среда, 18 ноября 2015 г.

УЧИТЕЛЯ НА ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА

Во время посещения музея истории народного образования Краснодарского края в краевом институте усовершенствования учителей на одном из стендов  Александр Васильевич Дейневич увидел фамилии наших земляков – учителей-фронтовиков и проникся мыслью создания подобной экспозиции в своей школе. Александр Васильевич стал собирать материал о живых фронтовиках, учителях и выпускниках школы, погибших в годы Великой Отечественной войны, побывал в их семьях. Созданная под его руководством группа «Поиск» собирала различную информацию, уточняла списки, делала запросы. К сбору дополнительного материала были подключены все классные коллективы школы. Одновременно с этим сбор материалов, связанных с войной, был поручен преподавателю начальной военной подготовки Борису Ивановичу Ванюкову. Были оформлены альбомы с фотографиями и биографиями фронтовиков, учителей-ветеранов, собраны фотографии выпускников школы, начиная с первого огненного выпуска 1941 года, постоянно велась переписка с выпускниками разных лет и учителями. Александр Васильевич опубликовал результаты своего многолетнего труда в историко-литературном альманахе «Каневчане», 2015 год, №14. В очерке под названием «Учитель равен солдату-Герою…» он рассказал о судьбах новодеревянковских учителей – участников Великой Отечественной войны. Мы помещаем копию статьи А.Дейневича на нашем блоге, это один из самых замечательных материалов номера, тревожащих душу и память. А какие красивые одухотворённые лица смотрят на нас с фотографий! 


«УЧИТЕЛЬ РАВЕН СОЛДАТУ – ГЕРОЮ…» (НОВОДЕРЕВЯНКОВСКИЕ УЧИТЕЛЯ НА ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА)
70 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. И чем дальше она от нас отодвигается, тем меньше становит­ся живых, непосредственных участников и очевидцев событий военного времени. Горько осознавать, что сегодня в Новодеревянковском сельском поселении уже нет в живых ни одного учителя-фронтовика, кто мог бы рассказать, какой ценой добывалась Победа, как тяжело было восстанавливать мирную жизнь.
Война, которую на нашу землю принёс гер­манский фашизм, не случайно названа Вели­кой - вся Советская страна поднялась на борьбу с врагом. По неполным данным «Похозяйственных книг основных производствен­ных показателей хозяйств колхозников» за 1943-1945 и 1944-1946 годы, из станицы Новодеревянковской были призваны 2096 че­ловек, из колхоза «Свободный Труд» (хуторов Ленинского, Вольного, Приютного, Благодар­ного, Братского) - 127 человек, из хутора Раз­дольного - 94 человека и из хутора Албашей - 335 человек.

В общем строю воевали и приближали По­беду учителя школ Новодеревянковского Со­вета. У каждого из нас сложился привычный стереотип образа учителя: очки, указка, тетрадь или книга, мел. И уж никак не укла­дывается в голове образ представителя этой самой гуманной профессии с винтовкой или автоматом в руках. Но это было так.
В далёком 1941-ом уходили учителя на фронт вместе с учениками и их родителя­ми. По-разному сложились их судьбы. По­гибли в боях на (фронтах Отечественной войны девять учителей, казнены немецко-фашистскими захватчиками за участие в партизанском движении два учителя, один расстрелян как активный коммунист. Воз­вратившиеся продолжили прерванный труд, и уроки каждого из них были ещё и уроками мужества, славы и доблести.
Дорогой ценой, огромными человеческими жертвами досталась победа над фашиз­мом. И мы, в чьи руки фронтовики пере­дали учительскую эстафету, призваны сделать всё для того, чтобы эта война не была забыта. А память - главный враг войны. «Когда войну забывают, начинается новая», - это предостережение Аристотеля знакомо многим со школьных лет.
Вспомним же сегодня тех, кто приближал этот день, и тех, кто положил свои жизни на алтарь Победы.
***
В1930 году, после окончания педтехникума в станице Полтавской, начал педагогическую деятельность в станице Новодеревянковской Сергей Георгиевич Печелиев. Положение в это время в станице, да и в целом на Ку­бани, вызванное грандиозными изменения­ми, проходившими в стране, было довольно сложным. Бывший директор ШКМ Бубнов, столкнувшись с труднорешаемыми пробле­мами, попросту убежал из станицы, и новый директор Печелиев принял новодеревянковскую семилетку от инспектора Староминско­го РайОНО.
Не лишним будет напомнить, что учитель­ская профессия в те годы заключалась не только в преподавании. Грамотный, образо­ванный, да ещё и молодой, учитель в первые десятилетия советской школы был, по выра­жению тех лет, «многостаночником». Трудно перечислить все виды общественной (то есть неоплачиваемой) работы, которая легла на плечи директора. Сергей Георгиевич органи­зовывал пункты по ликвидации неграмотно­сти, был активным помощником в работе по укреплению колхозов, руководил группами комсомольцев, работавших с молодёжью, вёл разъяснительную работу среди населения, читал лекции и доклады, возглавлял комис­сии по проверке школ.
Даже полвека спустя после описываемых событий нашлись люди, которые помнили, что директор Печелиев спас более ста де­тей, родители которых погибли в голодомор 1932-1933 годов. Все они окончили шко­лу и при его содействии были устроены в учебные заведения города Ростова-на-Дону, бывшего в то время центром Азово-Черно­морского края.
В 1935 году приказом по краевому отделу народного образования Сергей Георгиевич Печелиев был переведён на должность за­ведующего РайОНО, откуда с началом вой­ны добровольно ушёл на защиту Отечества. Он - участник Сталинградской битвы 1942- 1943 годов, которая, наряду со сражением на Курской дуге, стала переломным моментом в ходе военных действий и привела немецкие войска к окончательной потере стратегиче­ской инициативы.
Младший лейтенант коммунист Печелиев, командир танка 433-го отдельного танкового батальона 101-ой танковой бригады 19-го тан­кового корпуса 65-ой армии 4-го Украинского фронта, погиб в одном из боёв за освобожде­ние Советской Украины 21 декабря 1943 года.
- Спасибо вам, дорогие, что вы помните мо­его мужа, отдавшего жизнь в боях за Родину, - писала в 1985 году ребятам, членам клуба «Поиск» средней школы №43, Лидия Матве­евна Печелиева. - Воевал он так же достойно, как и трудился в мирное время, и даже был удостоен наград, столь редких в те годы. Но они сгорели вместе с ним в танке, вместе со всем экипажем. Берегите мир, ребята! Будь проклята война!
***
После голодомора 1932-1933 годов, по на­правлению Северо-Кавказского КрайОНО прибыл в Новодеревянковскую среднюю школу Алексей Евсеевич Гаврилов. Уро­женец Башкирии, сам по национальности чуваш, общительный паренёк быстро нашёл общий язык как с воспитанниками школы, в которой преподавал биологию, так и с их ро­дителями. За успехи в изучении школьника­ми предмета и активную общественную де­ятельность он, один из немногих учителей, в 1940 году был занесён на краевую Доску почёта. После начала войны решением Новоминского РК ВКП(б) молодой коммунист был назначен пропагандистом райкома партии при Новодеревянковском сельском Совете. А с приближением угрозы оккупации летом 1942 года руководил эвакуацией имущества колхозов Новодеревянковского сельсовета.
Стремительное продвижение врага не позволило А.Е. Гаврилову покинуть тер­риторию Новоминского района. Через два месяца после установления «нового поряд­ка» он был арестован и расстрелян вместе с группой активистов Советской власти и эвакуированных граждан еврейской наци­ональности. Состоявшаяся 24 октября 1942 года акция устрашения, цинично названная оккупантами «санитарными мерами» про­тив коммунистов и евреев, наглядно пока­зала, что может ожидать мирных советских граждан.
Невольный свидетель этого массового убийства безвинных людей, Раиса Данилов­на Аипская (1911-1993 гг.), рассказывала:
-    Учителя Гаврилова, вместе с бывшим секретарём исполкома сельсовета Ковален­ко и красными партизанами гражданской войны Калаем и Воробьёвым, в ночь с 23 на 24 октября арестовали и заперли в зда­нии средней школы №9. А днём 24 октября их всех, вместе с семьями евреев, которые жили у нас в эвакуации, вывезли на север­ную окраину станицы, где было небольшое кладбище, прямо к вырытой накануне яме. Догола раздели, заставили живыми влезть в эту яму и расстреляли там их всех, и взрос­лых, и детей - всего был убит сорок один человек...
Через 26 лет после этой жуткой казни по инициативе фронтовика Ивана Кузьмича Гар­маша, поддержанной депутатами и исполко­мом Совета, останки погибших были торже­ственно перезахоронены в братскую могилу в центре станицы Новодеревянковской.
Имя новодеревянковского учителя и патри­ота, коммуниста Алексея Евсеевича Гаврило­ва навечно внесено в списки павших за Роди­ну в годы войны.
* * *
Последний предвоенный директор Новоде­ревянковской средней школы Георгий Мак­симович Конопля начало войны встретил, будучи уже в рядах Красной Армии, так как в мае 1941 года был призван на военную переподготовку.
-                      Мы его и по школе запомнили только в во­енной форме, - рассказывала ветеран педаго­гического труда Марта Сергеевна Науменко. – Сам он был стройный, подтянутый, а форма придавала особый шарм, если так можно вы­разиться. Старшеклассники старались ему подражать. Когда он заходил в зал, где мы си­дели или играли, поголовно, без предупреж­дения, все вставали и стояли навытяжку. Он никогда не кричал. Если делал замечание, то спокойно, но внушительно. Его любили все, и ученики, и учителя - за справедливую требо­вательность. Умел найти подход и к старшим, и к младшим. Был внимателен не только по работе, но интересовался и личной жизнью каждого, бытом. Когда нам на линейке объ­явили, что Георгий Максимович убит в бою, практически вся школа рыдала, трудно было в это поверить...
-   Георгий Максимович Конопля погиб в де­кабре 1941 года в Елецкой наступательной операции РККА в ходе контрнаступления под Москвой. Осуществлявшаяся в относи­тельно высоких темпах, в трудных условиях зимы, она позволила окружить и уничто­жить более двух дивизий врага и нанести серьёзное поражение 2-ой немецкой армии. Число потерь в ходе этой операции не уста­новлено до сих пор.
-   В одном из писем жене Татьяне Ильиничне в первые месяцы войны Георгий Максимович писал: «Если погибну, воспитай детей в духе коммунизма. Но мы обязательно победим! Это уже не «авось», это я знаю точно, обяза­тельно!»
* * *
Ореолом мученичества окружены имена учителей Нины Мартыновны Берестовской и Марии Ивановны Овчаровой.
Большая семья Берестовских прибыла в Новодеревянковскую из Белоруссии в поряд­ке планового заселения Северо-Кавказского края после голодомора. Окончившая Бори­совский педтехникум, Нина начала работать учителем начальных классов, а затем была назначена заведующей школой, и по сей день известной как восточная. В 1937 году её как активную комсомолку избрали секретарём Новоминского райкома комсомола. Немногие оставшиеся в живых старики станиц Новодеревянковской, Новоминской и Копанской помнят её до сих пор.
В 1940 году Нину Мартыновну перевели на работу в Новоминской райком партии в ка­честве инструктора РК ВКП(б). В 1942-ом она стала заместителем начальника политотдела Новодеревянковской МТС. А с началом ок­купации в составе партизанского отряда «За­щита Родины», сформированного из партий­но-хозяйственного актива, покинула пределы Новоминского района. В состав отряда в ка­честве медицинской сестры была включена и Мария Ивановна Овчарова, учитель из ста­ницы Новодеревянковской.
Ввиду невозможности охвата партизанским движением безлесной и степной зоны, отряд базировался за сотни километров - в одном из горно-лесистых районов нашего края. В целях выяснения сил врага и возможности развёртывания партизанской борьбы у себя дома, руководители отряда приняли реше­ние направить разведгруппу в Новоминской район. Первая группа партизан с большим трудом добралась через оккупированную тер­риторию до Новодеревянковской. Но обста­новка сложилась таким образом, что парти­заны не смогли вернуться в отряд и передать разведданные.
В декабре 1942 года в район направилась вто­рая разведгруппа численностью 13 человек. Среди них и затесался предатель. Явившись в полицию, он доложил начальнику полиции Новоминского района Чернеге о прибывших партизанах и указал явочные квартиры. В те­чение суток в станице и её окрестностях были арестованы Нина Мартыновна Берестовская, Мария Ивановна Овчарова, Тимофей Гав­рилович Кузьмин и помогавшие партизанам хозяева явочных квартир - три семьи колхоз­ников колхоза «Свободный труд». Не желая сдаться врагу живой, застрелилась в доме, окружённом полицейскими, партизанка Еле­на Иосифовна Лукаш, работавшая до войны председателем колхоза «РотФронт».
Мужественные патриоты были казнены 23 января 1943 года в станице Ленинград­ской. Найденные только после освобождения станицы тела погибших явили свидетельства жестоких пыток, которым подверглись аре­стованные партизаны: им загоняли под ногти иглы, вырезали на теле звёзды, прокалывали руки раскалённым железом...
Сестра Нины, Наталья Мартыновна, рас­сказывала:
- До 22 января была очень большая грязь, а вечером 22 января ударил мороз. И вот на­ших родных раздели полицейские и больше часа босиком водили по этим страшным коч­кам. Потом их заводили в соседний с поли­цейским управлением дом и истязали. Я сама видела страшные орудия пыток, когда прие­хала забирать тела в станицу Ленинградскую. Видела железную перчатку. Когда ею били, то брызги крови оставались на стенах и даже на потолке. Их пытали раскалёнными иголками, вырывали внутренности. Через много лет, в январе 1971 года, вместе с допризывниками я опять побывала в Ленинградской. Там мы нашли женщину, которая доставала тела на­ших родных и обмывала их. То, что я знала раньше о казни партизан, она ещё раз под­твердила: все они умерли после невероятных пыток.
Погибшие партизаны до конца с честью пронесли высокое звание советского учителя и стали нравственным примером истинного патриотизма для многих послевоенных поко­лений новодеревянковцев.
***
Много лет отдал учительской работе Пётр Иванович Кузьменко - основатель старей­шей в станице учительской династии (ныне уже его правнучка продолжает ставшую семейным делом педагогическую деятель­ность).
Призванный в РККА в ноябре 1939 года, учитель Кузьменко прошёл фронтовыми пу­тями-дорогами все 1418 дней и ночей. Во­евал в составе Юго-Западного, Кавказского, 1-го Прибалтийского и 1-го Белорусского фронтов. Наводчик пушки 280-го лёгко-артиллерийского полка 10-ой артиллерийской танковой дивизии 6-ой армии, затем помощ­ник командира взвода 10-го артиллерийско­го полка 10-ой танковой армии. Был ранен, находился на излечении в госпитале. После окончания в 1943 году Краснодарского артил­лерийско-миномётного училища был назна­чен командиром батареи.
О ратных делах бравого учителя-артилле­риста, отмеченных орденами Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, меда­лями «За оборону Киева», «За оборону Кав­каза», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», можно судить по сохранившемуся в архиве пред­ставлению командования к награждению ор­деном Отечественной войны I степени:
«В боях с немецкими захватчиками про­явил себя стойким и выдержанным. При про­рыве обороны противника под городом Реетц 1 марта 1945 года командовал огневым взво­дом и во время ведения артподготовки его взвод уничтожил двадцать солдат и офице­ров противника и подавил две огневые точки. Взвод работал и вёл огонь хорошо.
При совместном действии с 19-й самоходной бригадой и при оседлании шоссейной дороги быстро находились цели и по ним немедленно открывался огонь. При разгроме немцуев на второй шоссейной дороге им были взяты в плен тридцать немецких солдат и офицеров, и в этом бою лично товарищ Кузь­менко убил из автомата семнадцать немецких солдат».
15 марта 1945 года в боях под городом Бер­лином (местечко Блакенфельд) старший лей­тенант Кузьменко был тяжело ранен и госпитализирован в тыл. Демобилизован 2 июля 1945 года в звании старшего лейтенанта.
С июля 1945 года работал директором се­милетней школы №17 (сейчас СОШ №44). Ак­тивный общественник, депутат, Пётр Ивано­вич Кузьменко награжден Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР.
***
В славной когорте возвратившихся с войны - семья педагогов супругов Стареньких. Гаври­ил Поликарпович, первый руководитель проф­союзной организации учителей Новоминского района, прошёл боевой путь в составе 800-го штурмового авиаполка (впоследствии переи­менованного в 144-й гвардейский штурмовой авиаполк) от Москвы до Берлина. За участие в ликвидации летнего июльского наступления немецко-фашистских войск на Воронежском фронте и наступательных боях Красной Армии в составе Степного фронта (1943 г.) и за участие в прорыве обороны немцев на реке Нейсе и вступлении с юга в столицу Германии - Берлин (1945 г.) удостоен Благодарностей Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Со­юза И.В. Сталина.
После демобилизации лейтенант Старенький был направлен Новоминским РК ВКП(б) на ра­боту по организации детского дома в станице Новодеревянковской и работал директором детского дома до 1958 года. В 1958-1975 годах - директор восьмилетней школы №44.
Избирался депутатом сельского Совета. За активную общественную и пропагандистскую работу неоднократно награждался почётными грамотами. Его пятидесятилетний опыт работы в качестве пропагандиста изучался и обоб­щался Каневским РК КПСС (в 1967 году была издана отдельная листовка).
После ухода на пенсию трудился в должности заведующего музеем станицы Новодеревянков­ской; проделал большую работу по сохранению памяти о земляках-фронтовиках.
Частым гостем на встречах с молодёжью была его жена Наталья Мартыновна (в девиче­стве Берестовская), сестра которой - боец пар­тизанского отряда «Защита Родины» - погибла мученической смертью в период оккупации Новоминского района. В память о Нине Мар­тыновне супруги Старенькие назвали Ниной появившуюся на свет в 1948 году единственную дочь.
Сама Наталья Берестовская ушла доброволь­но на фронт восемнадцатилетней девчушкой. Вся школа со знаменем, пионерскими горнами и барабаном весной 1942 года провожала за ста­ницу новодеревянковских комсомолок, высту­пивших на защиту Родины. В их числе была и ныне здравствующая Валентина Александров­на Слесаренко.
- Вот воевать Наташе долго не пришлось, - рассказывает она. - В одном из боёв на Керчен­ском направлении, во время налёта вражеской авиации, она едва не погибла. Спасли её, можно сказать, случайно. Шёл взвод бойцов, и кто-то из ребят заметил сапоги, торчавшие из груды земли у взрывной воронки. А с обувкой-то было туговато, вот бойцы и решили снять их - погиб­шему они не нужны, а живому сгодятся. И когда сапог стаскивали с её ноги, Наташа застонала. Живая! Её моментально вытащили из завала и на попутке отправили во фронтовой медсанбат. Случайность, вроде бы, а жизнь человека была спасена. Да, сколько таких случайностей сопро­вождало нас на долгом фронтовом пути...
После ранения и тяжёлой контузии - го­спитали в Темрюке и Гулькевичах и демоби­лизация. И ставшие делом всей жизни само­отверженная работа в школе и общественная деятельность, воспитание молодёжи в духе па­триотизма и беззаветного служения Родине. В одном из последних выступлений, обращаясь к школьникам, Наталья Мартыновна сказала та­кие слова, ставшие завещанием станичникам:
- Идут годы, выросли новые поколения, зна­ющие о минувшей войне только по рассказам. Мы залечили раны, построили новые заводы и фабрики, наши советские люди первыми под­нялись в космос. Но ни моё, старшее поколение, ни наши дети, ни дети наших детей не должны забывать, кому обязаны мы этими успехами. Помните, какою ценой завоёвано счастье мир­ной жизни!
Да, семья Берестовских хорошо знала цену этому счастью. Кроме Нины, так и не успев завести семьи, погибли: в боях за освобож­дение Советской Украины в 1943 году - старший брат Владимир Мартынович, а в боях в Восточной Пруссии в начале 1945 года - младший брат Валентин, призванный на фронт в 1942-ом, сразу по окончании 10-го класса средней школы №9. В одном из последних пи­сем домой Валентин, командир взвода 45-миллиметровых орудий, обещал маме Стефаниде Ивановне: «За Нину и Володю я фашистам пропою так, что и небу жарко станет». Отвага погибшего воина отмечена орденом Красной Звезды.
***
Более известен из братьев Берестовских старший - Михаил Мартынович Берестов­ский. Уже не столько как педагог, а как ор­ганизатор социалистического сельского хо­зяйства, поднимавший после войны колхозы Совета, хотя по профессии учитель, и призван в ряды РККА с должности учителя физики и математики средней школы №9. А до этого он заведовал одной из начальных школ станицы, работал заместителем директора довоенного детского дома имени Ворошилова.
После первого ранения и контузии в боях под Ярцевом Смоленской области он был демобилизован и в 1943-1944 годах, по на­правлению Новоминского РК ВКП(б), работал председателем исполкома Новодеревянковского сельсовета. В июле 1944-го был призван в армию вторично; уволен в запас в звании сержанта в июне 1945 года, после окончания войны.
И опять, в связи с тяжёлым положением в сельском хозяйстве, не просто фронтовик, а «боец партии» «бросается» райкомом вы­правлять положение в колхозе имени Круп­ской Албашского сельсовета. А дальше - ра­бота по поднятию экономики и жизненного уровня людей в объединённом колхозе «За­веты Ильича» Новодеревянковского сельсо­вета, мирное строительство, включающее и первые радиолинии, и электричество, и пер­вый водопровод, и первое двухэтажное зда­ние средней школы.
Новый Дом культуры, в котором вот уже сорок лет проводятся все общестаничные ме­роприятия, задуман и построен при Михаи­ле Мартыновиче. По его иницативе создана и работает до настоящего времени детская музыкальная школа. Именно он поддержал усилия по открытию в новом ДК колхозного музея - как общестаничного хранилища Па­мяти. Думается, что люди такого масштаба, сделавшие столь много для социально-эко­номического развития нашей малой родины, достойны, чтобы их имена были увековечены не только скромным памятником в месте об­щего упокоения, но и в названиях наших улиц и учреждений.
* * *
Истинным интеллигентом, бессребрени­ком, Учителем (с большой буквы), отдавшим всю жизнь школе, был Борис Борисович Беев. Выпускник исторического факультета Ленинградского пединститута имени Герце­на, он в полной мере разделил судьбу своего поколения, пройдя дорогами войны от перво­го до последнего «звонка».
Начальник передающего радиоцентра 1421- ой отдельной роты связи управления 86-ой ди­визии ПВО, лейтенант Беев проявил себя как энергичный командир и хороший организатор. «Обладая большими знаниями в области ра­диотехники, он лично воспитал и подготовил к работе личный состав передающего радиоцен­тра, благодаря чему радиосредства центра об­служиваются бойцами, хорошо знающими своё дело, - говорится в характеристике военных лет. - Он сумел обеспечить ремонт большой количественно и сложной по устройству матчасти без нарушения регулярной радиосвязи, что обеспечивало и обеспечивает своевременную передачу боевых распоряжений командования.
Благодаря исключительной заботливости и самоотверженному личному труду лейтенанта Беева, матчасть радиоцентра не знает поломок, аварий, которые приводили бы к нарушению радиосвязи. Своей самоотверженной работой лейтенант Беев всегда добивался и добивается точного и своевременного выполнения боевых заданий командования».
После демобилизации в ноябре 1945 года молодой офицер-фронтовик начал работу по специальности - учителем истории Новомин­ской средней школы №1 (сейчас СОШ №32). Затем был переведён в аппарат РайОНО на должность инспектора школ. Последующий период жизни Б.Б. Беева связан с Новодеревянковской, где он с марта 1952 года и до ухода на пенсию в июле 1979 года трудился дирек­тором средней школы №9 (с 1953 года - СОШ №43).
Бориса Борисовича отличали широкая эруди­ция, умение управлять коллективом. За многие годы его работы в школе не было конфликтов. Человек очень добрый, внимательный и чут­кий, он как никто умел по-доброму указать че­ловеку на недостатки, высветить достоинства, поддержать, когда надо. Его, как человека не­обычайного трудолюбия, отдающего всего себя работе, уважало всё население станицы и ху­торов Совета. Вместе с Борисом Борисовичем ушла целая эпоха в истории нашей школы. Но осталось наследство - плеяда учителей «беевской школы», которые и продолжили его дело в Новодеревянковской и за её пределами.
**
Добрым наставником для сотен новодеревянковцев был на протяжении полувека учи­тель начальных классов Григорий Михайло­вич Слесарь.
Он никогда не рассказывал о себе, хотя поводов для этого было достаточно. Только много лет спустя, когда стало восстанавли­ваться справедливое отношение к ветеранам войны, и фронтовики вновь надели ордена, его ученики с удивлением и восхищением уз­нали, что их Григорий Михайлович, человек глубоко мирной профессии, был боевым ко­мандиром, имеет награды.
Он очень рано остался без родителей. Бла­годаря силе воли и трудолюбию, смог окон­чить в станице школу крестьянской молодёжи (ШКМ) и поступить в Ленинградское (Крас­нодарского края) педучилище. В 1937 году на­чал работать учителем начальных классов, а в 1939 году, как и многие из учителей, в со­ответствии с новым законом «О всеобщей воинской обязанности» был призван в ряды РККА, служил в Ленинграде.
Участник войны с Финляндией - зимой 1939-1940 годов, на Карельском перешейке, в отдельном лыжном батальоне. Летом 1940-го участвовал в установлении Советской власти в Эстонии и Латвии. Службу продолжил в За­падной Белоруссии (город Брест), в отдель­ном артиллерийском полку.
По окончании полковой школы младших командиров, по спецнабору был направлен на учёбу на штурманское отделение Краснодар­ского объединённого военного авиационного училища (КОВАУ).
Потом пришла война: бои на Керченском полуострове в составе отдельного гаубичного артиллерийского полка. Служба на Северо- Кавказском и Южном фронтах, на Дону и реке Миус под Таганрогом. В конце июля 1943 года Григорий Слесарь был направлен в 1528-ой гаубичный артполк РГК на должность началь­ника разведки дивизиона. В составе полка он прошёл с боями по Курской дуге, освобождал Белгород, Харьков, Полтаву, участвовал в боях за Днепр на Букринском плацдарме, за Киев на Житомирском направлении.
23 ноября 1943 года в бою под селом Осовцы Брусиловского района Житомирской области был тяжело ранен, лечился в эвакогоспитале города Кургана. 18 марта 1944 года получил инвалидность и был уволен в запас в звании старшего лейтенанта.
В 46-ом возвратился Григорий Михайлович в Новодеревянковскую. Многие ещё помнят то суровое и радостное время. Позади была война, страна залечивала раны. Не было тетрадей, ру­чек, 50 рублей стоил на базаре учебник «Родная речь», 30 - карандаш. Выходили из положения, как могли: писали на газетах, на обёрточной бу­маге, зимой дыханием отогревали замёрзшие чернильницы. Но учились.
Через три года учителя-фронтовика назна­чили директором его родной начальной школы №10 (более известной в станице как восточная школа), и ещё 36 лет он руководил небольшим, но чётко слаженным коллективом единомыш­ленников - учителей и учащихся.
Остался в памяти станичников Григорий Михайлович и как активный общественник. Он из­бирался депутатом сельского Совета, председа­телем Совета ветеранов Новодеревянковского сельского Совета, делегатом VII съезда учителей Кубани от учительства Каневского района. Вете­рана часто можно было видеть в школах, на пио­нерских сборах, в музее, где он делился рассказа­ми о незабываемых днях Отечественной войны, о своих фронтовых товарищах.
* * *
Многое могли бы рассказать и фронтовые награды учителя трудового обучения вось­милетней школы №44 Петра Михайловича Андрюнкина. Да не очень-то делился он со своими подопечными воспоминаниями о ге­роических событиях, как и многие фронто­вики, досыта хлебнувшие военного лиха. А жизнь старого солдата была соткана не из од­них только героических дней, но и из рядовых будней, о которых обычно не рассказывают.
После ранней смерти жены Доры Ивановны, учителя начальных классов, он практически сам воспитал и вырастил дочь, продолжившую учительскую династию. И это тоже был подвиг - подвиг отца, за который медалей не дают.
Учителя начальных школ станицы Новодеревянковской братья Андрюнкины были при­званы в армию Новоминским райвоенкоматом в 1940 году. С началом войны старший, Пётр, воевал в должности помощника командира стрелкового взвода 726-го стрелкового полка 56-ой армии. В 1943 году после ранения был признан годным к нестроевой службе и от­правлен в запас. Работал в средней школе №9 станицы Новодеревянковской учителем физи­ки и военного дела.
Младший, Анатолий, участвовал в на­ступательных боях советских войск против вражеских группировок под Старой Руссой, Старым Осколом, был тяжело ранен. В начале 1942 года по инвалидности был уволен из ар­мии. В период оккупации района находился в эвакуации на Кавказе.
В декабре 1944 года Пётр из школы вновь был призван в действующую армию, воевал в составе 344-го артиллерийского гаубичного полка 329-ой стрелковой дивизии 1-го Укра­инского фронта. За участие в прорыве силь­но укреплённой и глубоко эшелонированной обороны немцев на реке Нейсе (23.04.1945 г.) удостоен Благодарности Верховного Главно­командующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина.
Грудь героя-фронтовика украсили ордена Отечественной войны I степени, Славы III степени, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Пра­ги». Но больше всего гордился Пётр Михай­лович особо ценимым фронтовиками солдат­ским орденом Славы.
«Наводчик Андрюнкин с момента прорыва немецкой обороны с 13.04.45 г. по 30.04.45 г. находился со своим орудием на прямой на­водке, - говорится в представлении командо­вания от 15 мая 1945 года к награждению во­ина. - Его орудие подбило 1 противотанковое орудие, уничтожив его расчёт, уничтожив 5 пу­лемётных точек противника. Сам он применял трофейное оружие против врага - из фаустпа­трона убил 3-х человек и 2-х взял в плен. Был ранен в голову, но орудие не оставил и продол­жал вести огонь по противнику. 18.04.45 г. под­бил 2 автомашины с пехотой».
За отличную службу в войсках фронта стар­ший сержант Андрюнкин был награждён Благодарственной грамотой Командующего 1-м Украинским фронтом Маршала Совет­ского Союза И.С. Конева.
После демобилизации Анатолий Михайло­вич и Пётр Михайлович Андрюнкины про­должили работу в школах станицы, но уже в 1949 году первый, вследствие открывшихся ран, вынужден был работу оставить. Жил на пенсию как инвалид Отечественной войны в семье старшего брата Петра Михайловича.
***
В неполные 17 лет ушёл на фронт защищать родную землю от врага Алексей Никитович Мороз, а закончил войну почти как в песне: «И на Тихом океане...»
Куда только не бросала паренька-кубанца во­енная судьба! В составе частей Красной Армии освобождал он Ставрополь, Ростов-на-Дону, Белгород, Харьков, а после полного изгнания врага с родной земли прошёл 11 европейских государств. Сам Верховный Главнокомандую­щий Маршал Сталин 23 раза отмечал в своих приказах соединение, в котором воевал моло­дой боец - 16-ю отдельную ордена Александра Невского бригаду, входившую в состав 2-го Украинского фронта. И было за что: только за последние восемь месяцев войны - с октября 1944 года по май 1945-го - бригада участво­вала в освобождении 34 европейских городов, форсировала такие водные преграды как реки Дунай, Нитра, Трон, прорывала укреплённую оборону немцев в горах Вэртэншхедыщег...
Война с капитуляцией Германии не прекра­тилась. Стояла на Дальнем Востоке ещё одна несокрушимая вражеская сила - Квантунская армия, и надо было ставить последнюю точку в этой последней на свете войне, ибо после пере­житого и увиденного не верилось, что войны ещё могут быть.
Дикими после многолюдной и цивилизован­ной Европы казались безводные степи Монго­лии, горы Большого Хингана. Но так же гибли бойцы и ревели, заходясь в диком вое, их бабы, детишки и матери, продолжая получать и после войны похоронки, скрывавшие за стандартны­ми формулировками, может быть, и не слышанные никогда названия чужих дальних городов: Чанчунь, Мукден, Цицикар, Дайрэн...
И только 2 сентября 1945 года во Второй ми­ровой войне была поставлена окончательная точка. После подписания акта о капитуляции Японии в населённых пунктах Китая, где дис­лоцировались советские части, были определе­ны сборные пункты, куда приходили японские воинские подразделения и организованно сда­вали оружие. Командовавший к этому времени взводом сержант Мороз был назначен старшим на одном из таких пунктов в небольшом китай­ском городке.
Всё, казалось, дышало наступившим миром. И вдруг - выстрелы. В одном из домов на пути следования пленных японцев, сопровождае­мых советскими бойцами, засел снайпер. На сборный пункт принесли тело убитого совет­ского воина, затем ещё одного.
Дав команду продолжать приём оружия, сер­жант Мороз с двумя бойцами, соблюдая необ­ходимую предосторожность и почти прижи­маясь к стенам одно- и двухэтажных домишек, двинулся к месту происшествия. Разделившись, бойцы стали осматривать здания. Алексей Ни­китович впоследствии рассказывал:
- Проверяю один из домов и скорее почувство­вал, чем услышал, что в соседней комнате кто-то есть. Взяв в руки «ТТ», с которым прошёл всю во­йну, подошёл к двери и потихоньку приоткрыл. Вижу - стол, на столе - винтовка, и у стола - японец с пистолетом в руке, смотрит на улицу. Услышав шорох отворившейся двери, он мо­ментально обернулся, и мы почти одновременно подняли друг на друга оружие. Все происходило в какие-то доли секунды. Я выстрелил первым и попал во врага, но он устоял и теперь уже с ви­димым усилием направлял на меня пистолет. В голове мелькнуло: «Да неужто теперь, после двух войн, придётся умереть?» Я выстрелил ещё раз и ещё раз. Враг пошатнулся, так и не успев нажать на курок, и грузно упал на пол.
Алексей так и не смог заснуть в ту ночь. Сол­даты подарили командиру пистолет, в котором была смерть - его смерть. И она прошла мимо, лишь задев зловещим дыханием. Но сколько жизней унесла она за долгие годы войны!
- Только закрою глаза - вижу руку с направ­ленным на меня стволом. Так я, не дожида­ясь утра, встал, вышел, чтоб никто не видел, и швырнул этот пистолет как только смог подаль­ше. Не знаю, куда он и улетел...
Только в 1948 году, после демобилизации, смог приступить Алексей Мороз к мирному труду. Вернулся на родную Кубань и в Новодеревянковской встретил свою судьбу - красави­цу Дусю Мостовую, ефрейтора подразделения ВНОС, прошедшую боевой путь от Тихорецка до Беутена-на-Одере. Вместе вырастили и воспитали сына и дочь, ставших достойными людьми Советской страны.
Более тридцати лет отдал учительскому делу в новодеревянковской средней школе №43 фронтовик, обучая сельских ребятишек самой мирной на земле профессии - труду хлебороба. Государство отметило его орденом «Знак По­чёта». Сотни мальчишек прошли через забот­ливые руки и сердце Алексея Никитовича, став механизаторами, трактористами, шофёрами, комбайнерами, да и просто хорошими людь­ми. И все эти годы рядом с мужем-фронтовиком трудилась Евдокия Николаевна - сначала пионервожатой в местном детдоме, а затем, до ухода на пенсию - библиотекарем школы №43.
***
Яркий след в размеренной послевоенной жизни степного хуторка Албашей оставил пер­вый директор семилетней школы, орденоносец Василий Васильевич Барвинко.
Шёл только четвёртый послевоенный год. Тяжело было начинать работу в дальней хутор­ской школе. Значительная часть подростков на­ходилась вне учёбы. Горько было на душе. Но на первом же педсовете новый директор поставил задачу: вывести школу из самой отсталой в рай­оне - в передовые. При поддержке председате­ля колхоза имени Крупской М.М. Берестовского прошло большое родительское собрание с разъяснением закона о Всеобуче, определении целей и задач школы на ближайшие и последу­ющие периоды.
Сказанные директором слова: «Если вы хоти­те видеть своих сыновей и дочерей порядочны­ми и счастливыми, то поддержите меня», - не могли не тронуть души. В краткий срок прак­тически все дети школьного возраста сели за парты. В школе были воссозданы пионерская и комсомольская организации.
Энергичного и деятельного директора актив­но поддержал родительский комитет во главе с боевой Надеждой Карнаух. Верными помощ­никами стали комсомольские вожаки Ангели­на Север и Владимир Муравский. Но главным двигателем изменений, произошедших в со­знании ребят и их родителей, был, конечно, он сам. Ибо воспитать патриота и гражданина, готового служить Родине, сформировать стой­кий характер, способный к преодолению лю­бых трудностей, увлечь молодые сердца и умы жаждой знаний в столь тяжёлые времена - с такой задачей мог справиться только учитель, в котором воспитанники увидели образец яркой личности, посвятившей себя служению людям.
Несмотря на послевоенные трудности, шко­ла зажила активной, интересной жизнью, став подлинным культурным очагом в хуторе. Но главным делом школы оставалась учёба. К маю 1952 года успеваемость детей албашской (уже семилетней) школы №13 поднялась до отметки 95% при 100%-ной посещаемости занятий.
Василий Васильевич часто приезжал потом в Новодеревянковскую и ставший ему родным хутор Албаши. Во время одного из таких при­ездов и встречи боевых друзей как-то зашёл разговор о волнующих моментах кинофильма «В бой идут одни «старики». «Стариками» на­зывали лётчиков, уже побывавших в бою и про­явивших храбрость. Так вот, в военную годину только-только перешагнувший второй десяток лет Василёк Барвинко и был таким «стариком» - воздушным стрелком грозной штурмовой ма­шины «ИЛ-2», удостоенным орденов Славы III степени и Отечественной войны I степени.
- Для многих минувшая война кажется чем- то очень далёким, а для меня - словно только вышел из боя! - поделился он. - И наяву, и во сне вижу и чувствую себя таким, каким был тогда. И поныне меня преследуют страшные кошмары войны: то я горю в огне, то камнем лечу вниз головой и никак не могу раскрыть па­рашют, а земля всё ближе...
Этой последней встрече с боевыми товари­щами посвятил фронтовик такие строки:
Мы их просим: «Ордена наденьте...»
Но не славословий ждут они.
Как патроны в пулемётной ленте,
Тают им отпущенные дни.
Тот, кому из огненного ада
Выйти с честью довелось живым,
Посчитает высшею наградой
С другом повстречаться фронтовым.
Их тогда по мелочам не троньте,
Впопыхах не отзывайте в «тыл».
Мысленно они опять на фронте,
Где окоп их кровью породнил.
Снова тянут вещмешок и скатка.
И блестит непрошено слеза.
Кто в те годы выдюжил обкатку,
Может смело всем смотреть в глаза.
Совесть их ни разу не согнулась
И сейчас не хочет на покой.
Пусть огнём их опалила юность
Каждый счастлив долею такой...

Учителя школ Новодеревянковского сельского Совета, погибшие в годы Великой Отечественной войны
Берестовская Нина Мартыновна (1918-1942), учитель начальных классов.
Бут Алексей Акимович (1915-1945), учитель физики и математики.
Гаврилов Алексей Евсеевич (1909-1942), учитель биологии.
Гайдаш Павел Иванович (1912-1941), учитель начальных классов.
Заруба Дмитрий Евдокимович (1918-1943), учитель начальных классов.
Конопля Георгий Максимович (1898-1941), директор средней школы в 1938-1941 гг.
Куц Фёдор Гаврилович (1915-1943), учитель начальных классов.
Набока Владимир Георгиевич (1921-1942), зав. начальной школой х. Раздольного.
Овчарова Мария Ивановна (1921-1943), учитель русского языка и литературы.
Пеньковский Василий Алексеевич (1917-1941), учитель начальных классов.
 Печелиев Сергей Георгиевич (1908-1943), директор ШКМ в 1930-1935 гг.
 Шурупов Николай Александрович (1904-1941),учитель физики и астрономии.
Учителя и работники школ Новодеревянковского сельского Совета - ветераны Великой Отечественной войны
 Андреев Александр Алексеевич (1926-2012), учитель физической культуры.
Андрюнкин Анатолий Михайлович (1914-1972), учитель начальных классов.
Андрюнкин Пётр Михайлович (1913-1992), учитель трудового обучения.
Барвинко Василий Васильевич (1926-2012), директор семилетней школы х. Албаши в 1949-1954 гг.
Беев Борис Борисович (1919-1992), дирек­тор средней школы №43 в 1952-1979 гг.
Берестовский Михаил Мартынович (1916-1988), учитель математики.
Бродник Иван Васильевич (1926-1970), би­блиотекарь семилетней школы №17.
Василенко Даниил Герасимович (1902-?), учитель немецкого языка.
Васильев Фёдор Васильевич (1909-1969), учитель физической культуры.
Веренок Леонтий Алексеевич (1904-1996), учитель русского языка и литературы.
Герасименко Иван Тимофеевич (1916-1974), учитель начальных классов.
Горкун Иван Антонович (1921-2002), зав. хозяйственной частью средней школы №43.
Горкун Фёдор Леонтьевич (1926-1994), библиотекарь средней школы №43.
Довженко Борис Дементьевич (1924-2008), учитель географии, директор детского дома в 1960-1965 гг.
Иванов Константин Иванович (1917-1983), учитель восьмилетней школы х. Албаши.
Карачевцев Степан Васильевич (1914-2006), учитель русского языка и литературы.
Конбас Александр Алексеевич (1927-2004), директор начальной школы х. Албаши в 1977-1986 гг.
Кузьменко Пётр Иванович (1910-1974), директор семилетней школы №17 в 1945-1956 гг.
Мерцалов Владимир Николаевич (1920-2000), учитель русского языка и литературы, директор детского дома в 1965-1966 гг.
Мороз Алексей Никитович (1925-2001), мастер производственного обучения.
Мороз Евдокия Николаевна (1924-2002), библиотекарь средней школы №43.
Оболенская Наталья Васильевна (р. 1924), воспитатель пришкольного интерната.
Слесарь Григорий Михайлович (1918-1991), директор начальной школы (восточной) в 1949-1985 гг.
Собольков Николай Яковлевич (1912-1971), учитель химии и биологии.
Сомсиков Василий Тихонович (1909-1982), учитель средней школы №9.
Старенькая Наталья Мартыновна (1923- 2000), учитель истории.
Старенький Гавриил Поликарпович (1915-1982), первый директор детского дома в 1947-1958 гг., директор восьмилетней школы №44 в 1958-1975 гг.
Источник: Дейневич А.В. «Учитель равен солдату-герою…» : новодеревянковские учителя на защите Отечества // Каневчане. – 2015. - №14. – С. 58-69.

Комментариев нет:

Отправить комментарий