суббота, 6 февраля 2016 г.

Оккупация и освобождение Каневского района

Командир дивизии Васильян А.А.
Сейчас в крае проходит месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы под девизом «За Веру, Кубань и Отечество!». Но работа по патриотическому воспитанию не должна быть разовой акцией, а носить системный характер. Ведь она помогает сохранить связь поколений. Мы в Литературной копилке тоже хотим внести свой вклад в воспитание патриотов. «Мы должны, мы обязаны помнить!» - под этим девизом здесь будут размещены  материалы наших краеведов об исторических событиях станицы Каневской и Каневского района, о  судьбах наших земляков, оставивших свой след на земле. Начинаем со статьи В. Кострова, специалиста архивного отдела администрации МО Каневской район,   «Оккупация и освобождение Каневского района».

Оккупация и освобождение Каневского района

      Летом и осенью 1942 года фашистские за­хватчики предприняли мощное насту­пление на Кавказ и Кубань. Несмотря на огромные потери, враг оккупировал территорию Краснодарского края и создал здесь мощную линию обороны. Гитлер настаивал на защите Кубанского плацдарма, рассматривая его как запасной выход из ситуации, складывающейся после окружения и разгрома под Сталинградом. Кроме того, он надеялся проникнуть через Се­верный Кавказ в богатые нефтью районы Ближ­него и Среднего Востока.
В качестве основных методов управле­ния на оккупированной территории немецко-фашистские захватчики использовали насилие и террор. С патриотами, сопротивлявшимися гит­леровскому игу, оккупанты вели жестокую борь­бу В секретных немецких инструкциях по уничто­жению партизан утверждалось, что партизанское сопротивление «соответствует по своей сути русскому духу» и может быть побеждено только беспощадностью. «Все пойманные партизаны и гражданские лица, включая и женщин, должны быть расстреляны, или, лучше, повешены», - говорилось в «Боевом наставлении по борьбе с партизанским движением на Востоке». В то же время Гитлер признавался: «Партизанская вой­на выгодна и нам: она даёт нам возможность ис­треблять всех, кто выступает против нас».
Партизанские отряды формировались из до­бровольцев. Это были люди большого мужества, патриоты, понимавшие, на какой риск они идут. В инструкции верховного главнокомандования вер­махта, выпущенной в ноябре 1942 года, говорит­ся: «Обращение с партизанами и их доброволь­ными помощниками должно быть исключительно суровым... Лица, предоставляющие партизанам убежище или продовольствие, или знающие, но скрывающие место пребывания партизан или во­обще оказывающие им какую-либо другую под­держку подлежат расстрелу».
На всей территории, подвергшейся оккупа­ции, враги установили так называемый «новый порядок» - режим насилия и кровавого террора. Фашисты, занявшие 5 августа 1942 года Канев­ской район, за полгода убили 360 каневчан, в том числе 90 женщин и 60 детей в возрасте от двух недель до четырнадцати лет. Огромный ущерб был нанесён экономике нашей станицы. Были разорены все колхозы и промышленные пред­приятия, разрушен железнодорожный вокзал. Убытки составили десятки миллионов рублей.
Перед оккупацией в нашем районе были под­готовлены базы снабжения партизан, где храни­лись продукты, медикаменты, одежда и оружие. На хуторе Сладкий Лиман организовалась пар­тизанская подпольная группа, уничтожившая се­мерых полицейских, пятерых немецких солдат и двоих офицеров оккупационных войск.
В военном зале нашего музея есть стенд, по­священный участникам партизанского движения в Каневском районе. На стенде можно увидеть фотографию расстрелянного полицаями быв­шего председателя Новоминского райисполкома Л. К. Черняева, который в 1942 году был органи­затором партизанского отряда в районе.
Рядом - снимок и личные документы учитель­ницы Н. М. Берестовской, с 1937 года - секре­таря Новоминского райкома комсомола. В годы войны она сражалась в партизанском отряде «За Родину!» В октябре 1942 года Нина Берестовская была послана в станицу Новодеревянковскую для организации борьбы с оккупантами, но в де­кабре была выдана предателем и расстреляна 22 января 1943 года в станице Ленинградской.
Здесь же фотографии П. К. Германа - бойца партизанского отряда «Кубань» и О. А. Лесик - участницы партизанского движения в Белорус­сии.
Медицинские инструменты, которые экспони­руются рядом со стендом, напоминают о подвиге врача-хирурга М.Ф. Стычинской, которая в пери­од оккупации спасала раненых бойцов.
Жители Каневского района И.Н. Нефё­дов, М.Ф. Новиков и О.Л. Сидоренко прятали парашютиста-десантника Германа Восмедиано Эспиноса, а фельдшер П. Н. Животовский лечил его. Рискуя собственной жизнью и жизнями своих близких, они спасли испанца. Помогал им другой десантник - Василий Александрович Кожедуб из Белоруссии. Три группы парашютистов были сброшены над нашим районом в январе 1943 года, но только два человека остались в живых - испанец и белорус.
В это трудное время ярко проявился патрио­тизм наших земляков, их воля к победе и самоот­верженность. Народная борьба в тылу немецких войск - одна из героических страниц Великой Отечественной войны. Победа патриотам доста­лась дорогой ценой. За годы войны погиб каж­дый седьмой партизан и подпольщик. Все они, живые и мёртвые, до конца выполнили свой долг перед Родиной.
В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года фашисты бежали из Каневской.
В вечернем сообщении Совинформбюро от 4 февраля сказано: «Наши войска овладели рай­онным центром и крупным железнодорожным узлом Староминская, районным центром и же­лезнодорожной станцией Каневская».
Первыми в нашу станицу под утро 4 февраля вошли части 351-й стрелковой дивизии, входив­шей в 58-ю армию, сражавшуюся на Северо- Кавказском фронте. Дивизия была сформиро­вана в августе 1942 года, а к концу войны на её знамени появились заслуженные награды орде­на Красного Знамени, Суворова и Богдана Хмель­ницкого. Высокими правительственными награда­ми отмечены и 6693 воина дивизии, в том числе и за освобождение населённых пунктов Каневской и Привольной батальоном 1157-го стрелкового полка 351-й стрелковой дивизии, который первым вступил на территорию Каневского и Новомин­ского районов, вытесняя оккупантов, командовал наш земляк Филипп Иванович Колесников.
Он родился 21 октября 1905 г. в ст. Новодеревянковской, в батрацкой семье. Окончил семь классов, работал по найму, отслужил срочную службу, потом заведовал Домом культуры, рабо­тал в райкоме.
Когда началась война, стал старшим инструк­тором всеобщего воинского обучения при Ново­минском райвоенкомате (Новодеревянковская тогда входила в состав Новоминского района). 20 февраля 1942 года ушёл на фронт Освобож­дал родную Кубань, а ровно через год, 3 февра­ля 1944 г на 1-м Украинском фронте в бою под Шепетовкой был тяжело ранен. Полгода провёл в госпитале, потом служил в Ростове.
После демобилизации Филипп Иванович ра­ботал в Новоминском райисполкоме, Новодеревянковской МТС, руководил сельпо и военно-учётным столом, был депутатом сельского Совета. Родина отметила его орденами Алексан­дра Невского и Красного Знамени, множеством медалей, в том числе такими почётными, как «За оборону Кавказа», «За отвагу», «За боевые заслуги».
Вместе с женой Верой Фёдоровной он вы­растил и воспитал сына и дочь. 31 мая 1971 г Филиппа Ивановича не стало, похоронен он в родной станице, которую когда-то освободил от захватчиков.
Большую работу по выяснению деталей био­графии Ф. И. Колесникова провёл известный краевед А.И. Дейневич - истинный хранитель памяти родной земли.
Напор наших бойцов был неудержим. Герман­ские и румынские войска, не оказывая серьёз­ного сопротивления, отступили на юго-запад. Преодолевая бездорожье, противника пресле­довали части 417-й стрелковой дивизии, входив­шей в состав 9-й армии. Они принимали участие в окончательном освобождении нашего района, особенно западной и юго-западной частей его территории.
Вечером 7 февраля в Каневскую вошли пере­довые части 89-й ударной стрелковой армянской дивизии, входившей в 58-ю армию. Судьба мно­гих воинов этой дивизии была трагической.
По воспоминаниям В.П. Мановицкого, бывшего командира роты автоматчиков 1376-го стрелкового полка 417-й стрелковой дивизии, его полк 7 февра­ля 1943 года освободил станицу Придорожную и остался в ней на ночёвку. 9 февраля, до наступле­ния рассвета, командир полка майор А.С. Гнатюк и начальник штаба старший лейтенант Н.А. Полищук подняли бойцов по тревоге. Ускоренным мар­шем они вышли из Придорожной и вдоль желез­ной дороги направились в сторону Брюховецкого района. 9 февраля взяли Новоджерилиевскую, но освободители были тут же окружены немецкой пе­хотой, танками и два дня вели бой.
Командующий армией приказал 89-й армян­ской дивизии идти к ним на выручку. Дивизия шла из Каневской через станицу Чепигинскую и хутор Киновия на хутор Гарбузовая Балка, там часть бойцов осталась на ночлег. Ночью в хутор ворва­лись автоматчики и танки противника, и многих убили. Другая часть дивизии также попала под интенсивный огонь пушек, пулемётов и замаски­рованных немецких танков.
Основные силы дивизии вышли к МТФ №1.Февраль 1943 года на Кубани был очень холод­ным, со снегом, морозами и пронизывающими насквозь ветрами. С.Н. Черных, бывший началь­ник штаба 417-й стрелковой дивизии, вспоминал: «Как утверждают очевидцы, ночью армяне для обогрева разожгли костры. Местность была от­крытая. Немецкая разведка их обнаружила, и на армян двинулось большое количество фашист­ских танков, которые начали давить и расстрели­вать воинов. Под танком погиб и командир 89-й дивизии полковник Васильян. В результате тан­ковой атаки гитлеровцев было убито около трёх тысяч воинов 89-й армянской дивизии».
Погибшие воины были похоронены в братских могилах хуторов Поды, Гарбузовая Балка и ста­ницы Новоджерилиевской. По воспоминаниям М.И. Рудзит, бывшей тогда председателем рай­исполкома, тело командира дивизии полковника А. А. Васильяна было отправлено на его родину, а командир полка Г.А. Исаханян с воинскими почестями был похоронен вместе с погибшими парашютистами в летнем парке станицы. 9 мая 1967 года их останки были перенесены в брат­скую могилу в центре Каневской, а 5 ноября со­стоялось открытие обелиска Славы и был за­жжён Вечный огонь.
В освобождённой станице налаживалась мир­ная жизнь. Нужно было восстанавливать разру­шенное - ущерб, нанесённый нашему району за полгода оккупации, составил десятки миллионов рублей.
16 марта 1943 г Каневской район был включён в специальную краевую программму подготовки групп минёров-разградителей из местного насе­ления. Окончательная очистка территории края от минных полей завершилась лишь через два года.
26 марта было открыто движение по желез­ной дороге на участке от Тимашевской до Старо­минской, через Каневскую вновь пошли поезда. Железнодорожный вокзал, стоявший с 1914 года, был разрушен, и каневчане построили новый.
Каждый делал всё, что мог, для того, чтобы хо­зяйство Каневского района поднялось из руин.
Заведующая районной библиотекой М. П. Олефиренко собственноручно отремонтировала по­мещение, она лично мазала и белила библиотеч­ные стены.
Заведующий радиоузлом М.Ю. Пролейко, ин­валид гражданской войны, в начале августа 1942 года, буквально в последний день перед оккупа­цией, смог спасти часть имущества радиоузла. Находясь в эвакуации, за свой счёт собрал из де­талей 100-ваттный усилитель на 1000 радиото­чек, стоимостью 14000 рублей. После освобож­дения района он привёз усилитель в Каневскую, установил и подключил. Наши земляки получили возможность узнавать положение на фронтах, следить за обстановкой в стране и мире.
Несмотря на невероятно трудное положение в освобождённых районах, было принято ре­шение возродить разрушенную киносеть края. В станице Каневской был назначен начальник межрайонного отдела кинофикации, которому было поручено лично обследовать состояние ки­нотеатров и организовать их восстановление.
В те же дни было принято постановление Военного совета Северо-Кавказского фронта об обеспечении войск фронта мясом и рыбой. За 58-й армией были закреплены Каневской, Приморско-Ахтарский, Брюховецкий, Новомин­ской, Староминской и Щербиновский районы. Наш район с честью выполнил это задание, под­держав освободителей.
В середине июня командир 4-го гвардейско­го Кубанского казачьего кавалерийского корпуса Н. Я. Кириченко в выступлении на XIII пленуме крайкома отметил, что Каневской район многое сделал для его бойцов. В конце августа канев­чане в числе других оказали продовольственную помощь партизанам Белоруссии.
После полного освобождения Кубани по ини­циативе крайкома было подготовлено «Письмо казаков и казачек, рабочих, работниц и интел­лигенции Советской Кубани товарищу Стали­ну И.В.» Помимо прочего, в письме рассказы­валось о преступлениях фашистов на Кубани и о подвигах воинов-кубанцев. Свои подписи поставили 536705 жителей нашего края, из них 8313 каневчан. В докладной записке секретаря Каневского райкома П. Т. Ерёмина от 24 октября 1943 г, в частности, говорилось: «На собрании колхозников колхоза «За технику» после чтения письма старый казак тов. Буря спел старую каза­чью песню: «Ты, Кубань, ты наша Родина».
Восстановление развернулось широким фронтом по всем направлениям народной жиз­ни. От людей требовалась высокая сила духа и огромная работоспособность, и военное поколе­ние смогло проявить эти качества.
Люди жили, восстанавливали разрушенное фашистскими извергами, помогали фронту строили новую жизнь. Мы навсегда благодарны военному поколению, преодолевшему огромные трудности тех лет, способному в горе и лишениях проявить волю, терпение, милосердие и любовь к Родине.
Валерий Костров, специалист архивного отдела администрации МО Каневской район


Источник: Костров, Валерий (специалист архивного отдела администрации МО Каневской район).  Оккупация и освобождение Каневского района [Текст] / Валерий Костров // Каневчане. - 2009. -  Весна. - С. 56-58.

Комментариев нет:

Отправить комментарий