Мы
уже рассказывали о прекрасном навигаторе в мире книг, журнале «Читаем вместе»,
и вот в предновогоднем празднично
оформленном номере вновь знакомимся с множеством рецензий и литературных
обзоров: «Какие книги читали знаменитости в этом году?», «Любимцы публики –
топ-10», «Элитный отряд» (книги, отмеченные премиями), «Это не игрушки» (лучшие
книги для тинейджеров), «Загадки, приключения и любовь» (лучшие детские книги).
Они все заслуживают вашего внимания. Но познакомить своих читателей мы захотели
с обзором книг «Горячие. Откровенные. Наши». Во-первых, потому что они
действительно наши. Это пять новинок 2018 года, написанные российскими авторами
и ставшие лидерами продаж. Во-вторых, из пяти предложенных книг четыре есть в
фондах нашей библиотеки (Б.Акунин «Не прощаюсь», Г.Яхина «Дети мои», Т.
Устинова «Призрак Канта», Пелевин В. «Тайные виды на гору Фудзи»). А вот сборника любовных новелл и
анекдотов А.Цыпкина «Дом до свиданий…», к сожалению нет, но мы обещаем
исправиться. Мы ждём вас в нашей библиотеке и желаем уютного чтения в новогодние выходные!
ГОРЯЧИЕ. ОТКРОВЕННЫЕ. НАШИ
ПРОЩАНИЕ С ГЕРОЕМ
«Не прощаюсь»
завершает «фандоринский» цикл Бориса Акунина. Всё начинается в поезде «Самара
— Москва»: на дворе 1918 год, японец Маса садится в вагон с огромной сумкой, в
ней без сознания — раненый Эраст Петрович Фандорин. В романе «Чёрный город»
пуля попала сыщику в голову, и с тех пор он пребывал в летаргическом сне,
проспав Гражданскую войну и революцию. В компании случайных пассажиров Фандорин
внезапно приходит в себя, и далее читатель вслед за героем носится по
растерзанной России. Приключения Фандорина приходят к своему логическому
завершению в новой стране — Советском Союзе — и в новом жанре — перед нами уже
не детектив, а исторический роман. «Не прощаюсь» — главный бестселлер уходящего
года и двойная эпитафия: прощание с героем и жанром. С момента выхода дебютного
романа «Азазель» прошло двадцать лет, и дореволюционный трагизм, похоже,
исчерпал себя. Успех финальной книги — дань ностальгии, уважения Борису
Акунину и его герою.
Новый роман Гузель Яхиной «Дети мои» повторяет успех её дебютной книги «Зулейха
открывает глаза». Автор работает на стыке исторического романа и сказки.
Действие разворачивается на Волге в 20-30-е годы XX века: школьный учитель из
поволжских немцев Якоб Бах скрывается от мира на уединённом хуторе вместе с
единственной дочерью Анче. В степной глуши герои живут безмятежно и тихо. Бах
пишет сказки, которым суждено сбыться, «и немой отшельник против воли становится
демиургом, способным изменить окружающую действительность силой воображения».
Роман у Яхиной — конструкция мощная, глубокая и необозримая. История,
закованная в жанровые рамки околоисторического романа о поволжских немцах, напоминает
собор — сложный, гармоничный, массивный. Слог романа отличается прихотливой
избыточностью и кинематографичностью. Яхиной удается словом рисовать крупные и
общие планы, гипнотизировать запахами и вкусами. Она создает многомерную историю,
которая определенно стоит внимания читателя.
В случае с романами Татьяны
Устиновой действует формула «Если вам понравились предыдущие детективы
писательницы, то и «Призрак Канта» придётся по
вкусу». Устинова собирает в приморской гостинице героев, чтобы убить одного из
них — в лучших традициях жанра. Главный герой инженер Василий Меркурьев
приезжает в отель и встречает там самую настоящую ведьму — девушка резко
выделяется среди отдыхающих. Василий не верит в мистику, однако цепь
загадочных событий заставляет его всерьез задуматься о потусторонних силах:
томик Канта «читает сам себя», в камине то и дело загорается огонь, а вот и
труп — для полного антуража. Татьяна Устинова выводит на авансцену хичкоковскую
бестию и ловко плетет романтико-детективную интригу. Получается литературный
блокбастер, после которого не остается никаких сомнений в том, что автор —сценарист
фантастической изобретательности.
Роман «Тайные
виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина скроен по лекалам, знакомым
читателю ещё со времен «Чапаева и Пустоты»: буддийские принципы, упакованные в
современную «обёртку». Это история олигарха Фёдора и его друзей, которые
вложились в стартап по продаже счастья и просветления. Проводником в мир тонких
вибраций для них становится молодой предприниматель из Сколково. Все бы ничего,
только нирвана оказывается непосильной ношей для олигархов, и они с усердием
принимаются за антитерапию — занимаются деструктивными практиками вроде
насилия и употребления кокса и алкоголя. В стремительном хороводе перед читателем
проносятся монахи, феминистки и бизнесмены из девяностых. Маскулинному миру
противостоит красавица Таня — одноклассница Фёдора, в прошлом содержанка, в
недалёком будущем — феминистка, злоупотребляющая властью над мужчинами. Роман
пронизывает великолепное высокомерие к современному нарративу и фейсбучным
героям. Пелевин, искусный обличитель действительности, раздал оплеухи всем
подряд — олигархам, феминисткам, стартаперам из Сколково и, конечно, критикам.
Но сделал это так, что все готовы подставить вторую щёку.
«Дом до свиданий...»
Александра Цыпкина — сборник любовных новелл и анекдотов. Сатирическая книга о
«делах любовных» вместила в себя глубоко личные зарисовки и сюжеты, чей пафос
поднимается до общественно-социального. В рассказах Цыпкина отчётливо слышится
интонация Довлатова и Зощенко, только вместо коммунального новосоветского мира
— мир либидо и глянца, быт и бытие современной российской женщины, обречённой
на комические перипетии судьбы. Показывая абсурд и комизм повседневности,
Цыпкин не раздаёт диагнозы и рецепты, он (пиарщик по профессии) всего лишь
рекламирует человеческие пороки и делает это так виртуозно, что «братья Кант и
Ницше кажутся прямо щенками против его собственной мысли. Беспринцыпно,
как и обещано в заглавии.
(По материалам журнала "Читаем вместе")
Источник: Семёшкина Я.
Горячие. Откровенные. Наши : рецензия на пять книг-новинок 2018 года // Читаем
вместе. – 2018. - №12. – С. 10-11.
Комментариев нет:
Отправить комментарий