Нынешней весной случились юбилеи признанных классиков украинской и
русской литературы Тараса Шевченко и Николая Гоголя. Для нас одинаково дороги и
музыка шевченковского стиха, и разящая сатира Гоголя. Казалось бы, чем не повод
для духовного объединения России и Украины, ведь обе наши страны имеют общие исторические, языковые
и православные корни. Но всё произошло с точностью до наоборот. События на
Украине стали предметом обсуждения на страницах
всех газет и Интернета, о них спорят на улицах и в кабинетах, часто можно
встретить и враждебно настроенные отклики. А ведь даже Гоголя национальный вопрос никак не занимал, вспомните его слова, где он
говорит, что не знает какая у него душа − русская или хохляцкая. И так о себе
может сказать каждый второй кубанец. Достаточно лишь прочитать рассказ Степана
Деревянко «Последний рубль», напечатанный в «10-м канале», №13, чтобы понять,
как тесно переплелись судьбы украинского и русского народов. Не дать себя
поссорить со своими братьями-украинцами, это ещё пока в наших силах.
ПОСЛЕДНИЙ РУБЛЬ
Мне было двенадцать лет, когда мать надумала проведать нашу
родню в украинском Полесье и решила взять меня с собой. На родине у неё остались
две сестры и мать, да ещё племянники, сыновья погибшего в войну брата Иосифа.
Отправились мы летом, когда моя старшая сестра Зина пошла в отпуск и приехала
домой, и было на кого оставить корову и прочее
хозяйство. Зина была довоенной дочерью отца от первого брака, но выросла после
войны у нас, нянчила меня и скучала по нашей семье. Отца и мачеху, мою мать,
она любила. Жила Зина после окончания ветеринарного техникума в Донбассе и
работала на ферме. Была она доброй и задумчивой девушкой. Зину родители и я
тоже любили.
Мы ехали с
матерью на север Украины, туда, где через много лет рванёт Чернобыль, и село,
где я родился, окажется в гибельной зоне. Ехали загружёнными харчами. «В
голодный край йидымо», - говорила мать. Месяц она собирала сливочное масло,
перетапливала его и заливала в глечики. И глечиков оказалось в чемодане
несколько да торба муки. В фанерном ящике, сколоченном отцом, везли сало и в
бутылках подсолнечное масло - олию. На большую поклажу у матери рук не
хватило. Я тащил узел с лёгкими подарками: платков, тканей каких-то мать
наложила да еду на дорогу.
Доехали мы
до нужной станции в еврейском местечке благополучно, если не считать, что от
увиденного в дороге у меня чуть не «вылезли» глаза и от впечатлений кружилась
голова. А мать просветлела лицом, помолодела и стала красивей. Она вообще
была неплоха собой: с чёрными волнистыми волосами, миловидная, полненькая.
Мужикам нравилась, отчего отец до психов ревновал. Мать оставила меня с вещами
у вокзала, а сама побежала искать еврея с подводой (это был еврейский
промысел), чтоб добраться в село. Было раннее утро, и с высоких сосен, под
которыми я стоял, на меня падали капли росы. Они прижигали мне плечи и спину холодом,
но отойти от вещей я боялся - сопрут, хотя никого поблизости не было. Вскоре
забухали по камням колёса, и из-за здания вокзала показалась мухортая кобылка,
тащившая непонятную для меня подводу: бока были не из сплошных досок, как на
Кубани, а плетёные из толстых лозин. В этой кошёлке на колёсах сидели рыжий до
красноты возница в жилетке и мать. Погрузились и поехали.
Дорога в
село тянулась лесом и была сплошь из желтоватого песка. И,
судя по следам колёс, машины по ней не ездили. Со
всех сторон нас окружали высоченные сосны, их корни буграми торчали из песка,
и на них нашу кошёлку кидало из стороны в сторону. Кобылка фыркала и
напрягалась так, что аж кожа на ногах дрожала. Бежать или хотя бы разогнаться
ей по такой дороге было немыслимо.
- Важко
коняке, треба б грошей за довоз добавить, хозяйка, - сказал матери возница.
-
Дам, як догаварювалысь, - ответила мать.
-
Ох, важко, важко коняке, можэ прыстать, ны
довызэ, - продолжил своё возница.
Мать
молчала.
-
Ох, важко ж, важко...
Мать
спрыгнула с подводы и пошла по тропе рядом с дорогой.
-
А так лэгшэ?
Возница смолчал.
-
Вызы. Получишь, як догаварювалысь. Знаю я вашу
рыжу породу, служила до войны у одних богатих в Киёви.
Золото лыжало в шкафу, а плакалы, шо на хлиб ныма. А як нимыць
граныцю пырыйшов, так утыклы аж в Сибирь. Тьфу...
-
Та то ж
богати, хозяйка, а я бидный. С конячкы кормлюсь.
Добавь, хозяйка, а? Ты ж из щидрого краю, с Кубани.
-
Ладно, дам тоби ще олии на слёзы, - ответила
мать.
-
Возница довольно причмокнул,
что-то по-еврейски сказал мухортой, и она, ковыляя задом, шустрее потащила кошёлку.
-
Сидайтэ,
хозяйка, - позвал возница мать.
-
Тэпэр ны хочу, пробижусь по ридной зымли, -
и мать сняла черевики, кинула их мне и пошла босиком.
Так мы к
обеду и добрались до села,не встретив по пути ни одной подводы.
Село моё родное, из
которого меня увезли младенцем,
оказалось разбросанным, деревянные хаты стояли под соснами там и сям, и почвой был тот же песок, что я видел в лесу. Огороды у хат были большущие, ещё
больше наших кубанских, и росла на них картошка. Местами она уже зацветала. Кое-где полосками зеленело
жито. Мать глядела на село и вытирала концами платка слёзы.
Остановились
мы в хате, где жили моя бабка Палажка, тётка Федора - моя крёстная, и её сын
Колька, босяк на пару лет старше меня. Тётка Федора болела и лежала под рядном
на широкой лавке. Её знобило. В войну тётка была связной партизанского отряда
(эти места считались партизанским краем), и на выходе из леса её сильно побили
полицаи, отчего временами на тётку нападала лихоманка. Что это была за
болезнь, я не знаю до сих пор, но так говорила бабка. Знаю только, что тётку
кидало то в жар, то в холод, и была она такая худющая, что я боялся к ней
подойти, когда она меня звала.
Вечером в просторной бабкиной хате, где
посреди единственной, но большой комнаты стояла русская печь и стол, а по
краям и у стола лавки, собралась родня. Поставили на стол ведёрный чугун
варёной картошки, наше сало, наше подсолнечное масло, житний хлеб и сулею
самогона. Выпили, разговорились, стали рассказывать, как живут: колхоз бедный,
ничего не платит, работают за трудодни, а по ним в конце года получают пуда по
три жита да картошки. А она ничего не стоит, её и свою, с огорода, продать негде,
потому картошкой кормят скотину и гонят из неё водку. Водку сбывают в
местечке евреям, но те сильно дурят. Оттого живут люди бедно. А как там на
Кубани? Мать рассказывала, все восхищённо цокали языками, выходило, что мы на
хуторе живём чуть ли не в раю, и надо будет родне перебираться к нам.
Разошлись
поздно. Спать нас положили с Колькой на соседних лавках голова к голове и мы,
утомлённые впечатлениями, уснули, а мать ещё долго за печкой шепталась с
бабкой и тёткой, а утром, когда я проснулся, в хате уже никого, кроме больной
тётки, не было.
-
А дэ мамка? - спросил я.
-
Побигла на кладовище могилки диток провидать: Вани и Зои, шо грыбамы
потравылысь, - ответила тётка. - Потим до родни збыралась. А ты погуляй с
Колю. (Почему-то тётка всегда, даже взрослого, его так называла: не Коля, а
Колю).
Брат где-то
бегал, а потом явился и позвал меня на озёра купаться. Кто б отказался! Я
схватил из чугуна по его примеру пару вчерашних картошек, щепоть соли и с
ватагой таких же босоногих побежал в лес. Но озёр там не увидел. Были какие-то
большие ямы меж сосен, заполненные прозрачной водой, в глубине ледяной. Пацаны
ныряли в них и выскакивали, как пробки, вереща на весь лес. Потом долго
стучали зубами на солнце, согреваясь. Так и брат нырнул и вылетел из воды. Но
я ж с Кубани! Нырнул и попал в ледяной холод. Но не выскочил, а пронырнул до
другого края озерка, а потом проплыл назад.
В верхнем
слое вода была тёплой.
И походил
потом по бережку, похлопывая себя по животу. Зубы сжал.
А к вечеру
от купанья у меня начался жар.
Всю ночь я
горел и бредил. Передо мной кружились в хороводе сосны, рыжий возница скакал на
своей кобыле по золотой пшенице, тянула ко мне руки мать, и всю ночь у моего
изголовья просидела бабушка и студила мокрым рушником мой пылающий лоб. Мать
где-то осталась ночевать у родни, побоялась в темноте идти через лес. А утром
виденья мои кончились, но я по-прежнему горел и слышал, как больная тётка
добрела до меня, хватаясь за стол и лавки, потрогала мой лоб и произнесла:
Боронь
Боже, боронь Боже Стыпанка.
А потом
сказала брату:
-
Колю, там за божныцэю в хусточки останний
рубэль (последний, значит), визьмы ёго и сбигай в сусидне сэло в аптеку, купы
Стыпанку аспирина, бо мы ёго можымо ны збырыгты.
-
Так туда ж далэко, - ответил брат.
-
Попросы веломашину у головы колгоспу.
-
Може, у поштаря?
-
Поштарь ны дасть, ёму пошту розвозыть.
Председатель
колхоза дал свой велосипед, и брат привёз лекарство.
А к вечеру
после аспирина жар стал спадать, пришла от родни мать, обцеловала меня, и я ей
сказал, за что купил Колька лекарство.
А через
пару дней на станцию в местечко нас отвозила на колхозной подводе поднявшаяся
после лихоманки тётка Федора, а правил худым коником Колька. Тётка сидела на
соломе в фуфайке и платке и говорила с матерью, что будут и они перебираться
на Кубань, раз у нас есть «хлиб и до хлиба». Что они потом и сделали.
А я смотрел
на величественные сосны, на прямые, как стрелы, солнечные лучи, пронизывающие
их вершины, слушал хруст песка под обитыми железом колёсами, глядел на причудливые
извивы корней, и весь мир казался мне добрым и прекрасным, каким он может
казаться человеку в двенадцать лет.
А дома, на
хуторе, мать обо всём рассказала отцу: сказала, что проведала могилку
старшеньких, и дала денег родне, чтобы деткам поставили «камьянэ надгробье»,
поведала и о моей простуде. А я добавил про «останний рубэль».
-
Та грошей Федоре я трохи дала, - сказала мать.
-
Нычёго, - сказал ей отец, - получу в совхози,
пошлёшь ще, раз там така биднота. Мы ны вмрэм.
Деньги,
конечно, мать послала.
А я сколько
живу на свете, столько и вижу перед глазами тот последний затёртый бумажный
рубль, хранящийся на крайний случай в платочке за ликом Господним, который
спас мне жизнь.
Степан ДЕРЕВЯНКО
Источник: Деревянко Степан. Последний
рубль: в жизни так бывает // 10-й канал. – 2014. – 21 марта. – С.5.
Комментариев нет:
Отправить комментарий