среда, 18 декабря 2013 г.

Стихи о родном хуторе Шевченко

На электронный адрес нашей библиотеки пришло интересное письмо. Оно написано нашей землячкой из Каневского района Светлицкой Валентиной Тихоновной (девичья фамилия - Шеремет). Сейчас она живёт в  городе Ростове-на-Дону, но родилась (в 1948 году) и выросла на хуторе Шевченко Каневского района. Училась там же в начальной школе, потом в школе хутора Мигуты и в средней школе совхоза «Красногвардеец». Окончила Краснодарский политехникум. Валентина Тихоновна прислала нам три стихотворения, наполненные любовью к своей малой Родине и грустью по давно ушедшим детству и юности. Ежегодно она приезжает в свой родной хутор Шевченко, о существовании которого не знают даже все каневчане. И каждый раз в её душе слагаются тёплые, ностальгические рифмы о милом родном уголке. Мы предлагаем вашему вниманию эти стихи.

САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ В РАЙОНЕ  ХУТОРОК….

Кубанский край, любимая станица,
Я шлю тебе привет издалека,
В твоих степях  есть место, что мне снится -
Красивый хуторок в степи и чудная река.

Есть в Каневском  районе это место,
Поблизости от Каневской,
И в нём прошло когда-то моё детство,
В том хуторе, стоящем над рекой…

Затерянный  в полях раздольных,
Забытый богом милый уголок,
О нём лишь вспомню - сердцу станет больно,
Как будто в жизни что-то не сберег.

Его «Семнадцатым» прозвали,
А позже стали и «Шевченко» называть,
Селились предки наши там, колхозы создавали,
Ведь кругом -  такая благодать!

Словно чудо или ласковая сказка,
Вспоминается вечернею порой
Речка под названием «Челбаска»,
С чистою, прохладною водой.

Извиваясь по степям Кубани,
Течет, нежно обнимая хутора,
Летом в ней так весело купалась,
Местная вся наша детвора.

А какие щуки в ней водились,
Окуни, лини да караси,
Словно золотом на солнышке искрились,
Что в куту водились, «шараны»!

Над рекою там стояла школа,
Открывая хатам счет,
Их же было очень мало,
Знали все дворы наперечет.

Дружно жили наши хуторяне,
Их колхоз тогда объединил,
Сеяли, пахали, жито жали,
Не жалея времени и сил.

Щедро, шумно «обмолоты» отмечали,
Всем гуртом «горища» наливали,
Строили дома из самана…
Жили словно все - одна семья!

Ну а если свадьба собиралась,
Со всех соседних хуторов родня сзывалась,
Хуторян всех приглашали,
И на славу так гуляли!

По нашей стороне, вдоль речки,
Другие тоже поселились хутора -
«Украинка», «Радьки» и «Щербаки»,
За  турбаном, по дамбе –«Бурсаки».

Чуть дальше хутора, на берегу другом,
Стоял какой-то одинокий дом,
Казался он загадочным, чужим,
И хутор  дальний тоже был таким.

Вернее было много хуторков,
В которых было несколько дворов,
И  каждому название давали,
А всех их вместе «Профынтэром» называли.

А чтобы хуторяне все дружили,
То мостик-кладку через речку проложили,
Как будто руку протянул,
Дом, что  стоял  всегда угрюм.

Ну вот, опять взгрустнулось о Кубани,
Ведь позабыть о ней нельзя,
Кто родился там, вечно его манят,
Богатые, бескрайние поля.

Поэтому мне при слове «Родина»,
Вспоминается наш скромный хуторок,
Палисадник, где росли сирень, смородина,
Самый лучший в мире уголок!

Там теперь я больше не живу,
Выбрала судьба мне шумный город,
Только и во сне и наяву,
Хутор мой мне очень сердцу дорог!
                      2010 г.
  

ВОСПОМИНАНИЯ О РОДНОМ ХУТОРЕ….

Я с грустью вспоминаю иногда
Ушедшей юности года,
И детства время золотое,
Беспечное, совсем простое.

Вот дом родной мой на Кубани,
Где родилась когда-то я,
В нем много лет жила, трудилась,
Большая дружная семья.

И пусть наш дом зовется хатой,
И крыша в нем из камыша -
В нем все мы были счастливы когда-то,
И жизнь прекрасною была!

Дом, огород всегда ухожены,
И палисадник под окном,
И все цветы, что мамой в нем посажены,
Казались сказочным ковром!

Могучий  и большой "шовкун"* -
Листвою с ветром говорун…
Накрыл собою весь наш двор,
Раскинув ветки, как шатер.

И только папа с мамой знали,
Когда они его сажали,
Чтоб охранял он наш порог,
Набросив лиственный полог.

Еще, я помню, он скрипел,
Как будто рассказать хотел
Что папа с мамой в жизни испытали,
Когда детей на ноги поднимали.

Средь них я младшею была,
Не обо всем я знать могла,
После войны я появилась,
Когда Кубань уж возродилась.

С войны вернулся папа в дом,
И все наладилось кругом,
Детишек дружная семья:
Два брата, две сестры и я.

Но годы быстро пролетели,
Мы друг за другом повзрослели,
И, словно птенчики с гнезда,
Разъехались - ну, кто куда.

У каждого - своя семья,
В Ростове поселилась я,
Но хутор наш к себе всё манит,
В места родные на Кубани.

Бродили  в детстве мы в полях,
И на роскошных берегах
Гусей пасли, коров гоняли,
Порою просто так, гуляли.

Так хочется туда вернуться,
В родную речку окунуться,
Увидеть степь во всей красе
И пробежаться по росе…

И заезжаем мы тайком,
Взглянуть на свой когда-то дом.
Двор выглядит таким пустынным,
И дом поник, стоит уныло.

Не видно в нем цветов и сада,
И птиц чужих теперь уж, стадо
Ступает важно во дворе,
Где так игралось детворе.

И речка кажется другой,
Какой-то маленькой, чужой.
И хутор наш, красивый прежде,
Стоит, грустит, в чужой одежде.

Лишь белый тополь, что в посадке,
Помашет веткой нам украдкой,
Пошлет нам ласковый привет,
Из тех, для всех счастливых лет.

Стоит теперь он неприметный,
Пожалуй, вовсе незаметный,
Кора его, как летопись всех лет,
Хранит для каждого секрет.

Ему все тайны доверяли,
Безжалостно кору кромсали,
На нём писали "формулы" порой
Со школы, по пути домой.

Единственный он был такой:
Высокий, серебристый и большой.
Приметным был на всю округу,
Ценили мы его, как друга.

И вот сейчас к нему бы прислониться,
И, не стесняясь, прослезиться,
Служил он верным маяком:
Его проехал, скоро – дом,

Где мамочка всегда нас ждала,
Обедом вкусным угощала,
А папа ласково глядел,
И счастья каждому хотел…

Ушел из жизни рано он,
И стал унылым сразу дом,
И чтобы сохранить в доме тепло,
Осталась мама в нем одна, судьбе назло.

Сажала огород, как прежде, птиц держала,
Детей и внуков всех на лето приглашала,
И продержалась в нем, сколько смогла,
Спустя лишь годы  продала.

Полвека с лишним в нем жила,
Почти что жизнь вся там прошла,
Детей в нем родила и воспитала,
Ночей тревожных сколько в нем не спала.

Война здесь полыхала за окном,
Она детишек сохраняла в нем,
Вся жизнь ее не легкою была,
Досталось ей забот сполна.

В  ушедшем веке, в далекие 30-е года
Дом был построен на века,
Колхоз распался, хуторок разрушен,
А дом стоит, еще кому-то нужен.
                                     2012г.

  КОГДА АВТОБУСЫ С ВОКЗАЛА НЕ ЗАХОДИЛИ НА ХУТОР

Я опять возвращаюсь домой,
Позабыв все печали, тревоги,
Я спешу на свиданье с тобой,
По знакомой степной дороге.

Здравствуй, хутор родной,
Здравствуй, дом на цветущей Кубани,
Здравствуй, край над степною рекой,
Что своей красотой меня манит!

Здесь родилась и выросла я,
Здесь влюбилась когда-то  впервые,
Здесь же  встретила я тебя…,
И спешу я в края родные.

Хорошо в полях одной,
По утрам шагать домой,
Хорошо увидеть солнце
Восходящим над рекой.

Краснодар - красивый город,
И Ростов – ему чета,
Но родной мне хутор дорог,
Тем, что выросла в нем я.
                              1964 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий