Чтение развивает личность человека. Об
этом известно давно, равно как и о том, что интерес к чтению сейчас падает. Падает,
потому что родители перестали рассказывать детям сказки на ночь. А ведь вкус к
чтению художественной и любой другой литературы должен воспитываться с самого
раннего детства. О том, как это сделать, говорится в статье газеты «Кубань
сегодня», в которой учитель-логопед Лавриненко О. рассказывает о
развитии речи детей через чтение художественной литературы. С содержанием этой
статьи вы можете познакомиться прямо здесь.
ПОЧЕМУ ПОЛЕЗНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ
Все взрослые хотят, чтобы их дети
выросли умными, развитыми личностями. Если у ребёнка наблюдаются речевые
проблемы, то усилий к их исправлению нужно приложить немало: родители выполняют
с ребёнком артикуляционную гимнастику, задания логопеда, поправляют детей в
свободной речи. Но остаётся неиспользованным ещё один мощный ресурс – развитие
речи детей через чтение художественной литературы. Это возможно и для
дошкольников, которые ещё не научились читать. Поможем, взрослые?
Да, в пользе чтения для умственного
развития и расширения кругозора человека никто не сомневается. Но огромная
польза в чтении есть и для ребенка, который учится правильно говорить.
Известно, у детей имеющих нарушения речевого развития, страдает грамматический
строй. Таким детям трудно согласовать слова в предложении, составить речевую
конструкцию из 5-7 слов, последовательно словами выразить свои мысли. Слушая
произведения детской художественной литературы, ребенок знакомится с
правильной, грамотной речью. Качественная художественная литература дает образцы
речевых высказываний, осмысливая которые ребёнок пополняет свой речевой запас,
знакомится с новыми грамматическими конструкциями, повышает уровень обобщений и
приучается к логическому повествованию. Всё это происходит в увлекательной форме,
с эмоциональным подъемом, сопереживанием ведь хорошая книга вызывает
неподдельный интерес, дает новые слова и понятия, обогащает внутренний мир
образами и идеями.
Легко, спонтанно происходит расширение
словарного запаса (он тоже страдает при нарушениях речи) – из контекста,
повторений понятий, названий в разных ситуациях во время чтения многие слова
становятся понятны.
Если ребенок еще не умеет читать, то это
не значит, что ему не доступен увлекательный мир образов, эмоций, чувств.
Чтение родителями детских книжек своим детям продвигает умственное и
психоэмоциональное развитие детей, развивает творческое, фантазийное мышление,
что в свою очередь помогает формировать связную речь. Если ребенок может
представить какое-то развитие сюжета в образах, символах, то затем он сможет
перевести его в поток связного высказывания. Прежде всего, наша речь рождается
в виде замысла схемы, а в дальнейшем перекодируется в звуки слова фразы.
Соответственно отсутствие замысла, идеи, что характерно для детей с бедным
словарным запасом, маленькой речевой практикой, плохим запоминанием новой
информации, тормозит способность высказаться, участвовать в вербальном
общении.
Чтение сказок, приключений, событий из
жизни книжных персонажей развивает фантазию, воображение, творческий замысел.
Родителям, заинтересованным в полноценном развитии речи своих детей, можно
дать такие советы: читайте доступную детям литературу лучше всего народные
сказки. Начинать можно с самых простых – «Колобок, «Заячья избушка», «Теремок».
Внимательно рассматривайте иллюстрации в
книгах, так как смысловой образ хорошо подкрепляется наглядным изображением.
Ведь не всегда можно узнать, как ребенок понял прочитанное, что он представил
себе в уме.
Читайте с максимальной эмоциональностью,
вызывайте голосом сопереживание героям
сказок. Этим вы удержите внимание
ребенка и вовлечение его в историю. Тщательно выговаривайте слова, следите за
артикуляцией. Правильная, чистая речь в качестве образца стимулирует ребенка исправить
дефект произношения, если он у него есть.
Старайтесь проговорить с ребенком характеры
героев, кто понравился или не понравился, почему, как бы ты поступил на месте
героя.
Закрепляйте в речи усвоенные новые
усвоенные слова или речевые обороты «волчок-серый бочок», «лисичка-сестричка».
«Хорошая книга точно беседа с умным человеком.
Читатель получает от неё знание и обобщение действительности, способность
понимать жизнь», - писал А.Н.
Толстой. Не лишайте ребенка умного общения, подарите ему радость развития и познания
себя и мира.
(По страницам газеты "Кубань сегодня")
Источник:
Лавриненко, О. Почему полезно читать детям [Текст] : учитель-логопед
рассказывает о развитии речи детей через чтение художественной литературы / О.
Лавриненко // Кубань сегодня. - 2015. - 31 марта. - С. 8.
Комментариев нет:
Отправить комментарий