пятница, 19 июля 2024 г.

В таинственных мирах библиотек

Скажите, пожалуйста, а давно ли вы были в библиотеке? Спокойно прошлись по залам, где законсервирована мировая мудрость, уютно затаившаяся на страницах хрупких и сильных книг. Не спеша прикасались к книгам, трогая и перелистывая страницы, пожелтевшие от времени и близкого знакомства со многими читателями.
 
Жизнь современного человека слишком быстра, информация буквально закачивается человеку «на жёсткий диск», не оставляя времени на рефлексию и прочие сантименты. Мы уже не мыслим и сопереживаем, а лишь оперируем «многобайтами» разной информации,  то и дело перегоняя этот массив через свой мозг, и быстрее, быстрее! А ещё жизнь наша насквозь пронизана сетями, и компьютеры давно превратились из вспомогательной технической поддержки в часть мира, полностью заменяющий нам всё  и природу, и общение, и привычные когда-то предметы и радости.
А вспомните себя в детстве, когда в школьном возрасте мы не были так «заэкранированы», и
после дневной беготни на каникулах такой радостью было посидеть с любимой книгой, отправляясь в воображаемое путешествие
 по морям, прериям, планетам и эпохам. И замусоленные страницы «Трёх мушкетёров», или «Детей капитана Гранта» были для нас в тысячу раз ценнее, чем для современной молодёжи все  их гаджеты.
И мы точно знали, где живут наши любимые книги, и подолгу рылись на полках в поисках интересного  томика, предвкушая вечер с любимыми героями и «путешествия» по далёким мирам.  Библиотека, как дом (храм, хранилище) книг,  была для нас, как и для многих поколений предков,  местом сакральным, требующим особого,  уважительного отношения. А присущая библиотеке атмосфера тишины, к которой призывали (во всяком случае,  в нашем  далёком детстве), строгие дамы-библиотекари была вполне уместна, ибо мудрость не терпит суеты и бессмысленного шума.
Сейчас библиотека изменила облик, да и погружённые в тишь  полные читальные залы остались, в основном, в далёком прошлом.  Энциклопедии переместились на виртуальные площадки, фантазии у детей подпитываются нынче играми, комиксами, да прочим «контентом»
– сетями, блогами и хостингами. Раньше эти  термины вызвали бы желание перекреститься, да и вдобавок плюнуть через левое плечо.  Но дети адаптируются быстро, и ориентируются в  новых реалиях со сверхзвуковой скоростью.  В библиотеках же, начиная с детских,  теперь много интересных встреч и открытий, а ещё появились клубы по интересам, где можно не только поговорить, но и смастерить что-нибудь оригинальное.
Но, самое удивительное, что читателей меньше не стало. Книга по-прежнему остаётся другом
и советчиком, ибо какая-нибудь «Википедия» суха и пристрастна, а своё мнение за 2 с лишним тысячи лет Н.Э. ещё никто не отменял. К тому же напевность поэзии и мудрую неспешность русской классики нельзя вогнать в прокрустово ложе информационных технологий. Так что библиотекам
быть, с их шеренгами печатной мудрости, ждущих  своих читателей как на полках городских больших залов, так и маленьких уютных комнат сельских библиотек.

А для всех, кто неравнодушен к книжной премудрости, и по-прежнему ходит в книжный храм, в газете «Аргументы и факты-Кубань» появилась новая рубрика «Книга учит, книга лечит», где можно почерпнуть немало интересных фактов, а ещё узнать многое об истории  библиотек, книжных магазинов и собственно книгоиздательстве. Причём
от древнего мира до Краснодара.
Прочтите  не пожалеете.
 
Книга учит, книга лечит
 
ЗНАКОВОЕ МЕСТО

Как появился Дом книги


 
Алина Алимова
Сегодня книжных магазинов в городе достаточно много. Большинство из них сетевые, и продают в них практически одно и то же. Но ещё двадцать-тридцать лет назад  книжные лавки были аутентичными, каждый знал, в какой именно можно что-то найти.
Но самым знаковым местом в городе много лет  был краснодарский Дом книги, расположенный в самом центре  города. Сейчас тут выставочное пространство и Молодёжный центр. Но тёплые воспоминания о Доме книги остались не только у горожан, но и у приезжих.

четверг, 11 июля 2024 г.

А женское счастье цветами кружило...

 

В этом году весна была
 на загляденье!  Ранняя, тёплая и манящая, она щедро оживила природу теплом, а людей  светом и радостью. И в южных широтах весна так действует на кубанских поэтесс, что они снова  и снова дарят нам свою чарующую лирику. 
Новым открытием стала Любовь Николаевна Филиппенко, долгие годы прожившая в Краснодаре, но не забывшая зелёные каневские просторы. И любовь к сельским ярким пейзажам и добрым открытым землякам поэтесса впитала с материнским молоком, что и нашло отражение в её искренних красочных строках. А ещё Любовь Филиппенко пишет свои стихи о женщинах  с их красотой, характерами, и вечной жаждой любви и счастья. Каждая героиня её лирики – яркая
«щирая» кубанская казачка, способная перевернуть землю и небо. И в то же время – трепетная птица, искренне ищущая свою судьбу, свою пару. В стихах Любови Филиппенко  круговерть родной кубанской природы  тонко и причудливо переплетается с полётом женской души, с чаяниями и тревогами, с нежностью и грустью. Её стихи – как яркий цветочный танец, грациозно вальсирующий и в природе, и в душе.

пятница, 5 июля 2024 г.

Чат с Пушкиным (по материалам газеты "Аргументы и факты")

«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь»

Как вы думаете, насколько сильно может зависеть грамотность от количества человека прочитанных книг?  Не торопитесь с ответом. Научить распознавать буквы и сложить из них слово удалось даже Шарикову, читающему вывески на магазинах. Но станет ли книголюбом такой индивид, или весь его читательский потенциал выльется в сплошной «абырвалг»?
Несколько недель назад жители Кубани изрядно повеселились на курьёзом, достойным призового места в книге главных мировых лингволяпов, существуй такая на свете. На одной из краснодарских улиц появилась табличка на фасаде пятиэтажки № 246, где было смело  начертано «улица им. Космонафта Гагарина». 
Подобное «написанное пером» после многочисленных фотографий, разом замелькавших в соцсетях, тут же поторопились «вырубить топором». Сняли, извинились, заменили. 
Но осадок же остался! Причём подобные галереи стали уже одной из примет времени. То ли школьники стали настолько «ленивы и нелюбопытны», то ли учителя и репетиторы, как адепты секты пришествия ЕГЭ, озабочены лишь вколачиванием в умы учеников стройной тестовой сетки, и русский язык и литература занимают в этом далеко не лидирующее положение.
А, может быть,
 грамотность не входит в современный индустриальный пейзаж, которым занимаются пресловутые несчастные гастарбайтеры из ближнего зарубежья, проблемы фонетики русского для которых важны не больше, чем деление изотопов урана.
Но ведь мы живём в России, преемнице СССР, и звание самой читающей страны не просто так было получено.  Поколение школьников СССР ядом ЕГЭ и педагогическими вывертами Монтессори не травлено. Раньше в школе учили «от сих до сих», и плохо знать родной язык было просто неприлично. И, конечно, читали мы запоем. В студенческие годы лишний пирожок не купишь, копя деньги на вожделенный томик, чтобы проглотить его за ночь.
А наши дети были уже поколением «кнопкотыков», научившимися ходить в Сеть раньше, чем  ногами. Слов нет, нейросети, и прочие виртуальные прелести тоже важны и нужны, куда же денешься от цивилизации. Изобретения сильно облегчают нам существование (а частенько и кошелёк). Но мы научились получать всё на бегу, ведь зачастую изобретённое утром, вечером оказывается уже устаревшим.  Наши родители, а  иногда и мы с трудом продираемся сквозь колючие заросли современных изобретений, чтобы не отстать от
локомотива истории.
Но не выплеснем ли мы с водой и ребёнка, стремясь в будущее? Нейросети Chat GPT, боты, фейки, Генеративный ИИ, блокчейн  и биткоины  так ли это безопасно?  И в небо сейчас смотрят не в поисках смысла и не с философской точки зрения, а опасаясь  дронов (куда без них!).
Мы разучаемся читать самостоятельно, мыслить, и, как говорили раньше  рефлексировать.
Навигатор приведёт, Алиса растолкует, ПК посчитает, напечатает, всё для вашего удобства. «Живи себе там, Горбушечка, да стишки пописывай». Да только вот уже не пишется  навык утрачен. И если раньше можно было наизусть читать «Евгения Онегина», то сейчас многие школьники даже четверостишие учат с трудом.
Память не та? И словарный запас резко сузился, сильно будучи разбавлен терминами и англицизмами. Или современные дети  перестают воспринимать печатное слово, заменяя принципом комикса? А потом что
 писать разучатся? Будут выводить непослушными пальцами корявые иероглифы на стенках пещер, не звездолётов? Связь разума с мелкой моторикой никаким ИИ не заменишь. Да ведь ИИ не аннунаки по световому лучу спускают. Всё новое изобретено именно человеком, и прежде чем что-то придумать, надо об искомом прочесть, опять же. Без трудов Ломоносова, Лобачевского, Эйнштейна, целого сонма других учёных, не выйдет даже подшипник изобрести, не то, что чат-бот.
Начинать надо с азов, со сказок в детстве, тренируя память и накапливая словарный запас. И
мысли и слова должны дополнять друг друга, чтобы можно было свободно вести диалог, или читать лекцию, и написать реферат по коммуникативным системам, если не «Преступление и наказание».
И если хочешь не только слыть, но и быть образованным человеком, и надолго сохранить разум и интеллект, читать нужно всё-таки русскую классику, и первым именно Пушкина, ибо литературная многогранность Александра Сергеевича способна насытить самый лютый книжный голод, и сформировать устойчивый художественный вкус
Будьте читателями, и начните с Пушкина.

 

Игра и классики

Как великий поэт попал в нейросети и надо ли заставлять детей читать книжки

Виталий Цепляев

По-прежнему ли Пушкин  «наше всё»? И способен ли поэт века XIX, писавший гусиным пером, вписаться в цифровой XXI век?

 О том, можно ли сделать творчество классика понятным и интересным современникам, «АиФ» рассказала филолог, учитель русского языка и литературы, призёр Всероссийского конкурса «Учитель года», «Цифровой учитель-2020», научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ ​Диана Минец.

среда, 3 июля 2024 г.

"Онегин" без поэзии (по материалам публикаций газеты "АиФ-Кубань")

 
Мы живём в очень сложное время, «эпоху перемен», когда идёт слом прежних устоявшихся систем, идеологий, догм. Рушится, по большому счёту, миропорядок. И на этом политическом фоне происходит пересмотр многих культурных парадигм и канонов. Да и в образовании оказалось не всё так гладко, как хотелось бы ведь школьников с пресловутым «клиповым мышлением» с большим трудом можно заставить читать что-то эпичное, когда даже небольшие стихотворения они учат с трудом.
Некоторые писатели, ставшие буквально классиками в «либеральные» десятилетия, на фоне последних изменений внезапно оказались совсем даже и не друзьями. Ниспровергаются культурные «идолы», ломаются копья и карандаши в непримиримых диспутах, составляются списки «неблизких» «властителей дум и акул пера».
В этом «разброде и шатании» общество нуждается в каких-то общих мотивах, способных
сплотить и больших и малых. Таким «цементом» при СССР выступала идеология, и скрепляла общество очень хорошо. Сейчас идеологии в прежнем виде в России нет, и зачастую разные слои населения и возрасты не имеют между собой общих точек соприкосновения.
А почему бы нам не вернуться к русской классике, как одной из таких точек? Ведь детство тесно связано со сказками русских поэтов и писателей, для подростков и юношества немало есть чудесной прозы и лирики от Аксакова до Фета и Шукшина. А возрастные книголюбы найдут свою «читательскую нишу» в более серьёзных произведениях крупных романах философского характера. Да и беллетристика тоже не так безвкусна и лапидарна ведь писавший построчно Дюма тоже не так прост, а читают его уже вторую сотню лет.
Литература может стать именно той нитью, которая  свяжет любой возраст
от детства до глубокой старости. В России немало писателей, в литературном ларце которых есть книжная драгоценность для любого книгочея  от мала до велика. Вот скажите навскидку, чьё имя сразу летит с языка, стоит лишь заговорить о литературе? Ситуация будет поистине анекдотичной - подавляющее большинство сразу скажет о Пушкине.
В этом, 2024 году, мы отметили юбилей поэта, но и без того в нашей жизни находится дата, пусть даже и малая, связанная с великим русским классиком, творчество которого буквально впаяно в нашу жизнь. И книги А. С. Пушкина способны удовлетворить любого, даже самого  капризного читателя ибо там есть всё от лаконичной простоты и нежной напевности сказок
до бриллиантовых сполохов тонкой лирики и скрупулёзных исторических исследований и сочной, зрелой прозы.
О Пушкине говорят и пишут многие. И маститые литературоведы, и исследователи, и журналисты, и собраты по перу, преподаватели учебных заведений. Одна из таких публикаций-исследований появилась в газете «Аргументы и факты-Кубань» № 23 за 2024 год.

 «Онегин» без поэзии

Профессор КубГУ – о важности книг
Как СССР стал самой читающей страной в мире, что привело в упадок «литературную религию» нашего народа и зачем нужны книги современному человеку? Почему Пушкин, 225-летие со дня рождения которого мы отмечаем 6 июня, остается ключевой фигурой русской словесности? Что делать с текстами писателей-иноагентов, которые из-за рубежа профессионально тиражируют ненависть к России?
На эти и другие вопросы «АиФ-Юг»  ответил доктор филологических наук, профессор, завкафедрой зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ Алексей Татаринов
Алексей Викторович Татаринов – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы и сравнительного культуроведения. Автор десятка монографий и учебных пособий, трижды признавался лучшим ученым КубГУ. Читает студентам курсы по литературе, религии и философии.

Связь времен

Александр Власенко, «АиФ-Юг»: Алексей Викторович, раньше нашу страну считали самой читающей в мире. С чем это было связано?
Алексей Татаринов: Коммунисты сделали христианство своим врагом, но наши стратеги
понимали, что нужны какие-то духовные платформы. На мой взгляд, их было две. Во-первых, это марксистско-ленинская идеология, которая прекрасно работала и помогла выиграть войну. Но уже в 60-х годах этот набор риторических штампов стал ветшать. А второй религией была литература. Большевики поняли, что она может решить проблему межклассовых различий. Разные группы людей от крестьянства до интеллигенции находились внутри одних и тех же текстов, что помогало ковать народную солидарность. То есть литература являлась одной из главных форм создания народа и поддержания его жизни. Было три потока: русская классика, советская литература и переводы лучших текстов Запада. Здорово, что иностранные писатели как бы стали заодно с нашими. Это и увеличивало объем знания, и прекрасно работало на пропаганду. Идея была в том, что есть элиты Запада, которые против нас, а есть западные писатели и народы, они за нас. Это был очень интересный проект.