вторник, 28 июня 2016 г.

О списках литературы для летнего чтения наших детей


В сегодняшнем номере «Российской газеты» прочитала статью «Чехов против Интернета». В ней автор Н. Лебедева пытается дать ответ на вопрос некоторых родителей, зачем детям задавать на лето такие большие списки литературы. В этом ей помогают учитель начальных классов и Сергей Лукьяненко, писатель, известный фантаст,  отец троих детей. По просьбе «РГ» он оценил списки литературы, которые получили на лето его старшие дети. Статью можно прочесть здесь. Кстати, на портале ГодЛитературы.рф можно найти списки литературы для всех классов и узнать, что думают о них родители ‒ известные писатели, ученые, актёры и телеведущие.
Чехов против Интернета
Зачем задавать на лето такой большой список книг, если дети все равно не успеют их прочитать? Да тут и читать нечего, одна «вечная классика» и «взрослые» книги, которые детям неинтересны, а где современные детские авторы? Именно так звучат основные претензии родителей к спискам литературы, которые их дети-школьники получили на лето.
‒ Вовсе не нужно читать книги страницами! ‒ обращается к родителям будущих первоклассников учитель начальных классов гимназии № 1572 Елена Саранченко.
‒ Важно не, сколько ребенок прочитал, а как ‒ что нового узнал, какие это вызвало чувства, над чем задумался. А имена детских замечательных писателей всем известны, выбирайте то, что нравится ребенку, и читайте. Читающих детей в классе сразу видно. У них взгляд другой ‒ лучистый, доброжелательный, уверенный. Они не боятся отвечать, открыты к общению.

Книжный багаж на лето кандидат педагогических наук Екатерина Асонова предлагает складывать, опираясь на несколько простых принципов. Больше всего детям нравятся сказки и приключенческие истории, с них и нужно начинать, чтобы увлечь ребенка чтением. Потом можно добавить немного реалистической прозы Виктора Драгунского, Юза Алешковского или Сергея Седова, например. Не стоит пренебрегать таким, казалось бы, несерьезным жанром, как комиксы. «Прочитать» сюжет по картинкам, по репликам сориентироваться в отношениях героев, по мимике понять их эмоции и настроение ‒ все это заставляет мозг работать гораздо интенсивнее и сложнее, чем при чтении линейного текста.
В том, что дети мало читают, в первую очередь виноваты родители
Ответственность за то, что дети мало читают, лежит не на учителях и несовершенной школьной программе, а в первую очередь на родителях, уверена и.о. художественного руководителя в гимназии Святителя Василия Великого Шахворостова. «Подростку не нужно что-то навязывать, лучше действовать тоньше, - говорит она. - Попробуйте почитать ребенку вслух, тем более что в наш бешеный век мы так мало времени уделяем нашим детям. Недавно с дочкой мы прочли «Повесть о настоящем человеке», столько было впечатлений и у нее, и у меня - вместе переживали, вместе плакали. А еще советую свозить детей в Михайловское, Ясную поляну, Хмелиту, Мелихово. Когда они ходят по тем же дорожкам, где ходили Пушкин, Грибоедов, Толстой или Чехов, узнают, как они жили, где писали, восприятие их произведений сразу же меняется».
Мнение
Сергей Лукьяненко, писатель, отец троих детей по просьбе "РГ" оценил списки литературы, которые получили на лето его старшие дети:
‒ В списке среднего сына (перешел в третий класс) ‒ рассказы о природе и животных Пришвина, Мамина-Сибиряка, Юрия Дмитриева, исторические книги об Александре Невском и Сергии Радонежском, "Военная тайна" Гайдара, сказки братьев Гримм, Гауфа, Уайльда, Андерсена и Линдгрен. Хороший список - произведения небольшие по объему, и многое из этого сын и так уже читал. А вот у старшего ребенка (он пойдет в 6-й класс) список посерьезнее. Здесь много классики: Пушкин, Гоголь, Лесков, Распутин, Чехов, Зощенко... И довольно большой список для внеклассного чтения ‒ Марк Твен, Чарльз Диккенс, Майн Рид, Эдгар По, Гайдар, Крапивин, Коваль, Короленко... Не соглашусь с теми, кто говорит, что в 12 лет рано читать «Дубровского» и «Вий». Рад, что в списке есть замечательный писатель Юрий Нагибин, несправедливо, на мой взгляд, недооцененный, и «Уроки французского» Валентина Распутина. А вот Джека Лондона, думаю, заставлять читать не придется, его книги очень увлекательны. В этом списке вообще хорошая подборка классических приключенческих произведений, хотя объем, конечно, большой. Осилить за лето 20 толстых томов ‒ это тяжело. Я бы в своем детстве мог бы это сделать и даже добавки попросил. Но в моем детстве не было таких замечательных видов развлечений, как компьютер и Интернет.
Бесспорно, сейчас дети читают меньше. Этот процесс идет во всем мире, потому что появилось много новых культурных раздражителей, источников информации. Невозможно полностью оторвать ребенка от телевизора, Интернета, компьютерных игр. Это тоже часть культуры, так что давайте не будем снобистски говорить, что это неважно. Ребенок, который вырастет только на одной классике, окажется в этом мире несколько дезадаптирован. Даже в 70-80-е годы, когда книга была единственным доступным источником знаний и развлечений, читали не все. Просто нужно признать: есть люди, которым книга не нужна. Это грустно, их стоит пожалеть. Но не все же имеют музыкальный слух и обожают слушать классическую музыку. Так и не все люди имеют книжный слух и не все любят читать.

Источник: Лебедева Н. Чехов против Интернета // Российская газета. – 2016. – 28 июня.

Комментариев нет: