среда, 27 сентября 2017 г.

Наступила пора перечитывать старые сказки (новые стихи Владимира Саяпина)

В нашей библиотеке появился новый сборник стихов Владимира Саяпина, главного редактора историко-литературного альманаха «Каневчане». Он получен в дар от администрации Каневского   сельского поселения и находится ещё в стадии библиотечной обработки, но вскоре займёт своё место на полке и в сердцах своих читателей. Творчество Саяпина-поэта давно полюбилось тем, кто вступил в ту пору жизни, когда «с каждым годом всё дороже осень, с каждым годом прошлое родней», когда наступает «время доберечь и долюбить». Его стихи пронизаны тоской по родному отчему дому, которого уже нет,  по ушедшим близким, по первой и единственной настоящей любви. Полынный дух с полей, запах духов «Быть может» и звуки песни «Сиреневый туман» так ощутимо слышатся с каждой странички этого стихотворного сборника, что становится понятным – автор каким-то непостижимым образом возвратил нас в нашу собственную юность. По признанию самого автора, эта книга ‒ как звёздочка на верхушке ёлки его жизни.
Камень, по воде – круги,
И всё шире, шире бег их плавный,
Вот и время собирать долги,
Собирать разбросанные камни.
Мы предлагаем  своим читателям несколько стихотворений из нового сборника «Всё шире круги по воде…».

                 Радоваться жизни
Солнце ль из-за туч нахально брызнет,
Иль закружит хмуро вороньё,
Научитесь радоваться жизни
В каждом проявлении её.


Звёздочке, что в небе скромно светит,
Шалым ярким мальвам за окном,
Радуйтесь всему на этом свете –
Доведётся ли чему в ином?

Радуйтесь предгрозовому небу,
Жёлтым в заливных лугах стогам,
Радуйтесь, что Бог послал вам хлеба,
Что идёте на своих ногах,

Что в душе от зависти нет трещин,
Что ещё слегка пьянит весна,
Радуйтесь, что на красивых женщин
Смотрите ещё вы из окна.

Не задержит вас ГАИ на знаке,
Позитивных опер не берёт,
Будут вам хвостом вилять собаки,
Кто-то вам давнишний долг вернёт,

Радуйтесь, когда уже осталось
Мало дней в суме полупустой,
Радуйтесь, когда уже, казалось,
Радовать не может вас ничто.

Улыбайтесь даже через силу,
Говорите бодрые слова,
Чтобы всех врагов перекосило,
Чтобы были рады дети вам.

Радуйтесь в ночи гостям непрошенным,
В доме гость ˗ от Бога благодать,
Радуйтесь, что есть в кармане грошик,
Чтоб у церкви беженке отдать,

Жёлтых одуванчиков созвездьям
На промокшем от дождя лугу,
Троп степных, как судеб, перекрестьям
И костру на дальнем берегу,

Радуйтесь светло и бесконечно
Снегопаду, пуху тополей.
Помните, что в мире мы не вечны...
Оставляйте радость на Земле...
13 июля 2017 года


  
     Молитва
Проходит жизнь, и нечего сказать,
На все вопросы ˗ только многоточия.
Меня Господь за что-то наказал:
Он не послал мне в этой жизни дочери...

Снег на виски мне густо напылил,
Ночь холодна, неярко утро раннее –
Какой-то грех, видать, не замолил,
Или ещё за что-то наказание.

Теряет жизнь оттенки и цвета…
Всё оттого, что каждый Божий вечер
Мне снится кроха милая в бантах,
Обняв за шею, весело лепечет.

Мои сады ещё не отцвели,
И раз уж так по жизни получилось,
Хотя бы внучку, Господи, пошли,
За всё прости и сделай, Боже, милость.

Предельно эта истина проста:
Когда в две трети пройдена дорога,
Отец без дочки ˗ полусирота,
И давит, колет в сердце безнадёга.

Катитесь все дела, заботы прочь,
Охрипни, телефон, с звонками разными,
Сегодня снилась дочка мне всю ночь,
Я сказку ей про Золушку рассказывал...

Зеркала

Все наследники мы, никуда от наследства не деться,
Как бы ни была доля наследства ничтожно мала,
Обязательно нам зеркала остаются в наследство,
С потемневшею бронзой окладов своих зеркала.

Зеркала, отражавшие молодость папы и мамы,
Отражавшие светлые детство и юность твои.
Сколько в памяти этой потрескавшейся амальгамы
Отпечатков ушедшего дружной когда-то семьи!

Отмечалось ли в зеркале яркое майское утро,
Или дождик осенний, что стёкла оконные бьёт,
Зеркала отражали всё это безмолвно и мудро,
Про себя повторяя: «И это когда-то пройдёт».

Не грустили нисколько от смены эпохи и строя,
Им не плохо от этого было и не хорошо,
Отмечали бесстрастно замену гардин и обоев,
И спокойно ˗ отсутствие тех, кто со ссорой ушёл.

Щекотали нас солнечным зайцем на утренней зорьке
В пору юности нашей, когда засыпалось легко,
И скорбели они вместе с нами безмолвно и горько
В дни, когда закрывали печально их чёрным платком.

Скоро сменится снова листва на семейственном древе,
Наступает пора, и уходят со стен зеркала,
Словно мамина тётка, скромнейшая старая дева,
Что жила незаметно меж нами и так же ушла.

Я гляжу в зеркала, в них от солнца закатного полосы.
Отшумели весенние ливни, и смолкла гроза,
Проросла седина, скрыв навек прежде буйные волосы,
Не меняются в их отражении только глаза.

Знаю я ˗ день настанет, ускачет мой конь, звякнув стременем,
Станет место свободным моё за семейным столом.
Чтобы внуку привидеться смог в зеркалах я со временем,
Не выбрасывай, сын, зеркала с потемневшим стеклом.
                                                                             2013год
                         ***
Меньше  завтра, всё больше вчера,
Звуки тише, притушены краски:
Наступает такая пора
Перечитывать старые сказки.

Пожелтевшие томики книг ˗
В них душою опять отогреться,
Окунуться хотя бы на миг
В дивный мир волшебства, в своё детство.

...Кот на лавке лежит у двери,
Отражают глаза его свечи.
У иконы лампада горит,
И сверчок сонно пилит за печкой.

За замёрзшим окошком ˗ метель,
А бабуля мне варежки вяжет.
Юркнешь в тёплую, к деду, постель,
И он новую сказку расскажет…

Всё прошло, вместе с детством прошло,
Помахав мне крылом, как жар-птица,
Но далёкое это тепло
Глубоко где-то в сердце хранится.

И когда уже невмоготу,
И не знаешь, чем душу облегчить,
Мне во сне сказку давнюю ту
Тихо на ухо дедушка шепчет.

Брошу как-то забот карусель
И с работы пораньше приеду.
Ровно в полночь заплачет метель,
Мне напомнив про бабушку с дедом.

Телефон отключу до утра -
Прочь дела, договоры, подвязки! -
У меня наступила пора
Перечитывать старые сказки.
                11 ноября 2015 года

Нестерпимо  больно...

Порвалась струна. Стон её многократно
Накрыл ледяною волною мой мир.
Ударила осень меня беспощадно,
Мне чёрную розу швырнув на клавир.

Звенит тишина. Мир фальшиво невинный,
Как даун, с листвой продолжает дружить.
Остались от прошлого только руины
И мир, где отныне без мамы мне жить.

Где сердцу скулить, как собаке голодной
Снег с тропок не убран, и окна черны,
Где звуки и запахи в доме холодном,
И горькая незамолимость вины.

Где старое фото, где мама-девчонка,
На столике - письма, таблетки, очки...
И где-то в шкафу, средь белья, рубашонка,
В которой ты первые сделал шаги ˗

Её, как и память о сбитых коленках,
Она как святыню всю жизнь берегла...
И цокают ходики тихо на стенке,
Которые мама ещё завела...
20 октября 2016 года

                             ***
Пахнет летом и нескошенными травами
В той сторонке, где меня никто не ждёт.
Полузагнанный по жизни и затравленный,
Уезжаю в степь, омытую дождём.

Наконец-то я сумел приехать в гости.
Тишиной меня и грустью обними,
Уголок на деревенском на погосте
С дорогими мне, бесценными людьми...

Не богатые, по-сельскому, могилы ˗
Не люблю я расфуфыренных могил...
Все вы здесь, к кому душа всегда стремилась,
Вся родня, все те, кого я так любил.

Ждёт земля дождя, безветренно и душно,
И ворчит над степью дальняя гроза.
Смотрят молча, выворачивая душу,
На родных могилах милые глаза.

Разложу я немудрёную закуску
И налью стакан гранёный коньяку.
«Со свиданием», - скажу родным я с грустью,
Всем, кто дорог был мне на моём веку.

Почему поуходили вы до срока?
Почему ваш дом остыл, очаг погас?
 Боже мой! Как же без вас мне одиноко,
До чего ж мне не хватает в жизни вас!

Я давным-давно, с мальчишьих лет заметил,
Убеждаясь много лет потом подряд,
Что, какой бы ни гулял в округе ветер,
Но берёзы на погосте не шумят.

Защемит в глазах, и пульс в висках забьётся,
Шмель лохматый на ромашке загудит.
Ощутив необратимое сиротство,
Вдруг заноет сердце горестно в груди.

А вокруг, как в детстве, ˗ огненное лето,
За рекою ˗ синь, и ждут косы луга,
Терпко пахнет степь полынью разогретой,
Зной в садах на том и этом берегах.

На закате небо к ветру ярко-красно,
Над рекою низко лебеди летят,
Пахнет яблоками воздух - лето к Спасу,
Скоро августовский хлынет звездопад.

Скоро снова загрустит земля о зное,
По траве раскинув росный бисер слёз,
Кисть рябинную осенний дождь омоет,
Листьев золото смахнув с ветвей берёз.

Низко, в пояс, поклонюсь могиле деда,
Всем родным могилам, прежде чем уйти.
Не грустите, через год я вновь приеду,
Если только не споткнусь на полпути.

Если сердце болью от обид не стиснет,
От обид, что всех больнее ˗ от родных,
И предательство своих и самых близких
Вдруг не выбьет землю из-под ног моих,

Я приеду вновь сюда, к родным и милым,
Я вернусь под сень рябинок и берёз,
Чтобы летним ливнем начисто отмыло
Душу грешную, отвыкшую от слёз…
5 июня 2014года

Источник: Саяпин В.Ю. Всё шире круги по воде... - Каневская: Кубанское полиграфическое объединение, 2017. - 228 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий