Идёт первая неделя Святок. Святки ‒
это главный зимний праздник в славянском календаре, знаменующий собой переход
от старого года к новому. Святки длились две недели, первая – «святые вечера»,
вторая – «страшные вечера». Основными
праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово (7 января), Новый год
(Васильев день, 14 января) и Крещение Господне (19 января). Многочисленные яркие
обряды и события превращали две святочные недели в чрезвычайно эмоциональное и
красочное действо. Некоторые из этих обычаев мы соблюдаем до сих пор, а значение других уже просто забыли.
Вот журналисты газеты «Нива Кубани» и постарались, чтобы мы узнали историю и
традиции этих родных нам праздников, разместив две статьи – «Святки. Рождественский
Сочельник, кутейник, свят вечер» и «Святки на Кубани».
СВЯТКИ
По церковному преданию в ночь на 7
января (25 декабря по старому стилю) родился Иисус Христос. Перед рождением Спасителя
в Римской империи, к которой в то время относилась и Палестина, проходила всенародная
перепись. Мария и её муж Иосиф, как представители Давидова рода, должны были
прибыть в Вифлеем (город Давида), чтобы внести свои имена в список подданных
кесаря. А Назарет, где проживала тогда супружеская чета, отделяло от Вифлеема
примерно трое суток пешего пути. Мария, ожидавшая рождения ребенка, не могла
идти быстро.
Поэтому, когда они подошли к
городу, все постоялые дворы и гостиницы были уже переполнены, а жители обычных
домов не захотели принимать на постой женщину «в тягостях».
Не найдя тёплого пристанища в
городских кварталах, Иосиф и Мария вынуждены были остановиться на окраине
Вифлеема в известковой пещере, куда пастухи в непогоду загоняли своё стадо. В
этом убогом пристанище вдали от людей, в холодную зимнюю ночь появился на свет
Иисус Христос — будущий Спаситель человечества.
Первыми о тайне его рождения узнали
находившиеся неподалеку от вертепа (пещеры) пастухи, которым, по преданию, об
этом радостном событии возвестил спустившийся с неба ангел. А следом за
пастухами в известковую пещеру, где в яслях на соломе лежал новорожденный
Богочеловек, пришли волхвы, принадлежащие к трём разным племенам. Старец
Мельхиор ‒ халдейский царь, Валтасар ‒ перс
по происхождению и юный эфиоп Каспар.
Волхвы были учёными астрономами или астрологами. Наблюдая за небом, они стали невольными свидетелями рождения новой удивительно яркой звезды, появившейся на небосклоне к востоку от Вифлеема. В ней мудрецы сразу же узнали звезду, о которой прорицатель Валаам предупреждал еще за 1450 лет до Рождества Христова. Согласно его пророчеству, звезда должна была возвестить человечеству о рождении истинного Царя, который станет владеть и править всем миром. Вслед за этой загадочной и нестерпимо яркой звездой, будто указывающей им путь, волхвы и отправились в Иудею, чтобы поздравить Богоматерь с рождением Спасителя и возложить к его ногам свои дары: ладан, золото и смирну.
Волхвы были учёными астрономами или астрологами. Наблюдая за небом, они стали невольными свидетелями рождения новой удивительно яркой звезды, появившейся на небосклоне к востоку от Вифлеема. В ней мудрецы сразу же узнали звезду, о которой прорицатель Валаам предупреждал еще за 1450 лет до Рождества Христова. Согласно его пророчеству, звезда должна была возвестить человечеству о рождении истинного Царя, который станет владеть и править всем миром. Вслед за этой загадочной и нестерпимо яркой звездой, будто указывающей им путь, волхвы и отправились в Иудею, чтобы поздравить Богоматерь с рождением Спасителя и возложить к его ногам свои дары: ладан, золото и смирну.
Праздник Рождества Христова
считается Величайшим, Всемирным и Радостнейшим. Рождеству предшествует
сорокадневный пост, который заканчивается Навечерием Рождества, или
Сочельником. А со времён правления римского императора Юстиниана отмечаются и
зимние рождественские святки, которые продолжаются до Крещения. Издавна принято
было первую неделю святок называть Святые вечера, а вторую ‒ вечера Страшные.
Наверное, от того, что народ в это время уже не столько о благочестии пекся,
сколько мирским и даже языческим наслаждениям предавался, занимаясь гаданием,
колядованием, пением подблюдных песен и хождением ряженых по домам.
Едва наступал первый святочный день
Страшных вечеров, как на улице появлялись маленькие выряжонки, в сумерки
наряжались подростки, а к ночи уже плясали, пели и «представлялись» взрослые.
Девицы любили рядиться в мужское платье, а юноши ‒ в женское. Лица закрашивали
сажей, на голову надевали самодельные «кудельные космы», в рот вставляли
вырезанные из репы зубы, а к шапкам прикрепляли воловьи рога, превращая порой
ряженого в жуткого дьявола. Хотя не меньше любили рядиться цыганами, солдатами
и медведями.
Кроме того, на Рождество жгли
костры, полагая, что усопшие родители могут возле них обогреться и что от этого
огня летом непременно уродится пшеница.
Но как бы ни дурачились, все ставили
на окно зажжённую свечу, как бы приглашая Богородицу на ночлег и ужин.
СВЯТКИ НА КУБАНИ
Наступил Новый год, а за ним пришли и
Святки (7-18 января). К ним готовились загодя: резали кабана, делали окорока,
сальтисоны, колбасы. Колбасы не ели сразу. Пост. Их складывали в кастрюли и
заливали горячим смальцем (топлёным свиным жиром). В таком виде они хранились
долго, иногда до Пасхи (если дети потихоньку не вытягают).
Со святками связана масса воспоминаний.
И дети, и взрослые разучивали или вспоминали забытые слова и мелодии святочных
песен, так как в музыке и пении человек может излить восторг и полёт души.
Мелодия даёт простор тому, что не вмещается в границах слов.
Рождество, великий день всего
христианского мира, издавна сопровождался красочными народными обычаями. Оно
стало своего рода семейным праздником.
Вечером в канун Рождества Христова (6
января ‒ сочельник, вэчеря) принято ходить в гости и приносить вечерю. Приняв
у себя дома «вечерников», крестников, соседских детей и, посетив с вечерей
маму, я по традиции собиралась с мужем и его роднёй на вечерю к свекрови. Жила
она на краю станицы километрах шести от нас. Чтобы успеть к столу к первой
вечерней звезде, мы выходили из дома загодя.
Мой свояк ‒ рэпаный казак с сывой
чупрыной, весельчак и балагур Василий, разговаривающий на кубанской балачке,
любил ходить в гости к хлебосольной тёще. И на сей раз он первым вошёл в заветный
двор. Там нас встретила кахканьем стая уток. Крупный селезень, видно заподозрив
в Василии соперника, поспешил отвести свой гарем в угол двора, где и был
пойман ловким Василием.
Схватив селезня, Вася повернул его к
себе хвостом, поднял на уровень лица и со словами: «А ну, хто цэ: вин чи вона ‒
приподнял вверх хвост бедной птицы. С перепугу и непочтительного отношения к
своей персоне селезень выпустил из-под хвоста жидкую струю. Бережно опустил
селезня на землю и невозмутимо изрек: «Вона... Вин бы так ны ср…!». Проведя по
лицу рукавом фуфайки сказав: «Отакычки!».
Василий взял у жены кошелку с кутьей и
подарками и почимчикував в хату. С порога: «Здрастуйтэ! Папа и мама прыслалы
вам вэчерю, а мы прынеслы!
‒ Спасибо. Заходьтэ, диткы, сидайтэ за стил…».
В доме было тепло и необычайно
загадочно. В «святом» углу перед образами горела, подмигивая лампадка. Под ней
на угольнике (деревянной треугольной формы столике, вмонтированном в стену)
стояла чашечка с кутьёй и горевшей свечкой. Пахло воском и праздником. «Кво-кво-кво.
Кутья ‒ на покутя, а узвар ‒ на базарь» ‒ вспоминалось детство, когда мама
посылала лезть под стол с этими словами, чтобы «харашо лупылысь курчата».
На
столе ‒ скатерть, которая вместо клеёнки стелилась только по большим праздникам.
Главное угощение ‒ посреди стола на пучке сена ‒ символа урожая и богатства
стояла миска с кутьёй, приправленной сдобренным мёдом, узваром и изюмом. Кутья ‒
рисовая, хотя раньше за неимением риса варили цельные зёрна пшеницы. Кроме
кутьи на столе стояли 12 вегетарианских
кушаний (по числу месяцев в году) так как это был последний день
Рождественского поста. В воздухе витал манящий запах «скоромной» еды: пахло
котлетами, поджаренной домашней колбаской и сдобной выпечкой. Но это ‒ потом с
полуночи.
Вечеря затянулась за полночь. Никто не
спешил домой. Все решили ночевать у хозяйки дома. Спальных мест хватало не
всем. Детей уложили на кроватях, остальные решили спать покотом (т.е. рядком
на полу).
Наступило рождество. Разговевшись,
мужчины собрались рождествовать. Мы ‒ женщины решили не отставать от них.
Хотя по обычаю рождествуют только мужчины, мне было интересно посмотреть на
это действо.
Пока
мы репетировали песнопение, Василий трижды выходил во двор покурить. Хозяйка
дома посоветовала ему «не рыпаться» и «одягаться потыплише,
шоб ны закацубнуть, а то на улыци мороз дэрэ». Действительно, в эту ночь снега
не было, а морозище жал, аж ноздри слипались и над электроопорами с фонарями
поднимались в небесную высь длиннющие тёмные свечи. Звезды были яркие и
огромные. Казалось, что их к празднику начистили и подвесили низко над Землёй на ниточках.
Зашли
к деду Андрею. Он еще не спал и радушно встретил гостей. Пригласил в хату. Там стоял густой запах самогона, как в
«гадюшнике»
(в
пивной). По нетвёрдой походке деда
поняли: он уже успел «остограмиться». И не раз. Дед
проводил нас в хатыну (в зал). Мы стали лицом к иконам в святом углу.
«Рождество твое, Христосе Боже наш,
Возсияя Мирови свет разума», ‒ запели мы старательно, но не очень стройно (мало
репетировали). «В нём бо звездам служащий
Звездою учахуся тебе кланятися. Солнцу правды, и
Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе! Дева днесь Пресущественного
рождает и земля вертеп Неприступному приносит. Ангелы с пастырями славословят, волхвы
же со звездою путешествуют, нас бо ради родился Отроче младо, превечный Бог. Здравствуйте!
С праздником. С Рождеством Христовым!».
За старательное пение дед одарил нас чекушкой жидкости. Содержимое её
нам было неизвестно. Я подумала: брага, так как мутная. «Згодыться», ‒ сказал Василий
и сунул подарок в карман
куфайки.
Мы ходили без положенного такому случаю
атрибута ‒ звезды. Заранее не изготовили, а ночью не нашли из чего её
мастерить. Пошли дальше. Но нас ждало разочарование. Обошли мы дворов десять,
но на наше: «Пустить рождествовать», ‒ звучало одно и то же: «Ничого давать!».
Посоветовались и решили заходить только к родственникам и
знакомым. Там нас примут наверняка. Вот и двор бабы Любы. Толкнули калитку ‒
заперто. Запор где-то внизу. До крючка не дотянуться. Недолго думая, взяли Василия
за руки и ноги (благо он был щуплее всех) и переметнули через забор, чтобы
открыл нам калитку. Для облегчения веса я забрала у него чекушку.
Но едва смолк звук упавшего тела
Василия, как из-за угла дома с неистовым лаем понесся на него лохматый псина. Не
успели мы опомниться и сообразить, что делать, как Василий уже стоял среди нас.
Видно ангелы на крыльях перенесли его через забор. «Дайтэ» ‒ полушёпотом произнес
он. Мы поняли о чём речь, и для снятия стресса я подала ему чекушку деда Андрея.
Василий зубами вытащил с горлышка
бутылочки газетную затычку и «пырыхылыв» посудину горлом ко рту, хотел
глотнуть живительной влаги. Но содержимое чекушки не полилось. Замёрзло.
«Ну и жмот, скупырдяй, злыдня. Я зразу змыкытыв,
шо тут шось ны тэ. На тобы Боже, шо мини не гоже!» ‒ бубнил он. Бильше мэнэ никуды
нэ кыдайтз, бо я с пырыляку трохы ны вмер! Та и я раззява. А вин? Замисто
самогонки брагы налыв! А шоб його пыдняло, та гэпнуло в муляку!».
Ох, и намёрзлись мы в ту ночь! Вернулись
домой на стыке утра и дня. В хате было уютно, а главное ‒ тепло! В печке
потрескивали дрова. Смолистый запах щекотал ноздри.
На плите в большой сковородке шкварчало
сало. Домашнее, пахучее. Аж слюнки потекли. Минуты через три сковорода с
глазуньей уже была на столе. Жар ещё волновал глазунью, и она что-то шепча,
подёргивалась и подмигивала нам желтками.
С глазуньей разделались быстро, «як за
сэбэ кынулы». Пошли в ход и котлеты. Голубцы, колбаса, окорок. Под каждую
закуску Василий говорил: «На сэрдци ‒ грусть, в мозгах – застой. Ну, давайтэ по
одной!». Под конец и сам понял, что перебрал и изрек: «Ну и налызався я сёдня,
як Мартын мыла!».
Тепло печи после мороза, «огненная вода»
и обильная сытная пища сделали своё дело. Всех разморило и клонило в сон.
«Хочу спаточкы. Пишов в люлю», ‒ изрек
Василий и исчез за дверью спальни.
Хотя мы были молоды и могли бы еще
продержаться, но сон милее всего на свете! Мы тоже решили прикорнуть. Тем
более, что свекровь сказала, что в такой большой праздник «нызя ничого робыть».
Сёдня даже дивка волостя ни чешэ и косу ны плэтэ, грих!».
Немного поспав, мы начали ладить костюм
для «козы», так как было решено вечером идти колядовать.
7-го января вечером ‒ колядки. По обычаю
колядуют девочки и женщины. Но поскольку колядовать ходят с «козой», то роль «козы»
зачастую (если не всегда) исполняют мужчины.
Из соломы и другого подручного
материала соорудили нешто, похожее на голову козы. Подвели ей глаза, надели
на нее колье (ошейник). Вывернули наизнанку кужух (овчинный тулуп) и надели его
на Васю. Мы решили, что быть ему сегодня «козой». Он почти не сопротивлялся,
так как еще не совсем протрезвел и плохо соображал.
Привязали к ошейнику «козы» верёвку и
пошли колядовать.
По пути встретили группку девчушек,
которые стайкой воробышек впорхнули во двор соседей и запели под окном:
Коляд, коляд, колядныця.
Добра з медом паляныця.
А бэз мэду ‒ ны така.
Дайтэ, тетка пырижка.
А вы, дядько, ‒ грошей.
Колядка
хароша!
Антонина
ДИДЕНКО.
Записки Антонины Диденко о праздновании рождественских
Святок на Кубани ‒ это практически документальные записки о событиях, которые
исторически складывались в течение длительного времени в станицах и на
хуторах.
(По материалам газеты "Нива Кубани")
Источник: Диденко, А. Святки на
Кубани : народные традиции / А. Диденко // Нива Кубани. - 2020. - 3
января. - С. 5.
Комментариев нет:
Отправить комментарий