Сегодня совершить экскурсию по Каневской, по её дамбам и
греблям, нам помогут журналисты «Каневских зорь». К сожалению, автор статьи «Три дороги, три
реки» остался неизвестен, но мы благодарны ему за прекрасное путешествие в
историю нашей станицы, в то время, когда были построены первые кладки, гребли,
помогающие жителям передвигаться с одной улицы на другую. Все мы знаем, что старожилы называют разные
уголки Каневской Мыгрынка, Краинка, Бакай, Загребля, но не всегда понимают
значение этих слов. Загребля, вероятно, это в переводе с кубанской балачки –
то, что находится за греблей. А гребля – это плотина, запруда, то есть,
выражаясь современным языком, гидротехническое сооружение. Вот о них и пойдёт
речь в этой статье.
ТРИ ДОРОГИ,
ТРИ РЕКИ
Рельеф местности в границах Каневской
буквально изрезан руслами водоёмов, что находит отражение и на особенностях
дорожной сети станицы.
О НАДВОДНЫХ
ПЕРЕДВИЖЕНИЯХ
Как
известно, первопоселенцы основали свой курень у слияния трёх рек с большим
количеством балок, заводей и ручьёв в окрестностях. Земля, вволю напитанная
влагой, давала в пищу казакам дичь и рыбу, благоприятствовала развитию земледелия
и скотоводства.
Торговые
и почтовые связи обеспечивали три пути, что вели в Ейск, Екатеринодар и в
Москву. Дорожные «ответвления» были обустроены по мере освоения окрестных
земель. И этот процесс продолжается по сей день.
Условно наложив на
карту дорог в границах современной станицы схему водных артерий, в стыковочных
точках двух сетей отмечаем места перехода и переезда с одного берега водоёма
на другой.
Основной
водный массив Каневской сконцентрирован в её северо-восточной части. Здесь же
располагаются практически все гидротехнические сооружения, обустроенные в
станице каневчанами − дамбы. А на местном диалекте − гребли, отсюда и название
одного из станичных районов – Загребля.
Самая
протяжённая − около 4-х километров − дамба соединяет Каневскую со
Стародеревянковской, построена в XIX веке. Старожилы рассказывают о старинной
кладке, проходившей параллельно дамбе и, возможно − гидротехническом
«первенце» жителей обоих берегов реки Челбас.
Самой
юной можно смело назвать дамбу, соединяющую Загреблю с юго-восточным районом
станицы − Мигринкой. Её обустроили во второй половине XX века. Народное
название −Победянская гребля.
Загреблянская
дамба изменила русло реки Средняя Челбаска. От соединяющего дамбу моста со
старинным каменным основанием берут начало две главные станичные улицы: на запад
уходит улица Ленина, на восток − Широкая.
Реконструкция
исторического центра Каневской 1970-х годов дала основание для строительства
второй дамбы с мостом на этом участке реки, соединив начала улиц Черноморской
и Широкой. Между дамбами образовалась заводь, поросшая вскоре камышом и ставшая
излюбленным местом для рыбаков, рассказывают, некоторым из них попадалась даже
рыба-вьюн. Дети здесь ловили раков и собирали мидий, которых тут же готовили на
костре. Но вскоре это живописное место «затянулось бурой тиной».
В конце восьмого
десятилетия прошлого века была произведена зачистка речного дна и прибрежной
зоны на участке реки от акватории центрального пляжа до стародеревянковской
дамбы. Отработанный земснарядом илистый грунт был использован на засыпку
заводи между дамбами и обустройство основания треугольной площади, где ныне
размещена торгово-досуговая зона.
«Пращуры»
современных станичных мостов и мостиков − деревянные кладки, которыми
соединяли берега рек и балок каневчане-первопоселенцы. В засуху из-под воды местами ещё
«выходят» останки древесных свай.
О
кладках в центре станицы известно, что две из них вели в Стародеревянковскую и
на Загреблю, третья дала начало и название улице Кладковой. Ровесница последней
была построена в северо-западной части станицы соединила начало улицы
Больничной со Стародеревянковской. Две − на юго-восточной окраине Каневской.
Технический
прогресс «переодел» каневские надводные сооружения в камень и металл.
Источник: Три дороги, три реки
[Текст] : о греблях, кладках, мостах и кладках к 225-летию станицы
Каневской // Каневские зори. - 2019. - 16 мая. - С. 8.
Комментариев нет:
Отправить комментарий