предания о чудодейственных свойствах святого источника, некоторые из них относятся к XIX веку.
Явление иконы мученицы Параскевы Пятницы в роднике станич­ные предания относят к началу XX века. Записанные местными кра­еведами воспоминания старожилов, гласят, что «в 1901 году пастухи на лугу около родника пасли овец, подошедши к нему, увидели в нем лик Параскевы Пятницы. Они поспешили в станицу и рассказали всё священнику Свято-Вознесенского храма. С обретенной в десятую пят­ницу по Пасхе... иконы мученицы Параскевы стараниями некоторых благочестивых станичников был заказан и написан список, который до сегодняшнего дня хранится в Свято-Вознесенском храме станицы. На обратной стороне иконы сохранилась надпись: «1904 год −  жертва от граждан...» и «Обещаем носить ежегодно до Криницы». Со списком иконы верующие ежегодно, в десятую пятницу по Пасхе, шли Крест­ным ходом к Кринице −  святому источнику, где совершались богослу­жение и водоосвящение. Этот светлый день стал праздничным для станицы и всей округи −  многочисленные паломники стекались к свя­тому роднику, и так продолжалось до 1930 года».
Последующие годы богоборчества буквально стёрли с лица земли колодец с чудодейственной водой. Но верующие сумели сохранить па­мять о Кринице, об обете, данном предками святому лику.
В начале 90-х гг. XX в. начались работы по возрождению некогда почитаемого источника. Эта благостная миссия легла на плечи про­тоиерея Андрея Дашевского (в те годы − благочинный Каневского округа церквей, настоятель каневского Свято-Покровского храма) и протоиерея Сергия Брижана (окормлявшего Приход стародеревянковского Свято-Вознесенского храма). Конечно, не в одночасье вновь забила чистая родниковая вода из источника, а над ним возросла часовня. Трудов понести пришлось немало, но с Божьей помощью справились.
7 июля 2000 года возродилась старинная традиция, и впервые после семидесятилетнего её забвения верующие совершили крестный ход на Криницу. Возглавила его старинная икона Параскевы Пятницы, хра­нившаяся до тех пор в каневском Свято-Покровском храме. В Крест­ном ходе участвовало 24 священника, 6 диаконов и несколько тысяч верующих. «Крестный ход прошёл по улицам Каневской с образами, звучавшим церковным пением, к нему присоединилось много встре­тившихся людей. От центра Каневской до Стародеревянковской 10 километров. Их проехали на автобусах, а затем, вновь помолившись в храме этой станицы, два километра прошли Крестным ходом до источ­ника, где архиепископ Краснодарский и Новороссийский Исидор, ос­вящает воды источника и молится Богу о даровании его воде целебных свойств, о благоденствии людей».
С тех пор в Стародеревянковской каждую десятую пятницу по Пасхе совершается крестный ход от Свято-Вознесенского храма к святому источнику. И это уже не сугубо церковное мероприятие, а общественно значимое в деле возрождения исторической спра­ведливости, привнесения в жизнь современников исконно право­славных правил. Каждый крестный ход на Криницу освещается на приходском сайте, в православных и светских средствах массовой информации.
В 2014 году по благословению правящего архиерея Ейской епар­хии Преосвященнейшего Германа, епископа Ейского и Тимашевского, крестный ход к святому источнику Параскевы Пятницы приобрел ста­тус межъепархиального. К сотням верующих каневчан присоединя­ются паломники из соседних благочиний Ейской епархии, прибывают гости и из других епархий Кубани, Ростовской митрополии и других регионов России православной.

Источник:  
Мужиченко Елена.  Возвращение святыни // Покров над кубанской станицей : историко-краеведческий сборник. -  Каневская, 2017. – С. 165 – 166.
Бутенко Елена. Криница // Покров над кубанской станицей : историко-краеведческий сборник. -  Каневская, 2017. – С. 167 – 169.


Комментариев нет:

Отправить комментарий