В
августовском номере православного журнала «Фома» прочитала прекрасную статью «Как
сделать так, чтобы ребенку стало интересно читать?». Написал её Дмитрий
Александрович Емец — российский писатель-фантаст, автор серий книг
про Таню Гроттер, Мефодия Буслаева и некоторых других фантастических
персонажей. Он написал такие сказочные и фантастические повести для детей, как
«Дракончик Пыхалка», «Приключения домовят», «Куклаваня и К°», «Властелин пыли»,
«В когтях каменного века», «Охотники за привидениями», «Город динозавров».
Писатель женат и воспитывает семерых детей. По вероисповеданию – православный христианин.
Я думаю, даже такого короткого представления автора достаточно для того, чтобы
прислушаться к его рекомендациям и начать им следовать.
КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ РЕБЕНКУ СТАЛО ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЬ?
Рекомендациями делится писатель и
многодетный отец Дмитрий Емец
Чтение по очереди
Основной, базовый, работающий способ.
Страницу читаете вы, страницу — ребенок. Книгу выбираете вместе. А еще лучше — пусть
ее выбирает ребенок. Поначалу он будет выбирать иллюстрированные книги с
минимумом текста, но уже через месяц, после пятой-шестой прочитанной книги, вы
обнаружите, что начинает формироваться позитивная привычка. Старайтесь не
пропускать ни одного дня.
Нахождение текста
Хорошая игра. Берете текст — целую
страницу. Выделяете глазами в середине какую-нибудь оборванную фразу, например,
«принялась Танюша землю вскапывать». И пусть ребенок ищет ее глазами. И так
надо найти десять фраз. Очень хорошее упражнение на технику. Найти фразу не так
уж и просто, но искать ее интересно. Можно устроить игру в холодно-горячо, если
совсем тупик.
Чтение перевернутого
текста
Переворачиваете книгу, показываете
ребенку, что умеете читать текст перевернутым. А теперь пусть он читает.
Удивительно, но будет получаться! Чтение инструкций игрушек, содержания
продуктов, рекламных листовок, газет… Ну тут понятно, как это работает. Плюс
там много сложных слов, которых нет в детских книгах. Это очень расширяет
словарный запас и совершенствует чтение. Старайтесь использовать любую
нестандартную ситуацию. Дети часто боятся занятий как таковых, особенно
мальчики.
Написание собственных
книг
Некоторым детям больше нравится писать
книги, чем читать. Ну и отлично! Поощряйте! Помогите ребенку написать книгу о
чем угодно — о роботах, кошках, пауках. Или устройте ребенку переписку с сыном
троюродной сестры, которая живет в другом городе. Только не по электронной
почте, а в конверте. Получать бумажные письма очень приятно, а писать их
полезно. А кто пишет, одновременно и чтению стремительно обучается. Это похожие
процессы.
Аудиокниги
Ваш ребенок может бесконечно слушать
книгу, когда читаете ее вы, но сам не читает наотрез? Никакой хитростью не
заставишь? Ну тогда ваш путь – это аудиокниги. Закачайте их побольше. На флешку
в машине, на телефоны ‒ повсюду, пока не выработается устойчивая привычка. Для
многих детей это сейчас практически единственный способ начать читать. Рано или
поздно он все равно перейдет с аудиокниг на бумажные. Главное, чтобы чтение
стало ценностью и потребностью.
Аудиокниги ‒ наш семейный секрет. Они
творят чудеса. Я в детстве пластинки слушал сутками, потом кассеты, теперь
аудиокниги. Они очень помогают! Попытайтесь! Примерно через полгода вы увидите,
что у ребёнка вырос словарный запас, и речь стала художественной. Еще через год
он сам начнет что-то писать или придумывать.
Слоговые таблицы
На самом деле человек, как ребенок, так
и взрослый, не читает слова, а узнает их. Всякий раз, встречая незнакомое
слово, вы замираете на несколько мгновений и стараетесь его угадать. Если слово
новое и длинное, читаете его со скрипом и по складам. Для ребёнка же новых слов
большинство. Поэтому читайте слоговые таблицы! Скачайте их и читайте минут по
десять в день. Слоговые таблицы — это целые списки сложных слогов. Все эти
скра, вздры, шкре, всми, скле, взви, пре, здра и т.д. Попробуйте глазами
ребенка прочитать «средств» или «чувств». А потом вот это: на смаом длее
чеолевк чтиеат не бвукы, а зпамониеат слвоа цлеиокм. Джае елси преесатвить все
бкувы в солве, комре пверой и полсендей, чеелвок семжот читтаь, поомту что
уезнат солво.
Источник: Емец,
Дмитрий. Как сделать так, чтобы ребёнку стало интересно
читать? [Текст] : рекомендациями делится писатель и многодетный отец / Дмитрий
Емец // Фома. - 2018. - №8. - С. 59.
Комментариев нет:
Отправить комментарий