пятница, 29 мая 2015 г.

Почему полезно читать детям

   Чтение развивает личность человека. Об этом известно давно, равно как и о том, что интерес к чтению сейчас падает. Падает, потому что родители перестали рассказывать детям сказки на ночь. А ведь вкус к чтению художественной и любой другой литературы должен воспитываться с самого раннего детства. О том, как это сделать, говорится в статье газеты «Кубань сегодня», в которой учитель-логопед Лавриненко О. рассказывает о развитии речи детей через чтение художественной литературы. С содержанием этой статьи вы можете познакомиться прямо здесь.

ПОЧЕМУ ПОЛЕЗНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ

     Все взрослые хотят, чтобы их дети выросли умными, развитыми личностями. Если у ребёнка наблюдаются речевые проблемы, то усилий к их исправлению нужно приложить немало: родители выполняют с ребёнком артикуляционную гимнастику, задания логопеда, поправляют детей в свободной речи. Но остаётся неиспользованным ещё один мощный ресурс – развитие речи детей через чтение художественной литературы. Это возможно и для дошкольников, которые ещё не научились читать. Поможем, взрослые?
Да, в пользе чтения для умственного развития и рас­ширения кругозора человека никто не сомневается. Но огромная польза в чтении есть и для ребенка, который учится правильно говорить. Известно, у детей имею­щих нарушения речевого развития, страдает грамматический строй. Таким детям трудно согласовать слова в предложении, составить речевую конструкцию из 5-7 слов, последовательно словами выразить свои мысли. Слушая произведения детской художественной литера­туры, ребенок знакомится с правильной, грамотной ре­чью. Качественная художественная литература дает об­разцы речевых высказываний, осмысливая которые ребёнок пополняет свой речевой запас, знакомится с новыми грамматическими конструкциями, повышает уровень обобщений и приучается к логическому пове­ствованию. Всё это происходит в увлекательной фор­ме, с эмоциональным подъемом, сопереживанием ведь хорошая книга вызывает неподдельный инте­рес, дает новые слова и понятия, обогащает внутрен­ний мир образами и идеями.
Легко, спонтанно происходит расширение словар­ного запаса (он тоже страдает при нарушениях речи) – из контекста, повторений понятий, названий в раз­ных ситуациях во время чтения многие слова стано­вятся понятны.
Если ребенок еще не умеет читать, то это не значит, что ему не доступен увлекательный мир образов, эмоций, чувств. Чтение родителями детских книжек своим детям продвигает умственное и психоэмоциональное развитие детей, развивает творческое, фантазийное мышление, что в свою очередь помогает формировать связную речь. Если ребенок может представить какое-то развитие сюжета в образах, символах, то затем он сможет перевести его в поток связного высказывания. Прежде всего, наша речь рождается в виде замысла схемы, а в дальнейшем перекодируется в звуки слова фразы. Соответственно отсутствие замысла, идеи, что характерно для детей с бедным словарным запасом, маленькой речевой практикой, плохим запоминанием новой информации, тормозит способность высказать­ся, участвовать в вербальном общении.
Чтение сказок, приключений, событий из жизни книжных персонажей развивает фантазию, воображе­ние, творческий замысел. Родителям, заинтересован­ным в полноценном развитии речи своих детей, можно дать такие советы: читайте доступную детям литературу лучше всего народные сказки. Начинать можно с самых простых – «Колобок, «Заячья избушка», «Теремок».
Внимательно рассматривайте иллюстрации в кни­гах, так как смысловой образ хорошо подкрепляется наглядным изображением. Ведь не всегда можно узнать, как ребенок понял прочитанное, что он представил себе в уме.
Читайте с максимальной эмоциональностью, вызывайте голосом  сопереживание героям сказок.  Этим вы удержите внимание ребенка и вовлечение его в историю. Тщательно выговаривайте слова, следите за артикуляцией. Правильная, чистая речь в качестве образца стимулирует ребенка исправить дефект произношения, если он у него есть.
Старайтесь проговорить с ребенком характеры героев, кто понравился или не понравился, почему, как бы ты поступил на месте героя.
Закрепляйте в речи усвоенные новые усвоенные слова или речевые обороты «волчок-серый бочок», «лисичка-сестричка».
«Хорошая книга точно беседа с умным человеком. Читатель получает от неё знание и обобщение действительности, способность понимать жизнь», - писал А.Н. Толстой. Не лишайте ребенка умного общения, подарите ему радость развития и познания себя и мира.


Источник: Лавриненко, О.  Почему полезно читать детям [Текст] : учитель-логопед рассказывает о развитии речи детей через чтение художественной литературы / О. Лавриненко // Кубань сегодня. - 2015. - 31 марта. - С. 8.  

Комментариев нет: